- Концепция реализации компетентностного подхода в инженерном образовании, обоснованная на институциональном уровне включением российских вузов в Болонский процесс посредством корректировки образовательных стандартов, разработки совместных учебных программ с ведущими западными университетами с выдачей двойных дипломов, организацией стажировок студентов, аспирантов и преподавателей, проведением совместных научных и методических конференций и семинаров, оценкой качества, учитывающей международные стандарты и требования профессиональных ассоциаций.
- Условия реализации компетентностной модели инженерного образования, способствующей переходу к инновационной системе профессиональной подготовки, разработанные на основе проектирования содержания и укрупнения дидактических единиц, увеличения академической свободы вуза при выборе модулей и дисциплин, обеспечения нелинейности и вариативности образовательной траектории, высокого уровня системности и целостности, междисциплинарности и интегративности, как необходимых категорий образовательного процесса.
- Информационно-образовательная среда формирования компетентности выпускника, обеспечивающая оптимальное функционирование всех компонентов педагогического процесса в техническом вузе, смену дидактико-центристских технологий личностно-ориентированными, качество подготовки специалистов к инженерной деятельности в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, требований Болонского процесса к структуре высшего образования.
- Дидактические условия, способствующие функционированию информационно-образовательной среды, внедрению электронных учебно-методических комплексов, педагогических технологий организации самостоятельной работы будущих инженеров, профессионально-ориентированной проектной деятельности в рамках изучения специальных дисциплин.
- Электронное портфолио (e-portfolio) будущего инженера как технология формирования профессиональной компетентности будущих инженеров, осуществляемая поэтапно, где в качестве основных «замеров» внедряется процедура выполнения и защиты проектов с экспертной оценкой и фиксацией динамики развития компетенций, сопровождаемая обязательным рецензированием (review) с целью получения качественной оценки от работодателей и бизнес-структур.
- Бенчмаркинг деятельности независимых аккредитационных центров инженерного образования, передового педагогического опыта, инноваций российских и зарубежных вузов, научно-педагогических школ и отдельных преподавателей, их обобщение, экспериментальная апробация и широкое их практическое использование, определяющие приоритетные направления модернизации (реструктуризации) инженерного образования в рамках компетентностного подхода.
2.Алисултанова Э.Д. О педагогических аспектах формирования электронного портфолио будущего инженера [Текст]/ Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко// Научные проблемы гуманитарных исследований. №2, Пятигорск, 2010. С.169-175 (0,6 п.л., 50% личного участия) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
3.Алисултанова Э.Д. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Вестник Государственного университета управления. №9, Москва, 2010. С.4-7 (0,4 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
4.Алисултанова Э.Д. Инновационно-ориентированный подход в инженерном образовании [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. №3(12), Махачкала, 2010. С.10-13 (0,5 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
5.Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход как инновационная доминанта инженерного образования [Электронный ресурс] / Э.Д. Алисултанова // Гуманитарные и социальные науки (электронный журнал). №1, Ростов-на-Дону, 2011. С.157-163 (http://hses-online.ru/2011_01.html) (0,5 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
6.Алисултанова Э.Д. О компетентностном подходе в инженерном образовании [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Педагогический журнал Башкортостана. №1, Уфа, 2011. С. 130-135 (0,6п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
7.Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио как технология компетентностного развития будущего инженера [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. №2(15), Махачкала, 2011. С.27-30 (0,5 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
8.Алисултанова Э.Д. Информационно-образовательная среда в высшем инженерном образовании [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Перспективы науки. №5(20), Тамбов, 2011. С.25-31. (0,6 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
9.Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио как инновационная технология инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №4, Челябинск, 2011. С.7-16 (0,8 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
10.Алисултанова Э.Д. Информационно-образовательная среда как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. №3(16), Махачкала, 2011. С.91-96 (0,6п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
11.Алисултанова Э.Д. Проектирование педагогических технологий в инженерном образовании [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. №8, Ростов-на-Дону, 2011. С. 132-139 (0,5 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
12.Алисултанова Э.Д. Общественно-профессиональная аккредитация как условие обеспечения качества инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Казанская наука. №3, Казань, 2011. С. 132-134. (0,6 п.л.) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
13.Алисултанова Э.Д. Технология Электронное портфолио как средство формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Ж.З. Мальцагова // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. №2(19), Махачкала, 2012. С.61-66 (0,6 п.л., 50% личного участия) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
14.Алисултанова Э.Д. Модель формирования компетентности будущих инженеров в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. №1(21), Ростов н/Д, 2012. С. 169-175 (0,5 п.л.). (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
15.Алисултанова Э.Д. Технология инновационного инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Г.М. Гаджиев// Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. №2(19), Махачкала, 2012. С.67-72 (0,6 п.л., 50% личного участия) (Входит в перечень изданий … ВАК РФ).
16.Алисултанова Э.Д. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко - Владикавказ: Изд-во Зебра, 2007. – 148 с. (Гриф УМО по университетскому политехническому образованию) (9,2 п.л., 50% личного участия)
17.Алисултанова Э.Д. Формирование информационной культуры будущего инженера в информационно-образовательной среде: [монография] /Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко // Ставрополь: Изд. ООО «РИА на КМВ», 2009.- 140 с. (8,8 п.л., 50% личного участия).
18.Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании: [монография] / Э.Д. Алисултанова //М.:Академия Естествознания, 2010.-160 с. (10 п.л.).
19.Алисултанова Э.Д. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (книга 3):[монография] /Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко и др.; Под ред. Д.В.Гулякина //Георгиевск: Изд-во Георгиевского технологического института, 2011.-148 с. (9 п.л., 25% личного участия).
20.Алисултанова Э.Д. Информационный комплекс по взаимодействию структур ВУЗа /Алисултанова Э.Д. и др. Свидет. № 2010617995 от 09.12.2010 г.
21.Алисултанова Э.Д. Автоматизированная система расчета учебной нагрузки преподавателей ВУЗа/ Алисултанова Э. Д. и др. Свидет. № 2012620033 от 10.01.2012 г.
22.Алисултанова Э.Д. Автоматизированная система учета успеваемости студентов ВУЗа/ Алисултанова Э. Д.и др. Свидет. № 2012610525 от 10.01.2012 г.
23.Алисултанова Э.Д. Об особенностях формирования информационной культуры инженерных кадров ГГНИ [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Информационные технологии в образовании. Материалы IV научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004. С.109-111 (0,2 п.л.).
24.Алисултанова Э.Д. Роль информационных технологий в подготовке инженерных кадров [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Информационные технологии в образовании. Материалы XIV Международной конференции. Москва: 2004 (ноябрь). С.145-147 (0,2 п.л.).
25.Алисултанова Э.Д. Теоретические основы формирования информационной культуры при подготовке инженерных кадров в вузе [Текст]/ Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко// Труды Грозненского государственного нефтяного института. Владикавказ: Зебра, 2005. Вып.3.С.45-49 (0,4 п.л.).
26.Алисултанова Э.Д. Особенности применения информационных технологий в подготовке инженерных кадров [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Труды Грозненского государственного нефтяного института. Владикавказ: «Зебра», 2006. Вып.4. С.45-49 (0,4 п.л.).
27.Алисултанова Э.Д. Модель информационно - образовательной среды для формирования информационной культуры будущих инженеров [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Грозненский государственный нефтяной институт.-Грозный, 2006. 21с.- Рук.деп. в ВИНИТИ 02.10.2006, № 1186-В2006.
28.Алисултанова Э.Д. К вопросу формирования профессионально-ориентированной информационной среды технического вуза [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко // Информационные технологии в образовании. Материалы XVI Международной конференции. М.: «БИТ про», 2006. С.148-151 (0,2 п.л.).
29.Алисултанова Э.Д. Информационно-образовательная среда в педагогической теории и практике [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Грозненский государственный нефтяной институт. Грозный, 2006. 24с. Рук. деп. в ВИНИТИ 02.10.2006, № 1187-В2006 (1,5 п.л.).
30.Алисултанова Э.Д. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущих инженеров – геологов [Текст]/ Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко // Информационные технологии в образовании. Материалы XVI Международной конференции – выставки (ИТО-Москва-2006). М.: «БИТ про», 2006. С.111-114 (0,2 п.л.).
31.Алисултанова Э.Д. Особенности создания электронного учебника [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Труды Грозненского государственного нефтяного института. Владикавказ: Зебра, 2007. Вып.7. С.54-59 (0,4 п.л.).
32.Алисултанова Э.Д. Педагогические аспекты применения информационных технологий в инженерном образовании [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко // Современное образование: тенденции, проблемы развития. Материалы научно-методической конференции. Грозный: Изд. «Грозненский рабочий», 2007. С. 123-128 (0,3 п.л.).
33.Алисултанова Э.Д. О программе повышения информационной компетентности вузовского преподавателя [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Труды Грозненского государственного нефтяного института. Владикавказ: Зебра, 2007. Вып.7.С.59-65 (0,4 п.л.).
34.Алисултанова Э.Д. Математические пакеты в учебном процессе [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Современное образование: тенденции, проблемы развития. Материалы научно-методической конференции. Грозный: Изд-во «Грозненский рабочий», 2007. С. 123-128 (0,3 п.л.).
35.Алисултанова Э.Д. Об организации компьютерных практик для студентов технических вузов [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко // Информационные технологии в образовании. Материалы XVII Международной конференции.- Москва: «БИТ про», 2007. C.34-37 (0,2 п.л.)
36.Алисултанова Э.Д. Информатика. Конспект лекций: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей [Текст] /Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко// Грозный: Изд-во «Грозненский рабочий», 2008. 198 с. (12,8 п.л., 50% личного участия)
37.Алисултанова Э.Д. Модель формирования информационной культуры будущего инженера [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Известия Чеченского государственного педагогического института. Владикавказ: ИПП им. В.Гассиева,2009. №1.С. 54-59 (0,5 п.л.).
38.Алисултанова Э.Д. О содержании информационной подготовки для специальности «Информационные технологии в образовании» [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Информационные технологии в образовании. Материалы XIX Международной конференции. М.: «БИТ про», 2009. C.34-39 (0,4 п.л.).
39.Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио будущего инженера [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Информационные технологии в образовании: Материалы XIX Международной конференции. М.: «БИТ про», 2009. C.68-53 (0,3 п.л.).
40.Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио в формировании профессиональной компетентности [Текст]/ Э.Д. Алисултанова, Ж.З. Мальцагова //Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Воронеж: Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2009. С. 251-254. (0,2 п. л.).
41.Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио как средство формирования профессиональных компетенций будущего инженера [Текст] /Э.Д. Алисултанова, Ж.З. Мальцагова//Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. №3 (34): в 2-х ч. Ч.1. С.125-128. (0,4 п.л.).
42.Алисултанова Э.Д. Анализ понятия и структуры информационно-образовательной среды вуза [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Инновационные технологии в производстве, науке и образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. Грозный, 2010. Т. 2. С 239-243 (0,4 п.л.).
43.Алисултанова Э.Д. О структуре электронного учебника [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Инновационные технологии в профессиональном образовании. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Назрань: Пилигрим, 2010. С.143-148 (0,3 п.л.).
44.Алисултанова Э.Д. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко//Ученые записки ИИО РАО. Сборник. Москва: Мультипринт, 2010. Вып. №30. Ч.2. С.83-86 (0,5 п.л.).
45.Алисултанова Э.Д. Образовательные технологии в современной системе инженерного образования. Методическое пособие для научно-педагогических кадров. [Текст] / Э.Д. Алисултанова// Грозный: ИПЦ ГНИ, 2010. 64с. (4 п.л.).
46.Алисултанова, Э.Д. К вопросу о проектировании информационно-образовательной среды технического вуза [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Инновационные технологии в производстве, науке и образовании. Материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 2010,том 2. С 243-246 (0,2 п.л.).
47.Алисултанова Э.Д. Инновационное инженерное образование [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Известия Чеченского государственного педагогического института. Владикавказ: ИПП им. В. Гассиева, №2, 2010. С. 56-66 (0,6 п.л.).
48.Алисултанова Э.Д. Формирование информационной компетентности вузовского преподавателя [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Инновационные технологии в профессиональном образовании. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Назрань: Пилигрим, 2010. С.148-154 (0,4 п.л.).
49.Алисултанова, Э.Д. Педагогические технологии реализации инновационного инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М: Литера, 2011, №4 (27). С.247-251 (0,4 п.л.).
50.Алисултанова Э.Д. Педагогическая система компетентностного подхода к подготовке будущих инженеров [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Социально-гуманитарный вестник Юга России. Краснодар: Пресс-Имидж, 2011, №4. С.39-45 (0,4 п.л.).
51.Алисултанова, Э.Д. Электронное портфолио в инженерном образовании [Электронный ресурс] / Э.Д. Алисултанова //SCIENCE ONLINE: электронные информационные ресурсы для науки и образования. Материалы XV международной конференции (Кипр, Пафос). – М.: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, 2011.- Режим доступа: http://elibrary.ru/.
52.Алисултанова Э.Д. Адаптация международных профессиональных стандартов инженерного образования к педагогической практике технического вуза [Текст] / Э.Д. Алисултанова // Инновационные технологии в профессиональном образовании. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Грозный: Грозненский рабочий, 2011. С.14-19 (0,5 п.л.)
53.Алисултанова Э.Д. Компетентностный подход в инженерном образовании в условиях информационно-образовательной среды [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Ученые записки ИИО РАО. М.: Мультипринт, 2011. Вып. №37. С.83-86 (0,5 п.л.).
54.Алисултанова Э.Д. О педагогической системе инновационного инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова //Вестник развития науки и образования.Н.Новгород. 2011. N 2. - С. 99-104 (0,4 п.л.).
55.Алисултанова Э.Д. Общественно-профессиональная аккредитация будущих инженеров [Электронный ресурс]/ Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко// Современные технологии и IT-образование. Сборник научных трудов VI-ой Международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Сухомлина. М.: МГУ, 2011. Т.1. 787 с. 1 электр. опт. диск (CD-ROM). С.273-278 (0,6 п.л.).
56.Алисултанова Э.Д. Информационные технологии. Конспект лекций: Учебное пособие для студентов (бакалавры инженерных специальностей) [Текст] Алисултанова Э.Д. О педагогической системе инновационного инженерного образования // М.: Академия Естествознания, 2012. 190 с. (Гриф РАЕ) (12п.л.).
57.Алисултанова Э.Д. Информационные технологии. Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов (бакалавры инженерных специальностей) [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Н.А. Моисеенко// М.: Академия Естествознания, 2012.-212 с. (Гриф РАЕ) (14 п.л.,50% личного участия).
58.Алисултанова Э.Д. Система аккредитации как условие качества инженерного образования [Текст] / Э.Д. Алисултанова, Г.М. Гаджиев // Инновационные технологии в профессиональном образовании. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Грозный: Грозненский рабочий, 2012. С.22-30 (0,5 п.л.).