2. Существенными историографическими периодами процесса становления и развития историко-педагогического знания в России второй половины XIX - начала XX века являются:
1). Систематизаторско-типологический период (50-80-е гг. XIX в.), который характеризуется переходом историко-педагогических исследований от фактографии, эмпиричности и дискриптивности к систематизации и типологизации историко-педагогического знания, что свидетельствует о зарождении теории историко-педагогической науки.
Суть периода раскрывают три последовательных концентра:
- общественно-просветительский, связанный с историко-педагогическими трудами С.С.Гогоцкого;
- предметно-категориальный, определяемый историко-педагогическим контекстом произведений П.Г.Редкина, К.Д.Ушинского;
- научно-педагогический, характеризующийся трудами Л.Н.Модзалевского и Д.Д.Семенова, использовавших историко-генетический и историко-типологический методы исследования.
2). Концептуально-аналитический период (90-е гг. XIX - начало ХХ вв.) характеризуется качественным преобразованием историко-педагогического знания, выработкой периодизации истории педагогики, формированием культурно-исторической концепции развития педагогической науки, актуализацией историко-педагогического знания и созданием целостной историко-педагогической теории.
Суть этого периода связана:
- с концептуализацией историко-педагогического знания и воспитательно-образовательной практики в трудах М.И.Демкова, созданием им теоретического фундамента историко-педагогической науки;
- с рациональной трактовкой историко-педагогического знания К.В.Ельницким и А.П.Медведковым, установлением ими единства вопросов образовательной практики и историко-педагогического знания;
- с ретроспективным исследованием развития системы народного образования в России В.И.Чарнолуским, Н.В.Чеховым, С.В.Рождественским;
- с реализацией историко-компаративистского подхода в исследованиях П.Г.Мижуева, С.А.Золотарева, П.А.Соколова, рассматривавших в единстве историю педагогического знания и педагогической теории.
Завершенное оформление и целостность теория историко-педагогической науки получает в трудах П.Ф.Каптерева, разработавшего методологию историко-педагогических исследований, осуществившего концептуализацию отечественной истории образования и педагогической мысли, осуществившего систематизацию развития дидактических учений.
3. Типология и классификация трактовки историко-педагогического знания отечественными историками педагогики второй половины XIX -начала XX вв. представлена следующими направлениями:
- религиозно-педагогическое: в историко-педагогических трудах развитие педагогических феноменов и явлений трактовалось как осуществление Промысла Божия (С.С.Гогоцкий, К.В.Ельницкий);
- культурно-антропологическое: в историко-педагогических трудах приоритетное внимание центрировалось на характеристике того, как в педагогике в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях происходило постижение Человека и развитие его личности (П.Г.Редкин, К.Д.Ушинский, Л.Н.Модзалевский, М.И.Демков, П.Г.Мижуев, П.Ф.Каптерев, А.П.Медведков);
- образовательное: в историко-педагогических трудах ретроспективно рассматривались отдельные типы и виды системы образования (гимназии, коммерческие и технические училища, кадетские корпуса, женское образование) и органы управления им (С.В.Рождественский, С.А.Золотарев);
- общественно-педагогическое: в изложении историко-педагогических феноменов и явлений внимание центрировалось на роли общественности в развитии образования и просвещения, на народном характере образования (Д.Д.Семенов, В.И.Чарнолуский. Н.В.Чехов);
- сциентистское: в историко-педагогических трудах достаточно объективно излагались и анализировались педагогические идеи в их генезисе и современном состоянии (П.А.Соколов).
4. Основными тенденциями обогащения методологических принципов и теоретических подходов отечественных историков педагогики второй половины XIX - начала XX веков к ретроспективному исследованию педагогического знания и образовательных систем являлись следующие:
- последовательное наращивание методологического потенциала и арсенала историко-педагогических исследований;
- кардинальное расширение источниковой базы;
- нарастающее освещение истории отечественного образования и педагогики;
- методологический сдвиг с анализа опыта воспитания и обучения на характеристику педагогических учений, направлений и систем;
- усиление междисциплинарного характера отечественного историко-педагогического знания.
5. Основные идеи, концепции и теории историко-педагогической науки второй половины XIX - начала XX столетий имеют прогностическое значение для современной историко-педагогической науки. В историко-педагогических исследованиях отечественных ученых второй половины XIX - начала XX столетия содержатся основанные на результатах анализа исторического развития образования позитивные идеи, ориентирующие современных исследователей на разработку историко-педагогических концепций с учетом накопленного опыта.
1.Федотова, И.Б. История зарубежной педагогической мысли в трудах М.И.Демкова [Текст] / И.Б.Федотова // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - №10. - Астраханский дом. - С.153-159 (0,6 п.л.).
2.Федотова, И.Б. Принципы историко-педагогического исследования в трудах П.Ф.Каптерева [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2008. - №3. - С.284-288 (0,6 п.л.).
3.Федотова, И.Б. П.Ф. Каптерев об образовании в России в конце XIX - начале XX в. [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2009. - №4. - С.293-296 (0,5 п.л.).
4.Федотова, И.Б. Вопросы истории педагогики в трудах П.Г.Редкина [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2010. - №1. - С.292-295 (0,5 п.л.).
5.Федотова, И.Б. Историко-педагогические исследования К.Д.Ушинского [Текст] / И.Б.Федотова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научный журнал. - Вып. 2. - Пятигорск, 2010. - С.218-225 (0,6 п.л.).
6.Федотова, И.Б. Методологические положения историко-педагогического исследования в трудах Л.Н.Модзалевского [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2010. - №1. - С.302-305 (0,5 п.л.).
7.Федотова, И.Б. Д.Д.Семенов как исследователь истории образования и педагогики [Текст] // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научный журнал. – Вып. 4. - Пятигорск, 2010. - С.187-191 (0,6 п.л.).
8.Федотова, И.Б. История развития русской школы в «Очерке истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» Л.Н.Модзалевского [Текст] / И.Б.Федотова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2010. - №121. - С.172-178 (0,7 п.л.).
9.Федотова, И.Б. Методологические основы историко-педагогических исследований [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2010. -№3. - С.296-299 (0,5 п.л.).
10.Федотова И.Б. Методология историко-педагогических исследований [Текст] / И.Б.Федотова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №12. - С. 29-34 (0,62 п.л.).
11.Федотова, И.Б. Становление и развитие истории педагогики в России в середине XIX - начале XX века [Текст] / И.Б.Федотова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научный журнал. - Вып. 1. - Пятигорск, 2011. - С.186-191 (0,6 п.л.).
12.Федотова, И.Б. Вклад С.С.Гогоцкого в развитие историко-педагогической науки [Текст] / И.Б.Федотова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - №1. - С.35-42 (0,7 п.л.).
13.Федотова, И.Б. Развитие истории педагогики в России в конце XIX - начале XX века [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2011. - №1. - С.250-253 (0,5 п.л.).
14.Федотова, И.Б. Историко-педагогические исследования П.Г.Мижуева [Текст] / И.Б.Федотова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научный журнал. – Вып. 5. - Пятигорск, 2011. - С.185-189 (0,6 п.л.).
15.Федотова, И.Б. Функционально-рациональный подход в историко-педагогических исследованиях [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2011. - №3. - С.294-298 (0,6 п.л.).
II. Монографии, учебные и учебно-методические пособия:
16.Федотова, И.Б. К.В. Ельницкий: педагог, учитель учителей-женщин: монография [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001. - 197 с. (12,3 п.л.).
17.Федотова, И.Б. Теоретико-методологические основы анализа развития истории педагогики [Текст] / И.Б.Федотова // Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития: монография / А.А.Арасланова, С.Н.Голикова, И.Б.Федотова [и др.]. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – 201 с. (С.9-38) (1,8 п.л.).
18.Федотова, И.Б. Становление и развитие истории педагогики в России в середине XIX - начале XX века (функционально-рациональный подход): монография [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - 354 с. (22,1 п.л.).
19.Федотова, И.Б. М.И.Демков как историк педагогики [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - 63 с. (3,9 п.л.).
20.Федотова, И.Б. Вопросы истории образования и педагогики в трудах Н.В.Чехова [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - 80 с. (5 п.л.).
21.Федотова, И.Б. История русской и всеобщей педагогики в трудах П.Ф.Каптерева [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – 62 с. (3,9 п.л.).
22.Федотова, И.Б. Историко-педагогическое наследие Л.Н.Модзалевского [Текст] / И.Б.Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 51 с. (3,2 п.л.).
23.Федотова, И.Б. Генезис функционального рационализма в истории педагогики России (середина XIX - начало XX веков): учеб.-метод. пос. по изучению курса «История педагогики» [Текст] / Л.Н.Исаев, И.Б. Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – 32 с. (2 п.л.; лично автором 1 п.л.).
III. Публикации в зарубежных изданиях:
24.Федотова, И.Б. Модзалевский и Горийская учительская семинария [Текст] / И.Б.Федотова, Л.Н.Семенов // Азербайджанскому отделению Закавказской (Горийской) учительской семинарии 130 лет: тез. науч.-практич. конф., май 2009 / В.В.Макаев, И.Б.Федотова. - Баку: Азербайджанский международный университет, 2009. - С.22-24 (0,2 п.л.; лично автором 0,1 п.л.).
IV. Статьи, опубликованные в других изданиях:
25.Федотова, И.Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К.В.Ельницкого [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 7. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - С.100-110 (0,63 п.л.).
26.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий об учителе [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 8. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - С.88-93 (0,3 п.л.).
27.Федотова, И.Б. Принципы дидактики в педагогике К.В. Ельницкого [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 10. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.84-91 (0,43 п.л.).
28.Федотова, И.Б. Урок как основная форма организации учебной деятельности в педагогике К.В.Ельницкого [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 11. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - С.85-89 (0,25 п.л.).
29.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий о подготовке женщины-воспитательницы [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 13. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - С.58-62 (0,25 п.л.).
30.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий как историк педагогики [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 14. - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. - С.99-106 (0,5 п.л.).
31.Федотова, И.Б. Научно-педагогическая деятельность К.В.Ельницкого [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2002. - №3. - С.60-62 (0,4 п.л.).
32.Федотова, И.Б. Русская словесность - неиссякаемый источник воспитания патриотизма и интернационализма [Текст] / И.Б.Федотова // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде: мат-лы Всерос. конф., 21-23 мая 2003 года. - Пятигорск: ПГЛУ, 2003. - С.158-161 (0,4 п.л.).
33.Федотова, И.Б. Вопросы истории педагогики и школы в трудах Д.Д.Семенова [Текст] / И.Б. Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2004. - №2-3. - С.176-178 (0,37 п.л.).
34.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий об истоках образования и воспитания [Текст] / И.Б.Федотова // История и современные проблемы сравнительной педагогики: сб. науч. тр. – Вып. 2-й. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С.149-153 (0,62 п.л.).
35.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий о воспитательной роли женщины в семье и обществе [Текст] / И.Б.Федотова // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру»: мат-лы IV Междунар. конгресса. Симпозиум XIV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С.189-192 (0,5 п.л.).
36.Федотова, И.Б. История отечественной педагогики в трудах Д.Д.Семенова [Текст] / И.Б.Федотова // История и современные проблемы сравнительной педагогики: сб. науч. тр. – Вып. 3-й. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С.142-149 (0,5 п.л.).
37.Федотова, И.Б. Вопросы истории образования и педагогики в трудах Д.Д.Семенова [Текст] / И.Б.Федотова // История и современные проблемы сравнительной педагогики: сб. науч. тр. – Вып. 4-й. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С.163-173 (0,7 п.л.).
38.Федотова, И.Б. Д.Д.Семенов как исследователь истории книг для первоначального чтения [Текст] / И.Б.Федотова // История и современные проблемы сравнительной педагогики: сб. науч. тр. - Вып. 5-й. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С.178-186 (0,6 п.л.).
39.Федотова, И.Б. К.В.Ельницкий о К.Д.Ушинском [Текст] / И.Б.Федотова // Университетские чтения - 2005, посвященные 60-летию Великой Победы: мат-лы науч.-метод. чт. ПГЛУ. – Ч. IV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С.233-235 (0,5 п.л.).
40.Федотова, И.Б. Проблемы семейного воспитания в трудах К.В.Ельницкого [Текст] / И.Б.Федотова // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. памяти профессора, член-корр. АПСН П.И.Петренко. 26-27 октября 2005 г. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С.292-293 (0,25 п.л.).
41.Федотова, И.Б. Н.В. Чехов о сословном и классовом характере образования в дореволюционной России, об истории вспомогательных школ [Текст] / И.Б.Федотова // Вестник ПГЛУ. - 2006. - №1.- С.152-154 (0,2 п.л.).
42.Федотова, И.Б. Л.Н. Модзалевский об истоках развития русской начальной школы [Текст] / И.Б.Федотова // История и современные проблемы сравнительной педагогики: сб. науч. тр. – Вып. 6. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - С.145-153 (0,6 п.л.).
43.Федотова, И.Б. Законы педагогики в трудах М.И.Демкова [Текст] / И.Б.Федотова // Актуальные проблемы развития образования в современном мире: мат-лы Всерос. методол. семинара, посвящ. 85-летию академика РАО З.А.Мальковой. 16 ноября 2006 г.; под ред. В.В.Макаева, Л.Л.Супруновой. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. - С.201-207 (0,4 п.л.).
44.Федотова, И.Б. Н.В. Чехов как исследователь истории образования в России [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 23. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.164-173 (0,6 п.л.).
45.Федотова, И.Б. Л.Н.Модзалевский как исследователь истории просвещения на Кавказе [Текст] / И.Б.Федотова // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: мат-лы V Междунар. конгресса. Симпозиум XV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.167-169 (0,2 п.л.).
46.Федотова, И.Б. Л.Н.Модзалевский о схоластической школе в России [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 24. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.159-165 (0,4 п.л.).
47.Федотова, И.Б. Л.Н.Модзалевский о теоретико-методологических основах исследований в истории педагогики [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 27. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С.18-36 (1,2 п.л.).
48.Федотова, И.Б. К.Д.Ушинский как историк педагогики в трудах П.Ф.Каптерева [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 27. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С.36-42 (0,4 п.л.).
49.Федотова, И.Б. Анализ педагогических систем, взглядов классиков зарубежной педагогики прошлого в трудах Л.Н.Модзалевского [Текст] / И.Б.Федотова // Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика мат-лы междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики. 16-18 ноября 2009 года. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С.204-215 (0,8 п.л.).
50.Федотова, И.Б. Создание ценностной ориентации учащихся на изучение русского языка [Текст] / И.Б.Федотова // Университетские чтения – 2009: мат-лы науч.-метод. чт. ПГЛУ. – Ч. VII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С.129-134 (0,4 п.л.).
51.Федотова, И.Б. Л.Н.Модзалевский об отечественных педагогах [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. - Вып. 28. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.129-134 (0,4 п.л.).
52.Федотова, И.Б. К.Д.Ушинский как исследователь истории педагогики и образования [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 28. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.135-149 (0,9 п.л.).
53.Федотова, И.Б. С.С.Гогоцкий как историк педагогики [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 29. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.167-179 (0,8 п.л.).
54.Федотова, И. Б. История педагогики как учебный предмет [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 29. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.3-10 (0,5 п.л.).
55.Федотова, И.Б. Итоги исследования процесса становления и развития истории педагогики в России (середина XIX - начало XX века) [Текст] / И.Б. Федотова // Страницы истории педагогики. – Вып. 30. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.3-30 (1,8 п.л.).
56.Федотова, И.Б. Функционально-рациональный подход в системе методологических подходов к историко-педагогическим исследованиям [Текст] / И.Б.Федотова // Страницы истории педагогики. Вып. 30. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.168-179 (0,8 п.л.).
57.Федотова, И.Б. Культурологический подход к историко-педагогическим исследованиям [Текст] / И.Б.Федотова // Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество: мат-лы VI Междунар. конгресса. Российское образование: проблемы и решения. Симп. IV. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - С.68-70 (0,2 п.л.).
58.Федотова, И.Б. История педагогики как учебный предмет с позиций функционально-рационального подхода к научному исследованию [Текст] / И.Б.Федотова // Университетские чтения – 2012: мат-лы науч.-метод. чт. ПГЛУ. – Ч. XII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - С.134-140 (0,4 п.л.).