Научная тема: «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА США КОНЦА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»
Специальность: 17.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна диссертации заключается в создании первой целостной монографической работы, посвященной раннему становлению стержня национальной идентичности через множество явлений в истории музыки Северной Америки. В связи с этим был произведен тщательный отбор и систематизация музыкального материала, довольно пестрого в художественном отношении, особенно в ранний период. Впервые развернута историческая панорама композиторской практики и музыкальной жизни Северной Америки второй половины XVIII века, XIX века, вплоть до середины XX столетия. Все это представлено как совокупность самобытных и самодостаточных явлений культуры. Диссертация знакомит с практически неизвестными в русскоязычной научной литературе материалами, проблемами и процессами музыкальной культуры США. Впервые представлена историческая обоснованность проблемы ранних проявлений национальной идентичности в американской музыке. В работе дается новый подход при рассмотрении разнообразных видов американского искусства. На конкретных примерах обобщаются типологические признаки и специфические черты национальной идентичности в американской музыке. Впервые предметом рассмотрения стали симфонические сочинения У.Грант Стилла, Р.Харриса, Г Кауэлла, А.Копленда в рамках концепции «плавильного котла». Новыми являются материалы об истоках американского авангарда, подчеркивается важность обращения композиторов к традициям и реалиям своей страны в их исканиях. Новизна выражается и в обращении к обновленной терминологии при исследовании американской музыки, введенной учеными У.Хичкоком и Р.Кроуфордом. Эти термины - vernacular и cultivated более точно отражают специфику американской музыки, способствуют более тонкому проникновению в ее сущность.
Список опубликованных работ
1.Сигида С.Ю. Соединенные Штаты Америки // История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие (соавторство в коллективном учебном пособии). М., 2005. С.433-495. 3 п.л.

2.Сигида С.Ю. Музыкальная культура США ХХ века: Учебное пособие для вузов. М., 2007. Глава I. Раздел 1.2. – Музыкальная культура индейцев Северной Америки С.52-61; Глава II. Разделы 2.2. Рой Харрис, 2.3. –Роджер Сешнс, 2.4. Уильям Грант Стилл, 2.5. – Уолтер Пистон. С.111-138. Глава III. 3.2. – Джордж Антейл, 3.3. – Лео Орнстайн; Глава IV. Чарлз Айвз, Карл Рагглс, Уоллингфорд Риггер, Джон Беккер, Генри Кауэлл – С.168-210; Глава VII. Раздел 7.7. Гарри Парч (совместно с Л.О.Акопяном) – С.313-323; Глава VIII. Разделы 8.1 – Стив Райх, 8.3 – Филипп Глас, С. 324-335, 343-363; Глава IX. Джордж Крам, С. 373-383. 3,5 п.л.

3. Уильям Биллингс и традиции пуританского хорала // Cтаринная музыка. 2011. №1-2. С. 43-51. 0,8 п.л.

4.Сигида С.Ю. Американская пятерка // Музыкальная академия. 2002. №3. С.197-209. 2,5 п.л.

5.Сигида С.Ю. Луи Моро Готчок и традиции американского романтизма // Музыковедение. 2008. №7. С.33-41. 1 п.л.

6.Сигида С.Ю. Энтони Филипп Хейнрих и композиторская практика США первой половины XIX века // Музыкальные пейзажи Америки. Вып.1: Музыка США: проблемы истории и теории / ред.-сост. М.В. Переверзева. М., 2008. С.36-55. 1, 25 п.л.

7. Сигида С.Ю. К 230-летию независимости США: культурные контакты Московской консерватории с американскими музыкантами // Музыковедение. 2007. №1. С. 66-68. 0,2 п.л.

8.Сигида С.Ю. Энтони Хейнрих и Джордж Кэтлин (Из истории американской музыкальной культуры // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования / Отв. ред. Э.Ф.Осипова. Материалы секции американистики XXXIX международной филологической конференции, проходившей 15-20 марта 2011 года в Санкт-Петербургском университете на Факультете филологии и искусств. СПб., 2010. С.34-38. 0,3 п.л.

9.Сигида С.Ю. Памяти Х.У. Хичкока (в соавторстве с М.Переверзевой) // Музыковедение. 2009. №3. С.62-63. 0,2 п.л.

10. Сигида С.Ю. Дэн Рудьяр и восточные культуры // Американистика: литературные взаимовлияния; междисциплинарные исследования. Выпуск 2. /Отв. ред. Э.Ф.Осипова. СПб., 2011. С. 59-64. 0,4 п.л.

11.Сигида С.Ю. Музыка США // История США. Т.1. М., 1983. С.596-606. 0,6 п.л.

12.Сигида С.Ю. Музыка США // История США. Т.2. М., 1985. С.510-521. 0,7 п.л.

13.Сигида С.Ю. Музыка США // История США. Т.3. М., 1985. С.557-568. 0,8 п.л.

14.Мультимедийный проект Харри Парча «Ослепленные яростью» // Музыка в системе межкультурных коммуникаций. Сб. ст. / Ред-сост. И. М. Ромащук. М., 2009. С.70-77. 0,5 п.л.

15.Сигмейстер Э. Вне авангарда / Пер. С.Сигида // Современное буржуазное искусство. М., 1975. С.308-316. 0,5 п.л.

16. Сигида С.Ю. Дэн Рудьяр и ультрамодернизм в США // Музыка и время. 2011. №4. С. 39-42. 0,25 п.л.

17.Сигида С.Ю. Социально-политический музыкальный театр в контексте движения левых сил эпохи Великой Депрессии // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. 1 п.л.

18.Сигида С.Ю. Эдгар Варез / Памяти Романа Ильича Грубера. В мире истории музыки: Статьи. Исследования. Переписка. Вып.2. М.:Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2011. С. 135-172. 1,5 п. л.