2. Несмотря на 20 лет внедрения руководящей элитой страны неолиберальных реформ, в политической жизни Кыргызстана произошло три революции с насильственной сменой правящих режимов. Это свидетельствует о том, что во многом внешняя и внутренняя политика республики зависит от влияния внешних акторов, при этом национальные лидеры в большей степени используют «многовекторную» стратегию в целях личного обогащения и поддержки существующих в стране клановых объединений.
3. Практика государственного управления, основанная на принципах личной преданности, регионализма и клановой солидарности, которая установилась в Кыргызстане, препятствует развитию более плодотворных добрососедских отношений со странами региона и России, является источником внутренней нестабильности, роста организованной преступности, превращения республики в один из каналов афганского наркотрафика.
4. Существующая неблагоприятная ситуация в экономике, промышленности, социальной сфере Кыргызстана является, по существу, своего рода итогом проведения неолиберальных реформ при активном непосредственном участии советников из США. Включение республики в различные глобальные и региональные проекты Соединенных Штатов и их союзников преследует с их стороны собственные эгоистические экономико-политические цели. В то же время Россия для Кыргызстана является наиболее оптимальным союзником по укреплению государственной и экономической независимости, а также фактически остается противовесом эгоистической политике США в регионе, направленной на укрепление там своих экономических и военно-политических позиций.
5. Тяжелое экономическое положение Кыргызстана, коррупция и нестабильная политическая обстановка вынуждают правящие элиты республики идти на уступки Западу, невыгодные для нее, и в этой ситуации пытаться изменить условия взаимных договоренностей с Россией, попросту говоря, устраивать маневры в обмен на получение новых грантов и кредитов со стороны США и ЕС.
6. Ошские события июня 2010 года показали, что действующая власть Кыргызстана не в состоянии противостоять беспорядкам и жертвам среди мирного населения, возникшим на национальной и сепаратистской почве. Эти функции взяли на себя неформальные лидеры (клановые и преступные авторитеты), в результате чего их влияние среди населения гораздо выше и прочнее, нежели официальных властей. Об этом убедительно свидетельствует содержание книги мэра города Ош М. Мырзакматова.
7. Водный и энергетический факторы являются серьезным камнем преткновения в выстраивании Кыргызстаном позитивного и взаимовыгодного сосуществования и сотрудничества с близлежащими соседями, в силу того что страны региона не могут выработать единую согласованную стратегию (программу) по регулированию и использованию водных и энергетических ресурсов. Все это ведет к обострению отношений республики с соседями, в особенности с Узбекистаном.
Не менее острой проблемой для Кыргызстана остаются пограничные споры, взаимные территориальные претензии между сопредельными государствами в лице Узбекистана и Таджикистана.
8. Для России Кыргызстан не в последнюю очередь важен потому, что большая часть территории России расположена в Азии, а республика непосредственно граничит с другими государствами Центрально-Азиатского региона; наш партнер находится на перспективном для выгодного развития пересечении транспортных путей из Китая в Европу, из Европы в Индию; кроме того, в республике проживает значительная часть русскоязычного населения, а в России, испытывающей определенные демографические трудности, востребовано и трудится значительное количество мигрантов из стран Центральной Азии; Кыргызстан расположен недалеко от Афганистана, в котором, с одной стороны, действуют коалиционные силы США и их союзников, а с другой - находится ряд террористических организаций и функционирует наркоиндустрия, деятельность которых напрямую наносит вред интересам России. Все это должно обусловливать дальнейшее совершенствование подходов к проведению российской внешней политики в Кыргызстане.
9. Существенным моментом в отношениях России и Кыргызстана стали события 2010 года, когда после 18 лет «независимости» более четко выкристаллизовалась пророссийская ориентация значительной части населения республики, ее общественных и политических кругов. В этих условиях России важно стремиться всячески, поддерживать и укреплять данный процесс, активно работая с миграционными ресурсами на своей территории, а также с российской диаспорой в Кыргызстане. В то же время приход к власти в 2011 году, казалось бы, пророссийски настроенных правящих кругов привел к возникновению напряженности в отношениях между РФ и Кыргызстаном, что свидетельствует об определенной непредсказуемости в их политике, о возможных поворотах, не отвечающих нашим интересам.
10. «Многовекторная политика» является естественным ответом Кыргызстана и государств Центральной Азии на «уход» России из региона, при этом возникший вакуум фактически по многим параметрам заполнили США и их союзники. В республике и регионе также растет влияние Китая. России при проведении своей внешней политики особенно сейчас следует учитывать сложившиеся реалии и активнее предлагать для осуществления более привлекательные, взаимовыгодные проекты, идти при определенных условиях на уступки, достижение компромиссов, особенно в экономическом сотрудничестве.
11. Интересы России находятся в плоскости социально-экономической и политической стабильности Кыргызстана и государств Центральной Азии. В то же время стратегическая линия на военно-политическое сотрудничество является для РФ также во многом определяющей. Тем не менее в ближайшее время России важно обеспечить с Кыргызстаном комплексное взаимодействие и осуществление интеграции в экономической, социальной и информационной сферах как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
12. Реализация комплексного сотрудничества России и Кыргызстана должна сопровождаться широкой информационной поддержкой с использованием всех технических средств и организационных мероприятий, включая меры информационного противоборства действиям других игроков в республике. Без проведения широкой целенаправленной информационной работы довольно сложно сейчас достигать декларируемых целей в силу высокого значения в современном мире средств связи и СМИ.
13. Россия исторически нацелена на обеспечение качественного развития Кыргызстана и государств Центральной Азии. Интеграция двух государств, основанная на культурной, экономической, политической близости народов, является естественным продолжением исторического процесса и может обеспечить преодоление кризисных явлений в политической и экономической жизни республики.
2.Программа взаимодействия общественных и политических институтов Российской Федерации и Кыргызской Республики на 2010–2015 гг. (Центр исследований постсоветского пространства при НОУ «Институт региональной политики»). М., 2010.
3.Монография. Внутриполитическое и социально-экономическое развитие Кыргызстана. М.: Восток – Запад, 2011.
4.Монография. Двусторонние взаимоотношения России и Кыргызстана. М.: Восточная книга, 2012.
5.Политическая система Кыргызской Республики. Журнал «Обозреватель». М., 2012. № 1.
6.Становление и развитие Кыргызской Республики в исторической ретроспективе и в период нахождения ее в составе России и СССР. Журнал «Экспертъ». М., 2012. № 2.
7.Кыргызстан в контексте мировой экономики и политики. Журнал «Мир и политика». М., 2012. № 2.
8.Различия в социально-экономическом развитии юга и севера Кыргызстана. Журнал «Мир экономики и права» СПб., 2012. № 2.
9.Клановый характер устройства Кыргызской Республики. Журнал «Мир и политика». М., 2012. № 3.
10.Современное состояние экономики Кыргызстана. Журнал «Вопросы экономики и права». М., 2012. № 1.
11.Демография, уровень жизни и социальная политика Кыргызстана. Журнал «Экономические науки». М, 2012. № 2.
12.Киргизия на пути интеграции в рамках Таможенного Союза. Журнал «Мир экономики и права» СПб., 2012. № 6.