- На основе теории экономических механизмов раскрыто содержание понятия механизма оказания прямой бюджетной помощи в российском сельском хозяйстве как института распределения средств, соответствующего целям государства, системе отношений государства и товаропроизводителей, их актуализированным стимулам и доминирующим стратегиям в борьбе за ресурсы. Показано, что распределение субсидий является частью программы поддержки отрасли, сформированной под влиянием сложившихся в рамках регулирования экономики отношений, и соответствующей принятым правилам принятия решений.
- Обоснованы предпосылки исследования - конфликт целей - и необходимость согласования стимулов участников процесса распределения субсидий. На основании сопоставления положений теории стимулов с результатами изучения причинно-следственных связей между элементами российской системы распределения установлено следующее: поддержание чиновниками порядка распределения субсидий, не обеспечивающего достижения экономических целей, свидетельствует об обусловленности их действий не экономическими, а социальными или политическими факторами. Раскрыты причины противоречий в поведении заинтересованных лиц, вытекающие из несогласованности их стимулов.
- Доказано, что выявленные закономерности распределения субсидий в российских регионах противоречат известным теоретическим критериям оптимальности, а их правила не нацелены на максимизацию экономической эффективности производства и роста благосостояния сельского населения. До сих пор распространен заявительный характер и порядок очередности при подаче заявок на выделение средств, а также финансирование по остаточному принципу, опирающееся на колеблющиеся величины бюджетных ассигнований. Выявлено фактическое отсутствие методики обоснования взаимосвязи между уровнем эффективности и объемами государственной поддержки.
- Автором проведено исследование механизма субсидирования и уровня финансового состояния сельскохозяйственных организаций России, на базе чего раскрыта низкая экономическая эффективность действующей прямой государственной поддержки отрасли. Определено, что причиной низкой степени достижения заложенной в механизме цели являются нерегулируемые отношения при распределении ресурсов на региональном уровне. Анализ региональной практики показал, что сложившийся порядок построен по принципу неполного контракта между государством и товаропроизводителями с возможностью широкого выбора альтернатив действий ограниченных в рациональности участников.
- Построена модель роста размеров субсидий, позволившая определить, что при сложившихся в стране подходах к распределению ресурсов, увеличение масштабов субсидирования в исследуемый период не могло привести к соответствующему улучшению финансового состояния товаропроизводителей. Распределение тождественно случайному принципу, достижение цели также имеет случайный характер.
- Построена рейтинговая модель, с помощью которой доказано, что перераспределение ресурсов между товаропроизводителями в соответствии с целевым критерием оптимальности механизма приводит к оптимизации системы без приращения ресурсов. Обосновано, что структура распределения средств между получателями имеет преимущественное значение перед увеличением размеров прямой бюджетной помощи.
- Обобщены теоретические подходы Л. Гурвица, Р. Майеросона, Э. Маскина к построению оптимальных механизмов в экономике и впервые применены к исследованию практики прямой бюджетной поддержки в российском сельском хозяйстве. В рамках теории экономических механизмов предложен перечень необходимых элементов (принципов) оптимальной системы распределения ресурсов. В институте прямой государственной поддержки товаропроизводителей рекомендуется реализовать следующие принципы: согласования стимулов, выявления стратегий государства и товаропроизводителей, монотонности по Маскину, исключения права вето у всех участников, ограничения максимальной суммы по критерию оптимальности. Используя уточненные положения рассматриваемой теории, предложено решение проблемы низкой степени достижения цели государства при распределении субсидий в сельском хозяйстве посредством их реализации в рейтинговой модели.
1. Кцоев А.Б. Государство и экономика: оптимальные механизмы распределения ресурсов. — М.: ИНФРА-М, 2012 - 15 п.л.
2. Кцоев А.Б. Государственное регулирование экономики: механизм распределения субсидий в сельском хозяйстве. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.- 8.5 п.л.
Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:
1. Кцоев А.Б. Влияние субсидий на финансовое состояние сельского хозяйства // Экономист. — 2011. — №10 - 0.7 п.л.
2. Кцоев А.Б. Механизм распределения субсидий: опыт США и России // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2011. — №7 - 1.2 п.л.
3. Кцоев А.Б. Конструирование механизма распределения субсидий: американские теории и российская практика // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2012. — №2 - 1.2 п.л.
4. Кцоев А.Б. Субсидии сельскому хозяйству в России и США // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — №11 - 1.0 п.л.
5. Мазлоев В.З. Кцоев А.Б. Механизм государственной поддержки: стимулы и ограничения в системе распределения субсидий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2011. — №9. - 1.2 п.л. (лично автором 0.8 п.л.)
6. Кцоев А.Б. Эффективность рыночной экономики: ответственность государства и бизнеса // Экономические науки. — 2009. — №6 - 1.0 п.л.
7.Кцоев А.Б. Альтернативная оценка эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства Уральского федерального округа // Аграрный вестник Урала. — 2011. —№3. - 1.0 п.л.
8.Кцоев А.Б. Поддержка сельского хозяйства: системность и эффективность // Аграрный вестник Урала. — 2009. — №12 - 1.0 п.л.
9. Кцоев А.Б., Мозлоева К.В. Соединяя времена и расстояния // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. —2005. — №12. - 1.0 п.л. (лично автора 0.5 п.л.)
10. Мазлоев В.З., Кцоев А.Б. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. — №4. - 1.2 п.л. (лично автора 0.6 п.л.)
11. Мазлоев В.З., Кцоев А.Б. Механизмы распределения субсидий для сельскохозяйственных организаций: объективные законы и российская практика // АПК: экономика и управление. — 2012. — №9. - 1.5 п.л. (лично автора 1.0 п.л.)
Публикации в прочих изданиях:
1. Кцоев А.Б. Проблемы распределения государственных дотаций в условиях нестабильной экономики // Научные труды международной конференции ученых РЭА, МАДИ, МСХА, ЛГУ. — М.: Изд-во МСХА, 2001. — С.163.
2. Кцоев А.Б. Повышение эффективности государственных дотаций сельскому хозяйству // Научные труды международной конференции ученых РЭА, МАДИ, МСХА, ЛГУ. — М.: Изд-во МСХА, 2002. — С.39.
3. Золоева З.Б. Кцоев А.Б. Рейтинг финансового состояния сельскохозяйственных предприятий РСО-Алания // Сборник научных статей. — Владикавказ: Изд-во ГГАУ, 1998. — С.41.
4. Кцоев А.Б. Кокаева Т.Т. Распределение государственных дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.— Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.
5. Кцоев А.Б. Цхурбаева Ф.Х. Некоторые последствия финансового кризиса для оперативного управления денежными ресурсами // Сборник научных статей. — Владикавказ: Изд-во ГГАУ, 1999.