Научная тема: «КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Специальность: 22.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Креативное управление рассматривается в контексте изменения характера управления с управления вещами на управление людьми. Концепция управления человеческими ресурсами фиксирует отношение к управлению как использованию человеческого потенциала, в рамках которого решаются классические управленческие задачи. Доминирующий критерий эффективности управления и связанная с ним функция целеполагания привносят в управление социально-прагматический смысл, определяя управленческую деятельность в качестве стимулирующей развитие творческих человеческих качеств. Определенные проявления креативности в управленческих подходах свидетельствуют о теоретическом поиске новых моделей социального управления, обусловленных появлением новых внешних и внутренних вызовов. Креативное управление интерпретируется в рамках структурно-функциональной парадигмы как управление, связанное с достижением равновесия общественных систем (организаций). Субъектно-деятельностный подход выходит на осмысление креативного управления в рамках коллективных интерсубъектных управленческих воздействий. В целом современная социологическая мысль коррелирует проблемы креативного управления с тенденциями интеллектуализации и гуманизации управленческой деятельности.
  2. Концепция креативного управления в социологической мысли формируется под влиянием представлений о парадигме социального управления, которая выявляет соотнесенность креативности с воздействием на достижение динамики различных сфер общественной жизни. В этом значении концепт креативного управления содержит признаки функциональности посредством соотнесения с традициями социального управления. Креативное управление как самостоятельный вид управления фиксирует переход социального управления к поддержанию целостности социальной системы в рамках формирования прямых и обратных связей. Описываемый концепт фиксирует совместимость целей управления, связанных с воздействием на развитие общества, и поддержание целостности социальной системы на основе выбора различных вариантов социального развития. В этих условиях развитие креативного управления включает внесение критериев творчества в качестве проверки состояния соответствия цели управления и экспертизу принимаемых решений на уровне координации между структурами управления и заинтересованными творческими ассоциациями.
  3. В российском обществе система социального управления испытывает влияние трех разнонаправленных факторов: во-первых, инерциальность сложившегося управленческого механизма; во-вторых, доминирование административных управленческих стереотипов; в-третьих, формирование креативной деятельности в управлении на локальном и региональном уровнях. Конфликт, связанный с целевой парадигмой управления и соответствующими критериями эффективности, и управлением как процессом поиска альтернатив общественного развития, создает ситуацию выбора, что определяет формулирование критериев состояния креативного управления на основе индикаторов открытости (интенсивности обратных связей) и уровня компетентности управленческого слоя.
  4. Формирование субъектности креативного управления связывается с социальной значимостью творчества как способа управленческих воздействий и влияний. Снижение доминантности административного ресурса, являющееся следствием общественных изменений в социальной и экономической сферах, оказывается менее сильным по сравнению с ассоциативным воздействием. По мере того, как управленческая деятельность требует и профессионализма, и культуры участия, формируется новая система управления, предполагающая более активную роль управленцев на конструирование образов нового и доступ к ресурсам управления представителей креативного класса. Речь идет как о традиционном сегменте - представителях в массовой социальной сфере, так и о новых креативных слоях (предприниматели) - представителях рыночных интеллектуальных профессий. Помимо этого можно отметить, что в системе управления происходит плавное возрастание творческого сегмента, который в связи с ускоренным развитием новых технологий занимает адекватное место в социальной жизни российского общества.
  5. Ренессанс креативности в социальном управлении определяется возникновением новой иерархии управленческих отношений в контексте децентрализации и конвертации властного ресурса в культурный и квалификационный. Это значит, что в данном случае система управления нуждается в новой генерации профессионалов, позволяющей достигнуть качества социального управления с высокими показателями человеческого капитала. Достижение нового социального качества управления зависит как от изменений внутри управленческого слоя, введения системы отбора и ротации, так и от расширения каналов влияния креативного сообщества на обсуждение и принятие управленческих решений.
  6. Сложившаяся система социального управления определяется вертикальным социальным контрактом, который дает соответствующую отдачу в условиях доминирования схем субподчинения. Анализ существующей структуры социального управления, которая характеризуется конфликтностью позиций по поводу освобождения от стереотипов управленческой деятельности, выявляет перспективность широкого представительства в управлении выходцев из креативного класса как интегральной группы, реализующей креативные установки и формулирующей ожидания по отношению к системе социального управления, связанные с задачами по обеспечению равенства возможностей и поддержания креативных импульсов общественной жизни.
  7. Структура креативного управления содержит три ступени: во-первых, микроуровень, определяемый управлением деловыми и бюджетными организациями, ориентированными на внесение изменений с целью освобождения, расширения самостоятельности работников; во-вторых, средний уровень, выходящий на управление отдельными сферами общественной жизни; в-третьих, на высшем уровне креативное управление рассматривает в качестве ключевого для социального развития выбор вариантов, ведущих к оптимизации социальных ресурсов и учитывающих слагаемые конкретных социальных процессов. Решающее влияние на формирование системы управления оказывают рост креативных тенденций общественной жизни, фокусирование управленческих воздействий на практиках социального творчества. Соотношение уровней креативного управления определяется как иерархией целей управления, так и развитием управленческих взаимодействий по вертикали и горизонтали. По сравнению с иерархической структурой креативное управление нацелено на отношения созависимости и консолидированности управленческих действий.
  8. Креативное управление связано с формированием стратегических целей социального развития. Отношение системы креативного управления к критериям общественной жизни обусловлено приоритетностью возможностей творческого самовыражения и удовлетворения. В условиях, когда потребительское сознание создает тупики общественного развития, важной является поддержка позитивной тенденции к творческому самовыражению. Учитывая всю глубину социальных и социокультурных разрывов в обществе, можно считать, что креативное управление призвано обеспечить компромисс между различными социальными слоями, предполагающими эффективное сотрудничество в контексте поиска и реализации новых прорывных направлений в общественной жизни.
  9. Для традиционного социального управления характерны фиксированные стабилизирующая и регулятивная функции. Социальная диагностика слабо представлена по причине конъюнктурности управленческих решений и преобладания «антикризисного» профессионализма. Для усиления социальной диагностики, как условия перехода к креативному управлению, в систему управленческих воздействий следует включить широкую социальную экспертизу и, главное, актуализировать и представлять управление в состоянии выбора между различными альтернативами общественного развития, что возможно при создании в российском обществе соответствующих институциональных площадок, занимающих медиаторное положение между системой управления и креативными общественными слоями.
  10. Включение ценностей социального творчества практикуемые креативным классом, в систему управленческих ценностей может быть достаточным, если позитивные тенденции в социальных настроениях россиян согласуются с характером управленческих воздействий, работающих по принципу социального соучастия. В современном российском управлении, учитывая доминирование исполнительского слоя, что порождает асимметрию заявленных целей и управленческих практик, креативное управление испытывает дефицит возможностей социального представительства. Следует подчеркнуть, что конвертация властных ресурсов в культурные характеризует формирование модели созависимости, формируемой за счет использования имеющегося и внедряемого опыта функционирующих сегментов креативного управления.
  11. Формирование культуры креативности управления имеет основанием интеграцию ценностей социальной рациональности и креативности в качестве условий управленческой деятельности. При этом по культурному ресурсу современное социальное управление ориентируется на схему исполнительства, с точки зрения креативной культуры можно выделить социально-организационный, социально-символический и социально-престижный аспекты, имея в виду, что специфическим человеческим капиталом является профессионализм, характеризующийся разным размером креативности. А это значит, что, независимо от сектора управленческой деятельности, культура креативности предлагает стимулирующее воздействие на повышение образовательно-квалификационного и культурного ресурсов управления. В то же время, культура креативности характеризуется социально эмбриональным состоянием, так как представляет ведомые позиции в иерархии управленческих отношений. Это означает, что субъективный маркер представляет достаточно широкий коридор возможностей для реализации ценностей и принципов культуры управления.
  12. В условиях устойчивого социального развития российского общества креативное управление включает в качестве характеристики референтность в качестве перспективы и ориентира управленческой деятельности. Это возможно лишь при условии достаточно высокого уровня дифференциации управления и формирования слоя креаторов-управленцев, действующих по схеме поиска новых нестандартных решений. Сейчас, как показывают управленческие практики, уровень администрирования настолько высок, что любое позиционирование креативности носит производный вторичный характер и принципы креативной культуры работают лишь на отдельных отраслевых направлениях или на уровне локальных групп. Референтность креативного управления должна проявляться в связке с соответствующими организационными и профессионально-квалификационными изменениями. В этих условиях целесообразно выстроить индекс реальной креативности, позволяющий отражать необходимые ее параметры в различных сферах управленческого воздействия, что выводит на преобразование потенциала управления, связанного с регулярным использованием обратных связей с нарождающимся креативным классом.
Список опубликованных работ
В изданиях перечня ВАК РФ

1.Салогуб А.М. Креативное управление: институциональная оценка. // Научные проблемы гуманитарных исследования. 2012. № 8. 0,5 п.л.

2.Салогуб А.М. Неформальные отношения в креативном управлении // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 2. 0,5 п.л.

3.Салогуб А.М. Самодетерминация субъектности в креативной управленческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. 0,5 п.л.

4.Салогуб А.М. Креативное управление в системе социального управления организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2012. № 4. 0,5 п.л.

5.Салогуб А.М. Бессубъектность: имитационность в управлении организацией // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,5 п.л.

6.Салогуб А.М. Интеллектуальный капитал: эволюция от экономики рук к экономике мозгов. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 1. 0,5 п.л.

7.Салогуб А.М., Бурцев П.В. Формирование управленческой группы организаций в условиях социальной дифференциации российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. Спецвыпуск. 0,8 п.л./0,4 п.л.

8.Салогуб А.М. Дизайн корпорации будущего, или «креатив приносит деньги» // Научные проблемы гуманитарных исследования. 2010. № 2. 0,5 п.л.

9.Салогуб А.М., Тер-Акопьян В.А. Особенности институциональных стратегий субъектов социального аудита в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,8 / 0,4 п.л.

10.Салогуб А.М. Управление талантливым персоналом в системе формирования конкурентных преимуществ современной организации (диалектический подход) // Научные проблемы гуманитарных исследования. 2009. № 3. 0,5 п.л.

11.Салогуб А.М., Бодякин Ю.И. Институционализация общественных саморегулируемых организаций // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп. вып. 1. 0,8 п.л./0,4 п.л.

12.Салогуб А.М. Креативное управление и интегральные ценности российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. 0,5 п.л.

13.Салогуб А.М. Креативное управление: теоретико-методологический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 3. 0,5 п.л.

14.Салогуб А.М. Формирование креативной управленческой культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 4. 0,5 п.л.

Монографии

15.Салогуб А.М. Креативное управление в системе социального развития российского общества. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 10 п.л.

16.Салогуб А.М., Зинченко Г.П. Управление человеческими ресурсами: модель для российских организаций. Ростов-на-Дону: ООО РостИздат, 2005. 8,5 п.л./7 п.л.

Брошюры

17.Салогуб А.М. Генерирование креативных элит в управлении. Ростов-на-Дону: Антей, 2012. 1 п.л.

18.Салогуб А.М. Креативный класс как ресурс нового управления. Ростов-на-Дону: Антей, 2012. 1 п.л.

19.Салогуб А.М. Уровни управленческого воздействия. Ростов-на-Дону: Антей, 2011. 1 п.л.

Статьи, тезисы

20.Салогуб А.М. Динамика престижности профессий и тенденции развития креативного управления // Гуманитарий Юга России. 2012. № 2. 0,5 п.л.

21.Салогуб А.М. Структурные аспекты интеллектуального капитала // Университетские чтения – 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 0,5 п.л.

22.Салогуб А.М. Общество знаний и креативный класс // Университетские чтения – 2011. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ч. XV. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 0,6 п.л.

23.Салогуб А.М. Совершенствование методов управления креативными сотрудниками современной организации // Университетские чтения – 2010. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. 0,6 п.л.

24.Салогуб А.М., Коргова М.А., Мхеидзе Л.Р. Становление самообучающихся организаций и перспективы кадрового менеджмента // Современные тенденции развития бизнеса и бизнес-образования в России. Материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г). Челябинск, 2010. 0,6 п.л./0,2 п.л.

25.Салогуб А.М. Особенности управления карьерой креативных сотрудников // Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое сообщество. Материалы VI Международного конгресса. 11-15 октября 2010 г. Пятигорск, 2010. 0,2 п.л.

26.Салогуб А.М. Управление креативным персоналом как конкурентное преимущество современной организации // Университетские чтения – 2009, посвященные 70-летию ПГЛУ. Часть XI. Пятигорск, 2009. 0,6 п.л.

27.Салогуб А.М., Коргова М.А. Использование тренинговых методик в образовательном процессе: проблемы и перспективы их решения // Тенденции и перспективы развития дополнительного профессионального образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23-24 апреля 2009 г. Вып. 3. Новосибирск, 2009. 0,6 п.л./0,3 п.л.

28.Салогуб А.М. Управление талантами как функция деятельности современной организации // Университетские чтения – 2008. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть XIII. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. 0,4 п.л.

29.Салогуб А.М. Управление талантами: фактор риска или феномен успеха» // «Современный Кавказ» - Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Пятигорск: ПГТУ, 2008. 0,4 п.л.

30.Салогуб А.М. Интеллектуальный капитал как стратегический ресурс современной организации // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Вып. 1. Пятигорск: ПГТУ, 2008. 0,4 п.л.

31.Салогуб А.М. Гендерные отношения в управлении: социально-ролевой аспект // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 1 – 2007. Пятигорск, 2007. 0,5 п.л.

32.Салогуб А.М. Вектор управления конкурентоспособных организаций. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру // Материалы V Международного конгресса 8-12 октября 2007 г. Симпозиум II. Социальное управление как средство достижения согласия, благосостояния и процветания в XXI веке. Социальная герменевтика. Пятигорск, 2007. 0,3 п.л.

33.Салогуб А.М. Современные реалии в системе кадрового менеджмента России // Университетские чтения – 2007. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть XIII. Пятигорск, 2007. 0,6 п.л.

34.Салогуб А.М. Проблемы корпоративной культуры в современных российских организациях // Сборник научных трудов «Образование и наука – основной ресурс социально-экономического развития» (по материалам Международной научно-практической конференции). Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. 0,3 п.л.

35.Салогуб А.М. Современные представления об управлении персоналом» // Материалы научно-практической конференции к 10-летию Пятигорского филиала СКАГС «Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы». Ростов-на-Дону – Пятигорск, 2004. 0,7 п.л.

36.Салогуб А.М. Социокультурная концепция современной системы управления персоналом» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и ресурсы государственного строительства современной России». Ростов-на-Дону, 2004. 0,2 п.л.

37.Салогуб А.М. Социологический анализ состояния кадрового корпуса государственной службы и предпринимательской сферы на КМВ» // Сборник научных статей «Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы развития». Ростов-на-Дону, 2003 г. 0,4 п.л.

38.Салогуб А.М. Стратегия реализации новой модели управления персоналом в современных российских организациях и предприятиях» // Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного государственного строительства в России: Южнороссийское измерение». Ростов-на-Дону, 2003. 0,3 п.л.

39.Салогуб А.М., Коргова М.А. Управленческая деятельность современного руководителя органов государственной и муниципальной службы» // Сборник докладов и сообщений научно – практической конференции «Проблемы развития и реализации кадровой политики, совершенствование государственной и муниципальной службы в Ставропольском крае». Ставрополь – Пятигорск, 2002. 0,3 п.л./0,2 п.л.

40.Салогуб А.М. Проблемы формирования современной модели управления персоналом в Российских организациях» // Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного государственного строительства в России». Ростов-на-Дону, 2002. 0,2 п.л.

41.Салогуб А.М., Коргова М.А. К вопросу о постановке стратегического управления на предприятиях и в организациях региона КМВ (по материалам социологических исследований и консалтинга) // Сборник докладов II внутривузовской научно-практической конференции «Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование». Ставрополь, 2001. 0,3 п.л./0,2 п.л.

42.Салогуб А.М. Использование исторического опыта России в становлении современной кадровой политики предприятий, организаций, органов государственной службы и муниципального управления» // Сборник докладов II внутривузовской научно-практической конференции «Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование». Ставрополь, 2001. 0,3 п.л.