2. Закономерностями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста являются:
- цель и содержание проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста определяются как объективными потребностями общества, так и интересами студента в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста будет результативным и динамичным в том случае, если педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенностям студентов и адаптивно происходящим изменениям;
- педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста наиболее эффективно в том случае, когда деятельность, в которую включается студент, органично связана с потребностями профессиональной практики, с одной стороны, и с интересами самого студента, с другой;
- эффективность проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста обусловлена: уровнем активности студента, содержанием и организацией процесса проектирования, субъектом которого он является, личностными мотивами и смыслами, характером педагогического взаимодействия и влияния.
Реализацию данных закономерностей обеспечивают следующие принципы педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущего специалиста: субъектности, осознанной перспективы, гибкости и динамичности, презумпции человеческого достоинства, культуросопричастности, ориентированности на будущую профессиональную деятельность и духовно-нравственные ценности, креативности, партнерства и взаимопомощи.
3. Индивидуальная траектория профессионального развития - это персональная стратегия профессионального роста студента, совершенствования его личностных качеств, формирования профессиональных компетенций, выстраиваемая на основе осознания и субъективации профессиональных целей, ценностей, норм, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала.
Инвариантная составляющая индивидуальной траектории профессионального развития ориентирована на модель специалиста, включающую профессиональные компетенции. В вариативной составляющей отражается личность студента, его социально-психологические особенности, потребности, мотивы, интересы и способности.
4. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста - это выстраивание стратегии профессионального роста студента, предполагающее осмысление индивидуального вхождения в профессию на основе выбора темпов обучения, предметов, уровня сложности задач, возможности углубленного изучения предметов, отдельных тем, выбора форм контроля, а также включения в различные виды социальной активности, способствующей развитию личностных профессионально значимых качеств.
Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста осуществляется во взаимодействии индивидуальных субъектов, которыми являются студент, преподаватель, руководитель факультета (вуза), и коллективных субъектов - группы (микрогруппы) студентов, коллектива преподавателей, администрации.
Эффективность взаимодействия преподавателей и студентов в процессе педагогического проектирования зависит: от личностных и субъектных качеств самого студента, таких как активность, инициативность, социально-ответственная самостоятельность, готовность к выбору и принятию решений, умения критически и творчески мыслить, что в совокупности обеспечивает развитие проектировочной компетентности будущего специалиста; от личности преподавателя, который должен обладать креативностью, мобильностью, конкурентоспособностью, готовностью к выполнению различных ролей в образовательном процессе (лектора, организатора дискуссии, руководителя проекта, консультанта, тьютора); от руководителя, обладающего стратегическим мышлением, готовностью к делегированию функций управления образовательным процессом преподавателям и студентам.
5. Внутренними и внешними факторами, оказывающими существенное влияние на процесс педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов, являются:
внутренние факторы: мотивационные, познавательные и нравстенно-этические характеристики личности студента - мотивы, интересы, направленность, а также способности, уровень знаний, личностный опыт, ценностные ориентации, ментальность, которые представляют отношение студента к общественным интересам с точки зрения понимания и выполнения им своих учебных и в будущем профессиональных обязанностей;
образовательная среда вуза выступает системообразующим фактором, аккумулирующим все внешние факторы. Она включает предметно-пространственный, социальный, событийный, ценностно-смысловой и информационный компоненты. Структуру образовательной среды можно рассматривать и с точки зрения субъектов этой среды. С этих позиций образовательную среду вуза можно представить четырьмя иерархическими уровнями, выстроенными по концентрическому принципу - образовательная среда вуза в целом (макроуровень); образовательная среда факультета (мезоуровень); образовательная среда учебной группы (микроуровень); личностная среда обучающегося - индивидуальный уровень. Вариантов взаимодействия этих сред может быть столько, сколько студентов обучается в вузе. При этом можно выделить четыре основные (типичные): I вариант - конструктивное взаимодействие; II вариант - допустимое взаимодействие; III вариант - возможное неприятие; IV вариант - полная отстраненность.
6. Технология педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста включает следующие этапы:
- поисковый (теоретический) - диагностика, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, исследование (микроисследования) факторов и возможностей проектирования и реализации индивидуальной траектории профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза;
- моделирующий (методологический) - проблематизация, концептуализация, разработка моделей: выпускника, образовательного процесса; индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста;
- операционально-деятельностный (технологический) - реализация индивидуальных траекторий профессионального развития студентов: технологий, форм, методов и средств обучения, учения, внеаудиторной деятельности студентов и преподавателей на каждом этапе; разработка критериев и показателей для оценки результатов реализации индивидуальных траекторий профессионального развития студентов;
- контрольный (рефлексивный) - презентация промежуточных и итоговых результатов, их экспертиза и анализ, самооценка, рефлексия студентов и преподавателей (соответствие результата первоначальному замыслу, качество совместной деятельности и отношений), коррекция содержательных и процессуальных компонентов проектирования на основе обратной связи;
- преобразующий (стратегический) - возникновение нового проектного замысла, разработка стратегий дальнейшего профессионального развития специалистов в новых условиях (после завершения обучения в вузе).
Каждый из этапов является частью образовательного процесса, в ходе реализации которого проявляются и формируются ценности, нормы, установки студентов, актуализируются их коммуникативные, творческие способности. Успех педагогического проектирования индивидуальных траекторий определяется адекватными и адаптивными способами и приемами педагогического взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивая развитие необходимых свойств и качеств субъектов проектирования.
В технологии представлена критериально-уровневая характеристика профессионального развития будущего специалиста. Критериями и показателями профессионального развития будущих специалистов являются:
- мотивационный: профессиональные мотивы и интересы, готовность к профессиональному развитию;
- знаниевый: профессиональные знания, готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной деятельности;
- деятельностно-результативный: профессиональные умения и навыки, первичный профессиональный опыт;
- эмоционально-ценностный: принятие и субъективация профессиональных ценностей, норм и правил профессиональной этики;
- оценочно-рефлексивный: самооценка, рефлексивной культуры.
На основе критериев и показателей качественно и количественно определяются уровни профессионального развития - нормативно-репродуктивный, нормативно-продуктиный, нормативно-креативный.
7. Ведущими тенденциями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в образовательном процессе вуза являются:
- персонализация (гармонизация индивидуального и социального, профессионально значимого в личности обучающегося, проявляющаяся в социально значимой деятельности студента, влияющей как на него самого, так и на других);
- возрастание субъектности (реализация студентами своих способностей и возможностей в освоении различных видов деятельности и социальных отношений, обеспечивающих целостность процесса профессионального развития, который определяет и отражает результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества);
- нелинейность (нарастание множественности решений, индивидуализация темпов профессионального развития, возникновение полинаправленности профессиональных интересов);
- мобильность (возрастание готовности к быстрой смене позиций, обусловленной изменениями жизненных и профессиональных обстоятельств, к деятельности с высокой эффективностью, к решению нестандартных профессиональных задач; к непрерывному личностному и профессиональному самосовершенствованию на основе стабильных ценностей);
- полифуркационность (преодоление конфликтных точек личностного и профессионального развития, характеризующееся сменой стабильности и однозначности неопределенностью, побуждающей студента к поиску возможностей и средств выхода из кризиса; скачок, в результате которого появляется вариантность траекторий дальнейшего развития).
8. Условиями педагогического проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста являются:
- организационно-педагогические условия, а именно:
- организация учебного процесса, направленного на реализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов: курсы по выбору, междисциплинарные курсы, различные формы организации учебного процесса, стажировки в других вузах, дополнительные образовательные услуги и т.д.;
- включение студентов в деятельность, органично связанную с потребностями профессиональной практики, с одной стороны, и с личностными мотивами и смыслами самого студента, с другой;
- организация психолого-педагогической поддержки профессионального развития будущего специалиста;
- повышение квалификации преподавателей в области педагогического проектирования;
- внедрение компьютерных обучающих и контролирующих программ, электронных учебников и пособий, создание сайтов с оперативной информацией для студентов и преподавателей, форумов по предметам, проведение видеоконференций, встреч с учеными в режиме online и т.д.;
- включение студентов в разные виды социальной активности: волонтерскую деятельность, работу в педагогических и строительных отрядах, занятия в творческих коллективах, в органах студенческого самоуправления, добровольных студенческих объединениях и т.д.
- психолого-педагогические условия, а именно:
- формирование у студентов восприимчивости к новому, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, творчеству;
- целенаправленное развитие субъектной позиции студентов - будущих специалистов;
- принятие каждого обучающегося не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может стать;
- формирование устойчивых мотивов саморазвития и самореализации, социально-ответственной самостоятельности студента;
- овладение студентами приемами рефлексивного анализа собственной учебной и профессиональной деятельности;
- формирование профессионального самосознания, профессиональной интернальности (поиск студентом причин «успеха-неуспеха» в самом себе).
1.Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 212 с. (13,3 п.л.)
2.Бережная И.Ф. Активизация процесса обучения в военном вузе на основе модульно-рейтинговой технологии / И.Ф. Бережная, А.В. Столяров. – Воронеж: Типография ВАИУ, 2011. – 160 с. (10 п.л.) (авторство не разделено).
3.Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: психолого-педагогическое сопровождение / И.Ф. Бережная, Л.Н. Мотунова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 320 с. (20 п.л.) (авторство не разделено).
4.Бережная И.Ф. Педагогические аспекты социального воспитания молодежи: монография / А.С. Ахмедова, И.Ф. Бережная, Н.М. Борытко, В.А. Волынкин и др.; под ред. Г.В. Палаткиной. – Астрахань: Изд. дом АГУ, 2009. – 162 с. (10,1 п.л./ личн. уч. – 1, 4 п.л.)
5.Бережная И.Ф. Педагогическая практика в классическом университете: коллективная монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н.И. Вьюновой, Л.А. Кунаковской. – Воронеж: Изд.-во ВГУ, 2008. – 199 с. (12,4 п.л./ личн. уч. – 1,3 п.л.).
6.Бережная И.Ф. Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов: коллективная монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н. И. Вьюновой. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. – 227 с. (14,25 п.л., /1,4 п.л.).
7.Бережная И.Ф. Единство образовательного процесса регионального университетского округа: Монография / И.Ф. Бережная / под ред. Н.В.Соловьевой, Н.М.Рыбиной. Воронеж: Изд – во ВГУ, 2003. – 232 с. (14,5 п.л./ личн. уч. – 1,5 п.л.).
Статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ
8.Бережная И.Ф. Педагогические условия проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная // Перспективы науки. - 2012. - № 5. - С. 247-250. (0,46 п.л.).
9. Бережная И.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе проектирования индивидуальной траектории профессионального развития / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2012. – № 1. – С. 30-35. (0,72 п.л.).
10. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов: теоретико-методологический аспект/ И.Ф. Бережная // Глобальный научный потенциал. – 2012. –№ 2. – С.27-32. (0,7 п.л.).
11. Бережная И.Ф. Технология педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в образовательном процессе вуза/ И.Ф. Бережная // Наука и бизнес: пути развития. – 2012.– № 2. – С.42-47. (0,7 п.л.).
12. Бережная И.Ф. Структура педагогического потенциала информационно-коммуникационных технологий / И.Ф. Бережная, П.М. Моргачев // Перспективы науки. - 2011. - № 12. – С.13-17. (0,58 п.л.).
13. Бережная И.Ф. Место и роль студенческого самоуправления в системе социальной деятельности американских студентов / И.Ф. Бережная // Перспективы науки. - 2011. - № 10. - С. 273-278. (0,7 п.л.).
14. Бережная И.Ф. Педагогическая деятельность преподавателя высшей школы в современных условиях / И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2011. - № 9. – С.17-30. (1,6 п.л.), (авторство не разделено).
15. Бережная И.Ф. Активизация процесса обучения курсантов в военно-учебных заведениях на основе применения модульно-рейтинговой технологии / И.Ф. Бережная, А.В. Столяров // Перспективы науки.- 2011. - № 2 (17). - С. 16 -20. (0,58 п.л.), (авторство не разделено).
16. Бережная И.Ф. Структура речевой компетентности студента-юриста / И.Ф. Бережная, Н. В. Самохина // Перспективы науки. – 2010. – № 12. - С. 15-18. (0,46 п.л.), ( авторство не разделено)
17. Бережная И.Ф. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза// И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2010. - № 5.- С. 239-244. (0,73 п.л.), (авторство не разделено).
18. Бережная И.Ф. Личность студента в субъектном измерении / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Вып. 12 (68). – С. 65-71. (0,6 п.л.), (авторство не разделено).
19. Бережная И.Ф. Профессионализм педагога: компоненты и критерии проявления / Л.В. Абдалина, И.Ф. Бережная // Высшее образование в России. – 2008. – № 10. – С. 155–158. (0,5 п.л.), (авторство не разделено).
20. Бережная И.Ф. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова // Вестник Воронежского государственного Университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2008. – № 1. – С. 90-97. (0,86 п.л.), (авторство не разделено).
21. Бережная И.Ф. Развитие профессионализма личности педагога: акмеологический аспект / Л.В.Абдалина, И.Ф.Бережная // Преподаватель ХХI век. – 2008. – № 1. – С.185-189. (0,5 п.л.), (авторство не разделено)
22. Бережная И.Ф. Научно-прикладной аспект педагогического образования преподавателя в классическом университете / И.Ф.Бережная, Н.И.Вьюнова, Л.А.Кунаковская, Е.В.Кривотулова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2007. – № 1.- С.58-65. (0,86 п.л.), (авторство не разделено).
23. Бережная И.Ф. Теория среды в педагогическом наследии С.Т.Шацкого / И.Ф.Бережная // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2006. – № 4 (52). - С.43-46. (0,3 п.л).
24. Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 60-66. (0,8 п.л.), (авторство не разделено).
25. Бережная И.Ф. Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста /И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2006. - № 1.- С.99-101. (0,38 п.л.).
26.Бережная И.Ф. Становление системы профес-сионой подготовки чиновников В России в XIX – начале XX в. / И.Ф.Бережная, О.Ю.Яльченко // Мир образования – образование в мире. – 2006, № 3. – С.71 -79. (0,56 п.л.), (авторство не разделено).
27. Бережная И.Ф. Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2003. - № 2. – С.128-129. (0,25 п.л.).
28. Бережная И.Ф. О методологической культуре молодых ученых / И.Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2002. - № 1.- С.66-70. (0,63 п.л.).
29. Berezhnaya I. Stages of Constructinng an Individual Trajectory of Specialist´s Рrofessional Development in Higher Education Process / I. Berezhnaya // Перспективы науки. – 2011 – № 5 (20). - С.161-164. (0,46 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия
30. Бережная И.Ф.Педагогическая практика в вузе. Учебно-методическое пособие для вузов / Н.И.Вьюнова, И.Ф. Бережная, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2011. - 53 с. (3,3 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).
31. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для вузов. / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010. – 70 с. (4,4 п.л./ личн. уч. 1.1. п.л.).
32. Государственный междисциплинарный экзамен. Учебно-методическое пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова и др. [Науч. ред. Н.И.Вьюнова, Е.В.Кривотулова]. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010.– 71 с. (4,4 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).
33. Государственный междисциплинарный экзамен. По специальности «Социальная педагогика». Программа и методические указания для вузов / Науч. ред. И.Ф. Бережная. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – 66 с. (4,1 п.л./ личн. уч.1,8 п.л.).
34. Бережная И.Ф. Роль методологических знаний в профессиональной педагогической деятельности: пособие для педагогов высшей и средней школы / И.Ф. Бережная, Е.В. Воротникова, С.М. Годник, И.А. Дендебер и др. / Под ред. С.М. Годника, В.И. Хлоповских. – Воронеж: ВФ МОСУ, 2007. – 96 с. (6 п.л. /личн. уч. 0,75 п.л.).
35. Бережная И.Ф. Научно-педагогическая практика магистрантов: учебно-метод. пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2007. – 58 с. (3,6 п.л./ личн. уч. 0,9 п.л.).
Научные статьи и материалы конференций
36. Бережная И.Ф. Становление и развитие теории среды в отечественной педагогике в первой трети ХХ века / И.Ф. Бережная //Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2012. – Вып. 13. – С. 240-246 (0,44 п.л.).
37. Бережная И.Ф. Образовательная среда вуза как системообразующий фактор проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития будущего специалиста / И.Ф. Бережная // Психолого-педагогическая эффективность преподавателя высшей школы как фактор развития современного профессионального образования / редкол.: Н.И. Вьюнова (отв.ред.) и др. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2012. – С.17-23 (0,44 п.л.).
38. Бережная И.Ф. Социально-ответственная самостоятельность – ключевая компетенция специалиста / И.Ф. Бережная //Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: мат-лы X межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Научная книга, 2012. – 448 с. С.17-19 (0,2 п.л.).
39. Бережная И.Ф. Организация образовательного процесса в вузе на основе педагогического проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития специалистов / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. статей. – Вып.5 [под ред. И.Ф. Бережной]. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2011. – С.3-12 (0,63 п.л.).
40. Бережная И.Ф. Реализация индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в вузе / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: мат-лы IX межд. науч.-практ. конф. - Воронеж: Научная книга, 2011. – С. 14-16 (0,2 п.л.).
41. Бережная И.Ф. Стратегия реализации индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в вузе / И.Ф. Бережная // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Мат-лы II Межд. науч.-практ. конф. В 2-х ч. – М.,: МАНПО, 2011. – Ч. 2. – С. 256-259 (0,25 п.л.).
42.Бережная И.Ф. Проблема профессионального развития будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки / И.Ф. Бережная // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. – Вып. 12. – С. 221- 227 (0,44 п.л.).
43. Бережная И.Ф. Цель и содержание педагогической деятельности преподавателя ВУЗа в современных условиях / И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий // Проблемы педагогического образования: сб. науч. статей. – Вып.39 / под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2011. – С. 165-174 (0,63 п.л.), (авторство не разделено).
44. Бережная И.Ф. Роль студенческого самоуправления в системе социальной деятельности американских студентов / И.Ф. Бережная // Проблемы воспитания в образовательном процессе современного вуза: материалы Межд. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / редкол.: Ю.А. Гончарова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. – Ч.1. – С. 23-29 (0,44 п.л.).
45. Бережная И.Ф. Портфолио как инструмент построения индивидуальной траектории профессионального развития студентов в образовательном процессе вуза / И.Ф. Бережная //Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: Мат-лы VIII-ой межд. научно-практ. конф. – Воронеж: Научная книга, 2010.– С.102-103 (0,13 п.л.).
46. Бережная И.Ф. Социальная активность студентов в университетах США как составляющая профессиональной подготовки / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.4: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2010. – С.172-180 (0,56 п.л.).
47. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки cспециалистов в университетах США / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.3: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2009. – С 17-24 (0,5 п.л.).
48. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста – инновация российского высшего образования / И.Ф. Бережная // Адаптация коллективов образовательных учреждений к инновациям в системе образования: Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. – С.46- 62 (1,1 п.л.).
49. Бережная И.Ф. О корректном употреблении понятий «факторы» и «условия» в педагогических исследованиях / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Вып.2: сб. науч. статей. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2009.- С.9-17 (0,56 п.л.).
50. Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: проблемы и возможности ее построения в вузе / И.Ф. Бережная // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях : мат-лы Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.Ф. Бережная. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – Ч.1. – С.63-69 (0,44 п.л.).
51. Бережная И.Ф. Взаимодействие субъектов педагогической практики / И.Ф.Бережная // Преподаватель и студент как субъекты педагогической практики в классическом университете: теоретические и технологические аспекты: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.И. Вьюнова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – С.63-70 (0,5 п.л.).
52. Бережная И.Ф. Педагогическое образование в Воронежском государственном университете: история и современные проблемы / Н.И Вьюнова., И.Ф. Бережная, Е.В Кривотулова, Л.А. Кунаковская // Преподаватель и студент как субъекты педагогической практики в классическом университете: теоретические и технологические аспекты: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.И. Вьюнова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. – С.8-19 (0,75 п.л.), (авторство не разделено).
53.Бережная И.Ф. Педагогические условия построения индивидуальной траектории профессионального развития специалиста в вузе / И.Ф. Бережная // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы // Мат-лы I Всеросс. педагогического конгресса (19-21 декабря 2007 г.). – В 4-х ч. – Ч.3. – М., МАНПО, 2007. – С.122 -128 (0,44 п.л.).
54.Бережная И.Ф.Развитие интеллекта будущих педагогов в процессе профессионального становления / И.Ф. Бережная, О.В. Бахтина // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. статей: Вып. 27 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.,МПГУ – МОСПИ, 2007. – С.137 -145 (0,56 п.л.), (авторство не разделено).
55.Бережная И.Ф. Обучение в малых группах как условие индивидуализации профессиональной подготовки специалиста в вузе / И.Ф. Бережная // Технологическое образование в школе и ВУЗе: проблемы и перспективы: Мат-лы XIII Межд. конф. [под ред. Ю.Л. Хотунцева и М.В.Никонова]. – Липецк, ЛГУ, 2007. – Ч.2. – С.209-212 (0,25 п.л.).
56.Бережная И.Ф. Построение индивидуальной траектории профессионального развития специалиста как стратегия высшего образования / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. статей / под ред. И.Ф.Бережной. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. – С.60 – 66 (0,44 п.л.).
57.Бережная И.Ф. Профессиональное развитие будущего специалиста в системе высшего образования / И.Ф. Бережная // Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности: Мат-лы XV Всеросс. науч.-практ. конф. / под науч. ред. В.И. Андреева. – Казань – Йошкар –Ола, 2007. – С.57-62 (0,56 п.л.).
58.Бережная И.Ф. Образовательная среда учебного заведения как фактор социального воспитания / И.Ф. Бережная // Государственная социальная политика защиты детства: теория и практика. Сборник научных статей и тезисов.- Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007.- С. 68-77 (0,63 п.л.).
59.Бережная И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста в образовательной среде вуза / И.Ф.Бережная // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: мат-лы V-ой всеросс. науч.-практ. конф. Часть 2. / под ред. Б.Г. Преображенского, Е.С. Подвального. – Воронеж: Научная книга, 2007. – С.7-14 (0,5 п.л.).
60.Бережная И.Ф. Ценностные ориентации современной студенческой молодежи / И.Ф. Бережная // Молодежь в условиях модернизации российского общества: сб. статей / под ред. Ю.Л. Ярецкого/ – Воронеж: НПИОЦ, 2006. – С.215-223 (0,56 п.л.).
61. Бережная И.Ф. Активные формы обучения и воспитания в процессе решения проблем качества профессиональной подготовки педагога в классическом университете / И.Ф. Бережная // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. Сб. науч. тр. по итогам науч. конф.: в 2 ч. – Волгоград, 2005. – Ч.2. – С.171 -176 (0,38 п.л.).
62.Бережная И.Ф. Концептуальная модель профессионального становления офицеров в военно-инженерном вузе в контексте дифференцированного обучения / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Деп. ЦСИФ МО РФ 20.05.2004. № Б 5497. СРДР Серия Б. Вып.68. – М.: ЦВНИ МО РФ, 2004. – 18 с. (1,2 п.л.), (авторство не разделено).
63.Бережная И.Ф. Анализ ценностных ориентаций студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе / И.Ф. Бережная // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Мат-лы межрег. науч.- практ. конф. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. – С.23 -29 (0,44 п.л.).
64.Бережная И.Ф. Ценностные ориентации современного студенчества / И.Ф. Бережная // Ученые записки. Вып.4. – Воронеж: Изд-во «Номос», 2002. – С.99-110 (0,75 п.л.).
65.Бережная И.Ф. Развитие творческих способностей студентов как условие подготовки будущих учителей к работе с одаренными детьми / И.Ф. Бережная // Одаренность: рабочая концепция. Мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф.– Воронеж, 2002. – С. 503 – 507 (0,31 п.л.).
66.Бережная И.Ф. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя в классическом университете / И.Ф. Бережная // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы. Мат-лы межд. науч.-практ. конф. – Минск, 2000.- С.5-8 (0,25 п.л.).
67.Bereghnaya I. Dynamics of Individual Trajectory of Specialist’s Professional Development in the Higher Educational Process / Berezhnaya I. // Contemporary Issues of Higher Education: Approaches and Perspectives: papers 9-th international and practical conference. – Voronezh: «Scientific Book». – 2011. - P. 35-39 (0,31 п.л.).
68.Bereghnaya I. Individualized Instructional Approach in Russian Higher Education / I. Bereghnaya // Midwest Regional Comparative and International Society 2010 Conference «Globalizing Curriculum across University Discipline» - www.emich.edu/mwcies2010 – P. 56-57 (0,13 п.л.).
69.Bereghnaya I. Factors of Higher Academic Performance at New Type of Secondary Schools in Russia / I. Bereghnaya. – Ypsilanti, Michigan, USA. – 2008. – P. 5-6. (0,13 п.л.)