- Исторический период, известный как Каролингское возрождение (70-ые гг. VIII - IX в.), является временем первого расцвета жанра эклоги в Средневековой Европе. Обращение к буколическому жанру отвечало интересу образованной части франкского общества к римской культуре, ибо целью основателя династии Каролингов, Карла Великого было воссоздание Римской империи, но на христианской основе.
- Основоположником латинской эклоги был Вергилий, все произведения которого в обязательном порядке изучались в средневековой школе, в частности, в школе Каролингского времени. «Буколики» Вергилия читали параллельно с античными комментариями к ним. Самым известным из них был комментарий Сервия. В процессе преподавания в средневековой школе возникали комментарии, отвечавшие требованиям момента, например, «Бернские схолии» (VIII-IX вв.), отражавшие восприятие жанра эклоги вообще и Вергилиевых «Буколик» в частности, образованными людьми эпохи Каролингов.
- Анализ античных и средневековых комментариев к Вергилиевым «Буколикам», а также грамматических трактатов, в которых затронуты вопросы метрики, позволяет выделить признаки, по которым эклогу можно было отличить от других поэтических текстов, и сформулировать рабочее определение исследуемого жанра.
- Исследование поэтических текстов, созданных в эпоху Каролингов, при помощи сформулированного определения эклоги дает возможность выделить из них стихотворения, которые можно с большим основанием отнести к буколическому жанру.
- Изучение выделенной группы текстов, созданной на протяжении замкнутого периода времени, позволяет проследить динамику развития Каролингской эклоги: перенос античного жанра в чуждые для него культурные условия, адаптация, создание самостоятельных произведений согласно требованиям буколического жанра, как их понимал образованный средневековый человек.
- В истории Каролингской эклоги можно выделить три периода, соответствующие периодам правления трех императоров из династии Каролингов - Карла Великого, Людовика Благочестивого, Карла Лысого.
- Детальный анализ текстов эклог, созданных в Каролингскую эпоху, их формы, системы образов, набора топосов, показывает механизм усвоения античного жанра средневековой культурой. Христианизация жанра приводит ко все большей его аллегоричности. Эклога времен Карла Лысого анализируется параллельно с богословскими сочинениями Каролингского времени, что позволяет более правильно понимать смысл, который поэты вкладывают в создаваемые ими образы.
- Средневековая латинская литература является порождением школьной культуры. Особенности преподавания латыни как иностранного языка приводят к тому, что обучающиеся должны знать не только сам язык, но и правила составления разнообразных текстов на изучаемом языке. При помощи так называемых «подготовительных упражнений» можно было научиться создавать различные виды небольших текстов, которые на практике могли объединяться в полноценные произведения разной жанровой принадлежности. Слитность жанров средневековой латинской литературы, их перетекание друг в друга объясняет наличие в Каролингской эклоге признаков других жанров, как поэтических, так и прозаических.
- Отношение к смеху и смешному в эпоху Каролингов во многом определяется чтением риторических трактатов, написанных Цицероном и Квинтилианом. Мысль о том, что у смешного и серьезного одни корни, приводит к возникновению шуточных, пародийных эклог одновременно с эклогами в настоящем понимании этого слова. Пародии на буколический жанр существуют с самого начала его переноса на франкскую почву, однако они не являются признаком разрушения жанра, а отражают двойственность средневековой культуры.
1.Досточтимый Беда - ритор, агиограф, проповедник. М.:ИМЛИ РАН, 2003. С.256.
2.Каролингская эклога: очерк истории жанра. Из истории средневековой латинской поэзии. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. С.245.
3.Каролингская эклога: теория и история жанра. М.:ИМЛИ РАН, 2012. С.416.
4.Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX века / Отв.ред. М.Л.Гаспаров.— М., 2006. (академическая статья, 20 а.л. переводов, комментарии)
5.Памятники средневековой латинской литературы. X-XI века / Отв.ред. М.С.Касьян. — М., 2011. (академическая статья, 53 а.л. переводов, комментарии)
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК:
6.Каролингская эклога: христианизация античного жанра//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. № 4.С. 245-255.
7.Топосы «хвалы» в Каролингской эклоге: от императора к святому//Известия ОЛЯ.М., 2009. № 4. С.36-46.
8.Секвенции Адама Сен-Викторского и богословие викторинцев// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2010. – № 2. - С.93-105.
9.Ученый город Гальберштадт: люди и книги// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2010. №3, С.188-199.
10.Рецепция жанра диалога в литературе эпохи Каролингов. Приложение. Пасхазий Ратберт.«Эпитафия Арсению» // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2010. №1.С.106-130.
11.Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция «литературы скорби»// Вестник ПСТГУ.III.Филология. 2011. Вып 3(25). С.55-73.
Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций:
12.Миссионерство и проблема межъязыковой культурной коммуникации // Язык. Культура. Словари: Материалы IV Международной школы-семинара, Иваново, 10-12 сентября 2001 г. Иваново: Издат. центр "Юнона", 2001. С. 138-139.
13.Сквайрс Е. Р., Ненарокова М. Р. Две неизвестные рукописи "Авроры" Петра Риги // Индоевропейское языкознание и классическая филология - VI. Материалы чтений, посвящ. памяти проф. И.М.Тронского, 24- 26 июня 2002 г. СПбург, 2002. С. 170 - 177.
14.Наименования "правитель и его окружение" в "Церковной истории англов" Досточтимого Беды // Теоретическая лексикография: современные тенденции развития: Материалы V Международной школы-семинара, Иваново, 8-10 сентября 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. С. 205-206.
15.Валахфрид Страб и «Георгики» Вергилия// Романские языки и культуры: от античности до современности: IV Международная научная конференция романистов (29-30 ноября 2007 г, Москва): Сб.материалов/ сост.М.А.Косарик, О.Ю.Школьникова. Москва, 2008. С.161-166.
16.Летальд из Миси – автор и читатель// Российский и зарубежный читатель: национальное восприятие литературы. Тезисы XVIII Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Москва, Литературный Институт им. Горького, 11 сентября 2008. Москва, 2008.
С.65-67.
17.Алкуин. «Splendida cum rutilat…» (опыт филологического комментария) //Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIII. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 22-24 июня 2009 г. СПб, «Наука» , 2009. С. 448-457.
18.Cедулий Скотт «Nos sitis atque fames…» (опыт филологического комментария) //Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. Спб,2010. С.217-228.
19.Жанр эклоги у Седулия Скотта// Романские языки и культуры: от античности до современности: V Международная научная конференция романистов. 26-27 ноября 2009 года. М., 2011. С.202-208.
20.Ненарокова М.Р. Музыкальная терминология в средневековых текстах // Лексикографические ракурсы: традиции и вызовы XXI века: материалы IX Международной школы-семинара, Иваново, 8–10 сентября 2011 г. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. – С. 160–163.
Работы по медиевистике:
21."Между небом и землей..." Метафора у Достопочтимого Беды // Атлантика 2 1996. С. 62-71.
22.Смиренный монах и учитель// «Альфа и Омега», № 4 (18) 1998. С.238-246.
23.Досточтимый Беда. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии. Пер. М.Р.Ненароковой// «Альфа и Омега», № 4 (18) 1998. С.247-254.
24."Вино" и "мехи" (диалог культур в агиографии Беды Досточтимого) // Мировое древо. 2000. № 7.С.107-128.
25.Досточтимый Беда. Житие св. Григория Великого. пер.М.Р.Ненароковой//«Альфа и Омега», № 4 (30), 2001. С.57-66.
26.Святитель Григорий Великий и Древняя Англия//«Альфа и Омега», № 4 (30), 2001. С.82-95.
27.О трех друзьях Храбана Мавра//Историческое знание и интеллектуальная культура. Материалы научной конференции. Москва, 4-6 декабря 2001 г. М., 2001.ч.1. С.188-190.
28.«Жизнеописание отцов настоятелей Веармута и Ярроу» Досточтимого Беды как текст переходной эпохи // Раннесредневековый текст: проблемы интерпретации. отв.ред. Н.Ю.Гвоздецкая, И.В.Кривушин. Иваново, 2002.С.104-123.
29.Перевод как культурная адаптация: две античные истории в изложении короля Альфреда Великого.// Перевод и подражание в литературе Средних веков и Возрождения.М, 2002. С. 76-112.
30.Вандальберт Прюмский. Житие св.Гоара. Пер., прим. М.Р.Ненароковой//«Альфа и Омега», № 2 (36), 2003. С.332-352.
31.(совместно с Сквайрс Е. Р.) Две неизвестные рукописи "Авроры" Петра Риги из фондов Научной библиотеки Московского университета // Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. [Вып. 7]. М.: "Индрик", 2004. С. 51-84.
32.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". Адам Сен-Викторский Т.1. С. 206. М., 2005.
33.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Алкуин Т.1. С.503. М., 2005.
34.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Донат Т.9 С. 259. М., 2007.
35.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Драконтий Т.9. С. 321. М., 2007.
36.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Евгемер. Т.9. С. 505. М., 2007.
37.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Евполид - Т. 9. С. 514. М., 2007.
38.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Еврипид т. 9. С. 533 - 534. М., 2007.
39.Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия".Евфорион т. 9. С. 571 - 572. М., 2007.
40. Раннесредневековая латинская проповедь: взаимодействие жанров // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел,2006 г. С.199-205.
41.Об отношении стиха и прозы в трактате Храбана Мавра «Похвала Святому Кресту»// Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения.Отв. ред. Л.В.Евдокимова. М., 2006. С.58-85.
42.Иво, епископ Шартрский: жизнь в письмах//Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей Научной Библиотеки МГУ. М., Водолей publishers, 2008. С.28-47.
43.О Гальберштадтском Лекционарии. В.кн: Сквайрс Е.Р., Ганина Н.А.«Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта»», Москва, 2008. С.298-301.
44.О гомилиарии из коллекции Г.Шмидта. В.кн: Сквайрс Е.Р., Ганина Н.А.«Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта»», Москва, 2008. С.302-311.
45.Риторические трактаты Досточтимого Беды в коллекции Г.Шмидта. В.кн: Сквайрс Е.Р., Ганина Н.А.«Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта»», Москва, 2008.С.192-199.
46.Фрагменты «Золотой Легенды» Иакова Ворагинского в библиотеке Московского Университета. В.кн: Сквайрс Е.Р., Ганина Н.А.«Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта»», Москва, 2008.С.319-329.
47.(совместно со Сквайрс Е.Р.). Две неизвестные рукописи «Авроры» Петра Риги из фондов Научной библиотеки Московского Университета. В.кн: Сквайрс Е.Р., Ганина Н.А.«Немецкие средневековые рукописи и старопечатные фрагменты в «Коллекции документов Густава Шмидта»», Москва, 2008. С.247-274.
48.О соборе Старого Монастыря в Винчестере//Германистика. Скандинавистика. Историческая поэтика. (К дню рождения О.А.Смирницкой). Москва, 2008. С.52-59.
49.Vladimir Monomakh’s Instruction: An Old Russian Pedagogic Treatise//What Nature Does Not Teach. Didactic Literature in the Medieval and Early-Modern Period. ed. J.F.Ruis.Turnhout, Brepols, 2008. Р.109-128.
50. «Рыбак Витин» Летальда из Миси как пример средневекового ученого юмора// Arbor Mundi. Мировое древо.Вып.15.М.,2009. С.197-214.
51.Летальд из Миси. Стих монаха Летальда о неком рыбаке, которого проглотил кит. Пер., комм. М.Р. Ненароковой// Arbor Mundi. Мировое древо. Вып.15. М.,2009. С.217-227.
52.Дудон Сент-Квентинский, «сказитель» герцогов Нормандских// Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, Изд. «Ивановский государственный университет», 2009.С.226-234.
53.Дудон Сент-Квентинский. Об обычаях и деяниях первых герцогов Нормандии. Фрагмент: [История Роллона]. Пер., комм. М.Р. Ненароковой // Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Иваново, Изд. «Ивановский государственный университет», 2009.С.235-252.
54."Текст и его источники: Беда и его Жизнеописание пяти отцов-настоятелей", в сб.: Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы), сост. и общ. ред. М.С.Петровой. М.: Кругъ, 2010. С. 512- 540.
55.Беда Преподобный, «Жизнеописание пяти отцов-настоятелей», пер. с лат. и примеч. М. Р. Ненароковой, в сб.: Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы), сост. и общ. ред. М.С.Петровой. М.: Кругъ, 2010. С. . С. 541-564.
56.Секвенции Адама Сен-Викторского в контексте западноевропейской риторической традиции XII века. 2-5 февраля 2010 г.//Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ-2010. Иваново, 2010. С.218-223.
57.Секвенции Адама Сен-Викторского как часть образовательной программы викторинцев//Arbor Mundi. Мировое древо.Вып.16. С.179-203.
58.Адам Сен-Викторский. Секвенции. пер.М.Н.Ненароковой//Arbor Mundi. Мировое древо.Вып.16. С.204-233.
59.Эпизод крещения Харальда Клака как «словесная икона»//Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Вып.3. Иваново, 2010. С.162-172.
60.Эрмольд Нигелл. Из IV песни поэмы «Прославление Людовика, христианнейшего Цезаря»//Cursor Mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Вып.3. Иваново, 2010. С.173-180.
61.Агнелл Равеннский. Книга об архиепископах Равенны. О преосвященном Петре Старшем (пер., комм., статья Ненароковой М.Р.) //Историописание и историческая мысль Западноевропейского средневековья (Книга первая:IV-IX века). Практикум-хрестоматия. Сост. М.С.Бобкова, С.Г. Мереминский, А.И. Сидоров. М., 2010. С. 278-291.
62.Горчичное зерно христианской литературы. (совместно с А.С.Балаховской) // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. М.: Звезда и Крест, 2011. С.4-11.
63.«Эклога Теодула» как аллегорический отклик на спор об античности в эпоху Каролингов // Флорилегий. Чтения по истории христианской позднеантичной и средневековой литературы. М.: Звезда и Крест, 2011. С.130-149.
64.Юст Липсий. Эпитафия Ожье Бусбеку// в кн.: Ганина Н.А. Крымско-готский язык. Спб, 2011. С.91.
65.Ненарокова М.Р. Алкуин и его поэма «О Линдисфарнской резне» // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. – Вып. 4. – С. 235–242.
66.Алкуин. О Линдисфарнской резне (Пер. на рус. яз. и комм. М.Р. Ненароковой) // Там же. С. 243–251.
67.Метафорика "Цикла к Хартгарию" Седулия Скотта // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИВГУ - 2011 : сб. ст. по итогам науч. конф., Иваново, 1 - 10 февр. 2011 г. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. - С. 291-296.
68.«Laetae Camenae»: юмор в Каролингской эклоге// «Евразия: духовные традиции народов», №1, 2912. С.161-179.
69.Проповедь и проповедники в «Толковании на Откровение св.Иоанна Богослова» Беды Досточтимого// «Евразия: духовные традиции народов», №2, 2912. С.58-69.
Прочие работы:
70.Роль Странника в Театре Жизни (Тема странствия в творчестве Генри Вордсворта Лонгфелло)//Романтизм. Вечное странствие. М., 2005.С.203-238.
71.«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: стилизация в духе романтизма//Романтизм. Вечное странствие. М., 2005.С.290-306.
72.Смерть как маска Жизни (три новеллы С.С.Блихера)//Материалы XVI конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Москва – Архангельск, 2008. ч.2.сс.97-97.
73.Творец и художник: обращение к идеям символизма в 30-40ые гг. XX века.// Русский символизм и мировая культура. М.: Экон-Информ, 2009. С.140-155.
74.Смерть как маска Жизни//Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? М.,2010. С.229-250.
75.Тверь. Язык цветов: роза в русской поэзии 10-30 гг. XIX в.//Мир романтизма. т.15 (39). Тверь, 2010. С.100-108.
76.Дневник А.Й. Шёгрена с сентября 1835 до января 1838 г./ пер. с швед. М.Р.Ненароковой//Основоположник российского академического кавказоведения академик Андрей Михайлович Шёгрен. Исследование. Тексты. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. С.164-293.