Научная тема: «КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ ПО НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ РИСКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 13.00.01; 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Подготовка экспертов по независимой оценке рисков является одним из новых, стратегически значимых направлений в профессиональном образовании, необходимых для решения задачи устойчивого развития общества, которая обусловливает основные требования к квалифицированному специалисту - высокая социально-этическая ответственность и владение широким спектром социально-профессиональных компетенций в области комплексной безопасности человека и общества.
  2. Концепция компетентностно ориентированной подготовки экспертов по независимой оценке рисков в дополнительном образовании включает следующие основные положения:
    • ведущая идея - систему подготовки экспертов по независимой оценке рисков в дополнительном образовании следует рассматривать в широком социально-педагогическом контексте как существенный компонент формирующейся новой, стратегически значимой составляющей общей системы непрерывного образования, соответствующей задачам ее модернизации и связанной с обеспечением комплексной безопасности человека и общества;
    • достижение цели подготовки (формирование у обучаемых социально-этической ответственности и широкого спектра социально-профессиональных компетенций в области комплексной безопасности человека и общества) обеспечивается применением интегрированного методологического подхода, объединяющего системный, целостный, личностный, деятельностный и компетентностный подходы, который позволяет целостно преобразовать все блоки образовательного процесса (содержательный, организационный, технологический) в их взаимосвязанном единстве;
    • содержание подготовки названных экспертов в системе непрерывного образования обусловлено компетентностной моделью специалиста, включающей базовые профессиональные (социальные, познавательные, организационные, методические, специальные) и ключевые компетенции, объединенные специфической компетенцией обновления компетенций, а также комплекс метапрофессиональных качеств, системообразующим в котором является социально-этическая ответственность;
    • организационное единство всех форм непрерывного образования (формальное, неформальное, информальное образование) в компетентностно ориентированном дополнительном образовании экспертов обеспечивается реализацией его функций - социальной (создает условия для гибкого и оперативного ответа на потребности общества и сферы безопасности в подготовке кадров для системы независимой оценки рисков, а также на профессиональные потребности специалистов этой системы) и личностной (способствует удовлетворению личностных запросов обучающихся в познании своих способностей и развитии творческого потенциала, формировании у них способностей и навыков самообразования, самореализации, саморазвития);
    • технологическое единство организации компетентностно ориентированного учебного процесса в разных формах непрерывного образования экспертов по независимой оценке рисков достигается на основе применения модульно-дифференцированного подхода, обеспечивается реализацией специфических дидактических принципов (дифференциация обучающихся в зависимости от «входных» образовательно-профессиональных характеристик, органичное сочетание профессиональной и личностной направленности обучения, интеграция разных видов знаний и умений в учебно-профессиональной деятельности, ориентация на интенсивно изменяющиеся условия профессиональной деятельности).
  3. Модульно-дифференцированный подход представляет собой интегративный метод обучения, согласно которому модульная организация обучения осуществляется как в соответствии со структурой содержания обучения, так и с учетом уровневой дифференциации обучающихся, что обеспечивает гибкое варьирование форм, средств и способов обучения в процессе проблемно-деятельностного освоения содержательных модулей с учетом дифференциальных характеристик обучающимися в условиях субъект-субъектного взаимодействия.
  4. Организационно-педагогические условия реализации модульно-дифференцированного подхода в компетентностно ориентированной подготовке экспертов по независимой оценке рисков включают:
    • технологическую организацию процесса обучения, учитывающую  краткосрочность обучения экспертов по независимой оценке рисков в  разных формах непрерывного образования и связанную с этим необходимость интенсификации и оптимизации учебного процесса;
    • разработку концептуально-целостного комплекса научно-методического обеспечения;
    • подготовку преподавателей, владеющих технологиями и методиками модульно-дифференцированного подхода к компетентностно ориентированному обучению, обладающих готовностью к непрерывному развитию.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов докторских и кандидатских исследований

1.Мокроусова, О.А. Методическое сопровождение и обеспечение профессиональной подготовки: проблемы терминологии и подходы к его проектированию Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2004. – № 26. – С. 126-133.

2.Мокроусова, О.А. Управление качеством образовательного процесса Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2009. – № 5 (48). – С. 98-100.

3.Мокроусова, О.А. Профессиональная подготовка инженеров пожарной безопасности в условиях реформы технического регулирования Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 12. – С. 86-95.

4.Мокроусова, О.А. Роль деловой игры в профессиональной подготовке инженеров пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Гуманизация образования. – 2010. – № 1. – С. 19-24.

5.Мокроусова, О.А. Компетентностный подход к подготовке инженеров пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4. – С. 151-160.

6.Мокроусова, О.А. Модель построения системы менеджмента качества вуза на основе использования опыта пилотной кафедры Текст / О.А. Мокроусова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2010. – № 6 (74). – С. 23-29.

7.Мокроусова, О.А. Подготовка экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова // Профессиональное образование. Столица. – 2010. – № 8. – С. 28-29.

8.Мокроусова, О.А. Дополнительное профессиональное образование специалистов в области независимой оценки рисков Текст / О.А. Мокроусова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – 67-69.

9.Мокроусова, О.А. Основные положения и принципы подготовки экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 4. – С. 106-112.

10.Мокроусова, О.А. Концептуальная модель подготовки экспертов по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 155-165.

11.Мокроусова, О.А. Построение модели подготовки специалистов по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 1 (32). – С. 135-141.

12.Мокроусова, О.А. О некоторых проблемах подготовки экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова // Образование и наука: Известия УрО РАО. – 2011. – № 6 (84). – С. 23-29.

13.Мокроусова, О.А. Современные интенсивные технологии в процессе обучения экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 108-117.

14.Мокроусова, О.А. Подготовка экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова, Г.Д. Бухарова // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – № 12. – С. 23-24.

15.Мокроусова, О.А. Применение игровых технологий в процессе обучения экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – № 1. – С. 116-120.

16.Мокроусова, О.А. Компетенции эксперта по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова, Г.Д. Бухарова // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 3. – С. 35-36.

Монографии и учебные пособия

17.Мокроусова, О.А. Теория и практика подготовки экспертов по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова. – Екатеринбург: Издат. Дом «ИздатНаукаСервиз», 2010. – 200 с.

18.Мокроусова, О.А. Дополнительное профессиональное образование экспертов по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности: монография Текст / О.А. Мокроусова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 360 с.

19.Мокроусова, О.А. Организация обучения экспертов по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – 210 с.

Учебные пособия и курсы лекций

20.Мокроусова, О.А. Обеспечение безопасности людей при пожаре: учебное пособие Текст / О.А. Мокроусова. – Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2007. – 33 с.

21.Мокроусова, О.А. Пожарная безопасность в строительстве. Эвакуация людей при пожаре из зданий, строений и сооружений: учебное пособие Текст / С.В. Ижболдин, О.А. Мокроусова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УрИ ГПС МЧС России, 2009. – 66 с.

22.Мокроусова, О.А. Пожарная безопасность в строительстве: курс лекций. Часть 1. Текст / О.А. Мокроусова, В.А. Пестерев, Е.Н. Брюхов. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УрИ ГПС МЧС России, 2009. – 185 с.

23.Мокроусова, О.А. Пожарная безопасность в строительстве: курс лекций. Часть 2. Текст / О.А. Мокроусова, В.А. Пестерев, Е.Н. Брюхов. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УрИ ГПС МЧС России, 2010. – 154 с.

24.Мокроусова, О.А. Огнезащита металлических конструкций: учебное пособие Текст / О.А. Мокроусова, А.Ю. Акулов, С.В. Шархун, А.Ю. Кошелев. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УрИ ГПС МЧС России, 2010. – 108 с.

25.Мокроусова, О.А. Пожарная безопасность в строительстве. Рекомендации по оценке соответствия объектов защиты требованиям норм пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова, В.А. Пестерев, Е.Н. Брюхов. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УрИ ГПС МЧС России, 2010. – 40 с.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

26.Мокроусова, О.А. Особенности профессиональной подготовки курсантов Екатеринбургского филиала АГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Педагогическая наука – практике. Новые исследования: Прил. к журналу «Профессиональное образование». / Академия проф. обр-ия. – М.: ИСОМ, 2004. – С. 74-85.

27.Мокроусова, О.А. С учетом требований современности Текст / О.А. Мокроусова // Гражданская защита. – 2006. – № 9. – С. 29-31.

28.Мокроусова, О.А. О концепции личностно ориентированного образования в процессе профессиональной подготовки Текст / О.А. Мокроусова // Новые педагогические исследования: Прил. к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М.: АПО, 2007. – № 5. – С. 131-133.

29.Мокроусова, О.А. Конкурентоспособность будущего специалиста государственной противопожарной службы как показатель качества его подготовки Текст / О.А. Мокроусова // Новые педагогические исследования: Прил. к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., 2010. – № 12. – С. 47-49.

30.Мокроусова, О.А. К вопросу о профессиональной подготовке курсантов Екатеринбургского филиала Академии ГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – Вып. 3 (34). – С. 57-67.

31.Мокроусова, О.А. Влияние социальной среды крупного промышленного региона на формирование личности будущего специалиста противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Неделя педагогической науки на Урале: материалы научных исследований / под ред. А.В. Томильцева. – Екатеринбург: ООО «Центр проблем детства»; Моск. гос. открытый ун-т им. М.А. Шолохова, филиал в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург, 2003. – Ч. 2. – С. 53-58.

32.Мокроусова, О.А. Организационные формы подготовки курсантов к надзорно-профилактической деятельности Текст / О.А. Мокроусова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – Вып. 2, ч. 2. – С. 206-213.

33.Мокроусова, О.А. О некоторых аспектах подготовки специалистов для государственной противопожарной службы МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Подготовка кадров для Государственной противопожарной службы МЧС России: проблемы, перспективы, задачи: внутривуз. сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во Екатер. филиала АГПС МЧС России, 2004. – С. 11-14.

34.Мокроусова, О.А. Профессиональная подготовка курсантов в условиях модернизации образования Текст / О.А. Мокроусова // Проблема физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе: сб. науч. тр. / под ред. А.М. Кузьмина, А.А. Найна, С.Г. Серикова. – Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2004. – Вып. 3. – С. 173-176.

35.Мокроусова, О.А. О некоторых аспектах профессиональной подготовки курсантов в условиях модернизации профессионального образования Текст / О.А. Мокроусова // Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. / под ред. А.Я. Найна. – Челябинск: УралГАФК, 2005. – Вып. 3. – С. 132-136.

36.Мокроусова, О.А. О содержании методического сопровождения подготовки курсантов к надзорно-профилактической деятельности Текст / О.А. Мокроусова // Профессиональное образование: тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. Н.В. Силкиной. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2005. – С. 152-160.

37.Мокроусова, О.А. Институт в условиях реформирования подготовки специалистов для ГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Развитие профессионально-технического образования на Урале: теория и практика: сб. ст. / под ред. М.Л. Вайнштейна. – Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 2007. – С. 74-77.

38.Мокроусова, О.А. Деловые игры как форма профессионального обучения при изучении дисциплин строительного профиля Текст / О.А. Мокроусова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. – Вып. 9. – С. 86-91.

39.Мокроусова, О.А. Непрерывное образование – новая парадигма в развитии образования Текст / О.А. Мокроусова // Организация производства. Логистика на транспорте: сб. науч. тр. / под ред. В.М. Самуйлова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та путей сообщения, 2007. – Вып. 56 (139). – С. 137-139.

40.Мокроусова, О.А. Формирование творческого мышления будущего инженера пожарной безопасности в курсовом и дипломном проектировании Текст / О.А. Мокроусова, В.А. Пестерев // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – Вып. 10. – С. 343-347.

41.Мокроусова, О.А. О качестве подготовки специалистов в области независимой оценки рисков Текст / О.А. Мокроусова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России: сб. науч. ст. и науч.-метод. материалов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – Вып. 3. – С. 347-349.

42.Мокроусова, О.А. Профессиональное воспитание будущих специалистов противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Воспитание в целостном педагогическом процессе: сб. науч. ст. / под ред. Л.Д. Стариковой. – Екатеринбург: Издательский Дом «ИздатНаукаСервис», 2010. – Вып. 1. – С. 90-94.

43.Мокроусова, О.А. К вопросу о качестве профессиональной подготовки специалистов государственной противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург: Издательский Дом «ИздатНаукаСервис», 2010. – Вып. 12. – С. 157-163.

44.Мокроусова, О.А. Личностно ориентированный подход как важное условие эффективности процесса профессиональной подготовки Текст / О.А. Мокроусова // Культура и образование: сб. ст. / под ред. В.Л. Бенина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – Вып. 11. – С. 93-97.

45.Мокроусова, О.А. Подготовка специалистов экспертных организаций по независимой оценке рисков в области обеспечения пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Педагогическая наука и образование: сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: УралГУФК, 2011. – Вып. 11. – С. 85-92.

46.Мокроусова, О.А. Компетентностный подход к подготовке специалистов по независимой оценке рисков в области обеспечения пожарной безопасности Текст / О.А. Мокроусова // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб.: Изд-во БПА, 2011. – № 17 (81). – С. 68-75.

47.Мокроусова, О.А. Некоторые терминологические аспекты управления рисками на современном этапе Текст / О.А. Мокроусова // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева. – Екатеринбург, 2011. – Вып. 6. – С. 458-464.

48.Мокроусова, О.А. Организационно-педагогические условия подготовки будущих экспертов по независимой оценке рисков Текст / О.А. Мокроусова, Г.Д. Бухарова // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой и Л.Д. Стариковой. – Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2012. – Вып. 13. – С. 14-18.

Материалы докладов и выступлений на международных и всероссийских научно-практических конференциях

49.Мокроусова, О.А. Активизация познавательной деятельности курсантов в процессе обучения специальным дисциплинам Текст / О.А. Мокроусова // Активизация роли обучающихся в образовательном процессе: материалы науч.-метод. конф. с межд. участием, 3-4 февр. 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. лесотехн. ун-та, 2004. – С. 61.

50.Мокроусова, О.А. Инновационная модель технологии управления качеством профессионального образования в ЕФ АГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Менеджмент качества продукции и услуг: материалы Междунар. науч.-техн. конф., 26-28 окт. 2004 г., г. Брянск / под ред. О.А. Горленко, Ю.П. Симоненкова. – Брянск: Изд-во Брянского гос. техн. ун-та, 2004. – С. 187-190.

51.Мокроусова, О.А. Актуальность перехода к новой образовательной технологии в системе профессионального образования Текст / О.А. Мокроусова // Научный потенциал образования – 2005: материалы 8-й Междунар. науч.-практ. конф., 7-21 февр. 2005 г. – Днепропетровск: Изд-во «Наука и образование», 2005. – Т. 30. – С. 34-37.

52.Мокроусова, О.А. Научно-педагогические подходы к реализации требований модернизации образования в вузе Текст / О.А. Мокроусова // Научный потенциал образования – 2005: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 19-30 сент. 2005 г. – Днепропетровск: Изд-во «Наука и образование», 2005. – Т. 13. – С. 38-39; Т. 16. – С. 21-23.

53.Мокроусова, О.А. Использование личностно ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки Текст / О.А. Мокроусова // Личностно развивающее профессиональное образование: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 17-18 ноября 2005 г., Екатеринбург: в 3 ч. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – Ч. 1. – С. 157-160.

54.Мокроусова, О.А. К вопросу о реализации направлений концепции модернизации образования в деятельности ЕФ АГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Эффективность образования в условиях его модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26-28 апреля 2005 г., Новосибирск: в 3 ч. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. – Ч. II. – С. 266-270.

55.Мокроусова, О.А. Формирование ключевых компетенций управления качеством образования в Уральском институте ГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова, С.В. Шархун, В.А. Пестерев // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора: материалы второй Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 марта 2008 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы», 2008. – С. 125-128.

56.Мокроусова, О.А. Построение системы менеджмента качества в вузе пожарно-технического профиля Текст / О.А. Мокроусова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева // Методические основы повышения качества образовательной и инновационной деятельности по направлению подготовки 280100 «Безопасность жизнедеятельности», 280700 «Техносферная безопасность»: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19 февр. 2010 г. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. – С. 49-53.

57.Мокроусова, О.А. Профессиональная подготовка курсантов к надзорно-профилактической деятельности Текст / О.А. Мокроусова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 10-й Рос. науч.-практ. конф., 20-23 мая 2003 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – С. 30-31.

58.Мокроусова, О.А. Инновационные технологии обучения в повышении профессионализма выпускников Екатеринбургской Академии Государственной противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Профессиональная, правовая и духовная культура в системе подготовки специалиста и формировании личности: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф., 16 дек. 2003 г. / под ред. А.И. Барновского. – Омск: Изд-во «Прогресс» Омского ин-та предпринимательства и права, 2003. – С. 169-171.

59.Мокроусова, О.А. Технологии активного обучения в процессе подготовки кадров для Государственной противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел и государственной противопожарной службы: материалы IХ межвуз. науч.-метод. конф., 5-6 февр. 2004 г. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2004. – С. 212-213.

60.Мокроусова, О.А. Основные направления повышения качества профессионального образования в Екатеринбургском филиале Академии ГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Проблемы модернизации педагогического образования: тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27-28 апр. 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2004. – С. 45-48.

61.Мокроусова, О.А. Системный подход управления качеством профессионального образования в Екатеринбургском филиале Академии ГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 11-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – С. 180-182.

62.Мокроусова, О.А. Обучение инженерному творчеству в Екатеринбургском филиале АГПС МЧС России Текст / О.А. Мокроусова // Педагогические системы развития творчества: материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 дек. 2004 г., Екатеринбург: в 3 ч. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – Ч. 2. – С. 61-65.

63.Мокроусова, О.А. Пути повышения качества образования будущих специалистов ГПС Текст / О.А. Мокроусова // Качество высшего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26 янв. 2005 г. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. – С. 262-263.

64.Мокроусова, О.А. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих специалистов ГПС в современных условиях Текст / О.А. Мокроусова // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 апр. 2005 г. – Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2005. – С. 281-283.

65.Мокроусова, О.А. Управление качеством профессионального образования в вузе Текст / О.А. Мокроусова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 12-й Всерос. науч.-практ. конф., 24-26 мая 2005 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – С. 177-178.

66.Мокроусова, О.А. Подготовка профессионального компетентного специалиста Текст / О.А. Мокроусова // Современные технологии в российской системе образования: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., май 2005 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – С. 140-142.

67.Мокроусова, О.А. Методическое сопровождение подготовки курсантов к надзорно-профилактической деятельности Текст / О.А. Мокроусова // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VII Всерос. науч. конф., окт. 2005 г., Екатеринбург: в 2 т. – Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2005. – Т. 2. – С. 134-135.

68.Мокроусова, О.А. Методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки специалистов ГПС Текст / О.А. Мокроусова // Эволюция и современные подходы к подготовке кадров для правоохранительных органов и спасательных служб: материалы Х межвуз. науч.-метод. конф., 3-4 февр. 2005 г. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2005. – С. 321-323.

69.Мокроусова, О.А. Профессиональное развитие будущего специалиста противопожарной службы Текст / О.А. Мокроусова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций: тез. докл. IV науч.-практ. конф., 20-21 февр. 2006 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – С. 371-374.

70.Мокроусова, О.А. Технологии проблемного обучения в вузе Текст / О.А. Мокроусова // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., 28-30 марта 2006 г. – Барнаул: БГПУ, 2006. – Ч. I. – С. 108-110.

71.Мокроусова, О.А. Инновационное развитие образовательных систем / Текст О.А. Мокроусова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 14-й Всерос. науч.-практ. конф., 17-19 апр. 2007 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. – С. 21-22.

72.Мокроусова, О.А. Опыт оценки огнестойкости железобетонных конструкций зданий Текст / О.А. Мокроусова, Н.А. Ильин, А.Ю. Акулов // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: материалы 65-й Всерос. науч.-техн. конф., 7-11 апр. 2008 г., СГАСУ – Самара: ООО Изд-во «СамЛюксПринт», 2008. – С. 389-390.

73.Мокроусова, О.А. О подготовке специалистов в области независимой оценки рисков Текст / О.А. Мокроусова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 16-й Всерос. науч.-практ. конф., 23-25 ноября 2010 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. – С. 258-259.

74.Мокроусова, О.А. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателей в системе дополнительного профессионального образования Текст / О.А. Мокроусова // Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф., дек. 2010 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – С. 95-100.