- Профессиональное образование выполняет в обществе важнейшую функцию трансляции и интерпретации профессии как социального вида деятельности, способствуя ее актуализации в новых исторических условиях. Данная актуализация возможна в контексте реализации системной связи образовательных учреждений и работодателей с опорой на положения теории социального партнерства. Непосредственное взаимодействие сферы труда и сферы образования возможно посредством партисипативных форм управления образованием, интеграции в процессе создания и деятельности учебно-научно-инновационных комплексов.
- Целью профессионального образования становится организация учебных заведений инновационного типа. Инновационная деятельность учреждений профессионального образования в историческом контексте осуществляется, во-первых, как их структурная реорганизация, во-вторых, как освоение в процессе обучения педагогической инноватики. В современной системе профессионального образования к категории инновационных могут быть отнесены учебные заведения, участвующие в процессе интеграции и создании системы непрерывного образования (то есть во внедрении моделей интегрированных образовательных учреждений), организующие практическое обучение на базе предприятий, владеющих инновационными технологиями, а также - организующие процесс профессионально-теоретического обучения на основании новых педагогических методов и технологий (деятельностных методов обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий и личностно-центрических технологий, прежде всего способствующих развитию человека как индивидуальности (например, ТРИЗ-технология, и пр.)).
- Инновационному обществу, для которого характерны высокие темпы увеличения суммы знаний и технологий, может соответствовать только опережающее образование, в рамках которого уровень развития системы общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии (включая и материальное, и духовное производство). Организация форм опережающего профессионального образования возможна при создании системы учета регионального социального заказа. В этом случае возможны как опережающая подготовка кадров для регионов, так и заблаговременная переподготовка специалистов по перспективным для регионов профессиям. Регионализация профессионального образования - принцип, сформировавшийся в деятельности данной системы еще в период ее начального становления (в XVIII веке). Историко-педагогический анализ показывает, что нереализованность этого принципа в системе профессионального образования лишает смысла ее образовательную деятельность, препятствует выполнению ее социальных функций.
- В рамках концепции непрерывного образования произошла смена образовательной парадигмы. С одной стороны, в качестве новой парадигмы образования может сегодня рассматриваться личностно-ориентированная парадигма (на которую опирается компетентностный подход), с другой стороны, теория непрерывного образования сама по себе является новой образовательной парадигмой, так как к традиционному понятию формального образования прибавляются неформальное и информальное образование, расширяющие границы профессионального образования в институциональном и личностном аспектах. Соответственно в новом парадигмальном измерении по-новому может быть сформулировано понятие профессионального образования, оно может рассматриваться как механизм воспроизводства и функционирования сложной социальной деятельности посредством формирования личности, способной решать современные профессиональные задачи в условиях динамично меняющегося общества; подготовка специалиста нового типа, готового к профессиональному и личностному самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
- В результате определения теории непрерывного образования в качестве новой образовательной парадигмы структура профессионального образования неизбежно начинает опираться на единство основного и дополнительного образования. При этом именно дополнительное образование становится пространством согласования социокультурных требований эпохи с социальными потребностями учащихся. В соответствии с этим в системе профессионального образования приобретают значение не только педагогические, но и андрагогические модели обучения.
- Выполненный историко-педагогический анализ позволил определить на основе опыта дореволюционных учебных заведений некоторые черты системы отечественного профессионального образования, необходимые для их эффективной деятельности, которые не являются привязанными к исторической эпохе, отражают закономерности развития профессионального образования в России в целом. К их числу можно отнести: 1) преемственность программ специальных учебных заведений различных ступеней, разработка на государственном уровне общих требований к образовательным программам и к деятельности учреждений одного уровня и одного типа; 2) разработка и применение специальных методов теоретического и практического обучения, ориентированных на качественную профессиональную подготовку; 3) привлечение представителей общества, профессиональных кругов для организации качественной подготовки специалистов в форме их участия в общественно-государственных формах управления учебными заведениями (дореволюционная форма - Попечительские советы); 4) приоритет изучения специальных дисциплин и специализация общеобразовательных курсов; 5) организация практики в условиях, близких к условиям сферы будущей профессиональной деятельности учеников; 6) создание условий для функционирования как государственных, так и частных профессиональных учебных заведений; 7) многоступенчатая уровневая дифференциация профессионального образования, дающая возможность получить профессиональную подготовку лицам из разных социальных слоев общества.
- В советский период была сформирована система профессионального образования, в рамках которой, несмотря на все ее недостатки, были осуществлены некоторые прогрессивные идеи. В их числе: централизованная разработка критериев качества профессионального образования, организация учебных заведений профессионального образования как системы, попытка внедрения опережающего образования (образования, учитывающего потребности местных производств в специалистах на ближайшее будущее), научная организация методической работы, участие региональных органов профессионального образования в разработке учебных планов и программ (с 1980-х гг.), внедрение в практику работы учебных заведений научно-педагогических и методических основ профессиональной педагогики. Данные формы организации работы профессиональных учебных заведений способствовали функционированию профессионального образования как целостной системы. В то же время, факторы, препятствовавшие развитию качества профессионального образования в это время: жесткая централизация и директивные методы управления, тотальное перспективное планирование и контроль за деятельностью учебных заведений, идеологизация образования, ориентация образования не на развитие личности будущего профессионала, но, прежде всего, на подготовку квалифицированной массовой рабочей силы, приоритет производственного обучения.
- Учет выработанных эффективных принципов функционирования системы профессионального образования в прошлом, на наш взгляд, может способствовать определению модели качественного профессионального образования сегодня.
- Учреждения среднего профессионального образования в 2000-х гг. могут быть рассмотрены как обновленные инновационные структуры, способные и к вертикальной, и к горизонтальной интеграции, обеспечивающие действие принципа непрерывного образования. Интеграция по горизонтали, на наш взгляд, обеспечивает многопрофильность образования в среднем звене, открывает больше возможностей для дальнейшего обучения выпускников колледжей, поскольку интегрированный по горизонтали колледж осуществляет взаимодействие одновременно с несколькими вузами. Инновационный характер современных профессиональных учебных заведений среднего звена определяется также выполнением ими социально-реабилитационной функции. Реформирование системы профессионального образования и ее условий обусловили смену узко профессиональной модели развития лицея и колледжа на модель социально и культурно-ориентированного учебного заведения.
- Высшие учебные заведения, включаясь в процесс интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, переживают трансформации как в функциональном, так и в структурно-институциональном аспектах. Анализ деятельности некоторых современных вузов показал, что трансформация классических университетов эффективнее осуществляется в направлении формирования учебно-научных университетских комплексов. При создании таких комплексов большое внимание уделяется укреплению связей классических университетов с академическим сектором науки (Научно-образовательные центры (НОЦ)). Процессы интеграции образования, науки и производства в технических вузах РФ дают основания утверждать, что трансформация этого типа вузов именно в учебно-научно-инновационные комплексы наиболее эффективна. Главная особенность деятельности УНИК - объединение инновационной теоретической и производственной деятельности. Базовые принципы дальнейшего развития российского высшего профессионального образования: связь университетской и академической науки; взаимодействие научных университетских центров с инновационным производством; обязательное практическое обучение будущих специалистов в предполагаемой сфере профессиональной деятельности, участие в международных образовательных программах.
1.Игтисамова, Г.Р. Аналитическое обоснование и структура общетехнологической подготовки студентов //Образование и саморазвитие. – 2008- №1(7).- 0,5 п.л.
2.Игтисамова, Г.Р. Педагогические основания становления технологической культуры студентов / Г.Р. Игтисамова //Ученые записки Российского государственного социального университета – 2011. - № 8(96). – 0,3 п.л.
3.Игтисамова, Г.Р. Роль земств в становлении системы профессионального образования в XIX- начале XX века (на примере Нижегородской губернии) / Г.Р. Игтисамова // Вестник Университета Российской академии образования.- 2011 . - № 5(58)– 0,3 п.л.
4.Игтисамова, Г.Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России / Г.Р. Игтисамова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012 . - № 1– С. 0,5 п.л.
5.Игтисамова, Г.Р. Формирование профессиональной идентичности личности как условие ее профессионализма / Г.Р. Игтисамова // Вестник Университета Российской академии образования.- 2012. - № 1(59)– 0,3 п.л.
6.Игтисамова, Г.Р. Становление системы профессионального образования в дореволюционной России / Г.Р. Игтисамова // Новые технологии. – 2012. - №1.- 04 п.л.
7.Игтисамова, Г.Р. Современные тенденции развития профессионального образования в России / Г.Р. Игтисамова // Образование и саморазвитие. – 2012.-№1. – 0,5 п.л.
8.Игтисамова, Г.Р. Открытие профессиональных школ при казенных предприятиях России в XVIII веке / Г.Р. Игтисамова, Р.Р. Вахитова // Современные проблемы науки и образования.- 2012 . - № 2. – 0,2 п.л.– Режим доступа : www.science-education.ru / 102-5936.
9.Игтисамова, Г.Р. Концепция профессионального образования в современной отечественной науке / Г.Р. Игтисамова, О.А. Шабалин // Современные проблемы науки и образования.- 2012 . - № 4. – 0,2 п.л. Режим доступа : http://www.science-education.ru / 104-6609.
10. Игтисамова, Г.Р. Высшее профессиональное образование в губернском городе в конце XIX – начале XX вв. (на основе материалов Нижегородской губернии) / Г.Р. Игтисамова, Е.В. Карцева // Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 5. – 0,5 п.л. Режим доступа : http://www.science-education.ru / 105-6956.
Статьи в прочих изданиях
11.Игтисамова, Г.Р. Использование информационных технологий и активных методов в образовательном процессе. (статья) / Г.Р. Игтисамова, Р.З.
12.Тагариев // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований: Сборник научных трудов / Под общей ред. д.п.н., профессора Ю.И. Юричка. – Вып. 3. – М., 1998- 0,7 п.л.
13.Игтисамова, Г.Р. Дифференциация и индивидуализация образования в современной школе/ Г.Р. Игтисамова, Р.З.Тагариев // Проблемы развития личности в условиях сельской инновационной школы: Сборник научных трудов / Под ред. д.п.н., профессора Р.З.Тагариева.-Уфа, 1999.- 0,3 п.л.
14. Игтисамова, Г.Р. Проблемы технологической подготовки учащихся инновационных школ / Г.Р. Игтисамова // Проблемы обучения и воспитания молодёжи: Тезисы докладов молодых исследователей, педагогов, докторантов, аспирантов и соискателей. – Уфа:БашГПИ.-1999.- 0,5 п.л.
15.Игтисамова, Г.Р. Педагогические условия технологической подготовки студентов технических вузов / Г.Р. Игтисамова // Актуальные проблемы преподавания в технических университетах: Тезисы докладов межвузовской научно – методической конференции / Ред.колл.:Мухаметшин В.Ш. и др.- Уфа, УГНТУ, 2000.- 0,06 п.л.
16. Игтисамова, Г.Р. Деятельный подход в определении содержания политехнического образования/ Г.Р. Игтисамова // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований: Сборник научных трудов докторантов, аспирантов / Под общей ред. д.п.н., профессора Р.З. Тагариева. – Вып. 4. – Челябинск, 2001 – 0,5 п.л.
17.Игтисамова, Г.Р. Усиления политехнической направленности обучения основам наук / Г.Р. Игтисамова // Совершенствование учебного процесса: Тезисы докладов межвузовской учебно – методической конференции / Ред. колл. Мухаметшин В.Ш. и др. – Октябрьский, ОФ УГНТУ, 2001.-0,06 п.л.
18. Игтисамова, Г.Р. Политехническое образование инновационных школ / Г.Р. Игтисамова // Современный образовательный процесс: проблемы, опыт и перспектива: Ежегодный бюллетень.- Вып. 2. Материалы республиканской научно-практической конференции 24 марта 2004 г.- Башкирский институт развития образования. - Уфа, 2004.- 0,4 п.л.
19. Игтисамова, Г.Р. Комплексный подход в организации учащихся инновационных школ/ Г.Р. Игтисамова // Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: Материалы II Международной научно – практической конференции. / Приволжский дом знаний. – Пенза, 2005. - 0,2 п.л.
20.Игтисамова, Г.Р. Технологическая культура будущего инженера как цель и результат образовательной деятельности ВУЗа / Г.Р. Игтисамова //Проблемы преподавания в технических университетах: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции / ред. колл. Мухаметшин В.Ш. и др. – г. Октябрьский, 2006.- 0,1 п.л.
21.Игтисамова, Г.Р. Теоретические аспекты общетехнологической подготовки будущих специалистов / Г.Р. Игтисамова //Проблемы преподавания в технических университетах: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции / ред. колл. Мухаметшин В.Ш. и др. - г. Октябрьский, 2006.-0,1 п.л.
22.Игтисамова, Г.Р. Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования / Г.Р. Игтисамова //Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (5 марта 2008 г. X Рязанские педагогические чтения)/ под ред. А.Н. Козлова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2008. – 0,3 п.л.
23.Игтисамова, Г.Р., Непрерывное образование как инновационное направление преобразований в российском образовательном пространстве / Г.Р. Игтисамова // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: материалы Междунар.науч-практ. конф. (Нижний Тагил, 20-21 января 2012г.): Секция 2: Тенденции и стратегии современного образования в подготовке инновационных кадров. – Екатеринбург: изд-во Уральского гос.экон.ун-та,2012. – 0,3 п.л.
24.Игтисамова, Г.Р. Профессиональное образование в советской России в 1917-1940 гг. / Г.Р. Игтисамова // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 0,5 п.л.
25.Игтисамова, Г.Р.Роль единой трудовой школы в организации начального профессионального образования / Г.Р. Игтисамова, Е.А. Дрягалова // Изучение и сохранение культурного наследия. Международная конференция по культурологии, посвященная 15-летию МИЭПМ // Секция 4. Психолого-педагогические основы межпоколенной культурной трансляции: сборник научных статей и докладов Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012. – 0,3 п.л.
26. Игтисамова, Г.Р. Потенциал образовательной подсистемы учебно-научно-инновационного комплекса / Г.Р. Игтисамова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2011. – вып.10 / Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,5 п.л.
27. Игтисамова, Г.Р. Система трудовых резервов в истории отечественного профессионального образования / Г.Р. Игтисамова, А.Н. Сидоров // Изучение и сохранение культурного наследия. Международная конференция по культурологии, посвященная 15-летию МИЭПМ // Секция 4. Психолого-педагогические основы межпоколенной культурной трансляции: сборник научных статей и докладов Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012. – 0,4 п.л.
28. Игтисамова, Г.Р. Политика профориентации сельских школьников в Горьковской области в 1950-1980-х гг. / Г.Р. Игтисамова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2011. – вып.10 / Сост. и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,2 п.л.
29. Игтисамова, Г.Р. Довузовская подготовка в системе профессионального образования / Г.Р. Игтисамова // Изучение и сохранение культурного наследия. Международная конференция по культурологии, посвященная 15-летию МИЭПМ // Секция 4. Психолого-педагогические основы межпоколенной культурной трансляции: сборник научных статей и докладов Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012. – 0,6 п.л.
30. Игтисамова, Г.Р. Система низшего и среднего коммерческого образования в дореволюционной России / Г.Р. Игтисамова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2011. – вып.10 / Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,3 п.л.
31. Игтисамова, Г.Р. Особенности и принципы обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования / Г.Р. Игтисамова // Изучение и сохранение культурного наследия. Международная конференция по культурологии, посвященная 15-летию МИЭПМ // Секция 4. Психолого-педагогические основы межпоколенной культурной трансляции: сборник научных статей и докладов Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012. – 0,2 п.л.
32. Игтисамова, Г.Р. Теоретические основы определения сущности феномена профессионального образования / Г.Р. Игтисамова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2011. – вып.10 / Сост и научн. редактор С.А. Тихонина.- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,7 п.л.
33. Игтисамова, Г.Р. Фундаментализация высшего профессионального образования, ее современные формы / Г.Р. Игтисамова, А.М. Фирсова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11./ Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,5 п.л.
34. Игтисамова, Г.Р.Сущность и результаты модернизации системы профессионального образования в России / Г.Р. Игтисамова, Е.В. Карцева // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11 / Сост. и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,4 п.л.
35. Игтисамова, Г.Р.Организация высшего профессионального образования в СССР В 1930-1950-х гг. (на основе материалов Нижегородской области) / Г.Р. Игтисамова, Е.В. Карцева // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11/ Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. –0,2 п.л.
36. Игтисамова, Г.Р. Значение компетентностного подхода в процессе обновления содержания профессионального образования / Г.Р. Игтисамова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11/ Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. –0,3 п.л.
37. Игтисамова, Г.Р. Профессиональное образование в России рубежа XIX-XX вв. как основа социально-экономического развития общества / Г.Р. Игтисамова, И.Д. Бегунов // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11/ Сост и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,4 п.л.
38. Игтисамова, Г.Р.Профессиональное образование в России: его сущность и перспективы развития (выводы на основе историко-педагогического анализа) / Г.Р. Игтисамова, С.В. Соленова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11/ Сост. и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. – 0,3 п.л.
39.Игтисамова, Г.Р. Принципы профессионального образования в условиях новой образовательной политики / Г.Р. Игтисамова // Изучение и сохранение культурного наследия. Международная конференция по культурологии, посвященная 15-летию МИЭПМ // Секция 4. Психолого-педагогические основы межпоколенной культурной трансляции: сборник научных статей и докладов Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012.- 0,3 п.л.
40. Игтисамова, Г.Р. Основные этапы эволюции отечественной системы профессионального образования в советский период/ Г.Р. Игтисамова, М.Г. Квасова // Труды молодых ученых и аспирантов.- 2012. – вып.11/ Сост. и научн. редактор С.А. Тихонина .- Н.Новгород: изд. НИУ РАНХ и ГС, 2012. –0,2 п.л.
Монографии
41.Игтисамова, Г.Р. Историко-педагогический анализ профессионального образования в России: монография / Г.Р. Игтисамова.- Н. Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2010. – 16, 3 п.л.
42.Игтисамова, Г.Р Педагогические основы общетехнологической подготовки студентов в процессе профессионального образования. Монография / Г.Р. Игтисамова. – Оренбург: Экспресс – печать, 2009 – 7,25 п.л..
Учебные пособия
43.Игтисамова, Г.Р. Общетехнологическая подготовка студента как педагогическая проблема. Учебное пособие / Г.Р. Игтисамова. – Оренбург: Экспресс – печать, 2010.- 5,75 п.л..
44.Игтисамова, Г.Р. Организационно-педагогические условия профессионального технического образования студента. Учебное пособие / Г.Р. Игтисамова. – Оренбург: Экспресс – печать, 2011.- 4,25 п.л.