Выявленные особенности функционирования профессиональной подготовки сотрудников силовых органов в России и развитых зарубежных странах, отражающие влияние многочисленных факторов национально-государственного, социально-политического, историко-географического, экономического и культурного характера, а также общие тенденции её развития: демократизация, гуманизация, интеллектуализация процесса профессиональной подготовки; стремление к соответствию стандартам общегражданского и общеуниверситетского образования; формирование творческого мышления и развитие личностных способностей специалистов силовых ведомств; повышение удельного веса информационно-технологического обеспечения профессиональной подготовки и технологий дистанционного, открытого и непрерывного образования; интеграция и кооперация дидактических систем профессиональной подготовки.
2. Разработанная с позиций проблемно-деятельностного подхода концепция развития системы высшего профессионального образования офицеров в вузах силовых ведомств (далее- Концепция), представляющая собой совокупность современных взглядов, идей, инновационных целевых установок и задач профессиональной подготовки слушателей и курсантов, обосновывающих качественные изменения в сущности, содержании и структуре непрерывно развивающейся дидактической системы профессиональной подготовки офицеров.
Сформулированная сущность профессиональной подготовки офицеров силовых ведомств, как функциональной дидактической системы, в рамках которой осуществляется целенаправленный инновационный педагогический процесс овладения слушателями и курсантами комплексом профессиональных компетенций, лежащих в основе потенциала самоорганизующегося развития офицеров силовых ведомств, условия их эффективности в непрерывно и качественно меняющейся профессиональной среде; компоненты функциональной дидактической системы, представленные и обоснованные в исследовании: подсистема-процесс целеполагания, подсистема-процесс превращения педагогической цели в педагогический результат, подсистема-процесс подготовки преподавательского состава и управленцев, подсистема-процесс инновирования профессиональной подготовки, подсистема-процесс мониторинга и управления качеством профессиональной подготовки; раскрытое содержание дидактической системы профессиональной подготовки, включающее в себя учебную, методическую и научную работу; систематизированная структура дидактической системы профессиональной подготовки, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм их реализации, управления, видов контроля, анализа и корректирования результатов профессиональной подготовки.
3. Выявленные и обоснованные качественные уровни дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, соответствующие сложившейся иерархии этих вузов в каждом конкретном ведомстве: адаптивный, трансформный и синергийный. На адаптивном уровне (в ведомственном институте, училище) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации модели профессиональной деятельности. На трансформном уровне (в ведомственной академии, университете) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации модели развития профессиональной деятельности. На синергийном уровне, (в Академии Генерального штаба МО РФ, на высших академических курсах в вузах силовых ведомств) - осуществляется овладение обучающимися опытом проектирования и реализации инновационной модели управления профессиональной деятельностью.
4. Разработанная и проверенная опытно-экспериментальным путем педагогическая программа (далее - Программа) реализации основных направлений развития дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств и состоящая из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий развития дидактической системы профессиональной подготовки.
Экспериментально апробированные критерии оценки эффективности развития профессиональной подготовки курсантов вузов силовых ведомств: учебно-методического обеспечение; кадровое обеспечение; научное обеспечение; воспитательное обеспечение; текущие и итоговые результаты профессиональной подготовленности; профессиональная деятельность выпускников вузов и их показатели.
5. Выявленные и обоснованные в ходе опытно-экспериментальной работы ключевые педагогические направления развития дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, основными из которых являются:
- инновирование управления качеством дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, что предполагает реализацию следующих путей: понимание профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомствах как дидактической системы, состоящей из трёх несводимых друг к другу, взаимодополняющих качественных уровней, лежащих в основе исторически сложившейся иерархии вузов в каждом конкретном силовом ведомстве; понимание качества дидактической системы профессиональной подготовки, как синергийного эффекта взаимодействия составляющих её компонентов; обоснование и проектирование дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств в виде функциональной саморазвивающейся системы;
- совершенствование организационного, научного и технологического обеспечения дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, путями реализации которого являются: системная организация кафедр, как генераторов научных и технологических идей; дополнение дискретных результатов профессиональной подготовки, проектируемых на этапе целеполагания (знания, умения, навыки, качества), интегративными, синтетическими результатами (компетентность, способность к самоорганизации развития и др.); формулирование задач профессиональной подготовки офицеров в силовых ведомствах, которые присущи конкретному качественному уровню дидактической системы; выбор педагогических технологий соответствующих качественным уровням дидактической системы профессиональной подготовки; дифференциация качественных уровней подготовки и повышения квалификации преподавательского состава и управленцев вузов силовых ведомств в соответствии с качественными уровнями дидактической системы профессиональной подготовки офицеров; дополнение модели мониторинга качества дидактической системы профессиональной подготовки существующими и выявленными в исследовании качественно-содержательными характеристиками процесса и результатов профессиональной подготовки офицеров;
- внедрение проблемно-деятельностного подхода в профессиональную подготовку офицеров в вузах силовых ведомств, как основного педагогического направления изменения качественных параметров существующей дидактической системы профессиональной подготовки офицеров, актуализирующего латентные, фундаментальные ресурсы профессиональной подготовки, лежащие в основе её непрерывного развития и адекватные императивам непрерывного развития профессиональной деятельности офицеров силовых ведомств. Путями реализации этого направления являются: создание рефлексивной, саморазвивающейся среды поисково-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов; проектирование и внедрение организационных форм и технологий непрерывного саморазвития преподавательского и управленческого состава вузов силовых ведомств, как субъектов педагогических инноваций;
- концептуализация модели мониторинга качества дидактической системы профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств, реализуемого путем приращения существующей эмпирической модели мониторинга, основывающейся преимущественно на количественных параметрах оценки качества дидактической системы профессиональной подготовки офицеров, системой критериев качества концептуального уровня.
Клопов, А.В. Содержание системы гражданско-правовых вопросов в профессиональном образовании : монография / А.В. Клопов, Ю.И. Рыбалко. Тольятти. 2003. 259 с.
Клопов, А.В. Профессиональная подготовка офицеров ФСБ по обеспечению безопасности стратегических объектов : монография / А.В. Клопов. Тольятти. 2005. 310 с.
Клопов, А.В. Проектирование содержания и методик профессионального развития личности сотрудника правоохранительных органов : монография / А.В. Клопов, О.С. Тамер. Саранск. 2009. 60 с. (личный вклад 1.6. п.л.)
Клопов, А.В. Проектирование и реализация системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов (профессионально-педагогический аспект) : монография / А.В. Клопов, О.С. Тамер. Саранск. 2010. 208 с. (личный вклад 6.5 п.л.)
Клопов, А.В. Основные направления развития теории и практики профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств Российской Феде рации : монография / А.В. Клопов. Воронеж. 2011. 89с.
Клопов, А.В. Научные и прикладные положения профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств : монография / А.В. Клопов. Воронеж. 2012. 186с.
Клопов, А.В. Мониторинг качества профессионального обучения специалистов / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №5. С.27-28
Клопов, А.В. Система спецкурсов по единой проблеме и её роль в профессиональной готовности специалистов / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №7. С.22-25.
Клопов, А.В. Методическая система повышения квалификации в области экономической безопасности сотрудников правоохранительных органов / А.В. Клопов, Ю.И. Рыбалко // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия Информатика. 2008. №11 С.116-120.
Клопов, А.В. Моделирование системы повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов в области промышленной безопасности / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия Информатика. 2008. №11 С.142-149.
Клопов, А.В. Совершенствование профессиональных знаний сотрудников правоохранительных органов в области экономической безопасности / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №8. С.15-16.
Клопов, А.В. Дидактические задачи повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов при изучении угроз информационной и экономической безопасности / А.В. Клопов // Среднее профессиональное образование 2008. №9. С.13-15.
Клопов, А.В. Проблемы совершенствования нравственного, профессионально-эстетического и психологического сопровождения личного состава правоохранительных органов в области национальной безопасности / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №12 С.41-46.
Клопов, А.В. Самореализация как одно из главных условий в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №12 С.47-52.
Клопов, А.В. Обеспечение системного подхода при повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов в области экономической безопасности / А.В. Клопов // Интеграция образования. 2009. № 3. С.21-25.
Клопов, А.В. Основные направления повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны в информационной сфере / А.В. Клопов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №14 С. 62-64.
Клопов, А.В. Организационно-методическая основа овладения сотрудниками правоохранительных органов системой психологических знаний, умений и навыков / А.В. Клопов, Р.Ф Галимов // Среднее профессиональное образование 2009. №4. С.33-36. (личный вклад 0.4 п.л.)
Клопов, А.В. Научные основы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны / А.В. Клопов // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С.130-134.
Клопов, А.В. Концептуализация модели мониторинга качества профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств / А.В. Клопов // Мир образования – образование в мире. 2012. №1. С.197-204.
Клопов, А.В. Инновирование управления качеством процесса профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств / А.В. Клопов // Мир образования – образование в мире. 2012. №2. С.46-56.
б). Статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских конференциях:
Клопов, А.В. Современные проблемы непрерывного образования. // Педагогическая теория. Методика. Практика : сб. статей. М.: ИОСО РАО, 2000. С. 51-53.
Клопов, А.В. Концептуальные положения построения модели системы совершенствования подготовки офицеров правоохранительных органов. // Теория и методика профессионального образования : сб. научных трудов. М.: Институт содержания и методов обучения РАО. 2006. С. 181-188.
Клопов, А.В. Использование игровых методов обучения при повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании : материалы XV междунар. науч.-метод. конф. Пенза. 2008. С.107-110.
Клопов, А.В. Основные направления формирования профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности страны // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: материалы всеросс. науч. - практ. конф. Тольятти. 2009. С.307-313.
Клопов, А.В. Теоретико-методологические основы интеграции знаний в системе повышения квалификации / А.В. Клопов, О.С Тамер // Приднепровский научный вестник 2010. № 5(108). С.85-91. (личный вклад 0.4. п.л.)