- Метапсихологический подход к изучению состояния зависимости заключается в построении модели состояния зависимости, включающей базовый уровень, представленный направленностью системы отношений. Динамика направленности отношений к субъект-объектному полюсу выступает условием возникновения, иммерсии состояния зависимости. Динамический аспект реализации зависимости на метапсихологическом уровне, представлен феноменом созависимости, определяемым как динамика системы межличностных отношений социального окружения зависимого от «значимого другого» до «значимого объекта» (т.е. к субъект-объектному полюсу отношений), предполагающая трансформацию и интеграция социальной среды в систему зависимых взаимоотношений, носящих субъект-объектный характер).
- Метапсихологический подход представляется адекватным для построения модели состояния зависимости в категориальном пространстве психологической науки. Базовыми категориями для состояния зависимости выступает «отношение» и понятия, обозначающие его направленность (субъект-субъектные, субъект-субъектные), категориями метапсихологического уровня анализа являются «ценность», «чувство», «предметность», «деятельность», «я». Феномен состояния зависимости обладая свойствами, присущими психологическим явлениям, категоризируемым как состояния - модальность, устойчивость (длительность), интенсивность, качество, знак, равновесность-неравновесность, так и специфические - эффективность, управляемость, активность, автономность, наблюдаемость. Феноменологическое поле состояния зависимости поляризуется по мере спецификации его структурных компонентов и реализуется в дихотомии «доверие - зависимость» на ценностно-смысловом, мотивационном, когнитивном уровнях.
- Функционально-динамический аспект состояния зависимости представлен системой механизмов, в соответствии с содержанием основных процессов, определяющих состояние зависимости: генезис, возникновение состояния зависимости, определяемое особенностями функционирования регуляторной сферы; иммерсия (погружение) состояния зависимости, определяемая особенностями ценностно-смысловой сферы; трансформация зависимости, определяемая спецификой патологической динамики потребностной сферы. Соответственно, механизмами возникновения зависимости выступают механизм снижения произвольной саморегуляции и механизм разбалансированности системы саморегуляции; механизмами иммерсии состояния зависимости является нарушение смысловой регуляции и ложь, как специфический механизм регуляции, механизмами трансформации состояния зависимости являются механизм фиксации и постоянной фрустрации мотива; механизм конфликта; механизм фиксированной ригидности.
- Детерминанты состояния зависимости, представляя собой систему, реализуются на внутреннем уровне, как структурная организация субъектности, критериями деформации которой являются: сбалансированность / несбалансированность психических процессов; автономность / нарушение автономности; самоактуализация / нарушение процесса самоактуализации. Внешним уровнем системы детерминации состояния зависимости рассматриваем процессы непосредственного (диадного) взаимодействия в отношениях «зависимый - независимый чужой», «зависимый - независимый близкий», «зависимый - зависимый». Базой для реализации каждого из указанных типов взаимодействия является направленность отношений суъект-субъектная или субъект-объектная.
- Ассоциативный эксперимент обладает терагностическим потенциалом для диагностики, прогноза, психологического сопровождения при состоянии зависимости, как дифференцированного состояния, которое включает в себя психологическую и физиологическую компоненты.
1.Профессионально–личностные деформации врачей: феноменология, детерминация, измерение. Москва: РГСУ «Союз». – 2010г. 688 с. (в соавторстве с Никишиной В.Б., Молчановой Л.Н., Дроздовым А.Г.: 43 / 14,3 п.л.)
2.Психологические механизмы трансформации зависимости: монография, КГМУ–2011. [Электронное издание] Рег. Свидетельство №22184, дата регистрации 12 мая, 2011г. (в соавторстве с В.Б. Никишиной)
3.Психология зависимости: метапсихологический анализ. – Курск: КГМУ, 2012. – 252с. (в соавторстве с В.Б. Никишиной: 15,6 / 7,8 п.л.)
Учебные пособия
4.Психология зависимости: учебное пособие, хрестоматия: для студентов факультета клинической психологии» /электронный ресурс/ (© 2012, Курский государственный медицинский университет. © Никишина В.Б., Запесоцкая И.В.) /ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» свид-во о рег. №26911 от 19.07.2012 г., № гос. регистрации 0321202143. (в соавторстве с В.Б. Никишиной)
Статьи в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ от 20.10.06. №39/88 для публикации основных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук
5.Механизмы трансформации состояния зависимости// Вестник университета (Государственный университет управления) 2010, №17, стр. 83 – 88. (в соавторстве с В.Б. Никишиной: 0,1 / 0,05 п.л.)
6.Дихотомическая модель доверия – зависимости: детерминация, феноменология, генез // Социальная политика и социология. 2010, №4 (58), стр. 155–163. (в соавторстве с В.Б. Никишиной: 0,1 / 0,05 п.л.)
7.Построение психологического тезаруса состояния зависимости // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010, №4. Т.16, с.217–222. (в соавторстве с В.Б. Никишиной: 0,4 / 0,2 п.л.)
8.Критериальное содержание социально–психологической адаптации судебных приставов в контексте профессиональной идентичности // Вестник Орловского государственного университета Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011, – №2 (16), март–апрель. С. 101–104 (в соавторстве с Реутова Н.В., Петраш Е.А.: 0,5 / 0,16 п.л.)
9.Норма и патология структуры субъектности представителей профессии экстремального профиля // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011, – №4 (92). С. 134–140 (0,8 п.л.)
10.Удовлетворенность как критерий формирования профессиональной идентичности у педагогов высшей школы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011, – № 4 (33). – Т.1. – С.128-132. (в соавторстве с В.Б. Никишиной: 0,5 / 0,25 п.л.)
11.Структурная организация субъектности в состоянии алкогольной зависимости // Вестник Орловского государственного университета Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011, –№4 (18), июль–август. С. 124–127 (0,4 п.л.)
12.Критерии деформации субъектности в состоянии алкогольной зависимости // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. ¬ Т3(3). С. 149 – 153 (0,6 п.л.)
13.Структура субъектности и система отношений личности в состоянии алкогольной зависимости // Вестник Владимирского государственного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011, – № 10(29). ¬ С. 137-142 (0,9 п.л.)
14.Динамика структуры субъектности в онтогенезе// Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – №6 (94) – С. 249–252. (0,5 п.л.)
15.Толерантность как критерий деформации структуры социальной идентичности у женщин с алкогольной зависимостью // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. – №6 (94). – С.312–316. (в соавторстве с А.В. Чернышевой: 0,6 / 0,3 п.л.)
16.Метапсихологический подход в изучении состояния зависимости // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. – № 2 (102). – С. 240-244. (0,5 п.л.)
17.Ассоциативный эксперимент в диагностике состояния зависимости: концептуальный аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. – № 2 (102). – С. 146-150. (в соавторстве с Никишиной В.Б.) (0,5 / 0,25 п.л.)
18.Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости // Вестник МГГУ им. Шолохова: Серия «Педагогика и психология» – 2012. – №3.
19.Нарушение смысловой регуляции как иммерсионный механизм состояния зависимости // Психолого-педагогический поиск: научно методический журнал. – 2012. – №3 (23).
Статьи и тезисы
20.Психотерапевтический аспект в работе с копинг–стратегиями.// Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Матер. III съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно–практической конференции (Курск, 20–23 октября, 2003г.) – Курск: КГМУ, 2004. С.43–46. (0,25 п.л.)
21.Влияние Я–концепции личности на преодоление трудных ситуаций. // Университетская наука: взгляд в будущее.//Сборник трудов 71–й конференции КГМУ и сессии Центрально–Черноземного научного центра РАМН, посвященной 70–летию КГМУ. В 2–х томах. – Курск: КГМУ, 2006. – Т.2.С. 120–121 (0,12 п.л.)
22.К вопросу о методологических основах психологической модели психотерапии. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. – СПб: Санкт–петербургский научно–исследовательский институт им. В.М. Бехтерева, 2006. – С.16–17. (в соавторстве с Василенко Т.Д., Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,04 п.л.)
23.Принцип системности как методологическое основание построения психологической модели психотерапии.// Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. – СПб: Санкт–петербургский научно–исследовательский институт им. В.М. Бехтерева, 2006. С. 17–18. (в соавторстве с Василенко Т.Д., Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,04 п.л.)
24.Смыслообразование как системообразующий фактор психологической модели психотерапии. // Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины. Сборник тезисов конференции с международным участием. – СПб: Санкт–петербургский научно–исследовательский институт им. В.М. Бехтерева, 2006. С. 46–47. (в соавторстве с Василенко Т.Д., Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,04 п.л.)
25.Психологическое сопровождение профессионального становления специалиста в медицинском вузе // Система менеджмента качества в высшей школе и в высшем профессиональном медицинском образовании. Материалы региональной конференции с международным участием 26 января 2009г. Екатеринбург, Изд–во ГОУ ВПО УГМА Росздрава. 2009, 252 с. С.46–47 (в соавторстве с Василенко Т.Д.): 0,06 / 0,03 п.л.)
26.Субъектные характеристики взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения в вузе. // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов научной конференции КГМУ, сессии Центрально–Черноземного научного центра РАМН. В 3–х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. Т.III. С.292–295 (0,25 п.л.)
27.Системогенез категорий «Субъектность» и «профессиональная идентичность». // Материалы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 10–летию факультета клинической психологии КГМУ «Клинико–психологические проблемы современного общества» (отв. ред. доц. Василенко Т.Д., Селин А.В. /электронный ресурс/ – Курск: КГМУ, 2009. С.70–75) (0,375 п.л.)
28.Идентичность и субъектность: интеграция сентенций // Материалы Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 10–летию факультета клинической психологии КГМУ «Клинико–психологические проблемы современного общества» (отв. ред. доц. Василенко Т.Д., Селин А.В. /электронный ресурс/ – Курск: КГМУ, 2009.С. 130–133) (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,25 / 0,12 п.л.)
29.Определение категориального поля субъектности в современной отечественной психологии // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов научной конференции КГМУ, сессии Центрально–Черноземного научного центра РАМН. В 3–х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. Т.III. С.186–189 (0,12 п.л.)
30.Структурный аспект субъектности в контексте нормы и патологии // Материалы всероссийской научно–практической конференции, посвященной 75–летию Курского государственного медицинского университета и 10–летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса» (электронный ресурс) – Курск, Курский государственный медицинский университет, 2010. С. 127–134 (0,44 п.л.)
31.Рефлексивные механизмы профессионально–личностной деформации врачей // Развитие профессиональной субъектности представителей социономических и социотехнических профессий в условиях современного общества: материалы международной научно–практическая конференции (Курск, 9–10 ноября 2010г.): в 2 ч. Ч1: Психологический аспект/редкол.: Г.Н. Подчалимова, Д.В. Иванов (отв. ред.), В.В. Лукьянов, С.В. Сутяга (отв. секр.). – Курск: Курск. гос.ун–т, 2010. – 195с. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,06 п.л.)
32.Психологическое сопровождение подростков со склонностью к аддиктивному поведению // Твой выбор – твоя жизнь: сборник научно–методических материалов областной молодежной антикризисной акции. // Г.А. Сидоров, В.И. Тимошилов, А.А. Ертова, Г.А. Плетнева – Курск: ООО «Гиром», 2010г. – 100с. С.53–68. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,1 / 0,5 п.л.)
33.Критерии профессионального самосознания с точки зрения формирования профессиональной идентичности будущих психологов // Традиционные и инновационные подходы к модернизации медицинского образования / Материалы Всероссийской научно–методической конференции с международным участием, посвященной 75–летию КГМУ (2–8 февраля 2010г.) / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Н.С. Степашова. В 3 томах. – Том III. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. – 316 стр. С.187–190. (0,25 п.л.)
34.Особенности профессиональной идентичности студентов – психологов. // Традиционные и инновационные подходы к модернизации медицинского образования / Материалы Всероссийской научно–методической конференции с международным участием, посвященной 75–летию КГМУ (2–8 февраля 2010г.) / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Н.С. Степашова. В 3 томах. – Том III. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. С.247–250. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,25 / 0,12 п.л.)
35.Формирование профессиональной идентичности психолога в рамках психологического сопровождения учебного процесса в вузе // Материалы межвузовской учебно–методической конференции с международным участием «Инновации в образовании» // Международный журнал экспериментального образования. №4, 2010г. Приложение №1. С.47–48. (в соавторстве с Василенко Т.Д.): 0,12 / 0,06 п.л.)
36.Адаптация к обучению в вузе как условие становления профессиональной идентичности // Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 14–16 декабря 2010г.): Материалы VI Всероссийской научно–практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологического образования Россия», 2010г. (в соавторстве с Василенко Т.Д., Сотниковым В.А.): 0,2 / 0,06 п.л.)
37.Невротическая природа алкогольной зависимости у женщин // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии: сборник научных трудов научно–практической конференции с международным участием, 3–4– февраля 2011г., Санкт–Петербург / Под общей редакцией профессоров Н.Г. Незнанова и Д.Б. Карвасарского. – СП.: Спб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2011г. – 287с. С. 147–148. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,06 п.л.)
38.Психосоциальные и медико–биологические аспекты возникновения состояния алкогольной зависимости // Медико–биологические аспекты мультифакториальной патологии. Материалы II Всероссийского научно–практического конгресса с международным участием.– Курск.: КГМУ, 2011 – 428с. С.180 (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,06 / 0,03 п.л.)
39.Психосоциальные и медико–биологические аспекты возникновения состояния игровой зависимости // Медико–биологические аспекты мультифакториальной патологии. Материалы II Всероссийского научно–практического конгресса с международным участием.– Курск.: КГМУ, 2011 _428с. С.227–228 (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,06 п.л.)
40.Критерии нормы и патологии субъектности в ситуации хронического соматического заболевания // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно–практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011г.: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А.В. Карпов, ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. – 656с. С. 587–590. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,2 / 0,1 п.л.)
41.Влияние особенностей детско–родительских отношений на структуру субъектности в младшем школьном возрасте// Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно–практической конференции, г. Ярославль, 19–21 мая 2011г.: В 3 ч. Ч. II / Отв. ред. А.В. Карпов, ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. – 597с. С. 112–114. (0,2 п.л.)
42.Социальная идентичность родителя в процессе становления субъектности // Психология эффективного родительства: Материалы международной научно–практической конференции. – Курск: КГМУ, 2011 – 607с. С. 197–204. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,4 / 0,2 п.л.)
43.Критерии социализации подростков с проявлениями СДВГ // Университетская наука: взгляд в будущее. Материалы итоговой научной конференции сотрудников КГМУ, Центрально–Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН, посвященной 76–летию Курского Государственного медицинского университета. Курск – 2011. с. 150–155. (в соавторстве с Василенко Т.Д., Никишиной В.Б.): 0,3 / 0,15 п.л.)
44.Индивидуально–типологическая проекция регуляторной разбалансированности свойств внимания у подростков с СДВГ // Университетская наука: взгляд в будущее. Материалы итоговой научной конференции сотрудников КГМУ, Центрально–Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН, посвященной 76–летию Курского Государственного медицинского университета. Курск – 2011. с. 147–150. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,2 / 0,1 п.л.)
45.Особенности диадного взаимодействия больных алкоголизмом // Материалы 5–го междисциплинарного российского конгресса с международным участием «Человек и проблемы зависимостей: междисциплинарные аспекты» (25–27 мая 2011г.)// Профилактическая и клиническая медицина. Научно–практический журнал. ¬¬– №2 том 1 (39) 2011. С. 216. (0,06 п.л.)
46.Травма боли у детей (вследствие медицинских воздействий) // Материалы конгресса «Психосоматическая медицина–2011» (02–03 июня 2011г.)// Профилактическая и клиническая медицина. Научно–практический журнал. 2011. – №2. – том 2 (39). С 265–267. (в соавторстве Никишиной В.Б.): 0,12 / 0,06 п.л.)
47.Психотерапевтический потенциал диадного взаимодействия при состоянии алкогольной зависимости // Будущее клинической психологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (8 апреля 2011 г.) / науч. ред. А.Ю. Бергфельд, С.В. Вайештейн, С.А. Щебетенко. – Пермь : Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2011. – 276 с. С. 28-31. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,2 0,1 п.л.)
48.Эмоциональные установки женщин в формировании субъективного компонента переживания боли в период родов // Материалы конгресса «Психосоматическая медицина–2011» (02–03 июня 2011г.)// Профилактическая и клиническая медицина. Научно–практический журнал. ¬ №2 том 2 (39) 2011. С 267–269. (в соавторстве с Никишиной В.Б., Каськовой Д.С.): 0,12 / 0,04 п.л.)
49.Рефлексивный компонент интегративной модели доверия–недоверия при состоянии зависимости // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – C. 162–166 (в соавторстве с Никишиной В.Б., Копыловой П.В.): 0,3 / 0,1 п.л.)
50.Толерантность в системе отношений зависимой личности // Психология здоровья и болезни: клинико–психологический подход. Всероссийская научно–практическая конференция с международным участием. – Курск : КГМУ, 2011. ¬ 456 с. С. 122 – 126. (0,4 п.л.)
51.Влияние групповой сплоченности на способы преодоления конфликтных ситуаций в период подросткового кризиса //Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. науч. конф. (с международным участием). Курск, 21–22 октября 2011 г. Ч.1. / под общ. Ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. ун–т. – Курск, 2011. – 356с. С.149–154. (0,5 п.л.)
52.Структура субъектности в онтогенетическом аспекте. // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т1 – М.: Российское психологическое общество, 2012 – 496 с. С. 297-298. (0,1 п.л.)
53.Созависимость как метапсихологический уровень реализации состояния зависимости // Аддикция в современном научном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции. ¬ Курск: изд-во КГМУ, 2012. – 180 с. С. 42 – 49. (0,5 п.л.)
54.Социально-психологические установки на здоровье и болезнь в современном обществе // Materiały VIII Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzeń Europy - 2012» Volume 23. Psychologia i socjologia.: Przemyśl. Nauka i studia - 80 str. – Str. 69-73. (в соавторстве с Никишиной В.Б.): 0,3 / 0,15 п.л.)