- Возникновение эстетики в качестве автономной дисциплины находится в тесной связи с особенностями западноевропейского мировоззрения, нашедшего свое проявление в становлении проекта модерна как проекта Просвещения. В условиях другой культурной традиции оно было бы невозможным. Автономная эстетика является специфической принадлежностью культуры модерна. Определение границ и специфики эстетики находится во взаимозависимости с определением фундаментальных черт западноевропейского культурного типа.
- В становлении эстетики как автономной дисциплины и в формулировке особенностей эстетического суждения специфический характер европейского культурного типа проявляет себя в наиболее полной мере, что находит отражение в функционировании эстетической проблематики в рамках как современной, так и классической эстетической теории. Потому анализ становления и развития эстетики является одним из ключевых моментов для понимания специфики западноевропейской культуры в целом.
- Описание эволюции культуры модерна с точки зрения нарастания в ней эстетизационных процессов и постепенного выхода их на первый план во всех сферах культурной жизни позволяет наилучшим образом объяснить основные тенденции, а также кризисные и трансформационные явления современности. Поверхностная эстетизация, характерная для современной массовой культуры, может быть описана как проявление глубинного процесса эстетизации сознания.
- Эстетическая проблематика, несмотря на ее автономизацию в философских системах классиков эстетической мысли, начиная с И.Канта, не является в них чем-то маргинальным и независимым от иных фундаментальных проблем (онтологии, теории познания, моральной философии, философии науки), но может рассматриваться как ключевая для интерпретации данных систем в целом. Критика метафизики, основополагающая для кантовской системы, и констатация непознаваемости «вещи в себе» могут быть названы основой последующей эстетизации представления о реальности. В «Критике способности суждения» отказ от метафизики в пользу субъективизма суждения выступает в наиболее явном виде, определяя, с одной стороны, основания эстетического суждения, с другой стороны - основания эмпирического научного познания. При этом кантовская система дает двоякую трактовку критики метафизики: с одной стороны, она направлена на ограничение притязаний субъекта, а с другой - на утверждение его абсолютной творческой свободы в отношении феноменального мира. Вторая сторона оппозиции развивается в романтическую эстетическую идеологию субъекта-творца, а также мира, понятого как произведение искусства. Однако ему противостоит первая сторона оппозиции, как тотальная критика, непрерывно разрушающая эстетическую идеологию с точки зрения ее формального анализа и определения ее структурных ограничений. Эту сторону можно назвать эстетической теорией. Две эти стороны проявляют себя в антитетической философии Ф.Ницше, открывая путь к принципиальной раздвоенности мышления XX в.
- Поворот в сторону лингвистической проблематики, произошедший в XX в. может быть рассмотрен как один из важнейших этапов процесса эстетизации. Новое понимание языка, характерное для структурно-аналитических направлений, отражает особый взгляд на язык и его функционирование в человеческом обществе. Язык понимается как посредник, делающий возможной коммуникацию между людьми, а также между человеком и миром, но одновременно как структура, имеющая собственные формальные законы функционирования и являющаяся препятствием на пути непосредственной коммуникации. Понимание языка раздваивается между необходимостью видеть в нем референциальный потенциал и формальную структуру. Это раздвоение отражает раздвоенность эстетического восприятия между формой выражения и выражаемым переживанием. Интерпретация языковых сообщений приобретает характер опосредованного произвольного акта, что ведет к предположению возможности бесконечного количества интерпретаций любого сообщения и к распаду системы значений. Выход формального момента языка на первый план ведет не только к появлению формалистических направлений в лингвистике, литературо- и искусствоведении, но также к возникновению проблемы медиасферы и к становлению медиафилософии.
- Принцип деконструкции, сформулированный в постструктуралистской мысли середины XX в. рассматривается как итог эволюции европейской критической традиции и как проявление внутреннего напряжения внутри европейского мышления, раздвоенного между эстетической идеологией и эстетической теорией. В первой из них утопия свободного творчества и непосредственности, эмансипированной от диктата «вещи в себе», приобретает в XX в. опасные формы практического осуществления тоталитарных утопий, которые могут быть истолкованы как эстетические утопии построения нового мира в имманентном плане. Деконструктивный акт выступает в первую очередь как критика тоталитаризма. Он подтачивает возможность тоталитарной утопии, указывая на ограничение ее посредством отсылки к отсутствующей «вещи в себе». В связи с этим для деконструктивистского дискурса оказывается актуальной негативная риторика разрыва, нехватки, ускользания, сбоя, поломки и т.п. В предельном развитии теория деконструкции приходит к обращению к апофатической терминологии.
- Апофатический дискурс можно проследить как характерную черту новоевропейской критической мысли, выявляющуюся с особой ясностью в деконструктивистском проекте второй половины XX в. Если средневековая апофатика проистекает от невозможности вместить в высказывание языка и в ограниченное человеческое познание всю полноту присутствия божественной реальности, то для новой апофатики божественная реальность оказывается невыразимой и непознаваемой в силу ее отсутствия, которое всегда постигается как некий нередуцируемый остаток, предел мышления, или бесконечно отсроченное значение, ускользающее за пределы текста.
- Определение эстетики возможно как относительно ее предмета в целом, так и относительно специфики суждения об этом предмете. Различается два расходящихся подхода к определению того, что стало предметом классической эстетики (чувственно воспринимаемой формы, красоты, искусства и т.д.): метафизический, при котором эстетические свойства представляются принадлежностью самого бытия и их высшим проявлением, и собственно эстетический, при котором эстетические свойства представляются результатом оценочной деятельности субъекта. Второй подход характерен для нового времени и именно он ведет к формированию эстетики как автономной дисциплины. Автономия эстетики выступает, в первую очередь, как автономия ее предмета от метафизики.
- Разделение эстетического суждения на суждение о прекрасном и суждение о возвышенном можно рассматривать как проявление автономизации эстетики от метафизики, а также как результат критики метафизики в целом. Если прекрасная форма теряет свой метафизический статус и связь с онтологическими характеристиками предметов, то в суждении о возвышенном выстраивается мост к метафизическому миру, понятому как мир субъективной свободы действия. Метафизическое эстетизируется в возвышенном, приобретая субъективный характер и также утрачивая связь с онтологическими характеристиками. Т. о. эстетика возвышенного представляет собой прямой путь к пониманию метафизической реальности с точки зрения ее отсутствия и к становлению новой апофатики. В то же самое время эстетика прекрасного противопоставляет метафизической реальности полностью свободный от нее симулятивный мир знаков, не отсылающих ни к какому значению, и образов, не отсылающих к изображаемому. Расслоение на прекрасное и возвышенное может быть охарактеризовано как проявление общей напряженности и раздвоенности, присущей мышлению модерна.
- Определение специфики европейского искусства, приобретающего к XVIII в. черты автономной светской практики, возможно дать через анализ его соответствия формированию эстетики как самостоятельной философской дисциплины. В качестве специфической черты европейской художественной практики можно отметить ее двоякую направленность: с одной стороны, это предельное внимание к формальной стороне искусства, к созданию изящных форм, радующих восприятие, что выражается в стремлении к созданию искусства для искусства; с другой стороны, это стремление к выражению глубины субъективного переживания. Формальные правила искусства, начиная с эпохи Возрождения, направлены на выражение субъективного восприятия, или восприятия с т. з. субъекта с постоянно возрастающей точностью. К XVIII в. этот процесс достигает кульминационного равновесия между выражающей структурой и выражаемым смыслом, и именно в этот момент формируется эстетика, соотносящая в себе формальную и содержательную стороны эстетического объекта как некое формально-содержательное единство. В дальнейшем достигнутое неустойчивое равновесие нарушается, что ведет к развитию кризисных процессов в сфере искусства, к возникновению тезиса о конце искусства. При этом субъективное выражение в искусстве начинает превалировать над формальными приемами, форма признается недостаточной для выражения глубины внутреннего содержания.
- Кризисный характер и внутренняя напряженность описываются как фундаментальная черта культуры модерна, особо отчетливо проявляющая себя в XX в., где они переходят в принцип трансформации, руководящий теоретическим осмыслением современных культурных явлений. Культурная ситуация современности описывается теоретической мыслью XX в. как принципиально нестабильная и претерпевающая серьезные внутренние преобразования. Теории современной культуры можно классифицировать по их отношению к ходу трансформационного процесса и к оценке его итогов. Т. о. можно выделить теории, предполагающие продолжение развития культуры модерна, или же радикальное парадигмальное преобразование, ведущее к становлению нового типа мышления.
- При этом оказывается, что все варианты теоретического осмысления связывают трансформационный процесс с процессом эстетизации, акцентируя различные его черты: с одной стороны, медиализацию и де-реализацию, как те стороны эстетического восприятия, которые определяют собой утрату непосредственности отношения к реальности, отстраненность эстетического суждения, его встроенную симулятивность; с другой стороны, на первый план выходят интенсивность эстетического переживания, повышенная аффективность восприятия и связь эстетического восприятия с вниманием к телесности, которая составляет основу чувственного восприятия. Причем именно акцентирование второй группы категорий связано с представлением о радикальном парадигмальном преобразовании способа мышления. Т. о. мы вновь сталкиваемся с характерным для эстетики расхождением между формой выражения и субъективным переживанием. При этом, хотя именно субъективное переживание в классической эстетике и соответствующем ей искусстве требует возникновения определенных формальных приемов, предназначенных для его выражения, дальнейшее усиление внимания к нему ведет к кризису и распаду формы. Те же причины, которые привели к возникновению эстетики как автономной дисциплины, имеющей своим предметом спонтанно возникающее чувство удовольствия от формы воспринимаемого объекта, в дальнейшем ведут к распаду эстетики как такой дисциплины.
- Кризис эстетики, поскольку она была охарактеризована как проявление специфики культуры модерна, свидетельствует также о кризисе оснований самой этой культуры. Однако парадигмальный сдвиг, происходящий в современном мировосприятии, с точки зрения настоящего исследования, может быть определен как итог продолжения и усиления процесса эстетизации, а не его прекращения или преодоления. Продолжающийся процесс эстетизации устраняет формальную определенность, сохраняя при этом увеличение интенсивности потока переживаний. Имеющее место преобразование связано с кризисом субъективности и выявляет связь между новоевропейским представлением о субъекте и способами его формального выражения. Формирование новой формы мышления связано с процессом экстернализации субъективности, представляющей собой возврат к архаическим формам восприятия, к мифической форме мышления. Однако поскольку новое мифологическое мышление возникает на основе эстетизации, то доминирующим способом его функционирования оказывается сфера воображаемого, виртуального медиапространства.
- Если наиболее полное художественное выражение западноевропейской парадигмы мышления и модернистского принципа субъективности можно найти в формировании европейской музыкальной традиции и тонально-гармонической системы, приходящей к распаду в XX в., то соответствие новому типу мышления предлагается искать в сфере кинематографа как вида искусства, направленного не столько на выражение и представление некой реальности, сколько на создание новой виртуальной реальности, и в этом смысле находящегося за пределами классических определений искусства.
Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление. М.: Согласие, 2012. 416 с. – 13 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Никонова С.Б. Механизмы случайности (к анализу понятия свободы в постструктурализме) // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». Вып.1. Серия: «Гуманитарные и социально-экономические науки». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. С.23-26. – 0,5 п.л.
2. Никонова С.Б. Трагический герой модерна и кризис постмодернистского искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Вып. 1. (№ 6) Март 2003. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С.34-43. – 0,8 п.л.
3. Никонова С.Б. Рационализм эстетики и проблема современного искусства // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. Серия: «Философия». № 2 (11). СПб., 2008. С.100-107. – 0,4 п.л.
4. Никонова С.Б. Искусство в состоянии перманентного завершения // Обсерватория культуры. М., 2008. №4. С.28-31. – 0,6 п.л.
5. Никонова С.Б. Эстетика Канта и философия языка ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.2. Июнь 2009. СПб., 2009. С.376-383. – 0,5 п.л.
6. Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новая апофатика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.3. Сентябрь 2009. СПб: Изд-во СПбГУ, 2009. С.128-132. – 0,5 п.л.
7. Никонова С.Б. Глобализация – образование – искусство: к проблеме сохранения гуманитарных знаний в контексте универсализации культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.1. Март 2010. СПб: Изд-во СПбГУ, 2010. С.3-8. – 0,5 п.л.
8. Никонова С.Б. Современная культура: от модернистской демифологизации к новому мифологическому мышлению // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. № 5. М., 2010. С.4-9. – 0,5 п.л.
9. Никонова С.Б. Нарратив: описание истории или самосознание историка? // Человек. № 2 / 2011 (март-апрель). М.: Наука, 2011. С.166-173. – 0,6 п.л.
10. Артеменко Н.А., Никонова С.Б. Кантоведческие семинары философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета // Кантовский сборник. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2011. Выпуск №4 (38). С.116-118. – 0,2 п.л. / 0,1 п.л.
11. Никонова С.Б. Логические основания толерантности // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2012, №1. Т.2. Серия: «Философия», СПб., 2012. С.137-144. – 0,5 п.л.
12. Никонова С.Б. К проблеме кризиса и трансформации в современной культуре: варианты теоретического осмысления // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. № 5. М., 2012. С.22-27. – 0,5 п.л.
13. Никонова С.Б. Философия Канта и основания процесса эстетизации в современной культуре // Кантовский сборник. №1, 2012. Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2012. С.45-54. – 0,7 п.л.
14. Никонова С.Б. Парадигматический параллелизм естественнонаучного и эстетического подходов к осмыслению природы в Новое время // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2012, №2. Т.2. Философия, СПб., 2012. С.77-85. – 0,5 п.л.
15. Никонова С.Б. Границы эстетики в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: «Искусствоведение. Филологические науки». № 2, 2012. СПб., 2012. С. 16-19. – 0,5 п.л.
Публикации в иностранных изданиях:
1.Никонова С.Б. Кризисные процессы в современной художественной практике: творческое бесплодие или бесплодие творчества? // Культурологічний альманах. Збiрник. наукових праць. Вип. 3. Киев: ІМВ НАУ, 2009. С.100-107. – 0,4 п.л.
2.Никонова С.Б. Реальное и виртуальное в медиапространстве современности // Полікультуротворча діяльність-2009. Наукові повідомлення. Киев: ІМВ НАУ, 2009. С.21-24. – 0,4 п.л.
3.Никонова С.Б. От знаков к присутствию: новоевропейская парадигма и кризис постмодерна // Культурологічний альманах. Вип. 5. Киев: ІМВ НАУ 2009. С.55-64. – 0,4 п.л.
4.Никонова С.Б. До проблеми визначення естетики: трансформації суб´´єктивізму // Філософська думка. Киев. № 6, 2009. / Пер. з рос. В. Недашківського / Киев, Институт философии, 2009. С.39-48. – 0,5 п.л.
5.Никонова С.Б. Кино и смерть: Реальность мифического в фантастическом пространстве современного кинематографа // МІСТ: Мистецтво, історія, сучасність, теорія: Зб. наук. пр. з мистецтвознавства і культурології / Ін-т проблем сучасн. мист-ва Національної акад. мист-в України; Редкол.: В.Д.Сидоренко (голова), О.О.Роготченко (гол. ред.), А.О.Пучков (заст. голови) та ін. К.: ХІМДЖЕСТ, 2010. Вип. 7. С. 128-132. – 0,4 п.л.
6.Никонова С.Б. Поэзия и подражание в структуре новоевропейской субъективности // Славистика в Грузии. сборник научных статей. Тбилиси, 2010. С.123-128. – 0,5 п.л.
Публикации в российских изданиях:
1.Никонова С.Б. Эстетика и мистическое сознание // Studia Culturae. Выпуск 4. СПб, Изд. СПбГУ, 2002. – 0,5 п.л.;
2.Никонова С.Б., Прозерский В.В. Американская эстетика ХХ века. Контекстуализм, Новая критика, постструктурализм // Эстетика и культура ХХ века / Отв. ред.: Н.А.Хренов, А.С.Мигунов. М.: Искусство, 2003. – 1 п.л. / 0,5 п.л.;
3.Никонова С.Б. Кризис художественных форм в контексте современных глобализационных процессов // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.2. М., 2006 – 1 п.л.;
4.Никонова С.Б. Лингвистическая философия в культурной парадигме современности // Научно-технический Вестник СПбГУИТМО. Вып.36. Экономическое и гуманитарное образование в техническом вузе. СПб, 2007. – 0,5 п.л.;
5.Никонова С.Б. Эстетика и рациональность // Эстетика в XXI веке: вызов традиции? СПб., 2008. С.71-90. – 0,8 п.л.;
6.Никонова С.Б. Знаки и призраки. К эстетическому анализу феномена Санкт-Петербурга // Человек познающий, человек созидающий, человек верующий / ред. Ю.Н.Солонин. СПб, изд-во СПбГУ, 2009. (Вестник Санкт-Петербургского университета. Министерство образования и науки РФ. Спец.выпуск). С. 261-270. – 0,7 п.л.
7.Никонова С.Б. Эстетика в структуре новоевропейской мысли: границы понятия // Эстетика без искусства? Перспективы развития. (Сборник статей). СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С.40-49. – 0,5 п.л.
8.Никонова С.Б., Сидоров А.М. Экзистенциальные основания советского неофициального искусства 70-80-х годов. Московский концептуализм и музыкальный поставангард на пути к постмодерну // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. М., Государственный институт искусствознания, 2010. С.426-443 – 1 п.л. /0,5 п.л.;
9.Никонова С.Б. Апофатическое медиапространство // Медиафилософия V. Способы анализа медиареальности / Под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2010. С.25-33. – 0,5 п.л.;
10.Никонова С.Б. Язык мифа и миф о языке. Демифологизации модерна и «новое мифологическое мышление» // Миф и художественное сознание ХХ века / отв.ред. Н.А.Хренов. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация». 2011. С.629-644. – 1 п.л.
11.Никонова С.Б., Сергеев В.И. Становление эстетического чувства. Специфика эстетического восприятия в культурах Востока // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.15-45. – 2 п.л. /1,5 п.л.
12.Никонова С.Б. Умопостигаемая красота античного мировосприятия // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.46-81. – 2 п.л.
13.Никонова С.Б. Музыкальная эстетика эпохи Возрождения // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.141-147 – 0,4 п.л.
14.Никонова С.Б. Артур Шопенгауэр: эстетика за пределами мира // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.343-363 – 1 п.л.
15.Никонова С.Б. Эстетические проблемы аналитической философии // История эстетики. Учебное пособие / Отв. ред. В.В.Прозерский, Н.В.Голик. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.718-740 – 1 п.л.
Тезисы докладов на международных и всероссийских конференциях
1.Никонова С.Б. Постмодерн и субъективистский проект: традиционность нетрадиционного // Образ современности: этические и эстетические аспекты. Материалы Всероссийской конференции. СПб, Изд-во СПбГУ, 2002 – 0,1 п.л.
2.Никонова С.Б. Воображение и реальность: спор двух позиций // Рациональность и вымысел. Тезисы научной конференции. СПб, Изд- во СПбГУ, 2003 – 0,1 п.л.
3.Никонова С.Б. Концептуализация искусства в открытом обществе // Философия и будущее цивилизации. Материалы IV Российского философского конгресса 24-28 мая 2005 г., М., Изд-во МГУ, 2005. Т.4 – 0,1 п.л.
4.Никонова С.Б. Восприятие, творчество и кризис современного искусства // Автор и зритель: эстетические проблемы восприятия и творчества. Материалы научной конференции 27-28 марта 2006 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2006. – 0,5 п.л.
5.Никонова С.Б., Сидоров А.М. Эстетика и философия культуры. Материалы конференции памяти М. С. Кагана 18 мая 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. – 1 п.л. / 0,5 п.л.
6.Никонова С.Б. К проблеме определения искусства // Зритель в искусстве. Материалы научной конференции. 26-27 марта 2007 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2007. – 0,4 п.л.;
7.Никонова С.Б. Конец модернистского бунта в искусстве: коммерция и террор // Горизонты культуры: от массовой до элитарной. Материалы IX ежегодной международной конференции, 16-17 ноября 2007 г.. СПб.: СПб. филос. общ., 2008. – 0,5 п.л.
8.Никонова С.Б. Город знаков и стихия воды // Санкт-Петербург как эстетический феномен. Материалы конференции 21 ноября 2008 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – 0,6 п.л.;
9.Никонова С.Б. Реализация виртуального в аудиовизуальном пространстве новых медиа // Электронные средства массовой информации: проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 3 апреля 2009 года, СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – 0,2 п.л.
10.Никонова С.Б. Философская рефлексия как условие межкультурной коммуникации // Восток – Запад. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Материалы международной конференции 29 апреля 2009 года. СПб., СПбГУКИ, 2009. – 0,4 п.л.
11.Никонова С.Б. Два аспекта эстетического // Эстетика без искусства? Перспективы развития. Тезисы докладов международной конференции 24-25 апреля 2009 года. СПб.: СПб. филос. общ., 2009. – 0,1 п.л.
12.Никонова С.Б. Гуманитарное образование в условиях «культуры присутствия» // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы XIV международной научно-методической конференции 23 октября 2009 года. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – 0,05 п.л.
13.Никонова С.Б. Философская рефлексия как условие межкультурной коммуникации // Восток – Запад. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Материалы международной конференции 29 апреля 2009 года. СПб., СПбГУКИ, 2009. – 0,4 п.л.
14.Никонова С.Б. Модерн и постмодерн в культуре ХХ века // Материалы III Международной научно-теоретической конференции [Социально-политические и культурные проблемы современности], (Симферополь, 26 марта 2010). – Симферополь, 2010. – 0,3 п.л.
15.Никонова С.Б. Современные стратегии междисциплинарных исследований искусства: философия искусства Артура Данто // III Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2010. – 0,1 п.л.
16.Никонова С.Б. Искусство до, после и как философия. От Гегеля к Артуру Данто // Искусство после философии. Материалы всероссийской конференции 20-21 ноября 2009 года. СПб.: СПб. филос. общ., 2010. – 0,4 п.л.;
17.Никонова С.Б. Архаическая структура современного кинематографа // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 4 февраля 2011 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2011. – 0,1 п.л.
18.Никонова С.Б. Проблематичность эстетических определений искусства в современной художественной практике // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 3 февраля 2012 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2012. – 0,1 п.л.
19.Никонова С.Б. Хайдеггер, Шопенгауэр и современное искусство // Рабочие материалы конференции «Мартин Хайдеггер и философская традиция: повторение vs демонтаж», МГУ, 7-8 июня 2012 г. СПб.: СПб. филос. общ., 2012. – 0,5 п.л.