Научная тема: «ХРИСТИАНСКИЕ АРХЕТИПЫ В РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРАКТИКИ РУБЕЖА 1990–2000-х ГОДОВ)»
Специальность: 24.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В связи с тем, что понятия «ментальность» и «архетип» имеют широкое и неоднозначное толкование в гуманитаристике, автор моделирует их взаимную интеграцию в современной культуре. Доминантой модели христианских архетипов является ментальность как коллективно-личностное образование, состоящее из устойчивых духовных ценностей, навыков, автоматизмов, латентных привычек, долговременных стереотипов, которое отражает общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы. В модели христианских архетипов значение имеют пространственно-временные характеристики ментальности, которые лежат в основе поведения, жизни, образуя онтологический уровень модели христианских архетипов. Русская ментальность в наиболее полной мере отражена в национальной литературе, которая, в свою очередь, формирует духовный облик и ментальность русского народа.
  2. Ментальные установки русского народа способствовали укорененности в национальной истории и культуре, а также в индивидуальном опыте каждого человека христианских архетипов. Концепт «христианский архетип», предложенный автором для объяснения и понимания духовных основ современной культуры, выявляет основы русской ментальности (смирение, повиновение, бескорыстие, благожелательность, жертвенность, милосердие, сострадание, терпение, аскетизм и т. д.). Христианский архетип - ценностная константа культурных текстов, обеспечивающая их нравственные и эстетические ценности и выражающая аксиологический уровень. Важнейшими архетипами являются «Рождество», «Крещение», «Сретение», «Преображение», «Пасха» (Воскресение).
  3. Система христианских архетипов оказывает влияние на русскую словесность и является методологическим основанием для анализа текстов художественно-литературной практики 1990-2000-х годов. На гносеологическом уровне христианские архетипы для писателя является инструментом познания и преобразования художественного мира своей прозы в идеальный мир; для читателя - создаются определенные условия восприятия; «горизонт ожидания» христианских архетипов задается через заглавие, рамочные компоненты, вход в текст, сквозные образы, мотивы, цитаты, аллюзии, реминисценции и т. п.
  4. Термин «интертекстуальность» широко используется в современном гуманитарном знании и обозначает совокупность межтекстовых связей, бессознательных или осмысленных. Интертекстуальность является не только диалогом между текстами, но и методологическим подходом к анализу литературы и культуры в целом. Для литературы рубежа XX-XXI веков характерно то, что евангельские мотивы звучат в произведениях прозаиков разных школ и направлений, принимая различные формы: являются заглавием произведения, повторяются в качестве устойчивых лексических единиц, являются звеном композиции, проявляют себя в качестве основных принципов организации системы образов. Основными способами интертекстуального взаимодействия христианских архетипов в современной прозе являются: использование устойчивых жанровых форм; переработка тем и сюжетов; архетипические образы; явная и скрытая цитация; заглавия, отсылающие к священному тексту; аллюзии; реминисценции; подражание; заимствование; «обнажение» архитектонических связей рассматриваемого произведения с Евангелием. Анализ современной литературы, показывает, что произведения Д. Е. Галковского (постмодернизм) и Ю. П. Вяземского (массовая культура) объединяет обращение к одному предтексту - Библии.
  5. Социальные потрясения начала ХХ века оказали влияние на русскую культуру. На основании изменения сакральных образов и функций библейских коннотаций выделены этапы актуализации религиозных мотивов в отечественной прозе:
    • в 1920-1930-е годы христианские архетипы русской литературы заменяются советской символикой (Р. Б. Гуль «Конь рыжий»); проблемы духовной жизни человека уходят из официальной прозы, но продолжают существовать в «потаенной литературе» (Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»);
    • в эпоху 40-х годов и послевоенное десятилетие одной из главных тем литературы становится физическое и духовное спасение человека;
    • в 1960-е годы писатели-«деревенщики» (В. И. Белов, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин) обратились к вечным ценностям, начали включать в свои тексты библейские мотивы покаяния, беспредельной материнской любви, по-детски чистой души, верности, сострадания, прощения за грехи и обретения единства с Божьим миром;
    • отображая духовную жизнь советских людей, произведения русской прозы 1960-1980-х годов выражают то, что свойственно архетипу «Преображение». В произведениях тех лет появились темы поиска человеком своего места в жизни, страданий человека, загубившего свою душу (В. П. Астафьев «Людочка», Ю. П. Казаков «Свечечка», В. Г. Распутин «Живи и помни»);
    • в произведениях новой прозы в 1990-е годы главенствует тема - Апокалипсиса. Проза духовного направления возрождается, но приобретает иной характер. Всех писателей объединяет одно - интерес к судьбе простого человека. Но это не прежний «маленький человек» русской классической литературы, а обычная, живущая ежедневными заботами личность. Предтекстом для большинства современных прозаических произведений становится Библия, в них переплетаются ее знаки, элементы, мотивы, выдвигая на первый план чувство любви и сострадания авторов к своим героям;
    • современная русская проза представляет иной тип писателя. Его творчество не ограничено никакими стандартами. Прозаики интуитивно уловили духовные запросы современников, этим и объясняется обращение многих писателей к тексту Библии.
  6. В произведениях современных авторов широко представлены архетипы «Рождество», «Преображение», «Пасха» («Воскресение»). Традиционное предпочтение праздника Воскресения Христова Рождеству в России привело к появлению в литературе жанра пасхального рассказа, исходными формами которого стали литургическая поэзия, притча и литургическая драма. Русские прозаики (И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) обратились к этому жанру во второй половине XIX века, испытав влияние историко-этнографической и публицистической литературы (Н. И. Костомарова, С. В. Максимова). Постепенно определилась содержательная составляющая пасхального жанра, время его действия (от Прощеного воскресенья до Дня Святого Духа). Отсюда и непременные атрибуты в повествовании: храм, колокольный звон, пасхальное целование, пасхальное яйцо и кулич. Его основные жанровые признаки обусловили принцип развития сюжета (пасхальное ожидание и вера в чудо Воскресения), позволяющий раскрыть тему преображения жизни, уничтожения в себе «ветхого человека», очищения от грехов, прощения обидчика во имя спасения души, способности радоваться чужому счастью. Жанр рождественского рассказа появляется в европейских литературах как отклик на главный христианский праздник в Западной Европе, оттуда его мотивы были восприняты русской литературой. Истоки святочного жанра лежат в русском фольклоре, в несказочной прозе: быличках и бывальщинах. В рождественском рассказе - это время Рождества и устремленность сюжета к чудесному событию (неожиданная помощь, обновление жизни, любовь действенная, традиции рождественской благотворительности). Здесь присутствуют непременные атрибуты - ель, звезда, ясли, свечи, подарки, традиционные герои - семья, сиротка, вводится малая фольклорная форма - христославье. Святочный рассказ воспроизводит время Святок - дней веселья, ряжения, забав, отсюда установка на достоверность, стремление напугать, дать нравственный урок. Непременные атрибуты святочного рассказа - метель, замерзшая река, овраг, кладбище, традиционные герои - инфернальные силы. В современной литературе святочный жанр востребован мало, наблюдается его тяготение к большим эпическим формам (Н. Ю. Климонтович «Против часовой», О. А. Николаева «Ничего страшного»).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Козина Т. Н. Пасхальность в современной русской прозе: монография. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2009. – 148 с. (8,6 п. л.).

2. Козина Т. Н. Рождественский и святочный жанры в литературе конца ХХ – начала XXI веков: монография. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2011. – 103 с. (6 п. л.).

3. Козина Т. Н. Рождество и Святки: Возвращение в современную прозу. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 101 с. (6 п. л.).

Учебные пособия

4. Козина Т. Н. Методическое пособие по литературе ХХ века. – Пенза: ПГПИ имени В. Г. Белинского, 1993. – 34 с. (2,2 п. л.).

5. Козина Т. Н. Новые темы в школьной программе. – Пенза: ПГПИ имени В. Г. Белинского, 1993. – 51 с. (3,2 п. л.).

6. Рассказы и истории для детей по формированию общечеловеческих ценностей: методическое пособие / сост. Т. Н. Козина, Н. Л. Ильина. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 1998. – 38 с. (2,4 п. л.) (в соавторстве).

7. Литературное краеведение: практикум / Т. Н. Козина, Г. В. Пранцова [и др.] / под ред. Г. В. Пранцовой. – Саранск: МГПИ, 2000. – 54 с. (3,1 п. л.) (в соавторстве).

8. Козина Т. Н. Современная русская проза: Программа элективного курса для 9 класса // Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы / авт.-сост. И. И. Московкина. – Пенза, 2004. – С. 29–34 (0,38 п. л.).

9. Козина Т. Н. Русские писатели о мордовском народе: программа элективного курса для 10 класса // Программы элективных курсов для организации профильной подготовки учащихся средней школы. Образовательная область «Филология»: учебно-методическое пособие. Ч. 1. – Пенза: Изд-во Пензенского ИПК и ПРО, 2005. – С. 88–94 (0,44 п. л.).

10. Козина Т. Н. Евангельские мотивы в современном литературном контексте. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2009. – 156 с. (9 п. л.).

Статьи, опубликованные в периодических изданиях, входящих в Перечень ВАК Министерства образования и науки РФ

11. Козина Т. Н. Раздумья об истинных ценностях (повесть Л. Жуховицкого «Девочка на две недели» в IX классе) // Русская словесность. – 2006. – № 5. – С. 43–45 (0,2 п. л.).

12. Козина Т. Н. Библейские коннотации в заглавиях современных прозаических произведений как выражение авторской позиции // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2010. – № 1. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 136–140 (0,38 п. л.).

13. Козина Т. Н. Пасхальная идея в романе Ю. Н. Арабова «Чудо» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 12. – № 5. – 2010. – С. 200–204 (0,38 п. л.).

14. Козина Т. Н. Знакомство с евангельскими мотивами при изучении рассказа Т. Н. Толстой «Соня» // Русская словесность. – 2010. – № 1. – С. 37–39 (0,2 п. л.).

15. Козина Т. Н. Евангельские мотивы в новейшей русской прозе: проблема интертекстуальности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – № 2. – С. 216–219 (0,26 п. л.).

16. Козина Т. Н. Пасхальный рассказ в русской словесности // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 6. – С. 376–380 (0,38 п. л.).

17. Козина Т. Н. Библейские мотивы в русской прозе 1960–1980-х годов // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского: гуманитарные науки. – 2011. – № 23. – С. 169–174 (0,44 п. л.).

18. Козина Т. Н. Возвращение жанра: пасхальный рассказ в современной прозе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13. – № 2. – 2011. – С. 159–162 (0,26 п. л.).

19. Козина Т. Н. Святочная повесть О. А. Николаевой «Ничего страшного» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: научный журнал. – № 1. – Т. 1. Филология. – СПб., 2011. – С. 59–66 (0,5 п. л.).

20. Козина Т. Н., Юрчёнкова Н. Г. Пасхальность в современной русской прозе о деревне // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13. – № 2 (4). – 2011. – С. 944–948 (0,38 п. л.) (в соавторстве).

Статьи, опубликованные в других научных изданиях

21. Козина Т. Н. Проблема добра и милосердия в прозе 80–90-х годов ХХ века // Актуальные проблемы образования: наука на рубеже веков: ученые записки Ульяновского государственного университета: сер. Образование / под общ. ред. Л. И. Петриевой. – Ульяновск: УлГУ, 2000. – Вып. 4 (2) – С. 86–88 (0,2 п. л.).

22. Спецкурс «Литературное краеведение» в содержании вузовского образования // Актуальные проблемы образования: наука и просвещение: ученые записки Ульяновского государственного университета: сер. Образование / Т. Н. Козина, Г. В. Пранцова [и др.] / под общ. ред. Л. И. Петриевой. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – Вып. 1 (5). – С. 100–104 (0,38 п. л.) (в соавторстве).

23. Козина Т. Н. Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» // Актуальные проблемы образования: наука и просвещение: ученые записки Ульяновского государственного университета: сер. Образование / под общ. ред. Л. И. Петриевой. – Ульяновск: УлГУ, 2001. – Вып. 1 (5). – С. 112–114 (0,2 п. л.).

24. Козина Т. Н. Пензенские страницы в романе «Конь рыжий» П. Б. Гуля // Проблемы литературного образования: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. Г. В. Пранцовой. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2003. – Вып. 3 – С. 59–62 (0,26 п. л.).

25. Козина Т. Н. Мотив духовного «странничества» в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: материалы Международной научной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения»: 11–15 мая 2004. – М., 2004. – С. 48–52 (0,38 с).

26. Козина Т. Н., Козина А. А. Знакомство с миром классики (на примере жизни и творчества М. Ю. Лермонтова) // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения». – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2005. – С. 344–347 (0,26 п. л.) (в соавторстве).

27. Козина Т. Н. Элективные курсы по литературе для учащихся гуманитарного профиля // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика: межвуз. сб. науч. тр.– Саранск: РНИИЦ, 2006. – Вып. VI. – С. 264–269 (0,44 п. л.).

28. Козина Т. Н. Изображение жизни народов Поволжья в русской литературе // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2007. – С. 315–317 (0,2 п. л.).

29. Козина Т. Н. 1917 год в произведениях русских писателей // Революция и общество: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию революции 1917 года в России / под ред. В. А. Власова. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского; Пензенское отделение российского общества историков-архивистов, 2007. – С. 55–57 (0,2 п. л.).

30. Козина Т. Н. Мотив духовного «странничества» в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» // Русский язык и литература для школьников. – М.: Школьная Пресса. – 2007. – № 1. – С. 5–8 (0,26 п. л.).

31. Козина Т. Н. Евангельские реминисценции в рассказе Т. Н. Толстой «Соня» // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. докт. пед. наук, профессора М. А. Родионова. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2008. – Т. 2. – С. 21–23 (0,2 п. л.).

32. Козина Т. Н. Библейские мотивы в заглавиях современных прозаических произведений // Экология русского языка: материалы 2-й Всероссийской научной конференции. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2009. – С. 33–37 (0,38 п. л.).

33. Козина Т. Н. Мотив воскресения в рассказе Н. А. Горловой «Пасха» // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» / под общ. ред. д.п.н. М. А. Родионова. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2009. – Т. 2. – С. 20–22 (0,3 п. л.).

34. Козина Т. Н. Пасхальность современной прозы // Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции (Пенза, 18–20 мая 2009) / отв. ред. доц. Т. И. Суркова. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2009. – С. 37–39 (0,2 п. л.).

35. Козина Т. Н. Знакомство с евангельским текстом при изучении рассказа Т. Н. Толстой «Соня» // Проблемы филологического образования: сб. науч. тр.– Саратов: Изд-во «ИП Баженов», 2009. – Вып. 2. – С. 112–115 (0,26 п. л.).

36. Козина Т. Н. Интертекстуальный аспект романа Ю. П. Вяземского «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» // Актуальные проблемы филологического образования: наука-вуз-школа: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Пенза: ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2010. – Ч. 1. – С. 74–78 (0,38 п. л.).

37. Козина Т. Н. Жанр пасхального рассказа в современной русской литературе // Материалы Восьмой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». – М.: МПГУ, 2011. – С. 85–90 (0,44 п. л.).

38. Козина Т. Н. Трансформация евангельских мотивов в рассказе «Рождественский романс» М. А. Бонч-Осмоловской // Экология русского языка: материалы 2 (40)-й Международной научной конференции. – Пенза: Изд-во ПГПУ имени В. Г. Белинского, 2011. – С. 123–126 (0,26 п. л.).

39. Козина Т. Н. Солнце на кончике пера: писатель и власть // Гражданин мира. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2011. – С. 154–156 (0,2 п. л.).

40. Козина Т. Н. Рождественский и святочный жанры в русской прозе // Aktuální vymoženostı vedy-2012: materıály VIII mezınárodní vĕdecko-praktıcká konference 27 června – 05 červencǔ 2012 roku. – Praha: Publishing House «Education and Science» s. r. o., 2012. – Dil 8: Filosofie. – C. 26–30.