Научная тема: «ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И ФЕНОМЕН СВОБОДНЫХ РИТМОВ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ XVIII – XXI ВВ.: ГЕНЕЗИС, СТАНОВЛЕНИЕ, ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»
Специальность: 10.02.04
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Создание Ф.Г. Клопштоком в 1754 году нового типа стиха обогатило мировую поэзию новой художественной формой. Это открытие,  явившись  следствием переосмысления выдающейся творческой личностью цели и предназначения поэтического искусства, было направлено на восстановление в правах закона конгруэнтности между поэтической формой и  имманентными потребностями языка, а также на  устранение дисгармонии между новым возвышенным художественным содержанием и «застывшими» традиционными стиховыми формами.
  2. Свободные ритмы, являясь отражением оригинального способа мышления автора, манифестируют особенности ментальной сферы творческой личности.  Реконструкция иронической картины мира Г. Гейне как части его поэтической картины мира свидетельствует  о наличии корреляционной зависимости между «образом мира» художника слова  и языком его художественных произведений и  позволяет говорить об  иронической доминанте как ядре мировоззренческого сознания поэта, детерминирующей  специфику  его идиостиля и обусловившей качественные изменения немецкого верлибра на «переходном» этапе от ранних свободных ритмов к современному свободному стиху.
  3. Современные свободные ритмы с  их  принципиальным отказом от излишних «поэтических затрат» являются способом выражения соответствующего духу времени «аскетического» мироощущения  художников слова, предполагающего критическое  отношение к действительности и ее правдивое отражение в искусстве.
  4. Статус свободных ритмов следует устанавливать, исходя не из стиха. Свободные ритмы необходимо  рассматривать с позиций предложения в его единстве со стихом. Версификационный статус свободных ритмов поддерживается за счет  ритмического господства предложения, вследствие чего увеличивается  вес и значимость  синтаксической единицы в данном типе стиха  и тем самым  усиливается  степень  влияния предложения  на процесс развития стихотворной речи.
  5. Стихотворение, написанное свободными, нерегулярными ритмами, отличается от простой, неритмической прозы. Отсутствие важнейших  признаков стихотворной речи, предопределяющее беспрепятственное развертывание поэтической мысли и обеспечивающее  ей динамику,  приближает, разумеется, такие стихи  к прозе. Однако в подобных случаях вступает в действие сформулированный Ю.М. Лотманом «принцип равновесия» в поэтическом тексте, который следует интерпретировать как проявление релевантной для постижения сущности свободной ритмики закономерности. На основании обобщения результатов анализа эмпирического материала указанная закономерность возведена в  реферируемой диссертации в ранг закона и названа «законом компенсации» в стихе. В соответствии с  этим  законом  в поэтическом тексте, лишенном регулярного метра и рифмы, обнаруживаются  средства,  поддерживающие его версификационный статус. Эти  средства манифестируются на языковом уровне.
  6. Стиховой статус свободных ритмов обеспечивается в рамках действия «закона компенсации» высокой степенью фонологической организованности свободного стиха в сочетании с его графическим оформлением. Свободные ритмы являются особым типом стиха со свободным, не повторяющимся в точности, но искусно поддерживаемым звуковыми однообразиями ритмом.
  7. Стиховая природа  свободных ритмов подтверждается   на семиотическом уровне организации текста. В современной поэзии  обнаруживаются специальные приемы, акцентирующие вертикальное измерение поэтического текста, придающие свободным ритмам дополнительную иконичность и  поддерживающие тем самым их стиховой статус.  Современные свободные ритмы используют, в частности, enjambements как ритмико-синтаксическое средство, подчеркивающее границы стиховых рядов и реализующее авторскую установку на стиховость, поскольку наличие стихоразделов является единственным признаком, отличающим такой стих от прозы.  Так,  за счет увеличения  знаковости подобного типа текста происходит нарастание семиотической конвенциональности в стихе, свободном от  правил стиховой конвенции.     
  8. В ходе исторического развития анализируемого типа стиха обнаруживаются определенные  закономерности, заключающиеся, во-первых, в нелинейной динамике данной версификационной системы, во-вторых, в  постепенном возрастании степени свободы немецких свободных ритмов и, соответственно, увеличении сложности их синтаксической организации, что проявляется, в частности, в наличии в стихах  более позднего периода менее сбалансированного ритма. Свободный стих немецкого типа с течением времени становится менее правильным,  приобретая черты «антисинтаксического» верлибра.                  
  9. Анализ грамматической фактуры свободных ритмов   XIX-XX вв.  свидетельствуют об особой компенсаторной роли синтаксического параллелизма в свободном стихе и о связанной  с этим детерминированности и целесообразности употребления данного приема  в стиховых системах, лишенных метра и рифмы. Отсутствие вторичных стихообразующих признаков в немецких свободных ритмах компенсируется средствами синтаксическими: именно они призваны поддержать целостность стиха.
  10. Использование инверсии в свободных ритмах подтверждает  их стиховую природу и свидетельствует о наличии в них особого, характерного для верлибра, ритма. Однако свободные ритмы в процессе эволюции постепенно отказываются  и от инверсии как важнейшего критерия поэтичности текста, вследствие чего единственным  дефинитивным признаком, свидетельствующим о версификационной  природе свободных ритмов на современном  этапе развития стиховой системы, становятся стихоразделы, то есть первичный ритм, или паузировка речи.   
  11. На  ранних этапах исторического развития анализируемой поэтической формы  (ХIX - 1-ая половина ХХ вв.) отказ от рифмы и стопной организации силлабо-тонического стиха компенсировался целым комплексом языковых  средств - звуковыми, лексическими и синтаксическими повторами, инвертированным порядком слов и enjambements. В новейшее время (2-ая половина ХХ - начало ХХI вв.) единственным признаком «поэтичности» свободных ритмов, свидетельствующим, наряду с графической разбивкой, об их стиховой природе, являются стиховые переносы. Характерной особенностью синтаксической организации  свободных ритмов на данном историческом отрезке является преобладание в них переносов, нарушающих слабые синтаксические связи между словами в предложении и поэтому скорее сохраняющих, нежели нивелирующих границы стиховых рядов. Именно enjambements, отличающиеся слабой степенью резкости, выступают на данном этапе, в соответствии с «законом компенсации» в стихе, в качестве стабилизирующего фактора, сохраняющего целостность верлибра.
  12. В процессе  эволюции исследуемой художественной системы постепенно усиливается  тенденция  к прозаизации стиха. Поступательное изменение сущностных характеристик немецких свободных ритмов  в единстве с тенденцией возврата к старому определяет волнообразно-спиралевидную траекторию исторического развития анализируемой стиховой формы.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:

1.Ироническая картина мира Г. Гейне // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 1. 2010. С. 130-135.

2.Особенности синтаксической организации свободных ритмов в немецкоязычной поэзии XIX-XX вв. (к вопросу об эволюции художественных систем) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2010, вып. 1. С. 147-157.

3.К вопросу о стиховом статусе свободных ритмов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Общественные науки. № 2. 2010. С. 170-174.

4.Свободные ритмы в свете новых тенденций переводоведения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Общественные науки. № 4. 2010. С. 111-116.

5.Семиотическая специфика свободных ритмов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. № 5. 2011. С. 56-66.

6.От гекзаметра к свободным ритмам. Клопшток и его роль в развитии немецкого стихосложения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 2. 2011. С. 59-63.

7.Свободные ритмы в немецкоязычной поэзии XVIII в. как отражение своеобразия поэтической картины мира художника слова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Общественные науки. № 1. 2012. С. 292-297.

Монография:

8.Феномен свободных ритмов в немецкоязычной поэзии: генезис, становление, языковые особенности / Под ред. О.В. Александровой. Владикавказ, 2011. 262 с.

Статьи по теме диссертации, опубликованные в научных журналах и изданиях:

9.Синтаксический параллелизм и его функции в поэме Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка» // Типологический статус лексико-грамматических единиц германских языков: Межвуз. сб. науч. тр. Владикавказ, 1994. С. 46–53.

10.Стиховой перенос и синтаксический параллелизм. Их взаимодействие в структурной организации поэтического текста // Актуальные проблемы теории романо-германских языков и методики их преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Владикавказ, 1996. С. 10–16.

11.Соотношение ритма и синтаксиса в стихотворной речи // Асимметрические связи в языке: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. Владикавказ, 2001. С. 57–66.

12.Влияние белого стиха на употребление стихового переноса // Текст. Речь. Коммуникация: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. Владикавказ, 2002. С. 53–59.

13.Немецкий свободный стих // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.3. Владикавказ, 2002. С.111–123.

14.Звуковая структура свободного стиха // Текст. Речь. Коммуникация: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Владикавказ, 2003. С. 40–47.

15.Народно-песенная основа свободных ритмов Г. Гейне // Текст. Речь. Коммуникация: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Владикавказ, 2005. С. 141–150.

16.Синтаксический параллелизм как средство структурной организации свободного стиха в «Северном море» Г. Гейне // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 7. Владикавказ, 2005. С. 286–294.

17.Инверсия в поэтическом тексте // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 8. Владикавказ, 2006. С. 230–242.

18.Эволюция свободных ритмов – путь к «антисинтаксическому» верлибру? (К вопросу о синтаксической организации поэтического текста) // Текст. Речь. Коммуникация: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. Владикавказ, 2006. С. 136–149.

19.К проблеме структурной организации предложения в немецком языке // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9. Владикавказ, 2007. С. 156–166.

20. «Поэтические вольности» в стихотворном синтаксисе Р.М. Рильке // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Спецвыпуск. Нальчик-Москва, 2007. С. 22–29.

21. Ключевые слова как маркеры автоинтертекстуальности в системе поэтического идиолекта // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Том 5. М.: Языки славянской культуры, 2009. С. 325–333.

22.Цитата как знак интертекста // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.10. Владикавказ, 2008. С. 84 –90.

23.Пространственный код как сигнал стиховой природы немецких свободных ритмов // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Том 8. Москва: Языки славянской культуры, 2011. C. 243– 252.

24. От древнегерманского аллитерационного стиха к немецкому рифмованному стиху с альтернирующим ритмом (К предыстории немецких свободных ритмов) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.13. Владикавказ, 2011. С. 317–324.

25. «Письменный» стих как особая форма свободных ритмов в немецкоязычной поэзии второй половины XX - начала XXI вв. // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.14. Владикавказ, 2012. С. 242–250.

Статьи и тезисы докладов, опубликованные в материалах научных конфкренций:

26.«Чужое слово» в эпической поэме Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка» // Полифония в тексте, языке и культуре: Матер. Междунар. науч. конф. Вильнюс, 2003. С. 89–96.

27.Структура-аттрактор как основа «автоинтертекстуальности» в поэтической системе Г. Гейне // Тез. докл. конф. по итогам НИР фак-та МО СОГУ за 2005 г. Владикавказ, 2006. С. 95–97.

28.Поэтический идиолект Г. Гейне в свете идей синергетики // Языковое бытие человека и этноса. Матер. Третьих междунар. Березинских чтений. Вып. 11. М., 2006. С. 91–99.

29.Методология образования: преемственность традиций и новаций // Журналистика – 2006. Теория, практика, творчество. Матер. 8-ой Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2006. С. 14–16.

30.Диахронно-эволюционный аспект поэтического идиолекта Г. Гейне в контексте современного языкознания // Феномен личности Давида Кугультинова – поэта, философа и гражданина: Матер. Междунар. науч. конф. Элиста, 2007. С. 180–183.

31.«Автоинтертекстуальность» как характерная черта поэтического идиолекта Г. Гейне // Тез. докл. конф. по итогам НИР фак-та МО СОГУ за 2006 г. Владикавказ, 2007. С. 90–92.

32.Новые тенденции в переводоведении и поэтический перевод // Тез. докл. Междунар. науч. конф. «Эмпатия и дистанция: Роль перевода современной литературы в межкультурном диалоге». Тель-Авив, 2008. http://www.telaviv2008.org .

33.Немецкие свободные ритмы и поэтический перевод (К проблеме непереводимого в переводе) // Тез. докл. конф. по итогам НИР фак-та иностр. яз. СОГУ за 2008 г. Владикавказ, 2009. С. 25–27.

34.Модификации фразеологических единиц в рамках поэтического контекста // Тез. докл. конф. по итогам НИР фак-та иностр. яз. СОГУ за 2008 г. Владикавказ, 2009. С. 28–29.

35.Инверсия в немецких свободных ритмах XIX-XX вв. Диахронический аспект // Германистика в современном научном пространстве: Матер. 1-й Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2011. С. 38–46.