Научная тема: «ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В 1991-2011-е ГОДЫ»
Специальность: 07.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна диссертации определяется актуальностью исследовательской проблемы, ее недостаточной - для современного уровня развития историографии - концептуальной, методологической, методической и конкретно-предметной разработки. По существу диссертант впервые в историографии комплексно, с учетом нового научного направления, исследовал наиболее приоритетные аспекты эволюции международного образовательного сотрудничества в условиях модернизации российской высшей школы в 1991-2011 годы. Был проведен скрупулезный анализ достижений и проблем в этом направлении, обобщены концептуальные основы, основные тенденции и направления интеграции России, ЕС, Азиатско-Тихоокеанских стран в сфере высшего профессионального образования в исследуемые годы, что является важным элементом научной новизны.

На основе изученного большого пласта фактического материала автором разработаны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию образовательного сотрудничества России с зарубежными странами с учетом требований наступившего ХХI века.

Одной из особенностей научной новизны диссертационной работы является то, что она имеет междисциплинарный характер.

Список опубликованных работ
а) публикации в изданиях ВАК:

1.Аржанова И.В., Жураковский В.М, Уледов В.А. Инновационный проект развития образования национального фонда подготовки кадров // Университетское управление. – 2002. – №2. – С. 75-80 (0,4 п.л.)

2.Аржанова И.В., Райчук Д.Ю. Бенчмаркинг как инструмент формирования международных совместных образовательных программ в России // Университетское управление. – 2005. – № 4. – С. 56 – 59 (0,3 п.л.)

3.Аржанова И.В., Амеленков А.А., Анисимов С.П. Организация сетевого взаимодействия вузов-участников Болонского процесса как основа управления интеграцией российской системы высшего профессионального образования в

общеевропейскую: практика организации, цели, функции, структура, перспективы // Университетское управление. – 2006. – № 1(41). – С. 58 – 70 (0,8 п.л.)

4.Аржанова И.В. Решительный шаг к инновациям // Высшее образование сегодня.– 2008. – №. 3. – С. 10 – 14 (0,3 п.л.)

5.Аржанова И.В. Формирование партнерств и создание условий для развития университетов // Вестник международных организаций. – 2010. –№ 3 (29). – С. 4 – 10 (0,4 п.л.)

6.Аржанова И.В. Международное образовательное сотрудничество – эволюция понятия и его содержательная сущность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». – 2011. – №4. – С. 124 – 133 (0,6 п.л.)

7.Аржанова И.В. Новые подходы Европейского Союза к интернационализации высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». – 2011. – № 4. – С. 39 – 49 (0,7 п.л.)

8.Аржанова И.В. Жураковский В.М. Развитие системы НИУ: некоторые итоги // Высшее образование в России. – 2011. – №12. – С. 47 – 54 (0,5 п.л.)

9.Аржанова И.В. Рейтинг университетов: от механизма маркетинга к объективному ранжированию // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». – 2011. – №4. – С. 98 – 109 (0,8 п.л.)

10.Аржанова И.В. Конкурентоспособность образования как приоритет современной образовательной политики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – 2012. – № 142. – С. 10 – 16 (0,4 п.л.) (в печати)

11.Аржанова И.В. Особенности реализации инновационных направлений высшего образования в странах Европы // Гуманитарные исследования. – 2012. – №2 (42). – С. 5 – 9 (0,3 п.л.) (в печати)

б) Монографии и монографические издания:

12.Аржанова И.В. и др. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Рук. авт. коллектива В.М.Филиппов. – М.: Логос, 2005. – 540 с. (34 п.л.) – Вклад соискателя – 10 п.л.

13.Аржанова И.В. и др. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы - 2-е издание. - М.: Логос, 2006. – 488 с. (30,5 п.л.) – Вклад соискателя – 12 п.л.

14.Об итогах реализации Приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Высшее образование»: аналитический доклад. / Под ред. И.В. Аржановой. - М.: Логос, 2008. – 156 с. (9,8 п.л.) Вклад соискателя – 5 п.л.

15.Агранович М.Л., Аржанова И.В. и др. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / [Нац. фонд подготовки кадров; отв. ред. М. В. Ларионова]. - М.: Логос, 2010. – 274 с. (17,3 п.л.) – Вклад соискателя – 2,5 п.л.

16.Аржанова И.В. Российская высшая школа в контексте международного образовательного сотрудничества / И.В. Аржанова. - М.: Логос, 2012. – 362 с. (23 п.л.) (в печати)

в) Статьи, тезисы:

17.Аржанова И.В., Дмитриев Н.М. Роль дистанционного обучения в международном понимании развития образования // Тасис Проект ДЕЛФИ. Компонент IV. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. – 2001. – С. 10 – 21 (0,8 п.л.)

18.Аржанова И.В., Соболева Е.Н. Сравнительный анализ международных проектов в сфере высшего образования: трансграничное образование и интернационализация // Сборник научных трудов РГПУ. – 2004. – с. 25 – 35 (0,7 п.л.)

19.Аржанова И.В., Соболева Е.Н. Об итогах программы НФПК «Совершенствование управления в вузах» // Доклады международной конференции «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт». – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 100 – 107 (0,5 п.л.)

20.Аржанова И.В., Соболева Е.Н. Сравнительный анализ международных проектов в сфере высшего образования: трансграничное образование и интернационализация // Подготовка специалиста в области образования: Сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. Вып. XI. Высшее образование за рубежом. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 352 с. – С. 125 – 140 (1 п.л.)

21.Аржанова И.В. Кто получит миллиард // Студенческий меридиан. – 2007, – № 4. – С. 62 – 64 (0,2 п.л.)

22.Аржанова И.В. География и арифметика Болонского Процесса // Аккредитация в образовании. – 2007. – № 18. – С. 40 – 45 (0,4 п.л.)

23.Аржанова И.В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России: (по результатам подготовки Национального доклада РФ 2005-2007 г. г.) // Аккредитация в образовании. – 2007. – № 13. – С. 20 – 22 (0,2 п.л.)

24.Аржанова И.В. Государство и высшая школа: альянс начала века // Вестник Герценовского университета. – 2008. – №3 (53). – С. 4 – 13 (0,6 п.л.)

25.Аржанова И.В. Национальный фонд подготовки кадров – оператор приоритетного национального проекта «Образование» 2006-2009 // Национальные проекты. – 2009. – №12 (43). – С. 72 (0,1 п.л.)

26.Аржанова И.В. Национальные исследовательские университеты и их роль в формировании кадрового потенциала Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2010. – №3 (37). – С. 10 – 23 (0,9 п.л.)

27.Аржанова И.В. НФПК – содействие развитию эффективной системы образования и науки в целях повышения конкурентоспособности страны // Образование в России. Федеральный справочник. – 2010. – Т.7. –С. 89 – 90 (0,1 п.л.)

28.Аржанова И.В., Филиппович А.Ю., Коршунов С.В. Система дополнительных квалификаций в сфере ИКТ // Качество образования. – 2010. – №11. – С. 18 – 23 (0,4 п.л.)

29.Аржанова И.В., Клягин А.В. Интеграция образования и науки: основные тенденции и перспективы // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития // Материалы международной научно-практической

конференции 13 мая 2010 г. Книга 2.– М.: ГОУ ВПО РЭА имени Г.В. Плеханова, 2010 – С. 95 – 102 (0,5 п.л.)

30.Аржанова И.В. Кузнецова А.Н., Кашицин В.П. Особенности организации тендерных процедур с участием международных неправительственных организаций // Совершенствование механизмов управления комплексными программами и проектами в социальной сфере. Сборник материалов круглого стола.– М.: Экон-информ, 2010. – С. 421 – 433 (0,8 п.л.)

31.Аржанова И.В., Авдеева С.М. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) // Информатизация образования России: люди, организации, проекты. Справочник.– М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2011. – С. 254 – 257 (0,3 п.л.)

32.Аржанова И.В. Вузам не хватает реактивности// STRF, Наука и технологии РФ, 2011 / http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=41477&dno= 42065

33.Аржанова И.В. Актуальные программы обязательно должны влиять на обновление основных образовательных программ // РАБО Бизнес-образование. – 2012. – №1 (31). – С.12 – 16 (0,3 п.л.)

34.Аржанова И.В. Ценность акцентов. Многообразие моделей НОЦ – неожиданный эффект программы // Поиск. – 2012. – №12. – С. 10 – 11 (0,5 п.л.)

35.Аржанова И.В. Программа развития вузов как объективная необходимость. // Ректор вуза. – 2012. – №2. – С. 4 – 9 (0,4 п.л.)