Научная тема: «ЭСТЕТИЗАЦИЯ КАК ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОСТИ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»
Специальность: 09.00.04
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Возникновение эстетики в качестве автономной дисциплины находится в тесной связи с особенностями западноевропейского мировоззрения, нашедшего свое проявление в становлении проекта модерна как проекта Просвещения. В условиях другой культурной традиции оно было бы невозможным. Автономная эстетика является специфической принадлежностью культуры модерна. Определение границ и специфики эстетики находится во взаимозависимости с определением фундаментальных черт западноевропейского культурного типа.
  2. В становлении эстетики как автономной дисциплины и в формулировке особенностей эстетического суждения специфический характер европейского культурного типа проявляет себя в наиболее полной мере, что находит отражение в функционировании эстетической проблематики в рамках как современной, так и классической эстетической теории. Потому анализ становления и развития эстетики является одним из ключевых моментов для понимания специфики западноевропейской культуры в целом.
  3. Описание эволюции культуры модерна с точки зрения нарастания в ней эстетизационных процессов и постепенного выхода их на первый план во всех сферах культурной жизни позволяет наилучшим образом объяснить основные тенденции, а также кризисные и трансформационные явления современности. Поверхностная эстетизация, характерная для современной массовой культуры, может быть описана как проявление глубинного процесса эстетизации сознания.
  4. Эстетическая проблематика, несмотря на ее автономизацию в философских системах классиков эстетической мысли, начиная с И.Канта, не является в них чем-то маргинальным и независимым от иных фундаментальных проблем (онтологии, теории познания, моральной философии, философии науки), но может рассматриваться как ключевая для интерпретации данных систем в целом. Критика метафизики, основополагающая для кантовской системы, и констатация непознаваемости «вещи в себе» могут быть названы основой последующей эстетизации представления о реальности. В «Критике способности суждения» отказ от метафизики в пользу субъективизма суждения выступает в наиболее явном виде, определяя, с одной стороны, основания эстетического суждения, с другой стороны - основания эмпирического научного познания. При этом кантовская система дает двоякую трактовку критики метафизики: с одной стороны, она направлена на ограничение притязаний субъекта, а с другой - на утверждение его абсолютной творческой свободы в отношении феноменального мира. Вторая сторона оппозиции развивается в романтическую эстетическую идеологию субъекта-творца, а также мира, понятого как произведение искусства. Однако ему противостоит первая сторона оппозиции, как тотальная критика, непрерывно разрушающая эстетическую идеологию с точки зрения ее формального анализа и определения ее структурных ограничений. Эту сторону можно назвать эстетической теорией. Две эти стороны проявляют себя в антитетической философии Ф.Ницше, открывая путь к принципиальной раздвоенности мышления XX в.
  5. Поворот в сторону лингвистической проблематики, произошедший в XX в. может быть рассмотрен как один из важнейших этапов процесса эстетизации. Новое понимание языка, характерное для структурно-аналитических направлений, отражает особый взгляд на язык и его функционирование в человеческом обществе. Язык понимается как посредник, делающий возможной коммуникацию между людьми, а также между человеком и миром, но одновременно как структура, имеющая собственные формальные законы функционирования и являющаяся препятствием на пути непосредственной коммуникации. Понимание языка раздваивается между необходимостью видеть в нем референциальный потенциал и формальную структуру. Это раздвоение отражает раздвоенность эстетического восприятия между формой выражения и выражаемым переживанием. Интерпретация языковых сообщений приобретает характер опосредованного произвольного акта, что ведет к предположению возможности бесконечного количества интерпретаций любого сообщения и к распаду системы значений. Выход формального момента языка на первый план ведет не только к появлению формалистических направлений в лингвистике, литературо- и искусствоведении, но также к возникновению проблемы медиасферы и к становлению медиафилософии.
  6. Принцип деконструкции, сформулированный в постструктуралистской мысли середины XX в. рассматривается как итог эволюции европейской критической традиции и как проявление внутреннего напряжения внутри европейского мышления, раздвоенного между эстетической идеологией и эстетической теорией. В первой из них утопия свободного творчества и непосредственности, эмансипированной от диктата «вещи в себе», приобретает в XX в. опасные формы практического осуществления тоталитарных утопий, которые могут быть истолкованы как эстетические утопии построения нового мира в имманентном плане. Деконструктивный акт выступает в первую очередь как критика тоталитаризма. Он подтачивает возможность тоталитарной утопии, указывая на ограничение ее посредством отсылки к отсутствующей «вещи в себе». В связи с этим для деконструктивистского дискурса оказывается актуальной негативная риторика разрыва, нехватки, ускользания, сбоя, поломки и т.п. В предельном развитии теория деконструкции приходит к обращению к апофатической терминологии.
  7. Апофатический дискурс можно проследить как характерную черту новоевропейской критической мысли, выявляющуюся с особой ясностью в деконструктивистском проекте второй половины XX в. Если средневековая апофатика проистекает от невозможности вместить в высказывание языка и в ограниченное человеческое познание всю полноту присутствия божественной реальности, то для новой апофатики божественная реальность оказывается невыразимой и непознаваемой в силу ее отсутствия, которое всегда постигается как некий нередуцируемый остаток, предел мышления, или бесконечно отсроченное значение, ускользающее за пределы текста.
  8. Определение эстетики возможно как относительно ее предмета в целом, так и относительно специфики суждения об этом предмете. Различается два расходящихся подхода к определению того, что стало предметом классической эстетики (чувственно воспринимаемой формы, красоты, искусства и т.д.): метафизический, при котором эстетические свойства представляются принадлежностью самого бытия и их высшим проявлением, и собственно эстетический, при котором эстетические свойства представляются результатом оценочной деятельности субъекта. Второй подход характерен для нового времени и именно он ведет к формированию эстетики как автономной дисциплины. Автономия эстетики выступает, в первую очередь, как автономия ее предмета от метафизики.
  9. Разделение эстетического суждения на суждение о прекрасном и суждение о возвышенном можно рассматривать как проявление автономизации эстетики от метафизики, а также как результат критики метафизики в целом. Если прекрасная форма теряет свой метафизический статус и связь с онтологическими характеристиками предметов, то в суждении о возвышенном выстраивается мост к метафизическому миру, понятому как мир субъективной свободы действия. Метафизическое эстетизируется в возвышенном, приобретая субъективный характер и также утрачивая связь с онтологическими характеристиками. Т. о. эстетика возвышенного представляет собой прямой путь к пониманию метафизической реальности с точки зрения ее отсутствия и к становлению новой апофатики. В то же самое время эстетика прекрасного противопоставляет метафизической реальности полностью свободный от нее симулятивный мир знаков, не отсылающих ни к какому значению, и образов, не отсылающих к изображаемому. Расслоение на прекрасное и возвышенное может быть охарактеризовано как проявление общей напряженности и раздвоенности, присущей мышлению модерна.
  10. Определение специфики европейского искусства, приобретающего к XVIII в. черты автономной светской практики, возможно дать через анализ его соответствия формированию эстетики как самостоятельной философской дисциплины. В качестве специфической черты европейской художественной практики можно отметить ее двоякую направленность: с одной стороны, это предельное внимание к формальной стороне искусства, к созданию изящных форм, радующих восприятие, что выражается в стремлении к созданию искусства для искусства; с другой стороны, это стремление к выражению глубины субъективного переживания. Формальные правила искусства, начиная с эпохи Возрождения, направлены на выражение субъективного восприятия, или восприятия с т. з. субъекта с постоянно возрастающей точностью. К XVIII в. этот процесс достигает кульминационного равновесия между выражающей структурой и выражаемым смыслом, и именно в этот момент формируется эстетика, соотносящая в себе формальную и содержательную стороны эстетического объекта как некое формально-содержательное единство. В дальнейшем достигнутое неустойчивое равновесие нарушается, что ведет к развитию кризисных процессов в сфере искусства, к возникновению тезиса о конце искусства. При этом субъективное выражение в искусстве начинает превалировать над формальными приемами, форма признается недостаточной для выражения глубины внутреннего содержания.
  11. Кризисный характер и внутренняя напряженность описываются как фундаментальная черта культуры модерна, особо отчетливо проявляющая себя в XX в., где они переходят в принцип трансформации, руководящий теоретическим осмыслением современных культурных явлений. Культурная ситуация современности описывается теоретической мыслью XX в. как принципиально нестабильная и претерпевающая серьезные внутренние преобразования. Теории современной культуры можно классифицировать по их отношению к ходу трансформационного процесса и к оценке его итогов. Т. о. можно выделить теории, предполагающие продолжение развития культуры модерна, или же радикальное парадигмальное преобразование, ведущее к становлению нового типа мышления.
  12. При этом оказывается, что все варианты теоретического осмысления связывают трансформационный процесс с процессом эстетизации, акцентируя различные его черты: с одной стороны, медиализацию и де-реализацию, как те стороны эстетического восприятия, которые определяют собой утрату непосредственности отношения к реальности, отстраненность эстетического суждения, его встроенную симулятивность; с другой стороны, на первый план выходят интенсивность эстетического переживания, повышенная аффективность восприятия и связь эстетического восприятия с вниманием к телесности, которая составляет основу чувственного восприятия. Причем именно акцентирование второй группы категорий связано с представлением о радикальном парадигмальном преобразовании способа мышления. Т. о. мы вновь сталкиваемся с характерным для эстетики расхождением между формой выражения и субъективным переживанием. При этом, хотя именно субъективное переживание в классической эстетике и соответствующем ей искусстве требует возникновения определенных формальных приемов, предназначенных для его выражения, дальнейшее усиление внимания к нему ведет к кризису и распаду формы. Те же причины, которые привели к возникновению эстетики как автономной дисциплины, имеющей своим предметом спонтанно возникающее чувство удовольствия от формы воспринимаемого объекта, в дальнейшем ведут к распаду эстетики как такой дисциплины.
  13. Кризис эстетики, поскольку она была охарактеризована как проявление специфики культуры модерна, свидетельствует также о кризисе оснований самой этой культуры. Однако парадигмальный сдвиг, происходящий в современном мировосприятии, с точки зрения настоящего исследования, может быть определен как итог продолжения и усиления процесса эстетизации, а не его прекращения или преодоления. Продолжающийся процесс эстетизации устраняет формальную определенность, сохраняя при этом увеличение интенсивности потока переживаний. Имеющее место преобразование связано с кризисом субъективности и выявляет связь между новоевропейским представлением о субъекте и способами его формального выражения. Формирование новой формы мышления связано с процессом экстернализации субъективности, представляющей собой возврат к архаическим формам восприятия, к мифической форме мышления. Однако поскольку новое мифологическое мышление возникает на основе эстетизации, то доминирующим способом его функционирования оказывается сфера воображаемого, виртуального медиапространства.
  14. Если наиболее полное художественное выражение западноевропейской парадигмы мышления и модернистского принципа субъективности можно найти в формировании европейской музыкальной традиции и тонально-гармонической системы, приходящей к распаду в XX в., то соответствие новому типу мышления предлагается искать в сфере кинематографа как вида искусства, направленного не столько на выражение и представление некой реальности, сколько на создание новой виртуальной реальности, и в этом смысле находящегося за пределами классических определений искусства.
Список опубликованных работ
Монография:

Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление. М.: Согласие, 2012. 416 с. – 13 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Никонова С.Б. Механизмы случайности (к анализу понятия свободы в постструктурализме) // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Вып.1. Серия: «Гуманитарные и социально-экономические науки». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. С.23-26. – 0,5 п.л.

2. Никонова С.Б. Трагический герой модерна и кризис постмодернистского искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Вып. 1. (№ 6) Март 2003. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С.34-43. – 0,8 п.л.

3. Никонова С.Б. Рационализм эстетики и проблема современного искусства // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. Серия: «Философия». № 2 (11). СПб., 2008. С.100-107. – 0,4 п.л.

4. Никонова С.Б. Искусство в состоянии перманентного завершения // Обсерватория культуры. М., 2008. №4. С.28-31. – 0,6 п.л.

5. Никонова С.Б. Эстетика Канта и философия языка ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.2. Июнь 2009. СПб., 2009. С.376-383. – 0,5 п.л.

6. Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новая апофатика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.3. Сентябрь 2009. СПб: Изд-во СПбГУ, 2009. С.128-132. – 0,5 п.л.

7. Никонова С.Б. Глобализация – образование – искусство: к проблеме сохранения гуманитарных знаний в контексте универсализации культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.1. Март 2010. СПб: Изд-во СПбГУ, 2010. С.3-8. – 0,5 п.л.

8. Никонова С.Б. Современная культура: от модернистской демифологизации к новому мифологическому мышлению // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. № 5. М., 2010. С.4-9. – 0,5 п.л.

9. Никонова С.Б. Нарратив: описание истории или самосознание историка? // Человек. № 2 / 2011 (март-апрель). М.: Наука, 2011. С.166-173. – 0,6 п.л.

10. Артеменко Н.А., Никонова С.Б. Кантоведческие семинары философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета // Кантовский сборник. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2011. Выпуск №4 (38). С.116-118. – 0,2 п.л. / 0,1 п.л.

11. Никонова С.Б. Логические основания толерантности // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2012, №1. Т.2. Серия: «Философия», СПб., 2012. С.137-144. – 0,5 п.л.

12. Никонова С.Б. К проблеме кризиса и трансформации в современной культуре: варианты теоретического осмысления // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. № 5. М., 2012. С.22-27. – 0,5 п.л.

13. Никонова С.Б. Философия Канта и основания процесса эстетизации в современной культуре // Кантовский сборник. №1, 2012. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2012. С.45-54. – 0,7 п.л.

14. Никонова С.Б. Парадигматический параллелизм естественнонаучного и эстетического подходов к осмыслению природы в Новое время // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2012, №2. Т.2. Философия, СПб., 2012. С.77-85. – 0,5 п.л.

15. Никонова С.Б. Границы эстетики в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: «Искусствоведение. Филологические науки». № 2, 2012. СПб., 2012. С. 16-19. – 0,5 п.л.

Публикации в иностранных изданиях:

1.Никонова С.Б. Кризисные процессы в современной художественной практике: творческое бесплодие или бесплодие творчества? // Культурологічний альманах. Збiрник. наукових праць. Вип. 3. Киев: ІМВ НАУ, 2009. С.100-107. – 0,4 п.л.

2.Никонова С.Б. Реальное и виртуальное в медиапространстве современности // Полікультуротворча діяльність-2009. Наукові повідомлення. Киев: ІМВ НАУ, 2009. С.21-24. – 0,4 п.л.

3.Никонова С.Б. От знаков к присутствию: новоевропейская парадигма и кризис постмодерна // Культурологічний альманах. Вип. 5. Киев: ІМВ НАУ 2009. С.55-64. – 0,4 п.л.

4.Никонова С.Б. До проблеми визначення естетики: трансформації суб´´єктивізму // Філософська думка. Киев. № 6, 2009. / Пер. з рос. В. Недашківського / Киев, Институт философии, 2009. С.39-48. – 0,5 п.л.

5.Никонова С.Б. Кино и смерть: Реальность мифического в фантастическом пространстве современного кинематографа // МІСТ: Мистецтво, історія, сучасність, теорія: Зб. наук. пр. з мистецтвознавства і культурології / Ін-т проблем сучасн. мист-ва Національної акад. мист-в України; Редкол.: В.Д.Сидоренко (голова), О.О.Роготченко (гол. ред.), А.О.Пучков (заст. голови) та ін. К.: ХІМДЖЕСТ, 2010. Вип. 7. С. 128-132. – 0,4 п.л.

6.Никонова С.Б. Поэзия и подражание в структуре новоевропейской субъективности // Славистика в Грузии. сборник научных статей. Тбилиси, 2010. С.123-128. – 0,5 п.л.

Публикации в российских изданиях:

1.Никонова С.Б. Эстетика и мистическое сознание // Studia Culturae. Выпуск 4. СПб, Изд. СПбГУ, 2002. – 0,5 п.л.;

2.Никонова С.Б., Прозерский В.В. Американская эстетика ХХ века. Контекстуализм, Новая критика, постструктурализм // Эстетика и культура ХХ века / Отв. ред.: Н.А.Хренов, А.С.Мигунов. М.: Искусство, 2003. – 1 п.л. / 0,5 п.л.;

3.Никонова С.Б. Кризис художественных форм в контексте современных глобализационных процессов // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.2. М., 2006 – 1 п.л.;

4.Никонова С.Б. Лингвистическая философия в культурной парадигме современности // Научно-технический Вестник СПбГУИТМО. Вып.36. Экономическое и гуманитарное образование в техническом вузе. СПб, 2007. – 0,5 п.л.;

5.Никонова С.Б. Эстетика и рациональность // Эстетика в XXI веке: вызов традиции? СПб., 2008. С.71-90. – 0,8 п.л.;

6.Никонова С.Б. Знаки и призраки. К эстетическому анализу феномена Санкт-Петербурга // Человек познающий, человек созидающий, человек верующий / ред. Ю.Н.Солонин. СПб, изд-во СПбГУ, 2009. (Вестник Санкт-Петербургского университета. Министерство образования и науки РФ. Спец.выпуск). С. 261-270. – 0,7 п.л.

7.Никонова С.Б. Эстетика в структуре новоевропейской мысли: границы понятия // Эстетика без искусства? Перспективы развития. (Сборник статей). СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.40-49. – 0,5 п.л.

8.Никонова С.Б., Сидоров А.М. Экзистенциальные основания советского неофициального искусства 70-80-х годов. Московский концептуализм и музыкальный поставангард на пути к постмодерну // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. М., Государственный институт искусствознания, 2010. С.426-443 – 1 п.л. /0,5 п.л.;

9.Никонова С.Б. Апофатическое медиапространство // Медиафилософия V. Способы анализа медиареальности / Под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2010. С.25-33. – 0,5 п.л.;

10.Никонова С.Б. Язык мифа и миф о языке. Демифологизации модерна и «новое мифологическое мышление» // Миф и художественное сознание ХХ века / отв.ред. Н.А.Хренов. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация». 2011. С.629-644. – 1 п.л.

11.Никонова С.Б., Сергеев В.И. Становление эстетического чувства. Специфика эстетического восприятия в культурах Востока // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.15-45. – 2 п.л. /1,5 п.л.

12.Никонова С.Б. Умопостигаемая красота античного мировосприятия // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.46-81. – 2 п.л.

13.Никонова С.Б. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.141-147 – 0,4 п.л.

14.Никонова С.Б. Артур Шопенгауэр: эстетика за пределами мира // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.343-363 – 1 п.л.

15.Никонова С.Б. Эстетические проблемы аналитической философии // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.718-740 – 1 п.л.

Тезисы докладов на международных и всероссийских конференциях

1.Никонова С.Б. Постмодерн и субъективистский проект: традиционность нетрадиционного // Образ современности: этические и эстетические аспекты. Материалы Всероссийской конференции. СПб, Изд-во СПбГУ, 2002 – 0,1 п.л.

2.Никонова С.Б. Воображение и реальность: спор двух позиций // Рациональность и вымысел. Тезисы научной конференции. СПб, Изд- во СПбГУ, 2003 – 0,1 п.л.

3.Никонова С.Б. Концептуализация искусства в открытом обществе // Философия и будущее цивилизации. Материалы IV Российского философского конгресса 24-28 мая 2005 г., М., Изд-во МГУ, 2005. Т.4 – 0,1 п.л.

4.Никонова С.Б. Восприятие, творчество и кризис современного искусства // Автор и зритель: эстетические проблемы восприятия и творчества. Материалы научной конференции 27-28 марта 2006 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2006. – 0,5 п.л.

5.Никонова С.Б., Сидоров А.М. Эстетика и философия культуры. Материалы конференции памяти М. С. Кагана 18 мая 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. – 1 п.л. / 0,5 п.л.

6.Никонова С.Б. К проблеме определения искусства // Зритель в искусстве. Материалы научной конференции. 26-27 марта 2007 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2007. – 0,4 п.л.;

7.Никонова С.Б. Конец модернистского бунта в искусстве: коммерция и террор // Горизонты культуры: от массовой до элитарной. Материалы IX ежегодной международной конференции, 16-17 ноября 2007 г.. СПб.: СПб. филос. общ., 2008. – 0,5 п.л.

8.Никонова С.Б. Город знаков и стихия воды // Санкт-Петербург как эстетический феномен. Материалы конференции 21 ноября 2008 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 0,6 п.л.;

9.Никонова С.Б. Реализация виртуального в аудиовизуальном пространстве новых медиа // Электронные средства массовой информации: проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 3 апреля 2009 года, СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – 0,2 п.л.

10.Никонова С.Б. Философская рефлексия как условие межкультурной коммуникации // Восток – Запад. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Материалы международной конференции 29 апреля 2009 года. СПб., СПбГУКИ, 2009. – 0,4 п.л.

11.Никонова С.Б. Два аспекта эстетического // Эстетика без искусства? Перспективы развития. Тезисы докладов международной конференции 24-25 апреля 2009 года. СПб.: СПб. филос. общ., 2009. – 0,1 п.л.

12.Никонова С.Б. Гуманитарное образование в условиях «культуры присутствия» // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы XIV международной научно-методической конференции 23 октября 2009 года. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – 0,05 п.л.

13.Никонова С.Б. Философская рефлексия как условие межкультурной коммуникации // Восток – Запад. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Материалы международной конференции 29 апреля 2009 года. СПб., СПбГУКИ, 2009. – 0,4 п.л.

14.Никонова С.Б. Модерн и постмодерн в культуре ХХ века // Материалы III Международной научно-теоретической конференции [Социально-политические и культурные проблемы современности], (Симферополь, 26 марта 2010). – Симферополь, 2010. – 0,3 п.л.

15.Никонова С.Б. Современные стратегии междисциплинарных исследований искусства: философия искусства Артура Данто // III Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2010. – 0,1 п.л.

16.Никонова С.Б. Искусство до, после и как философия. От Гегеля к Артуру Данто // Искусство после философии. Материалы всероссийской конференции 20-21 ноября 2009 года. СПб.: СПб. филос. общ., 2010. – 0,4 п.л.;

17.Никонова С.Б. Архаическая структура современного кинематографа // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 4 февраля 2011 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2011. – 0,1 п.л.

18.Никонова С.Б. Проблематичность эстетических определений искусства в современной художественной практике // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 3 февраля 2012 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2012. – 0,1 п.л.

19.Никонова С.Б. Хайдеггер, Шопенгауэр и современное искусство // Рабочие материалы конференции «Мартин Хайдеггер и философская традиция: повторение vs демонтаж», МГУ, 7-8 июня 2012 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2012. – 0,5 п.л.