- Система подготовки бакалавра технологии с отраслевым подходом содержания образования как возможный вариант обеспечения практической направленности выпускников общеобразовательных школ.
- Концепция системы отраслевой подготовки будущих бакалавров технологии представляет собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих её суть, содержание и особенности. Ее основными положениями и компонентами являются:
- а) ведущая идея - отраслевой подход к подготовке бакалавра технологии, знания, умения, навыки и компетенции которого соизмеряются с сущностью знаний отраслей сферы современного материального производства, и возможностью их использования в профильной школе;
- б) научная основа - инженерная педагогика, соотнесенная к задачам подготовки бакалавра технологии для работы в профильной школе и ориентирующих старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере современного материального производства;
- в) теоретико-методологическое основание - единство подходов к системе отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии, где общенаучной основой выступает системный подход, теоретико-методологической стратегией - деятельностный подход, практико-ориентированной тактикой - личностно ориентированный подход;
- г) педагогические и социальные условия, определяющие важные факторы образовательной среды и оказывающие непосредственное влияние на эффективность реализации системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии: технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий; недостаточная реклама трудовой технологической деятельности молодежи и как результат - переход на профильность обучения старшеклассников;
- д) особенности реализации системы - межпредметная интеграция общетехнических и технологических дисциплин, что в конечном итоге приводит к высокой профессиональной (образовательной) компетентности будущего бакалавра технологии с общеинженерной компетенцией за счет системы отраслевой подготовки.
- Модель системы отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии, базирующейся на принципах функциональной полноты, минимизации и оптимизации, интеграции и дифференциации, саморазвития и содержащую целевую, информационную, познавательную и управляющую компоненты.
- Творчески развивающая технология обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, в основу которой положены следующие принципы: последовательность реализации элементов модели системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии; полнота и целостность реализации целевого, содержательного, процессуального и управляющего блоков модели; прогнозирование и гарантированность результатов реализации технологии; наличие признаков технологичности и критериев достижения цели образовательного процесса при следующих основных организационных формах обучения: посредством организации ситуаций творческого поиска и принципов формирования общеинженерной компетенции; посредством междисциплинарных задач повышенной трудности и новых, более рациональных методов технологических расчетов, предложенных соискателем; на основе обеспечения формирования творческого мышления; посредством информационных технологий в условиях компьютеризации учебного процесса.
- Методика отраслевой подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников, предполагающая:
- отраслевую направленность подготовки, учёт интересов и психологических особенностей студентов;
- реализацию принципа интеграции, как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса;
- использование творчески развивающей технологии обучения общетехническим и технологическим дисциплинам, обеспечивающим отраслевую подготовку будущих бакалавров технологии, и содействующую развитию целостного, критического, нелинейного мышления, изменению мотивации студентов к получению соответствующей квалификации;
- введение в учебный процесс дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины», а также отраслевых технологических дисциплин, усиливающих подготовку будущих бакалавров технологии к работе в профильной школе с соответствующей профессиональной ориентацией старшеклассников в трудовом выборе;
- установление наиболее важных межпредметных связей дисциплин общетехнической и технологической подготовки в отраслях сферы материального производства;
- отбор профессионально - ориентированных общетехнических и технологических дисциплин для аудиторных и внеаудиторных занятий;
- индивидуализацию обучения студентов с учетом их интеллектуальных способностей и творческих возможностей при курсовом проектировании, предусматривающим соответствие трудности задания и креативности студента;
- организацию учебно - исследовательской самостоятельной работы студентов в реальных педагогических условиях на экспериментальных площадках для апробации и внедрении материалов, разработанных в ходе курсовых и дипломных работ, что способствует подготовке будущих бакалавров технологии к работе в профильной школе (классов) с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников;
- формирование и развитие интегративных качеств будущего бакалавра технологии, необходимых для работы в профильной школе при использовании средств отраслевой профессиональной подготовки;
- наличие комплекса педагогических условий, позволяющего наиболее эффективно реализовать систему отраслевой профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии.
1.Калекин А. А. Проектирование педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 220 с. (13,7 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0061 - 3.
2.Калекин А. А. Методология педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии профильной школы [Текст]: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 162 с. (10,1 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0043 - 9.
3.Калекин А. А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 478 с. (29,93 п.л.). – ISBN 978 - 5 - 9929 - 0045 - 3.
4.Калекин А. А. Теоретико-методологические основы системы отраслевой подготовки бакалавра технологии к работе в профильной школе: Монография / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2012 г. – 157 с. (9,8 п.л.). ISBN 978-5-9929-0155-9.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК
5.Калекин А. А. К вопросу использования общеинженерной педагогики для формирования профессиональной компетентности учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Образование и общество. – 2008. – № 6 (53). – С. 19–22. (0,5 п.л.).
6.Калекин А. А. Общеинженерная подготовка при формировании профессиональной компетенции учителя технологии / А. А. Калекин // Наука и школа. – 2009. – № 2. С. 25–29. (0,31 п.л.).
7.Калекин А. А. Общеинженерная культура учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Образование и общество. – 2009. – № 3 (56). –С. 26-30. (0,5 п.л.).
8.Калекин А. А. Подготовка учителя технологии в вузе для проведения в школе элективных курсов (на примере курса «Гидравлика и насосы») / А. А. Калекин // Наука и школа. – 2009. – № 4. – С. 35-36. (0,25 п.л.).
9.Калекин А. А. Общеинженерная компетенция учителя технологии профильной школы с индустриально-технологическим направлением / А. А. Калекин // Преподаватель XXI век. – 2009. - № 4, часть 1. – С.56–62. (0,5 п.л.).
10.Калекин А. А. К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе / А. А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 1. Серия: гуманитарные и социальные науки. – Орел: ОГУ, 2009. – С. 249-257. (0,56 п.л.).
11.Калекин А. А. Проектирование педагогической системы на основе синергетики / А. А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 1 (35). Серия: гуманитарные и социальные науки. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 256 – 262. (0,56 п.л.).
12.Калекин А. А. Технологизация общества и образовательная область «Технология»: от философии к школе / А. А. Калекин // Образование и общество. – 2010. – № 1 (60). – С. 19–22. (0,5 п.л.).
13.Калекин А.А. Технология и современное образование / А. А. Калекин // Наука и школа. – 2010. – № 1. – С. 17–22. – (0,45 п.л.).
14. Калекин А. А. Аспекты философии технологического образования школьников / А. А. Калекин // Наука и школа. – 2010. – № 2. – С. 25 – 30. (0,50 п.л.).
15. Калекин А. А. Дидактическая система специальной технологической подготовки в вузе учителя технологии / А. А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 1 (35). Серия: гуманитарные и социальные науки. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 263-269. (0,75 п.л.).
16.Калекин А. А. Дидактические аспекты общеинженерной компетенции учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2010. – № 6 (74). – С. 25-29. (0,75 п.л.).
17.Калекин А. А. Технология строительного производства: Элективный курс / А. А. Калекин, Р.С. Кузнецов // Профильная школа. –2010. – № 4 (43). – С. 44-48. (0,6 п.л., вклад соискателя – 0,48 п.л.).
18.Калекин А. А. Формирование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии профильной школы / А. А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал № 1 (45). Серия: гуманитарные и социальные науки. – Орел: ОГУ, 2012. – С. 339-345. (0,43 п.л.).
19.Калекин А. А. Концептуальные основы отраслевой подготовки бакалавра технологии / А. А. Калекин // Наука и школа. – 2012. - № 1. – С. 25-33. (0.5 п.л.).
20.Калекин А. А. Инженерная педагогика в подготовке бакалавра технологии к работе в профильной школе / А. А. Калекин // Преподаватель XXI век. – 2012. - № 1, часть 1. – С. 96-105. (0.75 п.л.).
21.Калекин А. А. Бакалавр технологии для профильной школы / А. А. Калекин // Профессиональное образование. Столица. – 2012. - № 2. – С. 36-37. (0.3 п.л.).
22.Калекин А. А. Проблема подготовки бакалавра технологии для работы в профильной школе / А. А. Калекин // Профильная школа. – 2012. - №4 (55). – С. 60-63. (0,46 п.л.).
Учебные и методические пособия
23.Калекин А. А. Гидравлика и гидравлические машины: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» / А. А. Калекин. – М.: Мир, 2005. – 512 с. (32 п.л.). Допущено УМО по специальностям педагогического образования Минобрнауки РФ.
24.Калекин А. А. Гидравлические и пневматические приводы сельскохозяйственных машин: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» / А. А. Калекин. – М.: Мир, 2006. – 512 с. (32 п.л.). Допущено УМО по специальностям педагогического образования Минобрнауки РФ.
25.Калекин А. А. Основы гидравлики и технической гидромеханики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» / А. А. Калекин. – М.: Мир, 2008. – 280 с. (17,5 п.л.). Допущено УМО по специальностям педагогического образования Минобрнауки РФ.
26.Калекин А. А. Общеинженерная педагогика: Педагогика и гидравлика (с элементами научного исследования) : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2009. – 328 с. (20,5 п.л.). Допущено УМО по специальностям педагогического образования Минобрнауки РФ.
27.Калекин А. А. Программы общеинженерных дисциплин педагогических специальностей вузов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 «Технологическое образование» / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2008. – 58 с. (3,6 п. л.).
28.Калекин А. А. Практика студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство»: Методическое пособие по организации, проведению и отчетности практик / А. А. Калекин, М. Ю. Шелест.– Орел: ОГУ, 2003. -41 с. (2,56 п. л., вклад соискателя –1,3 п.л.).
29.Калекин А. А. Творческий проект по специальности 030500 «Профессиональное обучение» и 030600 «Технология и предпринимательство» / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2002. – 16 с. (1,0 п. л.).
30.Калекин А. А. Программа итоговой государственной аттестации выпускника специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / А. А. Калекин. – Орел: ОГУ, 2004. – 19 с. (1,2 п. л.).
31.Калекин А. А. Дипломная работа по специальности 030600 «Технология и предпринимательство»: Методическое пособие для студентов вузов специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / А. А. Калекин. - Орел: ОГУ, 2004. – 18 с. (1,12 п. л.).
32.Калекин А. А. Выпускная квалификационная работа: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство« и направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование (профиля «Технология»). Под ред. проф. Калекина А. А. / А. А. Калекин, В. С. Тенетилова. – Орел: Изд-во ОГУ, 2012.– 63 с. (4,0 п. л., вклад соискателя – 2,0 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов
33.Калекин А. А. Дидактическое формирование общеинженерной компетентности будущего учителя технологии профильной школы / А.А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки.- № 1.- Орел: ОГУ, 2007. – С. 162 – 166. (0,35 п. л.).
34. Калекин А. А. Синергетический подход к проектированию педагогической системы формирования общеинженерной компетенции учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Формирование в вузе профессиональной компетентности будущего учителя технологии для работы в профильной школе. – Орел: ОГУ, 2009. – С. 23–34. (0,56 п. л.).
35.Калекин А. А. Формирование в вузе профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. № 3. – Орел: ОГУ, 2008. – С. 187–195. (0,56 п.л.).
36.Калекин А. А. Общеинженерная компетенция – составной элемент профессиональной компетентности учителя технологии: смыслообразующие понятия / А. А. Калекин // Совершенствование процесса профессиональной подготовки специалиста на факультете технологии и предпринимательства: Сб. научных трудов. Выпуск 5. – Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2009. – С. 62-71. (0,62 п.л.).
Статьи по материалам конференций
37.Калекин А. А. Актуальность подготовки учителя технологии профильной школы с общеинженерной компетенцией / А. А. Калекин // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Материалы XIV Международной конференции по технологическому образованию школьников под ред. проф. Ю. Л. Хотунцева. – М.: МИОО, 2008. – С. 414–417. (0,25 п.л).
38.Калекин А. А. Значение курса «Гидравлика и гидравлические машины» в общеинженерной подготовке учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Материалы XIV Международной конференции по технологическому образованию школьников под ред. проф. Ю. Л. Хотунцева. – М.: МИОО, 2008. – С. 432–435.(0,25 п.л.).
39.Калекин А. А. К вопросу подготовки учителя технологии и предпринимательства со специализацией «Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)» / А. А. Калекин // Подготовка студенческой и учащейся молодежи к предпринимательству: Материалы докладов и сообщений на научно-практической конференции 21-23 мая 1996 г. – Брянск: БГПУ, 1996. – С. 50 – 53. (0,2 п. л.).
40.Калекин А. А. К вопросу трудовой подготовки сельских школьников в рамках образовательной области «Технология» / А. А. Калекин // Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников: Материалы докладов V Международной конференции. – М.: МИПКРО, 1999. – С. 83-85. (0,2 п. л.).
41.Калекин А. А. Общеинженерная подготовка будущего учителя технологии для работы в сельских школах с профильным обучением / А. А. Калекин // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: Сб. статей и практических материалов участников Международной научной конференции; под ред. М. И. Зайкина. – Арзамас: АГПИ, 2008. – С. 365-367. (0,2 п. л.).
42.Калекин А. А. Педагогическая система обучения общеинженерным дисциплинам как средство подготовки будущих учителей технологии профильных школ / А. А. Калекин // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. статей X Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого и 30-летию ф-та технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч., Ч. 2. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. – С. 85-91. (0,62 п.л).
43.Калекин А. А. Подготовка учителя технологии и предпринимательства по строительному делу как социально-педагогическая проблема / А. А. Калекин // Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики: Материалы II Международной научно-практической конференции 9-11 декабря 1996 г. – Тула: ТГПУ, 1997. – С. 81-85. (0,25 п. л.).
44.Калекин А. А. Профессионально-педагогический комплекс при подготовке учителей технологии и предпринимательства / А. А. Калекин // Инновационные процессы в подготовке учителей технологии, предпринимательства и экономики: Материалы докладов Международной научно – практической конференции 5–7 декабря 1995. Часть 2. – Тула: ТГПУ, 1996. – С. 33 –35. (0,18 п.л.).
45.Калекин А. А. Роль гидравлических дисциплин при подготовке учителей / А. А. Калекин // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Материалы XII Международной конференции по технологическому образованию школьников. – М.: МИОО, 2006. – С. 293-296. (0, 25 п. л.).
46.Калекин А. А. Специализация как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя / А. А. Калекин // Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Материалы XIII Международной конференции по технологическому образованию школьников; под ред. Ю. Л. Хотунцева и М. В. Никонова Часть 2. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – С. 179-184. (0,37 п. л.).
47.Калекин А. А. Роль общеинженерной педагогики при формировании в вузе профессиональной компетентности учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Непрерывное технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно - практической конференции 13-14 мая 2009 г. – Брянск: БИПКРО, 2009. – С. 66-70. (0,31 п. л.).
48.Калекин А. А. К вопросу подготовки в вузе учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Инновационные технологии в науке и образовании: Материалы Международной конференции (12–14 июня 2009 г.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. – С. 164-167. (0,3 п.л.).
49.Калекин А. А. Использование инженерной педагогики при подготовке учителей профильных школ / А. А. Калекин // Инженерная педагогика: Сборник статей. Выпуск 11, том 2. – М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2009. – С. 93-111. (1,18 п.л.).
50.Калекин А. А. Школьная инженерная педагогика как основа формирования в вузе учителя технологии «Нашей новой школы» / А. А. Калекин // Непрерывное технологическое образование в условиях инновационного развития России: Материалы всероссийской научно-практической конференции МПГУ 1-3 февраля 2010 г. Под. ред. проф. А. А. Карачева, доцента Ф. Н. Зименковой– М.: МПГУ, 2010. – С. 235–237. (0,2 п.л.).
51.Калекин А. А. Дидактические основы системы специальной технологической (общеинженерной) подготовки учителя технологии профильной школы / А. А. Калекин // Технологическое образование как фактор инновационного развития страны: Материалы XVI Международной научно-практической конференции по технологическому образованию школьников (4–8 октября 2010 г.). Под редакцией проф. Ю.Л. Хотунцева и проф. Л.Н. Серебренникова – Ярославль: ЯГПУ, 2010. – С. 164-167. (0,25 п.л.).
52.Калекин А. А. К вопросу подготовки бакалавра технологического образования для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации / А. А. Калекин // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. - Тула, 15-18 февр. 2011 г. В 2 т. - Тула: Из-во ТГПУ, 2011. - Т.1. - С. 101-108. (0,5 п.л.).
53.Калекин А. А. Формирование в вузе бакалавра технологического образования профильной школы / А. А. Калекин // Современное технологическое образование: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения П. Р. Атутова (16-18 июня 2011 г.). – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2011. – С. 136-137. (0,3 п.л.).
54.Калекин А. А. Система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологического образования к работе в профильной школе с индустриально - технологическим направлением профилизации старшеклассников / А. А. Калекин // Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров: Сб. материалов научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 1-3 марта 2012 г.). Под ред. А. И. Ильина, Е. А. Гилевой. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2012. – С.274-278. (0.31 п.л.).
55.Калекин А. А. Совершенствование подготовки бакалавра технологии как актуальная проблема технологического образования старшеклассников / А. А. Калекин // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Международн. заочной научно-практической конференции (25-26 ноября 2011 г.). – Мозырь (Беларусь): УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2012.- С. 113-116. (0.3 п.л.)