- Характер взаимодействия школьника с информацией в широком контексте социальной коммуникации во многом определяется способами, освоенными им в учебно-познавательной деятельности, содержательной основой которой выступают учебные тексты. Следовательно, учебно-познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с принципом изомфорности актуальному информационному взаимодействию личностей и обеспечивать развитие востребуемых качеств личности - диалогичности мышления и рефлексивности.
- Учебно-информационные умения, выступающие инструментальным обеспечением взаимодействия школьника с содержанием учебного предмета, представленного в текстовой форме, обладают личностно- развивающим потенциалом в их трактовке как освоенных способов понимания и создания текстов (текстовой деятельности): имея и операционально-действенную и личностную составляющие, коррелируя с диалогическим мышлением и рефлексивными качествами, данные способы в процессе освоения индуцируют у личности названные новообразования.
- Актуализация (выявление и реализация) личностно-развивающего потенциала учебно-информационных умений в процессе обучения обеспечивает целостный подход к обучению и развитию школьников как единому и непрерывному процессу, в котором освоение способов понимания и создания текстов сопровождается развитием у обучающегося диалогического мышления и рефлексивных качеств, что обеспечивает диалогический характер взаимодействия школьника с информацией.
- Построение образовательного процесса на основе актуализации личностно-развивающего потенциала учебно-информационных умений требует сопряжения в учебно-познавательной деятельности школьников целей, содержания, методов и форм технологизированного процесса освоения способов текстовой деятельности, расширения концептосферы и системы личностных смыслов, развития диалогического мышления и рефлексивности. Деятельностным механизмом превращения «чужого содержания» в элементы внутреннего мира понимающего субъекта (освоено то, что «перевоссоздано» А.А. Леонтьев) выступает деятельность обучающегося по созданию вторичных и встречных текстов.
1.Обласова Т.В. Развитие учебно-информационных умений школьников: Монография. - Тюмень: ТюмГУ, 2012. 13 п.л.
2.Обласова Т.В. Современные инновационные технологии в школьном образовании: монография. - Красноярск, 2012. 10 п.л. (авт.- 20%, 1,8 п.л.)
Статьи в рецензируемых журналах
3.Обласова Т.В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин// Образование и наука. 2011. №8. С. 67-85. 1,3 п.л.
4.Обласова Т.В. Развивающий потенциал деятельности школьников по созданию вторичных и встречных текстов// Педагогика. 2011. №5. С.52-61. 0,6 п.л.
5.Обласова Т.В. Формирование профессиональных умений педагогов по обеспечению текстовой деятельности школьников (из опыта повышения профессионально-педагогической квалификации)// Педагогическое образование в России. 2011. №3. С.162 -168. 0,5 п.л.
6.Обласова Т.В. Теоретико-методологические основы диагностики развития учебно-информационных умений школьников// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогика. 2011. №6 (60). С.29-32. 0,25 п.л.
7.Обласова Т.В. О содержании и способах совершенствования психолого-педагогических механизмов развития учебно-информационных умений школьников// Вестник Тюменского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. 2011. №9. С.92-101.0,8 п.л.
8.Обласова Т.В. Как сформировать учебно-информационные умения?// Народное образование. 2011. №6. С. 191-194. 0,25 п.л.
9. Обласова Т.В. Развитие учебно-информационных умений школьников// Педагогика. 2012. №1. С. 52-58.0,5 п.л.
10.Обласова Т.В. Специфика учебных текстов, предназначенных для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла// Образование и наука. 2012. № 4. С. 93-102. 0,7 п.л.
11.Обласова Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы// Известия РГПУ. 2012. №150. С.41-49. 1,1 п.л.
12.Обласова Т.В. Учебно-информационные умения как компонент содержания общего образования// В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки».2012. №7.1. С. 260-276. 1 п.л.
13.Обласова Т.В. Личностная направленность в процессе развития учебно-информационных умений школьников// Современные исследования социальных проблем. 2012. №4. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/lifshic.pdf на регистрации - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр".
Методические рекомендации, учебно-методические пособия, практико-методические материалы
14.Обласова Т.В. Методика развития учебно-информационных универсальных учебных действий (умений работать с письменным научным текстом) в процессе обучения гуманитарным предметам в общеобразовательной школе. - Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 4,7 п.л.
15.Обласова Т.В. Диагностика уровня развития учебно-информационных умений школьников: методические рекомендации. - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. 3,4 п.л.
16.Обласова Т.В. Методика развития умений школьников работать с учебным и научным текстом на уроках литературы (5 класс). - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. 2,5 п.л.
17.Обласова Т.В. Рабочая тетрадь по развитию умений работать с учебным текстом (к учебнику Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008). - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. 1,25 п.л.
18.Обласова Т.В. Рабочая тетрадь по развитию умений работать с учебным текстом (к учебнику Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г.С. Меркин. М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008). - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 1,25 п.л.
19.Методика развития умений школьников работать с учебным и научным текстом на уроках литературы: методические рекомендации по организации работы с учебными текстами к учебнику «Литература»/ Авт.-сост. Г.С. Меркин. – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. с.6,8 п.л.
20. Методические рекомендации по введению ФГОС второго поколения на этапе основного общего образования. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 4,5 п.л.(авт.- 15%, 0,6 п.л.).
Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов
21.Белякова Е.Г., Обласова Т.В., Плотников Л.П. Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): обзор материалов конференции// Образование и наука. 2011. № 4. С.130-141.
22. Обласова Т.В. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в формате ЕГЭ по русскому языку// Единый государственный экзамен в Тюменской области. Анализ выполнения экзаменационных работ по общеобразовательным предметам в формате ЕГЭ выпускниками образовательных учреждений Тюменской области. Рекомендации для учителей-предметников. Вып.1 - Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С.4-15.
23.Обласова Т.В. Понимание учащимися письменного текста как методическая проблема (на материале выпускных работ ЕГЭ по русскому языку части С)// Лингвистика и школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. С.284-292.
24.Обласова Т.В. Особенности восприятия выпускниками экзаменационных текстов в зависимости от их смысловой структуры (Методические подходы к созданию программы подготовки учащихся 11 классов к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку)// Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: Труды и материалы Всероссийской научно- практической конференции. 19-20 февраля 2008 года. - Тюмень: Мандр и К, 2008.В 2 ч. Ч.2. С. 166-171.
25.Обласова Т.В. Анализ результатов единой контрольной работы по предметам гуманитарного цикла для учащихся 8 классов// Анализ результатов региональной оценки качества обучения в 4,8,10 классах и государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах. Вып. 2. - Тюмень: ТОГИРРО, 2009. С. 12-18.
26.Обласова Т.В. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку// Анализ результатов единого государственного экзамена в Тюменской области. Вып.26.- Тюмень: ТОГИРРО, 2009. С. 3-11.
27.Обласова Т.В. Оценка общеучебных умений и навыков учащихся. (Опыт Тюменской области)// Справочник заместителя директора школы. 2009. №12. С.20-33.
28.Обласова Т.В. Понимание учащимися письменного текста как методическая проблема// Русский язык. Приложение к 1 сентября. 2009. №1. С.7-12.
29.Обласова Т.В. Требования к психолого-педагогической подготовке педагога в аспекте развития умений школьников работать с учебными текстами// Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч.1. – Москва - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. С.59-63.
30.Обласова Т.В. Формирование учебно-информационных умений школьников в процессе работы с учебным текстом// Наука образованию: Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2010. С.43-48.
31.Обласова Т.В. Культура работы с научными источниками у школьников// Русский язык. Приложение к 1 сентября. 2010. №2. C. 29-34.
32.Обласова Т.В. Диагностика развития учебно-информационных умений школьников (опыт Тюменской области)// Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 1-2 марта 2011 года. - Тюмень: Изд-во «Печатник», 2011. С.98- 102.
33.Обласова Т.В. Оценка умений школьников работать с учебным и научным текстом// Лингвистика и школа –IV. К 90-летию со дня рождения Михаила Васильевича Панова (1920-2001): материалы всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Л.Б. Парубченко. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. С.191- 196.
34.Обласова Т.В. Подходы к организации работы над частью С. Русский язык. Приложение к 1 сентября. 2009. № 13. С.24-30.
35.Обласова Т.В. От учебно-информационных умений к учебно-информационным универсальным действиям// Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы международной научной конференции 18–20 октября 2010 года. - М., 2010. С. 224-227.
36.Обласова Т.В. Подходы к обеспечению развития учебно-информационных универсальных действий в образовательном процессе в рамках эксперимента по введение ФГОС второго поколения на этапе основного общего образования// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2011. №1. С. 43-47.
37.Обласова Т.В. Реализация принципа межпредметности в процессе освоения школьниками учебно- информационных универсальных действий// Материалы Всероссийской научно-методической видеоконференции «От инноваций к качеству образования» 24 ноября 2011 года. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. С. 36-41.
38.Обласова Т.В. Лингвистические знания и умения в структуре учебно-информационных универсальных действий и методика их освоения в школе// Материалы Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции «Семантика и прагматика языковых единиц». 5-10 декабря 2011.- Тюмень: ТюмГУ, 2011. С.67-71.
39.Обласова Т.В. Подготовка педагога в системе повышения квалификации для обеспечения им освоения школьниками учебно-информационных универсальных действий// Специфика педагогического образования в регионах России». Сборник научных статей IV-ой Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень – Санкт- Петербург, 24 ноября 2011 года. - Тюмень, 2011. С.112-113.
40.Обласова Т.В. Межпредметное взаимодействие в процессе развития учебно-информационных универсальных действий школьников// Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2011. №2. С. 27-33.
41.Обласова Т.В. Критерии готовности педагога к развитию учебно-информационных умений школьников// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Формирование социально-личностных компетенций субъектов образовательного процесса в условиях современной социокультурной среды (региональный аспект)». 15 – 16 марта 2012. - Тюмень: ТюмГУ, 2012. С.142-145.
42.Обласова Т.В. Гуманитарный подход в диагностике учебно-информационных умений школьников (из опыта научного исследования)// Авторская концепция научно-педагогического исследования: формирование и методы реализации: научно-методические материалы 18-го Всероссийского семинара-практикума по методологии педагогического исследования. 20 апреля 2012 года. - Тюмень: ТОГИРРО, 2012. С. 27-32.
43.Обласова Т.В. Методологические основания исследования проблемы развития учебно-информационных умений// Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Методология педагогики: принципы педагогической науки и практики в контексте культурно-исторического подхода», 17-18 мая 2012 года. - Челябинск, 2012.С. 90-97.