Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Методологической основой исследования педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития выступают идеи системного, деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного, контекстного, средового, аксиологического подходов, интегрированных на основе полипарадигмальности как методологического принципа современной педагогики, сущность которого проявляется в их взаимодополнении и непротиворечивом взаимодействии в контексте внешней заданности общих целевых ориентиров и доминанте личностной ориентации образовательного процесса вуза. Реализация принципа полипарадигмальности позволяет достичь органичного сочетания концептуальных положений предложенных подходов.

2. Закономерностями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста являются:

  • цель и содержание проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста определяются как объективными потребностями общества, так и интересами студента в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста будет результативным и динамичным в том случае, если педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенностям студентов и адаптивно происходящим изменениям;
  • педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста наиболее эффективно в том случае, когда деятельность, в которую включается студент, органично связана с потребностями профессиональной практики, с одной стороны, и с интересами самого студента, с другой;
  • эффективность проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста обусловлена: уровнем активности студента, содержанием и организацией процесса проектирования, субъектом которого он является, личностными мотивами и смыслами, характером педагогического взаимодействия и влияния.

Реализацию данных закономерностей обеспечивают следующие принципы педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущего специалиста: субъектности, осознанной перспективы, гибкости и динамичности, презумпции человеческого достоинства, культуросопричастности, ориентированности на будущую профессиональную деятельность и духовно-нравственные ценности, креативности,  партнерства и взаимопомощи.

3. Индивидуальная траектория профессионального развития - это персональная стратегия профессионального роста студента, совершенствования его личностных качеств, формирования профессиональных компетенций, выстраиваемая на основе осознания и субъективации профессиональных целей, ценностей, норм, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала.

Инвариантная составляющая индивидуальной траектории профессионального развития ориентирована на модель специалиста, включающую профессиональные компетенции. В вариативной составляющей отражается личность студента, его социально-психологические особенности, потребности, мотивы, интересы и способности.

4. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста - это выстраивание стратегии профессионального роста студента, предполагающее осмысление индивидуального вхождения в профессию на основе выбора темпов обучения, предметов, уровня сложности задач, возможности углубленного изучения предметов, отдельных тем, выбора форм контроля, а также включения в различные виды социальной активности, способствующей  развитию личностных профессионально значимых качеств.

Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста осуществляется во взаимодействии индивидуальных субъектов, которыми являются студент, преподаватель, руководитель факультета (вуза), и коллективных субъектов - группы (микрогруппы) студентов, коллектива преподавателей, администрации.

Эффективность взаимодействия  преподавателей и студентов в процессе педагогического проектирования зависит: от личностных и субъектных качеств самого студента, таких как активность, инициативность, социально-ответственная самостоятельность, готовность к выбору и принятию решений, умения критически и творчески мыслить, что в совокупности обеспечивает развитие проектировочной компетентности будущего специалиста; от личности преподавателя, который должен обладать креативностью, мобильностью, конкурентоспособностью, готовностью к выполнению различных ролей в образовательном процессе (лектора, организатора дискуссии, руководителя проекта, консультанта, тьютора); от руководителя, обладающего стратегическим мышлением, готовностью к делегированию функций управления образовательным процессом  преподавателям и студентам.

5. Внутренними и внешними факторами, оказывающими существенное влияние на процесс педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов, являются:

внутренние факторы: мотивационные, познавательные и нравстенно-этические характеристики личности студента - мотивы, интересы, направленность, а также способности, уровень знаний, личностный опыт, ценностные ориентации, ментальность, которые представляют отношение студента к общественным интересам с точки зрения понимания и выполнения им своих учебных и в будущем профессиональных обязанностей;

образовательная среда вуза выступает системообразующим фактором, аккумулирующим все внешние факторы. Она включает предметно-пространственный, социальный, событийный, ценностно-смысловой и информационный компоненты. Структуру образовательной среды можно рассматривать и с точки зрения субъектов этой среды. С этих позиций образовательную среду вуза можно представить четырьмя иерархическими уровнями, выстроенными по концентрическому принципу - образовательная среда вуза в целом (макроуровень); образовательная среда факультета (мезоуровень); образовательная среда учебной группы (микроуровень); личностная среда обучающегося - индивидуальный уровень. Вариантов взаимодействия этих сред может быть столько, сколько студентов обучается в вузе. При этом можно выделить четыре основные (типичные): I вариант - конструктивное взаимодействие; II вариант - допустимое взаимодействие; III вариант - возможное неприятие;  IV вариант - полная отстраненность.

6. Технология педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста включает следующие этапы:

  • поисковый (теоретический) - диагностика, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, исследование (микроисследования) факторов и возможностей проектирования и реализации индивидуальной траектории профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза;
  • моделирующий (методологический) - проблематизация, концептуализация, разработка моделей: выпускника, образовательного процесса; индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста;
  • операционально-деятельностный (технологический) - реализация индивидуальных траекторий профессионального развития студентов: технологий, форм, методов и средств обучения, учения, внеаудиторной деятельности студентов и преподавателей на каждом этапе; разработка критериев и показателей для оценки результатов реализации индивидуальных траекторий профессионального развития студентов;
  • контрольный (рефлексивный) - презентация промежуточных и итоговых результатов, их экспертиза и анализ, самооценка, рефлексия студентов и преподавателей (соответствие результата первоначальному замыслу, качество совместной деятельности и отношений), коррекция содержательных и процессуальных компонентов проектирования на основе обратной связи;
  • преобразующий (стратегический) - возникновение нового проектного замысла, разработка стратегий дальнейшего профессионального развития  специалистов в новых условиях (после  завершения обучения в вузе).

Каждый из этапов является частью образовательного процесса, в ходе реализации которого проявляются и формируются ценности, нормы, установки студентов, актуализируются их коммуникативные, творческие способности. Успех педагогического проектирования индивидуальных траекторий определяется адекватными и адаптивными способами и приемами педагогического взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивая развитие необходимых свойств и качеств субъектов проектирования.

В технологии представлена критериально-уровневая характеристика профессионального развития будущего специалиста. Критериями и показателями профессионального развития будущих специалистов являются:

  • мотивационный: профессиональные мотивы и интересы, готовность  к профессиональному развитию;
  • знаниевый: профессиональные знания, готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной деятельности;
  • деятельностно-результативный: профессиональные умения и навыки, первичный профессиональный опыт;
  • эмоционально-ценностный: принятие и субъективация профессиональных ценностей, норм и правил профессиональной этики;
  • оценочно-рефлексивный: самооценка, рефлексивной культуры.

На основе критериев и показателей качественно и количественно определяются уровни профессионального развития - нормативно-репродуктивный, нормативно-продуктиный, нормативно-креативный.

7. Ведущими тенденциями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в образовательном процессе вуза являются:

  • персонализация (гармонизация индивидуального и социального, профессионально значимого в личности обучающегося, проявляющаяся в социально значимой деятельности студента, влияющей как на него самого, так и на других);
  • возрастание субъектности (реализация студентами своих способностей и возможностей в освоении различных видов деятельности и социальных отношений, обеспечивающих целостность процесса профессионального развития, который определяет и отражает результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества);
  • нелинейность (нарастание множественности решений, индивидуализация темпов профессионального развития, возникновение полинаправленности профессиональных интересов);
  • мобильность (возрастание готовности к быстрой смене позиций, обусловленной изменениями жизненных и профессиональных обстоятельств, к деятельности с высокой эффективностью, к решению нестандартных профессиональных задач; к непрерывному личностному и профессиональному самосовершенствованию на основе стабильных ценностей);
  • полифуркационность (преодоление конфликтных точек личностного и профессионального развития, характеризующееся сменой стабильности и однозначности неопределенностью, побуждающей студента к поиску возможностей и средств выхода из кризиса; скачок, в результате которого появляется вариантность траекторий дальнейшего развития).

8. Условиями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста являются:

  • организационно-педагогические условия, а именно:
    • организация учебного процесса, направленного на реализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов: курсы по выбору, междисциплинарные курсы, различные формы организации учебного процесса, стажировки в других вузах, дополнительные образовательные услуги и т.д.;
    • включение студентов в деятельность, органично связанную с потребностями профессиональной практики, с одной стороны,  и с личностными мотивами и смыслами самого студента, с другой;
    • организация психолого-педагогической поддержки профессионального развития будущего специалиста;
    • повышение квалификации преподавателей в области педагогического проектирования;
    • внедрение компьютерных обучающих и контролирующих программ, электронных учебников и пособий, создание сайтов с оперативной информацией для студентов и преподавателей, форумов по предметам, проведение видеоконференций, встреч с учеными в режиме online и т.д.;
    • включение студентов в разные виды социальной активности: волонтерскую деятельность, работу в педагогических и строительных отрядах, занятия в творческих коллективах, в органах студенческого самоуправления, добровольных студенческих объединениях и т.д.
  • психолого-педагогические условия, а именно:
    • формирование у студентов восприимчивости к новому, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, творчеству;
    • целенаправленное развитие субъектной позиции студентов - будущих специалистов;
    • принятие каждого обучающегося не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может стать;
    • формирование устойчивых мотивов саморазвития и самореализации, социально-ответственной самостоятельности студента;
    • овладение студентами приемами рефлексивного анализа собственной учебной и профессиональной деятельности;
    • формирование профессионального самосознания,  профессиональной интернальности (поиск студентом причин «успеха-неуспеха» в самом себе).
Список опубликованных работ
Монографии

1.Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 212 с. (13,3 п.л.)

2.Бережная И.Ф. Активизация процесса обучения в военном вузе на основе модульно-рейтинговой технологии / И.Ф. Бережная, А.В. Столяров. – Воронеж: Типография ВАИУ, 2011. – 160 с. (10 п.л.) (авторство не разделено).

3.Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: психолого-педагогическое сопровождение / И.Ф. Бережная, Л.Н. Мотунова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 320 с. (20 п.л.) (авторство не разделено).

4.Бережная И.Ф. Педагогические аспекты социального воспитания молодежи: монография / А.С. Ахмедова, И.Ф. Бережная, Н.М. Борытко, В.А. Волынкин и др.; под ред. Г.В. Палаткиной. – Астрахань: Изд. дом АГУ, 2009. – 162 с. (10,1 п.л./ личн. уч. – 1, 4 п.л.)

5.Бережная И.Ф. Педагогическая практика в классическом университете: коллективная монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н.И. Вьюновой, Л.А. Кунаковской. – Воронеж: Изд.-во ВГУ, 2008. – 199 с. (12,4 п.л./ личн. уч. – 1,3 п.л.).

6.Бережная И.Ф. Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов: коллективная монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н. И. Вьюновой. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 227 с. (14,25 п.л., /1,4 п.л.).

7.Бережная И.Ф. Единство образовательного процесса регионального университетского округа: Монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н.В.Соловьевой, Н.М.Рыбиной. Воронеж: Изд – во ВГУ, 2003. – 232 с. (14,5 п.л./ личн. уч. – 1,5 п.л.).

Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

8.Бережная И.Ф. Педагогические условия проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная // Перспективы науки. - 2012. - № 5. - С. 247-250. (0,46 п.л.).

9. Бережная И.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального развития / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2012. – № 1. – С. 30-35. (0,72 п.л.).

10. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов: теоретико-методологический аспект/ И.Ф. Бережная // Глобальный научный потенциал. – 2012. –№ 2. – С.27-32. (0,7 п.л.).

11. Бережная И.Ф. Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза/ И.Ф. Бережная // Наука и бизнес: пути развития. – 2012.– № 2. – С.42-47. (0,7 п.л.).

12. Бережная И.Ф. Структура педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий / И.Ф. Бережная, П.М. Моргачев // Перспективы науки. - 2011. - № 12. – С.13-17. (0,58 п.л.).

13. Бережная И.Ф. Место и роль студенческого самоуправления в системе социальной деятельности американских студентов / И.Ф. Бережная // Перспективы науки. - 2011. - № 10. - С. 273-278. (0,7 п.л.).

14. Бережная И.Ф. Педагогическая деятельность преподавателя высшей школы в современных условиях / И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2011. - № 9. – С.17-30. (1,6 п.л.), (авторство не разделено).

15. Бережная И.Ф. Активизация процесса обучения курсантов в военно-учебных заведениях на основе применения модульно-рейтинговой технологии / И.Ф. Бережная, А.В. Столяров // Перспективы науки.- 2011. - № 2 (17). - С. 16 -20. (0,58 п.л.), (авторство не разделено).

16. Бережная И.Ф. Структура речевой компетентности студента-юриста / И.Ф. Бережная, Н. В. Самохина // Перспективы науки. – 2010. – № 12. - С. 15-18. (0,46 п.л.), ( авторство не разделено)

17. Бережная И.Ф. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза// И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2010. - № 5.- С. 239-244. (0,73 п.л.), (авторство не разделено).

18. Бережная И.Ф. Личность студента в субъектном измерении / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Вып. 12 (68). – С. 65-71. (0,6 п.л.), (авторство не разделено).

19. Бережная И.Ф. Профессионализм педагога: компоненты и критерии проявления / Л.В. Абдалина, И.Ф. Бережная // Высшее образование в России. – 2008. – № 10. – С. 155–158. (0,5 п.л.), (авторство не разделено).

20. Бережная И.Ф. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова // Вестник Воронежского государственного Университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2008. – № 1. – С. 90-97. (0,86 п.л.), (авторство не разделено).

21. Бережная И.Ф. Развитие профессионализма личности педагога: акмеологический аспект / Л.В.Абдалина, И.Ф.Бережная // Преподаватель ХХI век. – 2008. – № 1. – С.185-189. (0,5 п.л.), (авторство не разделено)

22. Бережная И.Ф. Научно-прикладной аспект педагогического образования преподавателя в классическом университете / И.Ф.Бережная, Н.И.Вьюнова, Л.А.Кунаковская, Е.В.Кривотулова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2007. – № 1.- С.58-65. (0,86 п.л.), (авторство не разделено).

23. Бережная И.Ф. Теория среды в педагогическом наследии С.Т.Шацкого / И.Ф.Бережная // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. – № 4 (52). - С.43-46. (0,3 п.л).

24. Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 60-66. (0,8 п.л.), (авторство не разделено).

25. Бережная И.Ф. Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста /И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2006. - № 1.- С.99-101. (0,38 п.л.).

26.Бережная И.Ф. Становление системы профес-сионой подготовки чиновников В России в XIX – начале XX в. / И.Ф.Бережная, О.Ю.Яльченко // Мир образования – образование в мире. – 2006, № 3. – С.71 -79. (0,56 п.л.), (авторство не разделено).

27. Бережная И.Ф. Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2003. - № 2. – С.128-129. (0,25 п.л.).

28. Бережная И.Ф. О методологической культуре молодых ученых / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2002. - № 1.- С.66-70. (0,63 п.л.).

29. Berezhnaya I. Stages of Constructinng an Individual Trajectory of Specialist´s Рrofessional Development in Higher Education Process / I. Berezhnaya // Перспективы науки. – 2011 – № 5 (20). - С.161-164. (0,46 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

30. Бережная И.Ф.Педагогическая практика в вузе. Учебно-методическое пособие для вузов / Н.И.Вьюнова, И.Ф. Бережная, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2011. - 53 с. (3,3 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).

31. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для вузов. / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010. – 70 с. (4,4 п.л./ личн. уч. 1.1. п.л.).

32. Государственный междисциплинарный экзамен. Учебно-методическое пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова и др. [Науч. ред. Н.И.Вьюнова, Е.В.Кривотулова]. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010.– 71 с. (4,4 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).

33. Государственный междисциплинарный экзамен. По специальности «Социальная педагогика». Программа и методические указания для вузов / Науч. ред. И.Ф. Бережная. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – 66 с. (4,1 п.л./ личн. уч.1,8 п.л.).

34. Бережная И.Ф. Роль методологических знаний в профессиональной педагогической деятельности: пособие для педагогов высшей и средней школы / И.Ф. Бережная, Е.В. Воротникова, С.М. Годник, И.А. Дендебер и др. / Под ред. С.М. Годника, В.И. Хлоповских. – Воронеж: ВФ МОСУ, 2007. – 96 с. (6 п.л. /личн. уч. 0,75 п.л.).

35. Бережная И.Ф. Научно-педагогическая практика магистрантов: учебно-метод. пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2007. – 58 с. (3,6 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).

Научные статьи и материалы конференций

36. Бережная И.Ф. Становление и развитие теории среды в отечественной педагогике в первой трети ХХ века / И.Ф. Бережная //Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2012. – Вып. 13. – С. 240-246 (0,44 п.л.).

37. Бережная И.Ф. Образовательная среда вуза как системообразующий фактор проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущего специалиста / И.Ф. Бережная // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования / редкол.: Н.И. Вьюнова (отв.ред.) и др. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2012. – С.17-23 (0,44 п.л.).

38. Бережная И.Ф. Социально-ответственная самостоятельность – ключевая компетенция специалиста / И.Ф. Бережная //Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: мат-лы X межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Научная книга, 2012. – 448 с. С.17-19 (0,2 п.л.).

39. Бережная И.Ф. Организация образовательного процесса в вузе на основе педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития специалистов / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. статей. – Вып.5 [под ред. И.Ф. Бережной]. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2011. – С.3-12 (0,63 п.л.).

40. Бережная И.Ф. Реализация индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в вузе / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: мат-лы IX межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Научная книга, 2011. – С. 14-16 (0,2 п.л.).

41. Бережная И.Ф. Стратегия реализации индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в вузе / И.Ф. Бережная // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Мат-лы II Межд. науч.-практ. конф. В 2-х ч. – М.,: МАНПО, 2011. – Ч. 2. – С. 256-259 (0,25 п.л.).

42.Бережная И.Ф. Проблема профессионального развития будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки / И.Ф. Бережная // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. – Вып. 12. – С. 221- 227 (0,44 п.л.).

43. Бережная И.Ф. Цель и содержание педагогической деятельности преподавателя ВУЗа в современных условиях / И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий // Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей. – Вып.39 / под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2011. – С. 165-174 (0,63 п.л.), (авторство не разделено).

44. Бережная И.Ф. Роль студенческого самоуправления в системе социальной деятельности американских студентов / И.Ф. Бережная // Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза: материалы Межд. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / редкол.: Ю.А. Гончарова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. – Ч.1. – С. 23-29 (0,44 п.л.).

45. Бережная И.Ф. Портфолио как инструмент построения индивидуальной траектории профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная //Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Мат-лы VIII-ой межд. научно-практ. конф. – Воронеж: Научная книга, 2010.– С.102-103 (0,13 п.л.).

46. Бережная И.Ф. Социальная активность студентов в университетах США как составляющая профессиональной подготовки / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.4: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010. – С.172-180 (0,56 п.л.).

47. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки cспециалистов в университетах США / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.3: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2009. – С 17-24 (0,5 п.л.).

48. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста – инновация российского высшего образования / И.Ф. Бережная // Адаптация коллективов образовательных учреждений к инновациям в системе образования: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. – С.46- 62 (1,1 п.л.).

49. Бережная И.Ф. О корректном употреблении понятий «факторы» и «условия» в педагогических исследованиях / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.2: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2009.- С.9-17 (0,56 п.л.).

50. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: проблемы и возможности ее построения в вузе / И.Ф. Бережная // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.Ф. Бережная. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – Ч.1. – С.63-69 (0,44 п.л.).

51. Бережная И.Ф. Взаимодействие субъектов педагогической практики / И.Ф.Бережная // Преподаватель и студент как субъекты педагогической практики в классическом университете: теоретические и технологические аспекты: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.И. Вьюнова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – С.63-70 (0,5 п.л.).

52. Бережная И.Ф. Педагогическое образование в Воронежском государственном университете: история и современные проблемы / Н.И Вьюнова., И.Ф. Бережная, Е.В Кривотулова, Л.А. Кунаковская // Преподаватель и студент как субъекты педагогической практики в классическом университете: теоретические и технологические аспекты: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.И. Вьюнова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – С.8-19 (0,75 п.л.), (авторство не разделено).

53.Бережная И.Ф. Педагогические условия построения индивидуальной траектории профессионального развития специалиста в вузе / И.Ф. Бережная // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы // Мат-лы I Всеросс. педагогического конгресса (19-21 декабря 2007 г.). – В 4-х ч. – Ч.3. – М., МАНПО, 2007. – С.122 -128 (0,44 п.л.).

54.Бережная И.Ф.Развитие интеллекта будущих педагогов в процессе профессионального становления / И.Ф. Бережная, О.В. Бахтина // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. статей: Вып. 27 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.,МПГУ – МОСПИ, 2007. – С.137 -145 (0,56 п.л.), (авторство не разделено).

55.Бережная И.Ф. Обучение в малых группах как условие индивидуализации профессиональной подготовки специалиста в вузе / И.Ф. Бережная // Технологическое образование в школе и ВУЗе: проблемы и перспективы: Мат-лы XIII Межд. конф. [под ред. Ю.Л. Хотунцева и М.В.Никонова]. – Липецк, ЛГУ, 2007. – Ч.2. – С.209-212 (0,25 п.л.).

56.Бережная И.Ф. Построение индивидуальной траектории профессионального развития специалиста как стратегия высшего образования / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. статей / под ред. И.Ф.Бережной. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. – С.60 – 66 (0,44 п.л.).

57.Бережная И.Ф. Профессиональное развитие будущего специалиста в системе высшего образования / И.Ф. Бережная // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности: Мат-лы XV Всеросс. науч.-практ. конф. / под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань – Йошкар –Ола, 2007. – С.57-62 (0,56 п.л.).

58.Бережная И.Ф. Образовательная среда учебного заведения как фактор социального воспитания / И.Ф. Бережная // Государственная социальная политика защиты детства: теория и практика. Сборник научных статей и тезисов.- Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007.- С. 68-77 (0,63 п.л.).

59.Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста в образовательной среде вуза / И.Ф.Бережная // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: мат-лы V-ой всеросс. науч.-практ. конф. Часть 2. / под ред. Б.Г. Преображенского, Е.С. Подвального. – Воронеж: Научная книга, 2007. – С.7-14 (0,5 п.л.).

60.Бережная И.Ф. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи / И.Ф. Бережная // Молодежь в условиях модернизации российского общества: сб. статей / под ред. Ю.Л. Ярецкого/ – Воронеж: НПИОЦ, 2006. – С.215-223 (0,56 п.л.).

61. Бережная И.Ф. Активные формы обучения и воспитания в процессе решения проблем качества профессиональной подготовки педагога в классическом университете / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. Сб. науч. тр. по итогам науч. конф.: в 2 ч. – Волгоград, 2005. – Ч.2. – С.171 -176 (0,38 п.л.).

62.Бережная И.Ф. Концептуальная модель профессионального становления офицеров в военно-инженерном вузе в контексте дифференцированного обучения / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Деп. ЦСИФ МО РФ 20.05.2004. № Б 5497. СРДР Серия Б. Вып.68. – М.: ЦВНИ МО РФ, 2004. – 18 с. (1,2 п.л.), (авторство не разделено).

63.Бережная И.Ф. Анализ ценностных ориентаций студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе / И.Ф. Бережная // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Мат-лы межрег. науч.- практ. конф. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. – С.23 -29 (0,44 п.л.).

64.Бережная И.Ф. Ценностные ориентации современного студенчества / И.Ф. Бережная // Ученые записки. Вып.4. – Воронеж: Изд-во «Номос», 2002. – С.99-110 (0,75 п.л.).

65.Бережная И.Ф. Развитие творческих способностей студентов как условие подготовки будущих учителей к работе с одаренными детьми / И.Ф. Бережная // Одаренность: рабочая концепция. Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф.– Воронеж, 2002. – С. 503 – 507 (0,31 п.л.).

66.Бережная И.Ф. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя в классическом университете / И.Ф. Бережная // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы. Мат-лы межд. науч.-практ. конф. – Минск, 2000.- С.5-8 (0,25 п.л.).

67.Bereghnaya I. Dynamics of Individual Trajectory of Specialist’s Professional Development in the Higher Educational Process / Berezhnaya I. // Contemporary Issues of Higher Education: Approaches and Perspectives: papers 9-th international and practical conference. – Voronezh: «Scientific Book». – 2011. - P. 35-39 (0,31 п.л.).

68.Bereghnaya I. Individualized Instructional Approach in Russian Higher Education / I. Bereghnaya // Midwest Regional Comparative and International Society 2010 Conference «Globalizing Curriculum across University Discipline» - www.emich.edu/mwcies2010 – P. 56-57 (0,13 п.л.).

69.Bereghnaya I. Factors of Higher Academic Performance at New Type of Secondary Schools in Russia / I. Bereghnaya. – Ypsilanti, Michigan, USA. – 2008. – P. 5-6. (0,13 п.л.)