- Переломное событие может быть определено как такое событие, которое способно выступить в качестве своеобразной точки бифуркации, в которой человек оказывается перед необходимостью перестройки сложившегося уклада жизни и ценностно-смысловых ее регулятивов, переопределения системы жизненных перспектив, задающих стратегии жизнеосуществления.
- Психологический смысл переломного события заключается в том, что его наступление знаменует собой трансформацию ценностно-смысловой развертки бытия и возникновение психологических новообразований (новых смыслов и ценностей). Новообразования порождаются всей системной организацией человека, поэтому имеют общесистемный характер - возникая в настоящем, они переопределяют прошлое и определяет облик будущего, перестраивая тем самым структуру жизненного мира человека и параметры его жизнеосуществления.
- Переживая переломное событие, человек перестраивает систему жизненных перспектив. Структурно-содержательная составляющая такой перестройки представлена трансформациями, имеющими место в каждом из измерений данной системы (ценностно-смысловом, когнитивном, эмоционально-оценочном,организационно-деятельностном).
- Феноменами, характеризующими функционирование человека как открытой психологической системы на этапе жизненного «перелома», являются феномен «туннельного видения», ослабления опережающего отражения, диффузии ответственности.
- Механизм перестройки системы жизненных перспектив человека, психологически включенного в переживание жизненного события как переломного, представлен двунаправленным процессом. Наряду с разрушением ставшего, процесс перестройки отражает обретение системой «человек» порядка на новом уровне. В качестве параметров порядка выступают фасилитирущие ценности, которые открывают возможности для совладания с трудностями, привнесенными переломным событием и нахождения способа устойчивого существования. Данный механизм обусловлен переломным жизненным событием, вызвавшим сбой личностно-субъектных и рефлексивно-функциональных аспектов самоорганизации человека как открытой психологической системы.
- Трансформация личностно-субъектного функционирования объективирует себя блокировкой психологических ресурсов человека, затрудняющих внутреннюю свободу жизненного выбора. Трансформация рефлексивных функций человека в отношении жизненных перспектив проявляется в ограничении критически-оценивающей, аналитико-синтезирующей, проектно-созидающей рефлексии.
- Эффектом перестройки системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий выступает сдвиг риска к воспроизводству девиантных форм активности в виде суицидального поведения, сексуальных девиаций и интолерантности к представителям других культур в виде ксенофобии.
1. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. —2007. — № 26. — С. 36—44.
2. Ральникова И.А. Рождение ребенка-инвалида как событие, инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери / И.А. Ральникова, С.С. Шмакова // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — №4. — С. 132—138 (авт. 0,2 п.л.).
3. Ральникова И.А. Взгляд в будущее через одиночество // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №4. — С. 132—138.
4. Ральникова И.А. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова, О.А. Алымова // Сибирский психологический журнал. — 2009. — № 32. — С. 18—23 (авт.0,5 п.л.).
5. Ральникова И.А. Рефлексивное автопроектирование как технология самоорганизации в контексте становления и преобразования жизненных перспектив личности // Сибирский психологический журнал. — 2009. — № 33. — С. 104—108.
6. Ральникова И.А. Рефлексивно-личностная детерминация становления жизненных перспектив личности на переломных этапах жизненного пути // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — №5. — С. 284—287.
7. Ральникова И.А. Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — №1. — С. 167—169.
8. Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Известия Алтайского государственного университета. — 2010. — №2/2 (66). — С. 60—62 (авт.0,3 п.л.).
9. Ральникова И.А. Интеллектуальная репрезентация становления жизненных перспектив личности / И.А. Ральникова, Л.Д. Демина // Вестн. НГУ. Т. 4. — 2010. — Вып. 1. — С. 55—60 (авт. 0,3 п.л.).
10. Ральникова И.А. Рефлексивно-личностная обусловленность проектирования становления профессионализма работников в сфере «человек-человек» / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Вестн. НГУ. Т. 4. — 2010. — Вып. 2. — С. 116—123 (авт. 0,5 п.л.).
11. Ральникова И.А. Функциональные особенности взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст самоорганизации жизненных перспектив личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Сибирский психологический журнал. — 2010. — №38. — С. 60—62 (авт. 0,4 п.л.).
12. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — №2/1 (69). — С. 60—62.
13. Ральникова И.А. Застенчивость: проектирование жизненных перспектив на юношеском этапе социализации // Известия Алтайского государственного университета. —2011. — №2/2 (70). — С. 59—63.
14. Ральникова И.А. Структурно-функциональная модель самоорганизации жизненных перспектив личности и технология ее реализации // Психология обучения. — 2011. — №5. —С. 5—19.
15. Ральникова И.А. Развитие личности студента как субъекта — стратегическая цель современного высшего профессионального образования / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — №2/1 (74). — С.45—50 (авт. 0,8 п.л.).
16. Ральникова И.А. Коммуникативная компетентность студентов : контекст анализа социального и эмоционального интеллекта / И.А. Ральникова, Н.А. Лужбина, Ю.В. Шведенко // Психология обучения. — 2012. — №7. — С. 66—78 (авт. 0,3).
17. Ральникова И.А. Потеря работы в период глобального экономического кризиса как событие, трансформирующее систему жизненных перспектив человека / И.А. Ральникова, Я.О. Дягилева // Известия Алтайского государственного университета. — 2012. — №2/2 (75). — С. (авт. 0,5 п.л.).
Монографии
18. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст : монография. / И.А. Ральникова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. — 152 с.
19. Ральникова И.А. Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека : колл. монография. / под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Д.В. Труевцева. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. — 359с. (авт. 4,9 п.л.).
20. Ральникова И.А. PSY-лифт или Пути преодоления депривации ойкумены личности : колл. монография. / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. — 226 с. (авт. 7,2 п.л.).
21. Ральникова И.А. Трансформация жизненных перспектив личности // Интегральная психология : контуры, уровни, линии развития : колл. монография / под ред. И.С. Морозовой. — Кемерово : «ИНТ», 2010. — С. 169 — 190 (авт. 0,68 п.л.).
22. Ральникова И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий : монография. / И.А. Ральникова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. —194 с.
23. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения : монография. / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова. —Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. — 286 с. (авт. 10 п.л.).
Публикации в других научных журналах
24. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Место психологического времени в структуре личности подростка как проблема дифференциации облика молодежи // Актуальные проблемы социологии, психологии, социальной работы. — 1993. — Вып. 2. — С. 167—173.
25. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Метод глобального анализа в практической деятельности социального психолога // Образование и социальное развитие региона. — 1996. — С. 89— 97 (авт. 0,4 п.л.).
26. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Новый метод «Проблемное колесо» как метод изучения социальных потребностей индивида, группы, социума // Образования и социальное развитие региона. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1996. — С. 105—114 (авт. 0,5 п.л.).
27. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Жизненные перспективы в ранней юности: взгляд психолога (аналитический обзор публикаций) // Образование и социальное развитие региона. — 1997. — С. 67—75.
28. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Исследование жизненных перспектив школьников юношеского возраста // Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы: материалы докладов и выступлений на международной конференции. ― Барнаул, 1997. — С. 112—116.
29. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Формирование оптимальных жизненных планов и жизненных перспектив как психологическая составляющая технологий социальной логотерапии в молодежной субкультуре // Социальная логотерапия: формирование проблемного поля и утверждение научного статуса : материалы методологического семинара. — Барнаул, 1997. — С. 92—105.
30. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Основные проблемы социализации личности в ранней юности: психолого-временной аспект // Профессиональное образование в Сибири. —1998. — С. 54—59.
31. Ральникова И.А. (Демина И.А.). Изучение механизмов формирования жизненной перспективы в ранней юности // Проблемы устойчивого развития общества и эволюции жизненных сил населения Сибири на рубеже ХХ-ХI веков : материалы международной конференции. — Барнаул, 1998. — С. 115—117.
32. Ральникова И.А. Планирование будущего старшеклассниками // Известия Алтайского государственного университета. — 2000. — №1. — С. 87— 95.
33. Ральникова И.А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности // Известия Алтайского государственного университета. ― 2000. ― №2. ― С. 61―67.
34. Ральникова И.А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научно-психологического исследования // Известия Алтайского государственного университета. ― 2001. ― №2. ― С. 57―62.
35. Ральникова И.А. Жизненные перспективы в юношеском возрасте (на примере студентов Алтайского государственного университета) / И.А. Ральникова, О.С. Степаненко // Образование и социальное развитие региона. ― 2001. ― №1-2. ― С. 103― 108 (авт. 0,4 п.л.).
36. Ральникова И.А. Теоретико-методологические аспекты исследований субъективных представлений студентов о своих жизненных перспективах как фактор успешности обучения в вузе / И.А. Ральникова, О.С. Степаненко // Основы качества социогуманитарного образования второго поколения: материалы Всероссийского семинара-совещания. ― Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. ―С. 42―49 (авт. 0,3 п.л.).
37. Ральникова И.А. Субъективные представления о жизненных перспективах как системообразующий фактор успешности образовательной деятельности студентов высших учебных заявлений // Проблемы и перспективы интеграционного развития и образования : материалы международной конференции. ― Усть-Каменогорск, 2003. ― С. 151― 158.
38. Ральникова И.А. Психологическое время личности как предмет социально-психологического исследования // Образование и социальное развитие региона. ― 2003. ― №1-2. ―С. 33―41.
39. Ральникова И.А. Ценностно-смысловой аспект субъективного переживания времени в период кризиса тридцати лет / И.А. Ральникова, Е.И. Мухачева // Сибирский психологический журнал. ― 2004. ― №19. ― С. 75―82.
40. Ральникова И.А. Исследование субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн / И.А. Ральникова, О.С. Гурова // Вестн. алтайской науки. ― 2004. ― №3. ― С. 32― 41 (авт. 0,7 п.л.).
41. Ральникова И.А. Ценностно-смысловая основа переживания психологического времени женщин с пищевой аддикцией / И.А. Ральникова, И.В. Шмыкова // Личность: психологические проблемы субъектности : сб. науч. ст. ― Барнаул : Азбука, 2005. ― С. 258―275 (авт. 0,8 п.л.).
42. Ральникова И.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис 35―40 лет / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Личность: психологические проблемы субъектности : сб. науч. ст. ― Барнаул : Азбука, 2005. ― С. 244―257 (авт. 0,35 п.л.).
43. Ральникова И.А. Проблема изучения жизненных перспектив личности как системного образования на примере исследования представлений о будущем участников локальных войн / И.А. Ральникова, О.С. Гурова // Личность: психологические проблемы субъектности : сб. науч. ст. ― Барнаул: Азбука, 2005. ―С. 230―244 (авт. 0,35 п.л.).
44. Ральникова И.А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Известия Алтайского государственного университета. — 2007. — №2. — С. 18―23 (авт.0,3 п.л.).
45. Ральникова И.А. Представления о жизненных перспективах мужчин и женщин в современных условиях социализации / И.А. Ральникова, А.Б. Феклистова // Известия Алтайского государственного университета. — 2007. — №2. — С. 23―27 (авт. 0,3 п.л.).
46. Ральникова И.А. Основные направления трансформации представлений о профессиональных перспективах студентов-психологов / И.А. Ральникова, Е.А. Ипполитова // Психология обучения. ― 2009. ― №3. ― С. 53―65 (авт. 1,0 п.л.).
47. Ральникова И.А. Самоорганизация как свойство открытой психологической системы (на примере становления жизненных перспектив) // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ― Омск, 2009. ― С. 98―102.
48. Ральникова И.А. Концептуальные основания исследования психологической системы жизненных перспектив // Теоретические и практические аспекты развития современной науки : материалы II международной научно-практической конференции. М., 2011. ― С. 337―341
49. Ральникова И.А. Переломные события как фактор трансформации жизненных перспектив личности // 125 лет Московского психологического общества. Юбилейный сборник РПО: в 4-х т. М., 2011. ― Т.2. ― С. 301―303.
50. Ральникова И.А. Деформация жизненных перспектив личности на этапе переломных событий // Современная реальность и жизненный путь человека : материалы международной научно-практической конференции. ― Тула, 2012. ― С. 361―365.
51. Ральникова И.А. Проектирование перспектив волонтерской деятельности // Психология волонтерской деятельности : материалы региональной научно-практической конференции. ― Барнаул, 2012. ― С. 82―84.