- Разработаны теоретические основы создания и функционирования системы интеллектуальной поддержки судоводителя по действиям при столкновении судов (СИПСС) ;
- Научно обоснована эффективность маневра «Курс от судна» и его комбинаций, как маневра последнего момента, позволяющего избежать столкновения в большинстве ситуаций потенциального столкновения судов;
- Произведен научный анализ эффективности различных комбинаций маневров последнего момента и определены наиболее эффективные маневры обоих судов при различных вариантах неизбежного столкновения. Определена наиболее эффективная комбинация маневров судов перед неизбежным столкновением: «Курс от судна», «Реверс», «Стоп» («Стоп» выполняется после удара при столкновении);
- Получены выражения для дополнительных восстанавливающих моментов, метацентрической высот и приращений плеч статической остойчивости аварийных судов, находящихся в сцепленном состоянии с поддерживающим судном (судами) после столкновения. Показано значительное приращение параметров остойчивости аварийного судна в том случае, если суда после столкновения находятся в сцепленном состоянии.
- Предложены схемы постановки и взаимодействия судов после столкновения для поддержания остойчивости аварийного судна. Получены необходимые расчетные зависимости для определения приращения параметров остойчивости аварийного случая в различных случаях постановки взаимодействия аварийного и поддерживающих судов после столкновения.
- Исследованы вопросы сохранения прочности поддерживающего судна при накренении на него аварийного судна, находящегося в сцепленном состоянии в результате поступления воды внутрь корпуса. Разработан практический метод контроля прочности поддерживающего судна в этом случае. Приведены примеры расчета параметров остойчивости аварийного судна при различных вариантах взаимодействия с поддерживающим судном после столкновения.
- Определены возможные способы пересадки людей с аварийного на поддерживающее судно при сохранении сцепленного состояния судов после столкновения. Получены зависимости для определения количества пассажиров и членов экипажа аварийного судна, которые могут быть пересажены, минуя водную стадию;
- Научно обоснованы способы буксировки аварийного судна после столкновения с использованием работы двигательно-движительного комплекса поддерживающего судна. Определены дополнительные мероприятия и условия, обеспечивающие безопасность и эффективность буксировки.
- Научно-обоснованы способы намеренной посадки аварийного судна на береговую отмель как способа спасения после столкновения и других видов аварий. Определены требования и условия безопасной посадки судна на мель.
1.Ершов, А.А. Эффективные маневры последнего момента при столкновениях судов / А.А. Ершов// Наука и техника транспорта. – 2003.– № 4 – С. 76 – 81.
2.Ершов, А.А. Предотвращение столкновений судов в море /А.А. Ершов// Морской флот. – 2004.– № 5 – С. 9 – 11.
3.Ершов, А.А. Конструктивные возможности снижения опасных последствий столкновений судов /А.А. Ершов// Судостроение. – 2006.– № 6 – С. 18 – 19.
4.Ершов, А.А. Ошибки, совершенные при спасении парома «Sea Diamond» /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2008.– № 3(53) – С. 35 – 36.
5.Ершов, А.А. Маневры для избежания или снижения опасности столкновений судов /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2009.– № 3(57) – С. 21 – 23.
6.Ершов, А.А. Определение условий безопасной буксировки аварийного судна после столкновения /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2009.– № 4(58) – С. 29 – 31.
7.Ершов, А.А. Учет накренения судов при выполнении маневра «Курс от судна» при столкновении /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2010.– № 4(62) – С. 27 – 33.
8.Ершов, А.А. Обеспечение прочности поддерживающего судна при накренении аварийного судна на его носовую оконечность после столкновения /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2011.– № 1(63) – С. 45 – 48.
9.Ершов, А.А. Определение условий сохранения остойчивости аварийного судна при буксировке после столкновения /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2011.– № 2(64) – С. 29 – 31.
10.Ершов, А.А. Эффективное поддержание остойчивости аварийного судна после столкновения /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2011.– № 3(65) – С. 27 – 30.
11.Ершов, А.А. Безопасная посадка на мель как способ спасения судов при аварии /А.А. Ершов// Бюллетень транспортной информации. – 2011.– № 9 – С. 27 – 33.
12.Ершов, А.А. Основные принципы поддержания остойчивости поврежденных судов после столкновения /А.А. Ершов// Бюллетень транспортной информации. – 2011.– № 11 – С. 25 – 30.
13.Ершов, А.А. «Адмирал Нахимов»:неиспользованные возможности для спасения /А.А. Ершов// Эксплуатация морского транспорта. – 2011.– № 4(66) – С. 31 – 33.
14.Ершов, А.А. Способы снижения опасности столкновений судов /А.А. Ершов// Морской вестник. – 2011.– № 4 – С. 77 – 80.
Тезисы докладов научных конференций:
15.Ершов, А.А. Разработка алгоритма безопасного взаимодействия аварийного и поддерживающих судов /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2005.– – С. 7.
16.Ершов, А.А. Способы спасения судов и их экипажей при поддержании сочлененного положения судов после столкновения /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2005.– С. 8.
17.Ершов, А.А. Эффективное использование систем информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2008.– С.36.
18.Ершов, А.А. Эффективное использование систем информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2008.– С.36.
19.Ершов, А.А. Совершенствование системы информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях и посадках на мель /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2009.– С.86.
20.Ершов, А.А. Учет накренения судов при выполнении маневра «Курс от судна» при столкновении /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2010.– С.41.
21.Ершов, А.А. Обеспечение прочности поддерживающего судна при накренении аварийного судна на его носовую оконечность после столкновения /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2010.– С.42.
22.Ершов, А.А. Способы использования системы информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях на современных судах /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2011.– С.64.
23.Ершов, А.А. Условия спасения аварийного судна путем преднамеренной посадки на береговую отмель /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2011.– С.65.
Учебные пособия:
24.Ершов, А.А. Курс дополнительной подготовки капитанов и вахтенных помощников на соответствие требованиям Конвенции ПДМНВ -95 /А.А. Ершов// Учебное пособие –СПб.,ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2000.– .40 с.
25.Ершов, А.А. Судоводителю о маневренных характеристиках судна /Ф.М.Кацман , А.А. Ершов// Учебное пособие –СПб.,ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2001.– .60 с.(автор 80%).
26.Ершов, А.А. Действия судоводителей при неизбежном столкновении и намеренной посадке на береговую отмель /А.А. Ершов// Учебное пособие –СПб.,ГМА им.адм.С.О.Макарова – 2002.– .60 с.