- Поставлен вопрос московской идентичности в общеевропейском концертном и - шире - музыкальном пространстве.
- Создана фактологическая база, репрезентирующая музыкально-концертную жизнь Москвы XIX века в зеркале фортепианной практики; она представляет собой компендиум всех концертов с участием фортепиано и обобщена в сводной хронологической таблице «Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX века».
- Предложена методика, позволяющая на примере концертов с участием фортепиано проследить динамику развития концертной сферы и музыкальной жизни.
- Концертная жизнь представлена в широком социальном, политическом, экономическом и культурном контексте, что позволяет идентифицировать ее как часть социальной практики:
- а) через призму концертной деятельности осознается такое важное социальное явление как благотворительность;
- б) отмечена роль гендерного фактора в истории музыкального исполнительства;
- в) подчеркнуто влияние юридических норм на развитие концертно-музыкальной среды.
- Выявлена функция музыкально-общественной деятельности как важнейшего фактора развития музыкальной жизни; определена ее московская конфигурация в динамике XIX века. Сначала это сосуществование различных общественных, в том числе музыкально-любительских сообществ, действовавших в дискретных областях социального поля. Затем, в 1860-1870-х годах - монополистическое господство РМО, и в последние двадцать лет XIX века - соперничество-сотрудничество двух крупных организаций - Русского музыкального общества и Московского филармонического общества - в окружении обществ локального характера, чья совокупная деятельность осуществлялась уже практически на всем пространстве московской культурной жизни.
- Построена научная модель концертного пространства как порождающей среды для композиторского творчества; для этого избраны сочинения пианистов-композиторов, бытовавшие в XIX веке в московской концертной сфере, которые рассмотрены в контексте общей истории русской фортепианной музыки.
- В научный обиход впервые введены многие архивные и печатные материалы, помогающие заполнить лакуны в нашем представлении о музыке в Москве в XIX веке; среди них особо значимы следующие:
- а) фрагменты дневника Е.В. Филатьевой, послужившие ценным источником для сведений о гастролях Гензельта, Тальберга, Листа, о концертном этикете того времени;
- б) письмо К. Лекена к Александру I, проливающее свет на некоторые детали существования Музыкальной академии 1800 года;
- в) переписка учредителей различных музыкальных обществ (в том числе нереализованных: Вспомогательное общество, Общество любителей музыки при Императорском Московском университете), с канцелярией генерал-губернатора, а также проекты их Уставов. Публикация Уставов всех московских музыкальных обществ XIX века, а также их компаративный анализ дает возможность проследить динамику и особенности музыкально-общественной жизни города;
- г) прошения учредителей Общества любителей музыкального и драматического искусств, поддержанные великим князем Николаем Николаевичем старшим, проясняющие обстоятельства создания Московского филармонического общества;
- д) прошения о разрешении на концерт (в том числе братьев Рубинштейнов, Л. фон Мейера, А. Гензельта) и предписания Дирекции императорских театров артистам, желающим давать концерты, которые уточняют процедуру организации концертов;
- е) ведомости сборов в пользу Воспитательного дома, показывающие степень доходности концерта, размер гонорара, а следовательно, популярности того или иного исполнителя;
- ж) личные дела ныне забытых музыкантов и музыкально-общественных деятелей (импресарио Ф. Трньяк, Н.М. Каждан; пианисты Л. Онноре, Э. Вивьен, Б.А. Ульяницкий, М.И. Унтилова-Сараджева, А.А. Лаврова-Буховцева и др.).
1. Шабшаевич Е.М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отра жение в концертной фортепианной практике. М.: Композитор, 2011. 37,5 п. л.
Публикации в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
2. Шабшаевич Е.М. К истории русского фортепианного концерта XIX века // Музыковедение. 2008. № 3. С. 15–22. 0,5 п. л.
3.Шабшаевич Е.М. О музыкальных вечерах учащихся Московской консерватории последней трети XIX — начала XX века // Музыковедение. 2009. № 5. С. 16–21. 0,5 п. л.
4.Шабшаевич Е.М. О музыке на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве // Музыкальная академия. 2009. № 4. С. 147–154. 1 п. л.
5.Шабшаевич Е.М. «Дней Александровых прекрасное начало…» // Музыкальная жизнь. 2009. № 4. С. 42–44. 0,5 п. л.
6. Шабшаевич Е.М. От Рубинштейна к Сафонову. Репертуар фортепианных классов Московской консерватории в зеркале концертов ее учеников // Музыковедение. 2009. № 12. С. 2–7. 0,5 п. л.
7. Шабшаевич Е.М. Московская концертная жизнь XIX века под сенью закона // ПОИСК (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). 2011. № 1 (30). С. 64–73. 0,5 п. л.
8.Шабшаевич Е.М. Дирекция императорских театров и московская концертная жизнь XIX века // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1 (8). С. 39–42. 0,5 п. л.
9.Шабшаевич Е.М. Артистический кружок в музыкальной жизни Москвы // Музыка и время. 2010. № 9. С. 9–12. 0,5 п. л.
10.Шабшаевич Е.М. Московское отделение Русского музыкального общества и Московское филармоническое общество: история соперничества в зеркале печати XIX века // Музыка и время. 2010. № 7. С. 11–15. 0,5 п. л.
11.Шабшаевич Е.М. Московская гастроль Листа // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 14–39. 1 п. л.
12.Шабшаевич Е.М. Благотворительные концерты с участием пианистов в Москве во второй половине XIX века // Музыкальная академия. 2012. №1. С. 120–128. 0,8 п.л.
13.Шабшаевич Е.М. Претворение программности в миниатюрах отечественных пианистов-композиторов XIX века // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1 (10). С. 115–120. 0,5 п. л.
Научные статьи:
14. Шабшаевич Е.М. Из истории фортепианной педагогики в России // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. М.: Московская консерватория имени П.И. Чайковского, 1993. С. 25–42. (Научные труды Московской консерватории имени П.И. Чайковского; сб. 3). 0,5 п. л.
15.Шабшаевич Е.М. У истоков фортепианной сонаты в России. Рукопись депонирована в НИО Информкультура Российской гос. б-ки 6.06.95. № 2961. — 26 с.
16.Шабшаевич Е.М. «Песни без слов» Мендельсона и русская фортепианная культура первой половины XIX века // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: сб. науч. трудов / сост. Г.И. Ганзбург. Харьков, 1995. С. 33–44.
17.Шабшаевич Е.М. Немецкие пианисты и композиторы в России конца XVIII — первой половины XIX века // Немецкие музыканты в России конца XVIII — первой половины XIX века. М.: Изд-во ДЕКА-ВС, 2005. С. 291–326. 2 п. л.
18. Шабшаевич Е.М. О Музыкальной академии Карла Лекеня // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. 1. Сб. статей, материалов, писем и воспоминаний. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 283–295. 0,5 п. л.
19.Шабшаевич Е.М. Концертные пьесы для фортепиано глинкинской эпохи // М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: материалы научных конференций: в 2-х тт. /Московская консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; отв. ред. Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина. Т. 2. М.: Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского, 2006. С. 261–274. 0,75 п. л.
20.Шабшаевич Е.М. Армянский эпизод в концертной жизни Москвы XIX века // Диалог культур: армяно-российские культурные связи (история и современность): Материалы Второй международной конференции / Гюмрийский филиал ЕГК. Гюмри, 2010. С. 52–65. 0,5 п. л.
21.Шабшаевич Е.М. Концертная деятельность в учебном процессе: из опыта Московской консерватории XIX века. // Вопросы музыкознания: Теория, история, методика: сб. науч. статей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. С. 97–108. 0,75 п. л.
22.Шабшаевич Е.М. Синтез искусств в концертной жизни Москвы XIX века // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сб. науч. статей. Вып. 3. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С. 82–90. 0,5 п. л.
23.Шабшаевич Е.М. Роль гендерного фактора в истории музыки (на примере пианисток XIX века) // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сб. науч. статей. Вып. 4. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С. 51–61. 0,5 п. л.
24.Шабшаевич Е.М. Н.Г. Рубинштейн и Московская Политехническая выставка 1872 года // Musicus. 2011. №3–4 (27–28). С. 43–47. 0, 6 п. л.
25.Шабшаевич Е.М. На пути к профессиональному союзу. Из истории общественного движения московских музыкантов // Содружество творцов и просветителей. К 150-летию Московского музыкального общества. М.: Композитор, 2012. С. 143–162. 0,75 п. л.