- существенное изменение представлений о международной интеграции: от полного доминирования взглядов торгово-либерального характера к преобладанию теорий управляемой интеграции на региональном уровне, что придало самому процессу интеграции более четкий и последовательный характер;
- уточнение значения сочетания экономической интеграции с геополитической и социокультурной, как важного условия повышения устойчивости и конкурентоспособности регионального объединения;
- раскрытие проявляющейся в последние десятилетия тенденции к региональной сегментации мировой экономики под влиянием глобализации, что является отражением двух основных направлений международной интеграции: с одной стороны, к постепенному продвижению в направлении глобализации, а с другой стороны, к развитию своеобразных форм защиты от глобального натиска транснациональных корпораций и ведущих стран мира.
2. На основе анализа и обобщения теоретических исследований и практики международной региональной интеграции в работе сформулированы важные для формирования методологии и методики выводы относительно специфики международной интеграции на постсоветском пространстве, и в частности ЕврАзЭС.
Первое существенное отличие заключается в том, что эта интеграция носит ярко выраженный ассиметричный характер из-за преобладания в ней одного из участников - России, что не является типичным для большинства интеграционных объединений мира и требует учета при выстраивании как самой модели интеграции, так и выбора форм и методов ее осуществления, особенно при формировании институциональной и правовой базы Сообщества.
Другой важной специфической чертой является фактически реинтеграционный характер объединения стран на этом пространстве, что является уникальной ситуацией в новейшей мировой истории и создает предпосылки и условия для решения многих проблем интеграции комплексно и в более короткие по историческим меркам сроки.
Отмеченная специфика была учтена при формировании структуры органов ЕврАзЭС и Таможенного союза и механизмов их функционирования. В связи с этим в работе:
- обоснована новая модель институтов регулирования экономики в интеграционных структурах, эффективно сочетающая межгосударственное целеполагание, наднациональные формы принятия решений и межправительственные процедуры их подготовки;
- обоснована осуществляемая в настоящее время методология одновременного формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства с присоединением государств-членов к другим многосторонним торговым системам, включая зоны свободной торговли и ВТО;
- теоретически проработана, реализуемая в процессе интеграции, методология последовательно-параллельного создания регионального экономического объединения, при которой прохождение каждого очередного этапа интеграции совмещается с разработкой и принятием нормативно-правового обеспечения последующего и институционализацией предыдущего;
- доказана целесообразность использования переходных временных институтов региональной экономической интеграции для обеспечения ее последовательного углубления и адаптации национального законодательства, включая временные изъятия из наднациональных норм экономического регулирования, временные межправительственные и наднациональные институты;
- обосновано дальнейшее использование механизма разноскоростной региональной экономической интеграции, позволяющего каждому государству-участнику по согласованию с партнерами формировать свою индивидуальную «дорожную карту» участия в интеграционном процессе.
3. Анализ опыта интеграционного развития в мире и на постсоветском пространстве позволил обосновать механизм реализации двух главных направлений развития ЕврАзЭС, нашедших отражение в базовых документах, отражающих решения глав государств-членов Сообщества.
Первое направление - содействие продвижению государств ЕврАзЭС к образованию Таможенного союза, создание которого, в свою очередь, открывает путь для формирования Единого экономического пространства, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг и капитала и трудовых ресурсов, а также информационных ресурсов и создает условия для эффективной координации макроэкономической политики стран-участниц.
Второе направление - координация подходов государств ЕврАзЭС при их интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
4. В работе обосновываются правовые и институционально-организационные основы функционирования ЕврАзЭС, конструкция которого логически следует из внутренней институциональной структуры стран-участниц и проецируется на поле их межгосударственного взаимодействия, что обеспечивает логичное продолжение национальной институциональной организации в сферу их взаимного сотрудничества.
5. В работе научно обоснована концептуальная конструкция Таможенного союза, как продолжение институциональной структуры ЕврАзЭС с передачей полномочий наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза (преобразованной в Евразийскую экономическую комиссию), полномочий таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, мер ветеринарного и фитосанитарного контроля, технического регулирования и проведения гармонизации торговой политики.
6. В работе обоснована необходимость геостратегического подхода к реализации императива, сформулированного лидерами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь: перехода от создания ЕЭП к более высокой интеграционной форме сотрудничества - Евразийскому экономическому союзу.
7. В проведенном исследовании дается фундаментальное обоснование завершающего этапа формирования евразийского интеграционного объединения - закономерного развития ЕврАзЭС в геополитический мегапроект - Евразийский союз. Последний рассматривается в работе как результат геополитического, социокультурного и экономического объединения входящих в него стран, который открыт для стран СНГ и других сопредельных государств. Сегодня регионы, составляющие это ядро Евразийского пространства, неразрывно соединены политическими, культурными, экономическими и социальными связями. Данное обстоятельство является материальной и геополитической основой Евразийского проекта. С экономической точки зрения наиболее важным является то обстоятельство, что объективный социально-экономический потенциал реинтеграции «постсоветского пространства» в современных условиях более чем востребован. Согласно экспертным оценкам, общая емкость внутреннего рынка ЕАС сравнительно с национальными рынками стран-участниц увеличится почти на 0,5 триллиона долларов, причем более 2/3 этой суммы составляет реальный сектор экономики.
1.Мансуров, Т.А. Республика Казахстан: приоритет идеям интеграции / Т.А. Мансуров // Россия и современный мир. 1995. № 2.
2.Мансуров, Т.А. Казахстан и Россия: стратегическое партнерство, ориентированное в XXI столетие / Т.А. Мансуров // Экономика и управление. Санкт-Петербург. 2000. № 1.
3.Мансуров, Т.А. ЕврАзЭС – новое экономическое сообщество / Т.А. Мансуров // Международное право – International Law. 2001. 03.
4.Мансуров, Т.А. Таможенный союз – решающий этап евразийской интеграции / Т.А. Мансуров // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 7. С. 37-43.
5.Мансуров, Т.А. Создание единого экономического пространства – мощный интеграционный прорыв ЕврАзЭС / Т.А. Мансуров // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 9. С. 11-18.
6.Мансуров, Т.А. Евразийское экономическое сообщество развивает свою судебную систему / Т.А. Мансуров // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 10. С. 30-33.
7.Мансуров, Т.А. ЕврАзЭС – наиболее успешная форма экономической интеграции на постсоветском пространстве / Т.А. Мансуров // Экономика и управление. Санкт-Петербург. 2012. № 1(75). С.4-8.
8.Мансуров, Т.А. На пути к Евразийскому экономическому союзу / Т.А. Мансуров // Россия и современный мир. 2012. № 1.
9.Мансуров, Т.А. Социально-гуманитарное сотрудничество в контексте евразийской интеграции / Т.А. Мансуров // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 2. С. 71-77.
10.Мансуров, Т.А. Этапы евразийской интеграции / Т.А. Мансуров // Родина. 2012. № 3. С.41-43.
11. Мансуров, Т.А. Евразийская интеграция: опыт, проблемы и тенденции развития / Т.А. Мансуров // Экономические стратегии. 2012. № 3.
Научные статьи, опубликованные в других информационных и рецензируемых изданиях
12.Мансуров, Т.А. Проект Евразийского союза государств: контуры будущего / Т.А. Мансуров // Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996.
13.Мансуров, Т.А. Проект ЕАС живет в мире / Т.А. Мансуров // Евразийский союз: идеи, практика, перспективы: Материалы научно-практической конференции «Евразийское пространство: интеграционный потенциал». М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
14.Мансуров, Т.А. Приоритеты в казахстанско-российских отношениях на рубеже столетия / Т.А. Мансуров // Отечественная история. 1999. 11-12.
15.Мансуров, Т.А. Казахстанско-российские отношения в контексте возрождения евразийской цивилизации / Т.А. Мансуров // Будущее России, СНГ и евразийской цивилизации. М.: РАГС, 2001. С. 238-244.
16.Мансуров, Т.А. Интеграционный вектор евразийской политики / Т.А. Мансуров // Политический класс. 2008. № 8 (44). С. 22-29.
17.Мансуров, Т.А. Создание Таможенного союза – важнее задачи нет! / Т.А. Мансуров // Независимый обозреватель стран Содружества. 2008. № 6. С. 4-8.
18.Мансуров, Т.А. Развитие евразийской интеграции / Т.А. Мансуров // Наука. Культура. Общество. 2011. № 4.
19.Мансуров, Т.А. От ЕврАзЭС – к Евразийскому Союзу / Т.А. Мансуров // Российская Федерация. 2011. № 23-24. С.22-25.
20.Мансуров, Т.А. Развитие евразийской интеграции: ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство / Т.А. Мансуров // Проблемы управления – Праблемы кіравання. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. № 2(43). С.13-17.
21.Мансуров, Т.А. Сотрудничество Казахстана в рамках ЕврАзЭС / Т.А. Мансуров // Вестник дипломатии – Дипломатия жаршысы. Астана: Министерство иностранных дел Республики Казахстан, 2012. № 2(35). С.189-190.
22.Мансуров, Т.А. Интеграция во благо народов / Т.А. Мансуров // Таможня. Информационно-аналитическое обозрение. 2012. № 3 (290). С. 4-6.
Монографии
1. Мансуров, Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства / Т.А. Мансуров. – М.: Русский раритет, 1997 (23 п.л.),
2. Mansurov, T.A. Kazakhstan and Russia: sovereignization, integration, experience in strategic partnership. – М.: Russkiy raritet, 1998, (23 п.л.),
3. Мансуров, Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен: 1991-2001 / Т.А. Мансуров. – М.: Реал Пресс, 2001 (44,5 п.л.),
4. Глазьев С.Ю., Т.А. Мансуров и др. Регулирование внешней торговли Таможенного союза ЕврАзЭС / под общей ред. С.Ю. Глазьева и Т.А. Мансурова. – М.: Митель Пресс, 2011 (26 п.л.),
5. Мансуров, Т.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь / Т.А. Мансуров. – М.: Реал Пресс, 2011 (20 п.л.),
6. Мансуров, Т.А. ЕврАзЭС – от экономического сотрудничества к Единому экономическому пространству / Т.А. Мансуров. – М.: Русский раритет, 2011 (19,5 п.л.).