1.1. Интерпретационная деятельность читателя-школьника есть механизм становления, движения и развития диалогических отношений читателя-школьника с художественным произведением, миром и самим собой, который представляет собой органичный природе искусства слова, обучения и бытия ценностно-смысловой процесс диалогового взаимодействия мира текста и литературного и жизненного опыта учащегося, условно итоговым результатом которого является творческая работа.
Интерпретационная деятельность читателя-школьника обладает такими свойствами, как субъектность, полифункциональность, адаптивность, продуктивность, креативность, нелинейность, интегративность, открытость и обеспечивает эстетическую и ценностно-смысловую взаимосвязь всех этапов художественного общения: восприятия - анализа - собственно интерпретации.
Интерпретационная деятельность читателя-школьника в процессе литературного образования реализуется как трехкомпонентный процесс: как метадеятельность (установка на деятельность и способ достижения результата); как вид деятельности, направленный на получение конкретного продукта (творческой работы); как субъектная активность, направленная на реализацию потребности ценностно-смысловой сферы личности. Субъектная активность личности выступает в этом процессе одновременно как высший результат развития интерпретационной деятельности и как установка на дальнейшую самостоятельную интерпретационную деятельность.
Цель интерпретационной деятельности читателя-школьника заключается в овладении механизмами восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения и истолковании воспринятого, пережитого, понятого и создании нового творческого продукта; в добывании художественного и личностного смысла в искусстве и жизни и приобщении к ценностям. Наличие «обратной связи» (жизнь - читатель - художественное произведение - автор - читатель - жизнь) обеспечивает сопряжение внешнего (на уровне текста) и внутреннего (на уровне личности) диалогов в процессе интерпретационной деятельности и является главным условием ответствования читателя-школьника тексту и бытию.
Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника с 5-го по 11-й классы идет в направлении постепенного формирования полиинтерпретационного пространства - читательского дискурса, в котором диалогически сопрягаются и взаимодействуют эстетический и жизненный опыт читателя-школьника и формируется и уточняется его позиция как читателя и как личности.
Личностные результаты развития интерпретационной деятельности учащихся отчасти отражаются в творческих работах, отчасти являются результатами, отсроченными во времени (идеалы и жизненные принципы, цели и поступки, творческое поведение).
Творческая работа есть условно итоговый продукт и результат развития интерпретационной деятельности читателя-школьника, воплощенный в тексте (вербальном, невербальном, креолизованном), представляющий собою самостоятельное произведение, в котором отражен его диалог с художественным произведением, миром и самим собой.
1.2. Принципы развития интерпретационной деятельности читателя-школьника:
- принцип установки на смысл, ценность и качество действий, который обеспечивает: 1) взаимообусловленность всех элементов структуры интерпретационной деятельности: мотива, цели, средства и результата; 2) взаимосвязь и качественную реализацию всех этапов художественного общения; 3) значимость и ценность условно итогового продукта интерпретационной деятельности для ученика и учителя а) на уровне включенности в интер-претационную деятельность всех участников процесса обучения: учитель-ученик-класс; б) на уровне понимания участниками смысла процесса и смысла результата интерпретационной деятельности;
- принцип активизации интерпретационных процессов на каждом этапе художественного общения (этапе интерпретирующего восприятия, этапе интерпретирующего анализа, этапе собственно интерпретации), обес-печивающий качество и взаимосвязь восприятия, анализа и интерпретации художественного произведения;
- принцип сопряжения стратегий интерпретации, которые задает текст и автор как создатель текста, и стратегий интерпретации читателя-школьника, обеспечивающий глубину и индивидуальность понимания и интерпретации художественного произведения;
- принцип вариативности в выборе учеником плана содержания и плана выражения, позволяющий максимально учитывать уровень литера-турного развития читателя-школьника, его индивидуальные особенности восприятия, его эстетические и личностные потребности;
- принцип постепенного расширения и углубления содержания кон-текста интерпретации художественного произведения и выстраивания открытого полифонического ценностно-смыслового читательского дискурса (на уровне жанров, жанровых систем, эмоциональных и стилистических доминант художественных текстов; культурных эпох; читательских дискурсов), в котором диалогически сопрягаются, эстетически и этически взаимодействуют мир текста и внутренний мир читателя;
- принцип учета разномерности интерпретаций, обусловленной различием целей и интерпретационным потенциалом участников диалога и равноправности вхождения всех участников художественного общения в интерпретационный дискурс;
- принцип учета относительной успешности читателя-школьника в развитии интерпретационной деятельности, позволяющий максимально объективно оценивать результаты и стимулировать дальнейший рост ученика как читателя и как личности.
2. Выявлены следующие методические условия эффективного развития интерпретационной деятельности читателя-школьника:
- активизация интерпретационных процессов на всех этапах художественного общения посредством использования методов и приемов диалогического характера на разных уровнях текста и разных масштабах контекста художественного произведения: на уровне диалогов текста, на уровне диалогов жанров, на уровне диалогов эмоциональных и стилистических доминант художественных произведений, на уровне диалогов культурных эпох, на уровне диалогов текстов разных видов искусства, на уровне диалогов читательских дискурсов;
- реализация системы творческих работ как условно итоговых продуктов интерпретационной деятельности читателя-школьника, обеспечивающей целостность и качество процесса и результата художественного общения;
- гармонизация читательского восприятия и вариативность стратегий интерпретации путем воплощения продуктов интерпретационной деятельности в разных жанровых системах (научной, критико-публицистической, художественной) на всех этапах литературного развития, что помогает учащемуся глубже освоить художественный текст и обрести личностный план выражения мыслей и чувств;
- компетентность учителя литературы, создающего условия для развития интерпретационной деятельности читателя-школьника на основе выбранной методической интерпретации художественного произведения, обращенной к конкретному адресату, - личности учащегося.
Цель создаваемой учителем методической интерпретации литературного произведения заключается в разработке на основе соответствующих принципов модели развития интерпретационной деятельности читателя-школьника, в которой каждый участник учебного общения-отношения вступает в незавершающийся с «прохождением темы» открытый диалог диалогов искусства и жизни.
Компетентность учителя литературы понимается нами как стремление, способность и готовность на основе ценностно-смыслового диалогического взаимодействия его предметной, методической, психолого-педагогической, креативной и личностной компетенций создавать условия для становления и развития интерпретационной деятельности школьника как читателя и как личности.
1.Ядровская Е.Р. Эрнст Гофман. «Щелкунчик и мышиный король», 5 класс. // Литература в школе. М.:1998. – № 8. – С. 130-138. – 0,5 п.л.
2.Ядровская Е.Р. Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе. // Литература в школе. М.: 2004. – №7, – С. 34-37. – 0,7 п.л.
3.Ядровская Е.Р. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя в VI классе. // Литература в школе. М.: 2005. – №12. – С. 41-43. – 0,4 п.л.
4.Ядровская Е.Р. Проблема творческих работ в школьном литературном образовании. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (тираж 300). 2009. – № 112. – 320 с.– С. 63-72. – 0,7 п.л.
5.Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством и путь творческого развития личности. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (тираж 300). 2009. – № 113. – 316 с.– С. 76-82. – 0,55 п.л.
6.Ядровская Е.Р. Творческая деятельность читателя-школьника как путь реализации воспитательных целей и задач школьного литературного образования. // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 10 (1). – Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2009. – С. 94-98. – 0,35 п.л.
7.Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «Литературное развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность». // Мир науки, культуры и образования. 2009. – № 5(17), Горноалтайск. – С. 132-139. – 1,15 п.л.
8.Ядровская Е.Р. Анализ понятия «интерпретация» в аспекте методики преподавания литературы. // Известия Южного федерального университета. 2009 – №10. – С. 125-135. – 0,8 п.л.
9.Ядровская Е.Р. Пьеса Е. Гришковца «Одновременно или одновременно в дискурсе читательской интерпретации». // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (тираж 300). 2009. – № 114. – 320 с. – С. 147-155. – 0,6 п.л.
II. Монографии и учебно-методические пособия
10.Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2012 (январь). – 184 с. – 11, 5 п.л.
11.Ядровская Е.Р. Современная литература в базовой и профильной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Сага» - «Наука», 2007. – 336 с. – 21 п.л.
12.Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения: факультативный курс для старшеклассников и студентов // Учебное пособие под общей ред. В.Г. Маранцмана. – СПб.: Изд-во «Сага» – «Наука», 2007. – 138 с. – 7,5 (в соавторстве, авторских - 4 п.л.)
13. Ядровская Е. Р. Интерпретация текстов искусства: Учебное пособие / под ред. Е. Р. Ядровской. – Санкт- Петербург: Свое издательство, 2011. – 196 с. – 7,9 п.л. (в соавторстве, авторских 4,2 п.л.) + медиа-приложение «Искусство. Творчество. Диалог».
14. Ядровская Е.Р. Чтение как диалог. Уроки литературы в основной школе: учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2011. – 262 с. -16,5 + медиа-приложение. – 16,5 п.л.
III. Главы в учебных монографиях, прошедших экспертизу РАН и РАО:
15.Ядровская Е.Р. В.П. Астафьев. // Литература. 5 класс. / Под ред. В.Г. Маранцмана. Гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008.– С. 161-163, 144-199. – 1,3 п.л.
16.Ядровская Е.Р. Д. Дефо. Робинзон Крузо. // Литература: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. Гриф Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Серия «Академический школьный учебник». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – С. 105-107.– 0,3 п.л.
17.Ядровская Е.Р. Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX века. // Литература. 10 класс. Академический школьный учебник. В 2-х ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2006. – Ч.1. – С. 5-1. – 0,7 п.л.
18.Ядровская Е.Р. Литература последнего десятилетия. / Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – российской школе». – М.: Изд-во «Просвещение», 2009. – Ч. 2. – С. 321-329. – 0,5 п.л.
19.Ядровская Е.Р. Поиски новой эпохи. Литература 20-ых годов (обзор) // Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – российской школе». – М.: Изд-во «Просвещение», 2009. – Ч. 1. – С. 187-205. – 1 п.л.
20.Ядровская Е.Р. Обзор литературы 50-90-ых. // Литература. 11 класс. Учебник в 2-х ч. Под ред. В.Г. Маранцмана. Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – российской школе». – М.: Изд-во «Просвещение», 2009. – Ч. 2. – С. 180-199. – 1,3 п.л.
21.Ядровская Е.Р. Н.А. Заболоцкий. // Литература. 9 класс. / Под ред. В. Г. Маранцмана. Гриф: Министерство образования и науки РФ. – М.: Изд-во «Просвещение», 2007. – С.330-361. – 1,5 п.л.
22.Ядровская Е.Р. Читатель и время. // Рабочая книга по литературе. 5-6 классы. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 288 c. – в соавторстве (Е. К. Маранцман, О. Д. Полонская и др.) 4 /2 п.л.
IV. Методические рекомендации, программы:
23.Ядровская Е.Р. Изучение сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок» в 7 классе. // Методические рекомендации. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. – Вып.I. 2003. – С.156-177. – 1,3 п.л.
24.Ядровская Е.Р. Жанр баллады на уроках литературы в 6 классе. // Методические рекомендации. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. – Выпуск II. 2004 г. – С.39-46 – 0,5 п.л.
25.Ядровская Е.Р. Литературное творчество школьников. // Программа учебного курса. Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. – Выпуск II. 2004. – С. – 0.1 п.л.
26.Ядровская Е.Р. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». // Литература: 9 кл.: метод. рекомендации: кн. для учителя. Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004. – С. 11-29. – 1,2 п.л.
27.Ядровская Е.Р. Д. Лондон. 5 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. /Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 53-55. – 0,2 п.л.
28.Ядровская Е.Р. В.П. Астафьев. 5 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005 г. – С. 50-51. – 0,1 п.л.
29.Ядровская Е.Р. И.А. Бунин. 8 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 150-152. – 0,1 п.л.
30.Ядровская Е.Р. Э. По. 8 кл. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 140-142. – 0,1 п.л.
31.Ядровская Е.Р. Поиски новой эпохи. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 93-97. – 0,2 п.л.
32.Ядровская Е.Р. Социалистический реализм.// Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 97-99. – 0,1 п.л.
33.Ядровская Е.Р. И. А. Бунин. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 101-105. – 0,2 п.л.
34.Ядровская Е.Р. Е. Н. Замятин. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 147-148. – 0,1 п.л.
35.Ядровская Е.Р. Обзор литературы 50-90 гг. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 138-144. – 0,3 п.л.
36.Ядровская Е.Р. Грустные сатиры М. Жванецкого. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 158-159. – 0,1 п.л.
37.Ядровская Е.Р. Сердечные повести В. Токаревой. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 159-160. – 0,1 п.л.
38.Ядровская Е.Р. Детективные фантазии Б. Акунина. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 160-161. – 0,1 п.л.
39.Ядровская Е.Р. По страницам журналов. // Методические рекомендации. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. / Под ред. В. Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – С. 161-162. – 0,1 п.л.
40.Ядровская Е.Р. Обзорные уроки по современной лирике. // Методические рекомендации. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / Составитель Т.Б. Угроватова, редактор В.Г. Маранцман. – М.: Изд-во «Просвещение», 2006. – С. – 0,6 п.л.
41.Ядровская Е.Р. Обзорные уроки по современной драматургии. //Методические рекомендации. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / Составитель Т.Б. Угроватова, редактор В.Г. Маранцман. – М.: Изд-во «Просвещение», 2006. – С. – 0,5 п.л.
42.Ядровская Е.Р. Об обзорных уроках по современной лирике и драматургии. // Методические рекомендации Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для 11 класса. / под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2006. – С. – 0,2 п.л.
43.Ядровская Е.Р. Повесть о победе «царства любви» над «царством ненависти». Изучение повести Дж. Лондона «Белый клык». // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 255 с. – (Академический школьный учебник). – С. 191-196. – 0,3 п.л.
44.Ядровская Е.Р. Изучение лирики М.Ю. Лермонтова. // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 255 с. – (Академический школьный учебник). – С. 110-115. – 0,3 п.л.
45.Ядровская Е.Р. Изучение лирики А.В. Кольцова. // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 255 с. – (Академический школьный учебник). – С. 103-110. – 0,4 п.л.
46.Ядровская Е.Р. Изучение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». // Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 255 с. – (Академический школьный учебник). – С. 154-159. – 0,25 п.л.
47.Ядровская Е.Р. Литературное творчество как вид читательской деятельности школьника и своеобразие творческих работ в 5 классе. // Методические рекомендации. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации / [В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Е.Р. Ядровская и др]; под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд. «Просвещение». – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 255 с. – (Академический школьный учебник). – С. 197-215. – 1 п.л.
48.Ядровская Е.Р. Изучение поэмы А.С. Пушкина «Полтава». // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – С. 102-116. – 1,2 п.л.
49.Ядровская Е.Р. Изучение «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя. // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – С. 146-151. – 0,6 п.л.
50.Ядровская Е.Р. Изучение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». // Методические рекомендации. Литература: 6 кл.: метод. Рекомендации: кн. Для учит. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – С. 195-202. – 0,6 п.л.
51.Ядровская Е.Р. Обзорные темы в курсе литературы 11 класса. // Методические рекомендации. Литература: 11 кл.: Рекомендации: кн. для учит. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Изд-во «Просвещение», 2009. – С. 210-232. – 1,5 п.л.
52.Ядровская Е. Р. Методические рекомендации по использованию ООР. // Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. – СПб, 2011. – С. 46-50. – 0,25 п.л.
V. Статьи в научных сборниках
53.Ядровская Е.Р. Продуманная система литературного развития. Литература в школе. // «Первое сентября». 1998. – № 29. – 0,2 п.л.
54.Ядровская Е.Р. Категория креативности в современных гуманитарных науках. // Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. – Выпуск I. 2003. – С. 7-22. – 1 п.л.
55.Ядровская Е.Р. Вселенная слова. // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2005. – №5. – С. 48-52. – 0,4 п.л.
56.Ядровская Е.Р. Программа по литературе для основной и профильной школы под редакцией члена-корреспондента РАО, проф. В. Г. Маранцмана как путь литературного, духовного и нравственного развития современного читателя-школьника. // Мир русского слова. 2006. – № 2. – С. 14-19. – 0,7 п.л.
57.Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения и критерии оценки творческих работ. // Сборник статей «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов в транспортном ВУЗе». – СПб.: Изд-во «Парк Ком», 2007. – С. 260-267. – 0,4 п.л.
58.Ядровская Е.Р. О критериях оценки творческих работ по литературе. // Вопросы речевого развития учащихся в школе и в вузе: Сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-методической конференции. – Иваново, 2007. – С. 191- 195. – 0,2 п.л.
59.Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения как процесс творческого отношения к миру и духовно-нравственного преображения личности. // Герменевтический подход в гуманитарном образовании: коллективная монография / под. ред. Е.О. Галицких. – Киров: Изд.-во ВятГГУ, 2007. – 173 с. – С. 117-132. – 1,1 п.л.
60.Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения. // Интеллект будущего. 2009. – №1. – С. 50-55. – 0,4 п.л.
61.Ядровская Е. Р. Инновационный интегративный курс для школы и вуза. // Школа вуз в условиях непрерывного образования: сборник статей. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. – 208 с. – С. 24-31. – 0,3 п.л.
62.Ядровская Е. Р. Литературная компетентность читателя-школьника // Современное филологическое образование в школе и вузе: сборник статей II международного педагогического семинара (Санкт-Петербург, 2012). . – СПб.: ООО «Книжный дом», 2012 (июнь). – 152 с. – С. 20-28. – 0,5 п.л.
63.Ядровская Е.Р. Литературное развитие как ключевой концепт методики преподавания литературы // Образование XXI века: формирование условий для создания успеха учителя и ученика в общеобразовательном учреждении. Выпуск 5. Сборник научно-методических статей. Отв. ред. к.ф.н., доц. А.И. Дунев. – СПб.: САГА, 2012. – 104 с. С. 31-36.- 0,25 п.л.
VI. Материалы конференций, научные доклады:
64.Ядровская Е.Р. Письменная речь и рисование. // II Царскосельские чтения. Межрегиональная конференция. Вишняковские чтения. Т. IV. – СПб., 1998. – С. 51-53. – 0,2 п.л.
65.Ядровская Е.Р. Творческие работы учащихся по литературе как диалог с искусством и собственной личностью. // VII международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». – СПб.: СПбГТУ, 2000. – С. 227-231. – 0,4 п.л.
66.Ядровская Е.Р. О профессиональной подготовке студента – будущего учителя литературы (из опыта работы филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове). // Литературное и художественное образование школьников. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2002. – С. 139-142. – 0,2 п.л.
67.Ядровская Е.Р. К вопросу о профессиональной подготовке студента. // I Герценовские чтения в г. Волхове. Научно-практ. Конференция – СПб., 2002 – С. 14-15. – 0,1 п.л.
68.Ядровская Е.Р. Диалог как основа творческой деятельности. // Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. – Вып. I. – СПб., – 2003. – С. 29-39. – 0,7 п.л.
69.Ядровская Е.Р. «Пока свободою горим»… Литература как учебный предмет в контексте проблемы «Государство и дети». Проблемы поликультурного образования: государство и школа. // Материалы XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». 21-23 апреля 2004 г. – СПб.: СПбГУ, 2004. – С. 187-191. – 0,3 п.л.
70.Ядровская Е.Р. Проблема «Ребенок и семья» в контексте современного информационного пространства. // Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети». 21-23 апреля 2005 г. – СПб.: СПбГУ, 2005. – 74-77. – 0,2 п.л.
71.Ядровская Е.Р. Пробуждение эмоциональной отзывчивости в читателях-школьниках при изучении жанра баллады. Воспитание учащихся в процессе обучения русскому языку и культуре речи. // Материалы VII Ушаковских чтений. Иваново, 4 ноября 2004 г. – Иваново: Ивановский гос. Ун-т, 2005. – С. 133-147. – 0,8 п.л.
72.Ядровская Е.Р. Роль среды в жизни одаренных школьников. «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». // Материалы международной конференции, апрель 2006г. – СПб.: СПбГУ, 2006. – С. 318-323. – 0,3 п.л.
73.Ядровская Е.Р. Творческие работы по литературе как путь сопряжения внутреннего и внешнего диалогов читателя. // Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные лихачевские чтения, 26-27 мая 2006 года. – СПб.: СПБГУП, 2006. – С. 357-360. – 0,3 п.л.
74.Ядровская Е.Р. Творческие работы по литературе как вид читательской деятельности школьника и диалог с искусством. // Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции. / Сост. Т.В. Винниченко, Т.В. Петрова. – Архангельск: КИРА, 2006. – 432 с. – С. 297-303. – 0,5 п.л.
75.Ядровская Е.Р. Об элективном курсе «Интерпретация художественного произведения». // Наука и высшая школа – профильному обучению (материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 октября 2006 года): В 2 ч. – Часть 1. – СПб., 2007. – С. 156-159. – 0,3 п.л.
76.Ядровская Е.Р. О роли творческих работ в реализации целей литературного образования или «Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали». // Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. – С. 63-67. – 0,3 п.л.
77.Ядровская Е.Р. УМК по литературе под ред. В.Г. Маранцмана как школа диалога с художественным произведением и самим собой. // Сборник: Материалы конференции «Академический школьный учебник – дорога в будущее». – СПб.: Изд-во «Академия», 2007. – С. 274-284. – 0,6 п.л.
78.Ядровская Е.Р. Роль курса «Интерпретация художественного произведения» в эстетическом воспитании и духовном преображении личности. // Художественное образование ребенка: история и современность. /Материалы I Международной конференции 26-28 ноября 2007 Санкт-Петербург / Под общей редакцией Т.А. Барышевой, В.А. Шекалова. – СПб.: Изд-во «Сага» – «Наука», 2007. – С. 141-145. – 0,3 п.л.
79.Ядровская Е.Р. Программа под ред. В. Г. Маранцмана как путь воспитания нового читателя. // Материалы международной конференции «Глобальный мир: Гуманитарный кризис или момент развития». Апрель 2008 года. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. – 430с. – С. 338-340. – 0,2 п.л.
80.Ядровская Е. Р. Роль литературного образования в решении актуальных проблем современной социокультурной ситуации. // Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 29-31 октября 2009 г). – Саранск, 2009. – 476. – С.461-467. – 0,35 п.л.
81.Ядровская Е. Р. Интерпретационная деятельность читателя-школьника в процессе литературного образования. / Материалы научно-методической конференции «Филологическое образование: современные стратегии и практики» (13 мая 2011 г.): сб. науч.-метод. ст. Вып. 1. / отв. ред. В.А. Доманский, Л.И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 334 с. – С. 86-94. – 0,5 п.л.
VII. Зарубежные публикации
82.Ядровская Е.Р. Проблема создания системы творческих работ по литературе в контексте литературного образования. // Сб. материалов: Мiжнародна науково-практична конференцiя «Лiтературний дискурс: генезис, рецепцiя, iнтерпретацiя». – Киiв, 2003. – С. 120-139. – 1,1 п.л.
83.Формировать ценностно-смысловое отношение к искусству и жизни. Литературное развитие как базовый концепт в определении задач школьного литературного образования (1 ч.) // Русская словесность в школах Украины. – 2010. – № 3. - С. 36- 39. – 0,5 п.л.
84.Формировать ценностно-смысловое отношение к искусству и жизни. Литературное развитие как базовый концепт в определении задач школьного литературного образования (окончание) // Русская словесность в школах Украины. – 2010. – № 4. - С. 41- 44. – 0,5 п.л.