Научная тема: «РУССКИЙ КОМПОЗИТОР И ВОСТОК: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна заключается в следующем: подтверждена гипотеза о сходстве мировосприятий, отражаемых русской и восточной музыкой; предложен подход, согласно которому отношения «русский композитор - Восток» трактуются как определяемые взаимосодействующими факторами объективного и субъективного толка, один из которых, этнопсихологический, детерминирует специфику русско-восточного художественного диалога; вскрыты специфика и принципиальное различие русско-восточного и западно-восточного музыкально-художественных диалогов. Далее, впервые в музыковедении использован метод реконструкции основных координат национальной картины мира по русским и восточным музыкальным, вербальным текстам, образцам изобразительного искусства; установлено, что русский и восточный типы мышления сохраняют отчётливую связь с мифопоэтическим аналогом, что проявляется, в частности, на композиционном, драматургическом, концепционном уровнях музыкальных произведений; выдвинуты и обоснованы положения о макоме как лирическом жанре, содержание которого удержало тенденцию к отражению синкретического образа Космоса, подразумевающего нерасчленённое единство «я» и природы; об отражении в макоме пространственно-временных представлений оседлых и кочевых народов; прослежена связь между личностью художника, способами и масштабами усвоения ими инонационального опыта; показана мифологически-ритуальная обусловленность композиционно-драматургических решений и символических образов, созданных работавшими в Узбекистане русскими авторами; выявлены особенности преломления восточной музыкальной традиции в живописи русского художника А.Волкова.
Список опубликованных работ
МОНОГРАФИЯ: Россия и Восток: ментальность, отражённая в искусстве – Магнитогорск: Магнитогорская гос.консерватория им.М.И.Глинки, 2009. – 216 с. (13, 5 п.л.)

ПУБЛИКАЦИИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ:

1.Об отражении времени в русской музыкальной классике // Проблемы музыкальной науки 2008, № 2/3. – С. 96-101. (0,5 п.л.)

2.Облик пространства в творчестве русских композиторов // Проблемы музыкальной науки 2009, № 1/4. – С. 111-116. (0,5 п.л.)

3.Этнопсихологический фактор и проблема самоопределения русского искусства в системе координат Запад-Восток // Проблемы музыкальной науки 2009, № 2. – С. 57-61. (0,5 п.л.)

4.О константных чертах мировосприятия, отраженных музыкальным искусством Востока // Музыковедение 2010, №9. – С. 28-33. (0,5 п.л.)

5.О некоторых особенностях пространственно-временной системы, моделируемой в Шашмакоме // Музыковедение 2011, №8. – С. 24-28. (0,5 п.л.)

6. «Мелодика инструментальных частей Шашмакома как отражение меняющихся представлений о времени и пространстве» // Музыковедение 2012, №1. – С. 18-22. (0,5 п.л.)

7.«Звучащая живопись» А.Н. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия Социально-гуманитарные науки. 2011, № 30(247). – Выпуск 17. – С. 103-107. (0,5 п.л.)

8.Усули макома и продуцируемый ими пространственно-временной образ // Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. – Выпуск 58. – 2011, № 25 (240) – С. 174-181. (0,5 п.л.)

9.Русско-восточный и западно-восточный художественные диалоги как системы // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) 2012, 2(18) – С.283-289. (0,5 п.л.)

ПРОЧИЕ ПУБЛИКАЦИИ

10.Феликс Янов-Яновский // Композиторы союзных республик. – Вып.6. – М.: Советский композитор, 1988. – С. 3-33. (1, 5 п.л.)

11.О характерных особенностях содержания узбекской музыки, литературы и живописи 70-х – начала 80-х годов // Методика преподавания музыкальных дисциплин. – Вып.5. – Ташкент: изд-во им. Г.Гуляма, 1989. – С. 72-79. (1 п.л.)

12.О Третьей симфонии Н.Закирова // Методика преподавания музыкальных дисциплин. – Вып.6. – Ташкент: изд-во им. Г.Гуляма, 1991. – С. 76-82. (0,5 п.л.)

13.Об особенностях русского менталитета в свете проблемы «Запад-Восток» // Вестник Магк 2004, № 1-2. – С. 2-11. (1,5 п.л.)

14.Русский художник в инонациональной художественной среде (живопись А.Н.Волкова и восточная монодия) // Мастер «Гранатовой чайханы». – М.: Ньюдиамед, 2007. – С. 140-151. (1 п.л.)

15.Восток и Запад в русском сознании сквозь призму отечественного искусства // Творческие стратегии в современной музыкальной науке: Материалы докладов международной научно-практической конференции, 16-19 ноября 2009 г. / Урал. Гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург, 2010. – С.101-109. (0,5 п.л.)

16.О некоторых особенностях восприятия-переживания пространства и времени, отражённых восточным искусством // Вестник МаГк 2009, № 1. – С. 2-16. (1,5 п.л.)

17.О пространственно-временных представлениях, отражённых в Шашмакоме // Композиторская техника как знак. – Петрозаводск, 2010. – С. 130-138. (1 п.л.)