- Поддержка самоуправления обучающихся представляет собой совокупность мер и действий по оказанию помощи субъектам деятельности (педагогам и обучающимся) в преодолении ими профессиональных и личностных затруднений в вопросах становления, развития и функционирования самоуправления обучающихся в образовательном учреждении со стороны более компетентных специалистов.
- В рамках поддержки самоуправления обучающихся могут быть выделены два ее типа:
- организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся выступает одним из видов управленческой деятельности, направленным на обеспечение условий, способствующих решению проблем организации самоуправления обучающихся;
- собственно педагогическая поддержка самоуправления обучающихся является одним из видов педагогической деятельности, нацеленным на оказание помощи обучающимся в решении проблем, возникающих в процессе самоуправленческой деятельности.
- Готовность к педагогической поддержке самоуправления представляет собой интегративную характеристику личности педагога, определяющую эффективность его деятельности в решении проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях взаимодействия с самоуправлением обучающихся, на основе его знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта с одной стороны, и профессионально-личностных качеств, с другой.
- Основные этапы развития самоуправления обучающихся в отечественном образовании: становления (с 1917 до начала 30-х гг.); политизации и застоя (с 30-х до начала 70-х гг.); поиска новых форм (с середины 70-х до середины 80-х гг.); обновления и демократизации (начиная со второй половины 80-х гг.).
- Требования к организации поддержки самоуправления обучающихся на региональном уровне включают в себя:
- единство функционала, что позволяет обеспечить единство организации деятельности органов самоуправления обучающихся в пределах региона, дополняемое на институциональном уровне собственными приоритетами;
- единство содержания, закрепленное в научно-педагогическом обосновании поддержки, что позволяет обеспечить единое воспитательное пространство;
- единство технологий, что позволяет получить прогнозируемые результаты деятельности самоуправления обучающихся и сохранить свободу выбора средств на институциональном уровне в части реализации собственных приоритетов;
- единство подходов в подготовке педагогических кадров, способных обеспечить единство требований к содержанию и технологиям поддержки;
- наличие вариативного функционала, основанного на собственных приоритетах каждого образовательного учреждения.
- Построение и оптимальное функционирование региональной системы поддержки самоуправления обучающихся обеспечивается посредством реализации структурно-функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования. Указанная модель характеризуется:
- логической и временнόй структурой;
- системой взаимосвязанных элементов (цели, субъекты, организационные структуры, механизмы, критерии и показатели оценки эффективности);
- наличием контура обратной связи (коррекции, саморегуляции);
- наличием четырех функциональных блоков, соответствующих определенным институциональным уровням организационно- педагогической и педагогической поддержки самоуправления обучающихся и связанных друг с другом на основе принципа иерархичности.
- Успешная реализация обозначенной модели возможна на основе механизмов, адекватных региональным особенностям, а также при соблюдении комплекса условий, включающего в себя следующие пять групп: нормативно-правовые, кадровые, информационно-методические, психолого-педагогические, организационно-сетевые.
- Результатом внедрения структурно-функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования является возникновение, на региональном уровне, ряда системных эффектов:
- насыщение социально-гражданским смыслом самоуправленческой деятельности подростков, обучающихся в учреждениях профессионального образования региона;
- сбалансированный прирост по всем компонентам готовности педагогов к поддержке самоуправления обучающихся;
- обеспечение адекватной реакции системы управления образованием на потребности и проблемы молодых граждан проектами, программами, возможностями самоорганизации собственной инициативы;
- повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования.
1.Кондратьева О.Г. Школа ученического актива начального профессионального образования Иркутской области // Профессиональное образование, 2006, № 7. – С. 34-35.
2.Кондратьева О.Г. Организационно-педагогическая поддержка ученического самоуправления на институциональном уровне // Сибирский педагогический журнал, 2007, № 6. – С. 247-256.
3.Кондратьева О.Г. Портфолио лидера ученического самоуправления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008, № 12. – С. 228-235.
4.Кондратьева О.Г. Социальный заказ, проблемы и перспективы развития учреждения начального профессионального образования на современном этапе // Сибирский педагогический журнал, 2008, № 10. – С. 247-256.
5.Кондратьева О.Г. Отечественный опыт становления ученического самоуправления в XX веке // Сибирский педагогический журнал, 2009, № 6. – С. 147-158.
6.Кондратьева О.Г. Перспективы ученического самоуправления в системе НПО // Профессиональное образование, 2009, № 4. – С. 25-27.
7.Кондратьева О.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с ученическим самоуправлением // Высшая школа сегодня, 2009, № 9. – С. 80-83.
8.Кондратьева О.Г. Развитие созидательной активности молодежи средствами ученического самоуправления // Воспитание школьников, 2009, № 8. – С. 20-24.
9.Кондратьева О.Г. Особенности организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся на региональном уровне // Сибирский педагогический журнал, 2011, № 5. – С. 263-274.
10.Кондратьева О.Г. Готовность педагогов к поддержке самоуправления // Стандарты и мониторинг в образовании, 2012, № 1. – С. 3-7.
11.Кондратьева О.Г. Из опыта решения проблем подростков при включении в деятельность ученического самоуправления // Профильная школа, 2012, № 1. – С. 41-47.
12.Кондратьева О.Г. Технология реализации структурно-функциональной модели поддержки самоуправления обучающихся // Преподаватель XXI века, 2012, № 2. – С. 87-99.
13.Кондратьева О.Г. Факторы и проблемы развития самоуправления обучающихся в учреждениях начального профессионального образования // Образование и наука в России и за рубежом, 2012, № 9. – С. 56- 69.
14.Кондратьева О.Г. Структурно-функциональная модель поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал, 2012, № 4. – С. 118-132.
Монографии
15.Новикова Т.Г., Кондратьева О.Г., Прутченков А.С. и др. Компетентностный подход: теория вопроса и практика реализации в учреждениях начального профессионального образования: Монография / под ред. О.Г. Кондратьевой. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 319 с.
16.Кондратьева О.Г. Самоуправление обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: история, теория, практика: Монография. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. гос. ун-т», 2011. – 184 с.
17.Кондратьева О.Г. Организационно-педагогическая поддержка самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования: монография. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012. – 253 с.
Диссертация
18. Кондратьева О.Г. Содержание и организация деятельности молодежных общественных объединений по развитию ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ: Дис. ... к.п.н. (13.00.01). – Иркутск, 2002. – 196 c.
Учебные и методические пособия
19.Кондратьева О.Г., Переломова Н.А., Глазков А.В., Иванова Т.В. Становление личности: воспитательный аспект: Мет. рек. – Иркутск: ИПКРО, 2001. – 66 с.
20.Кондратьева О.Г. Ученическое самоуправление: Уч. пос. – Иркутск: ИГПУ, 2003. – 96 с.
21.Кондратьева О.Г., Гетманская И.А. Педагогический мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя в учреждениях системы НПО (формы и критерии эффективности воспитательной работы): Уч.-мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2003. – 29 с.
22.Кондратьева О.Г. Школа ученического актива начального профессионального образования (содержание и технологии работы с учащимися, представителями органов ученического самоуправления в учреждениях НПО): Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2004. – Выпуск 1. – 81 с.
23.Зимин В.Н., Кондратьева О.Г. Программа развития воспитания обучающихся в учреждениях начального профессионального образования Иркутской области на 2006-2010. – Иркутск: ИПКРО, 2005. – 16 с.
24.Кондратьева О.Г. Мой выбор. Профессиональное самоопределение личности: Методическое пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2005. – 140 с.
25.Кондратьева О.Г. Школа ученического актива начального профессионального образования (содержание и технологии работы с учащимися, представителями органов ученического самоуправления в учреждениях НПО): Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2005. – Вып.2. – 59 с.
26.Кондратьева О.Г. Социальное проектирование: Мет. пос. – Иркутск: ИГПУ, 2006. – 38 с.
27.Кондратьева О.Г. Школа ученического актива начального профессионального образования (содержание и технологии работы с учащимися, представителями органов ученического самоуправления в учреждениях НПО): Методическое пособие. – Иркутск: ИПКРО, 2006. – Вып.3. – 71 с.
28.Кондратьева О.Г., Округина Т.П. Модель ученического самоуправления в общежитии: Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2006. – 76 с.
29.Кондратьева О.Г., Протвинева С.В. Модель ученического самоуправления «Поколение NEXT»: Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2006. – 44 с.
30.Кондратьева О.Г. Дневник профессионального самоопределения: Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2007. – 64 с.
31.Кондратьева О.Г. Школа ученического актива начального профессионального образования (содержание и технологии работы с учащимися, представителями органов ученического самоуправления в учреждениях НПО): Мет. пос. – Иркутск: ИПКРО, 2007. – Вып.4. – 75 с.
32.Кондратьева О.Г. Портфолио лидера ученического самоуправления: Мет. пос. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 100 с.
33.Кондратьева О.Г. Правовые основы ученического самоуправления: Мет. пос. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – 56 с.
34.Кондратьева О.Г., Протвинева С.В. Организация работы с семьями обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: Мет. рек. – Иркутск: ИПКРО, 2008. – 28 с.
35.Кондратьева О.Г. Организационно-педагогическая поддержка ученического самоуправления в образовательном учреждении: Уч. пос. к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации педагогов. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 171 с.
Научные публикации
36.Кондратьева О.Г. Общие ориентиры в становлении ценностных ориентаций // Модернизация системы начального профессионального образования: предварительные итоги, возникающие проблемы и пути их решения. – Иркутск: ИПКРО, 2003. – С. 177-180.
37.Кондратьева О.Г. Развитие социального партнерства по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих кадров для экономики области // Модернизация системы начального профессионального образования: предварительные итоги, возникающие проблемы и пути их решения. – Иркутск: ИПКРО, 2003. – С. 29-31.
38.Кондратьева О.Г. Инновационная деятельность как условие профессионального самосовершенствования учителя // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ, 2004. – Вып. 5. – С. 36-39.
39.Кондратьева О.Г. Развитие инициативности, самостоятельности, социальной активности учащихся системы начального профессионального образования // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ, 2005. – Вып. 6. – С. 30-37.
40.Кондратьева О.Г. Ученическое самоуправление: проблемы, поиски, пути развития // Модернизация управления довузовским профессиональным образованием в условиях регионализации и реструктуризации сети образовательных учреждений. – Иркутск: ИПКРО, 2005. – С. 22-30.
41.Кондратьева О.Г. Воспитание человека культуры и нравственности // Воспитательная работа в новых условиях. Опыт учреждений начального профессионального образования Иркутской области. – Иркутск: ИПКРО, 2006. – С. 5-14.
42.Кондратьева О.Г., Лосякова С.В. Из опыта разработки системы ученического самоуправления в профессиональном лицее // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ, 2006. – Вып. 7. – С. 74-82.
43.Кондратьева О.Г., Попова О.Н. Создание условий для развития социально-профессиональной мобильности субъектов образовательного процесса // Экспериментальные площадки начального профессионального образования России: Сб. ст. – М., 2006. – Вып. 2. – С. 38-48.
44.Васильева Л.Г., Гетманская А.А., Кондратьева О.Г. Анкетирование работодателей Иркутской области по выявлению качества начального профессионального образования. Аналитический отчет. – Иркутск, 2007. – 32 с.
45.Кондратьева О.Г. Молодежь и молодежная политика: исторический аспект // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ, 2007. – Вып. 8. – С. 27-33.
46.Кондратьева О.Г. Система организационно-методической поддержки развития воспитания в системе начального профессионального образования // Создание системы управления качеством профессионального образования: опыт работы, проблемы и пути их решения. – Иркутск: ИПКРО, 2007. – С. 37-45.
47.Кондратьева О.Г., Палий Е.А. Ученическое самоуправление как необходимое условие демократизации жизни в общелицейском коллективе // Создание системы управления качеством профессионального образования: опыт работы, проблемы и пути их решения. Управление качеством воспитательного процесса. – Иркутск: ИПКРО, 2007. – Ч.3. – С. 14-20.
48.Кондратьева О.Г. Воспитание демократической культуры учащихся средствами ученического самоуправления // Современные проблемы науки, образования и производства. – Н. Новгород, 2008. – Т.1. – С. 33-36.
49.Кондратьева О.Г. Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск, 2008. – С. 43-50.
50.Кондратьева О.Г. Организационно-педагогическая поддержка развития ученического самоуправления в системе начального профессионального образования (на примере Иркутской области) // Педагогическая наука и практика: Российские и региональные тенденции развития. – Саранск, 2008. – С. 140- 143.
51.Кондратьева О.Г. (ред.). Перспективы развития ученического самоуправления в системе начального профессионального образования в условиях модернизации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Федеральный центр гражданского образования; Иркутский ИПКРО; отв. Ред. О.Г. Кондратьева. – Москва; Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. – 223 с.
52.Кондратьева О.Г. Региональная модель организационно-педагогической поддержки ученического самоуправления в учреждениях начального профессионального образования Иркутской области // Перспективы развития ученического самоуправления в системе начального профессионального образования в условиях модернизации. – Москва; Иркутск, 2008. – С. 13-20.
53.Кондратьева О.Г. Современная модель профессионального образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики региона // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – Челябинск, 2008. – С. 186-194.
54.Кондратьева О.Г. Состояние проблемы достижения нового качества начального профессионального образования// Фундаментальные и прикладные Исследования в системе образования. – Тамбов, 2008. – С. 81-82.
55. Кондратьева О.Г. Ученического самоуправления как педагогический феномен // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ, 2008. – Вып. 9. – С. 81-88.
56.Кондратьева О.Г. Формирование молодежной субкультуры средствами ученического самоуправления // Актуальные проблемы молодежной субкультуры. – М.: МПСИ, 2008. – С. 69-74.
57.Кондратьева О.Г. Из опыта использования инновационных технологий в системе повышения квалификации // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – Челябинск, 2009. – С. 168-178.
58.Кондратьева О.Г. Лучко Т.Т. Формирование демократической культуры обучающихся как условие повышения качества профессионального образования // Вестник Иркутского педуниверситета. – Иркутск: ИГПУ,2009. – Вып. 10. – С. 87-92.
59.Кондратьева О.Г. Организация деятельности ученического самоуправления в учреждениях начального профессионального образования // Инновационные технологии в науке и образовании. – Улан-Удэ, 2009. – С. 167-173.
60.Кондратьева О.Г. Подготовка инженерно-педагогических работников к работе с ученическим самоуправлением в учреждениях начального профессионального образования // Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов. – Новосибирск, 2009. – С. 148-152.
61.Кондратьева О.Г. Приоритеты развития начального профессионального образования в повышении качества подготовки кадров для экономики региона // Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы: Мат. международной научно-пр. конференции. – Иркутск, 2009. – С. 139-144.
62.Кондратьева О.Г. Проблемы современной молодежи // Актуальные проблемы молодежной субкультуры. – М.: МПСИ, 2009. – С. 66-75.
63.Кондратьева О.Г. Ученическое самоуправление в Иркутской области // Воспитательная работа в школе, 2009, № 3. – С. 61-69.
64.Кондратьева О.Г. Школа педагогической поддержки ученического самоуправления как форма повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск, 2009. – С. 38-44.
65.Кондратьева О.Г., Сутырина О.В. Управляющий совет как механизм консолидации усилий всех заинтересованных сторон в повышении качества профессионального образования // Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования: Сб. материалов. – Архангельск, 2009. – С. 13-16.
66.Кондратьева О.Г. (отв. ред.). Государственно-общественное управление как условие достижения современного качества общего и профессионального образования: Межрегиональная науч.-практ. конф.: материалы / Федер. центр гражд. образования; Иркут. ИПКРО. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 422 с.
67.Кондратьева О.Г. Непрерывное профессиональное развитие педагога как основа модернизации профессионального образования // Личностно-профессиональный рост педагога как ресурс инновационного развития профессионального образования: Мат. межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 19-23.
68.Кондратьева О.Г. Подготовка педагогов к осуществлению поддержки самоуправления обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 6. – С. 65-69
69.Кондратьева О.Г. Управляющий совет и ученическое самоуправление: опыт взаимодействия // Государственно-общественное управление как условие достижения современного качества общего и профессионального образования: Мат. Межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск, 2010. – С. 301-308.
70.Кондратьева О.Г. Классификация видов педагогической поддержки самоуправления обучающихся/ Актуальные проблемы педагогики и психологии в современной школе: Сборник научных трудов ИИПКРО. – Выпуск 3. – Иркутск: Изд-во ИИПКРО, 2011. – С.93-105.
71.Кондратьева О.Г. Социально-педагогическое моделирование организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся на региональном уровне // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Мат. XII Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Челябинск, 2011. – Ч.1. – С. 109-118.
72.Кондратьева О.Г. Феноменология самоуправления обучающихся в современном российском образовании // Современное образование в условиях реформирования: Мат. II Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2011. – С.139-149.
73.Кондратьева О.Г., Грига А.Г. Социальное проектирование в деятельности ученического самоуправления «Юность» // Студенческое самоуправление в современной России: сборник статей и материалов Межрегиональной науч.-практ. конф. – Красноярск: Изд-во Госуд. универс. науч. библ-ки Краснояр. края, 2011. – С. 128-133.
74.Кондратьева О.Г. Некоторые итоги реализации региональной модели организационно-педагогической поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования Иркутской области // Профессиональное образование и работодатели: направления взаимодействия в современных условиях развития экономики региона: Межрегиональная науч.-практ. конф.: материалы. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – С. 104-110.