Научная тема: «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ КАК ЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА»
Специальность: 17.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • балетное либретто, как доказано впервые, переживает постепенную трансформацию: от пересказа уже поставленного спектакля (в XVI веке), через либретто - манифест реформ балетмейстера (в XVIII веке), к либретто - романтической новелле (XIX век);
  • впервые указано, что либретто большинства романтических балетов имеют общие черты, выражающиеся прежде всего в использовании повторяющихся типов персонажей (герой / героиня, родственник, наперсник, наставник, покровитель, соперник, злодей, властитель, фантастическое существо, персонаж, олицетворяющий нечистую силу);
  • впервые доказано, что в романтическом балете были выработаны собственные законы музыкальной драматургии как на уровне целого произведения (особенности увертюр и вступлений балетов, использование лейтмотивов и повторяющихся фрагментов, цитирование и автоцитирование), так и на уровне отдельных действий (особенности построения финалов актов и всего произведения, построение танцевальных и действенных сцен, кристаллизация музыкально-хореографических форм);
  • впервые доказано, что в романтическом балете были выработаны свои музыкальные особенности, связанные как с традицией музыкально-театральной партитуры, так и с традицией музыки симфонической (особенности оркестрового письма, привлечение национального колорита для наибольшей достоверности показываемого на сцене действия, появление в музыке балета звукописи, полифонических фрагментов и использование вокального голоса в качестве особой оркестровой краски);
  • дан обзор примеров сценографии и доказано, что сценография романтического балета опирается как на традиции сценографии музыкального театра XVII-XVIII веков, так и на особенности живописи указанного периода;
  • впервые доказано, что сценический костюм представляет собой поэтическое претворение бытового костюма соответствующего времени; только в середине XIX века он «отделился» от бытовой «ветви» и продолжил развиваться собственным путем, приведя к появлению такого символа классического балета, как пачка;
  • дан обзор балетных костюмов романтического балета и доказано, что их особенности определяются особенностями либретто, и можно выделить костюмы персонажей реалистических («европейских» и «экзотических») и фантастических, причем, сценография и костюмы иногда «противоречат» друг другу (в «реалистических» декорациях может, например, появиться «фантастический» персонаж);
  • на основе проанализированных многочисленных критических отзывов впервые доказано, что большинство рецензий на спектакли романтической эпохи, современные их премьерам, посвящены «визуальным» аспектам постановки (либретто, исполнительское искусств), тогда как вопросы музыкальной составляющей ведущими не были;
  • дан обзор критических статей современных авторов на спектакли романтической эпохи и впервые доказано, что они отличаются от отзывов современников стилем, объемом и объектом рецензий, тогда как вопросы музыки, несмотря на изменение музыковедческого взгляда на эту проблему, современными критиками не затрагиваются;
  • впервые доказано, что романтический балет как яркое художественное явление получил свое отражение в бытовой жизни (влияние театрального костюма на повседневную моду, переход музыки романтического балета в сферу домашнего музицирования и ее вторичное осмысление через создание бальных танцев на основе театральных партитур, многочисленные знаки поклонения танцовщицам).
Список опубликованных работ
Монография

1. Груцынова А.П. Тринадцать балетов Адольфа Адана. — М.: Альтекс, 2011. — 120 с. ISBN 978-5-93121-274-6 [7,5 п.л.]

Учебное пособие

2. Груцынова А.П. Романтический балет. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. — 96 с. ISBN 978-5-89598-224-2 [12 п.л.]

Статьи в периодических изданиях, включенных в список ВАК РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

3. Груцынова А.П. Два «Лебедя», разделенные веком // Балет. 1997. Июль-август. С.15–16 [0,25 п.л.];

4.Груцынова А.П. Тень и Тальони // Балет. 2003. №3. С.18–23 [0,5 п.л.];

5.Груцынова А.П. Танцевальный бал Михаила Глинки // Балет. 2004. №4-5. С.32–34 [0,33 п.л.];

6. Груцынова А.П. «Сильфида»: первый романтический балет // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых ученых / Сост.Д.В. Трубочкин. М.: Изд-во «ГИТИС», 2004. С.295–315 [1,1 п.л.];

7. Груцынова А.П. К истории романтического балета: «Дева Дуная» // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых ученых / Сост.Д.В. Трубочкин. Вып.2. М.: «ГИТИС», 2005. С.173–182 [0,55 п.л.].

8. Груцынова А.П. «Приказ короля» — балет, скрытый покровом времени // Балет. №3. 2006. С.26–28 [0,6 п.л.];

9. Груцынова А.П. Тринадцать балетов Адольфа Адана // Балет. 2006. №5. С.39–41 [0,5 п.л.];

10. Груцынова А.П. «Будто принц за мной примчался на серебряном коне!» // Балет, 2009, №4–5 (158). С.56–57 [0,3 п.л.]

В других изданиях:

11.Груцынова А.П. «Фатум»-фантазия // Линия. 2002. №7. С.6 [0,15 п.л.];

12.Груцынова А.П. «…Не на небе — на земле…» // Студия Антре. 2003. №1 (6). С.8–9 [0,2 п.л.];

13. Груцынова А.П. Радужные крылья «Сильфиды» // Студия Антре. 2003. №4 (9). С.8–10 [0,2 п.л.];

14. Груцынова А.П. Аутентичность в балете: Подлинник или репродукция? // Московский вестник. 2004. №1. С.207–214 [0,5 п.л.];

15. Груцынова А.П. Драгоценности Баланчина // Московский вестник. 2004. №4. С.214–223 [0,6 п.л.];

16. Груцынова А.П. «Не-русский» русский «Конек-горбунок»? // Альманах: Сборник научно-методических материалов. Вып. 3. М.: МГАХ, 2005. С.49–55 [0,4 п.л.];

17.Груцынова А.П. «Фея кукол» // Студия Антре. 2005. №3. С.24–25 [0,1 п.л.];

18.Груцынова А.П. Хоровод «Времен года» // Студия Антре. 2006. №2. С.20– 21 [0,1 п.л.];

19. Груцынова А.П. Балет-Глинка-балет. Взаимные влияния // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т.2. М.: Московская консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. С.205–216. ISBN 5-89598-163-1 [0,7 п.л.];

20. Груцынова А.П. «Он не Байрон, он другой…» // «Корсар». ГАБТ России. М., [2007]. С.72–81 [0,33 п.л.];

21. Груцынова А.П. Ему шел 21-й год // «Сильфида». ГАБТ России. М., [2008]. С.36 [0,1 п.л.];

22. Груцынова А.П. Айседора Дункан глазами авторов «Русской музыкальной газеты» // Альманах современной науки и образования [Текст]. Тамбов: Грамота, 2009. №1 (20): Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: В 2-х ч. Ч.1. С.62–63. ISSN 1993-5552 [0,3 п.л.];

23. Груцынова А.П. О композиторе и его произведении (Г.- С. фон Левенсколль: фортепианный квартет ор. 26) // Альманах современной науки и образования [Текст]. Тамбов: Грамота, 2009. №7 (26): Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания: В 2-х ч. Ч.2. С.50–53. ISSN 1993-5552 [0,4 п.л.];

24. Груцынова А.П. Не-театральное сочинение театрального композитора: «Размышление» Р. Дриго // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования. Сб. науч. тр. ОГИИ. Вып.6 / Гл. ред. — Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. Оренбург: Изд-во ГО ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 356 с. С.46–51. ISBN 978-5-7410-0940-6 [0,3 п.л.];

25. Груцынова А.П. От классицистского менуэта — к романтическому вальсу // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. №11 (30): в 2-х ч. Ч.2. С.33–35. ISSN 1993-5552 [0,33 п.л.];

26. Груцынова А.П. Романтизм и балет // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2010. №2 (33): в 2-х ч. Ч.1. С.15–18. ISSN 1993-5552.[0,33 л.];

27. Груцынова А.П. Французский балет для русской сцены: к истории постановки балета «Морской разбойник» А. Адана–Ф. Тальони (1840) // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып.5 / сост. И.В. Брежнева, Г.М. Малинина. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010. — (Науч. тр. Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского; сб.66). — С.175–185. ISBN 978-5-89598-233-4. [0,5 п.л.];

28. Груцынова А.П. Английский «Корсар». Балет и поэма: диалог искусств // Мир в художественных отражениях. — Красноярск, 2010. — С.63–69 [0,3 п.л.];

29. Груцынова А.П. Музыка романтического балета в зеркале критики XIX и XXI веков // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки: Сборник научных статей. В.2. — М.: МИИ Издат, 2010. — С.133–139. IBSN 978-5-905198-02-1 [0,4 п.л.];

30. Груцынова А.П. Романтический балет и быт: взаимные влияния // Искусство в прошлом и настоящем: материалы Международной научной конференции, 9–10 апреля 2010 г. / Красноярская государственная академия музыки и театра. — Красноярск, 2010. — С.153–157 [0,4 п.л.].