Научная тема: «ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
По специальности 08.00.05 - Экономика  и  управление народным хозяйством:

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами -  транспорт:

  1. Развитие предприятий транспорта в регионах недостаточно сбалансировано. Поэтому необходимо разработать структурную модель сбалансированного развития, позволяющую превратить стратегию в активный непрерывный процесс использования внутреннего потенциала РТК и поддержания его в состоянии, адекватном потребностям населения и хозяйствующих субъектов региона.
  2. Система представлений о сбалансированности деятельности транспортного комплекса не имеет четких теоретико-методологических основ и методики ее оценки. В связи с этим для определения сбалансированности развития РТК, целесообразно использовать три блока оценок: устойчивости (экономика, экология, общество), адаптивности (внешняя и внутренняя среда РТК) и пропорциональности (отраслевые, социально-экономические и территориальные пропорции), что дает возможность выявить тенденции периодического нарушения баланса в развитии РТК, связанные с недооценкой роли планирования, прогнозирования и регулирования комплекса параметров ее сбалансированности, негативно сказывающейся на качестве работы предприятий и затратах на восстановление их конкурентоспособного состояния.
  3. Проблемно-ориентированные взаимосвязи современных концепций стратегического и инновационного менеджмента управления организациями, регионом и транспортными комплексами предопределяют необходимость теоретико-методологического обоснования сложно структурированной инновационной сбалансированной стратегии  развития РТК, многоаспектно и гармонично сочетающей в себе решение проблем: отраслевого значения (проблемно-функциональные блоки, связанные с низкой эффективностью и качеством реализации операций организации), развития регионов (региональные  блоки проблем мезоуровневого характера - сложности функционирования транспорта округа, субъекта федерации, муниципальных образований) и стратегически значимых хозяйствующих субъектов (крупных транспортных предприятий территории ).
  4. Стратегический подход к обеспечению сбалансированной динамики транспортного мезокомплекса предполагает включение в систему управления им специального механизма сбалансированного развития, комплексное воздействие органов управления РТК на его хозяйствующие субъекты (объекты управления)  посредством проектно-программных инструментов, а также   системы мер регионального и муниципального уровня, направленных на активизацию определяющих сбалансированность РТК направлений развития с участием наиболее крупных, имеющих региональное значение транспортных организаций.
  5. Экономико-институциональные инструменты системного механизма сбалансированности обеспечивают восстановление нарушенных пропорций в структуре региональной экономики и эффективное взаимодействие ее хозяйствующих субъектов с предприятиями транспорта в стратегическом аспекте. Организационно-инструментальное обеспечение процесса формирования сбалансированной стратегии развития РТК и ее реализации в режиме реального времени должно быть построено на принципах опережающего менеджмента. Основным инструментом такого механизма РТК являются комплексные целевые программы  развития, которые в силу сетевого характера позволяют решить основную проблему сбалансированности - нахождение эффективных инструментов создания стратегического единства элементов региональной экономики. 
  6. Несостоятельность хозяйствующих субъектов РТК  и кризис неплатежей обусловлены отсутствием  цивилизованного транспортного рынка, защищающего экономические интересы как потребителей и производителей транспортных услуг. Поэтому целесообразно создание региональных транспортных бирж и саморегулирующихся транспортных ассоциаций (СРТА). Для сохранения сбалансированности развития РТК вначале необходимо информировать СРТА, которые обеспечат постепенное внедрение бир­жевых транспортных контрактов, учитывая сложив­шуюся тенденцию развития экономики страны и СКФО, поэтапно от разработки нормативной базы организации биржевых сделок и системы финансового обеспечения биржевой торговли и расчетов до создания целостной инфраструктуры - системы биржевой торговли ус­лугами транспортного комплекса.

Региональная экономика

  1. В большинстве субъектов СКФО ведущими факторами развития до сих пор остаются финансовая   помощь из федерального бюджета,     ликвидные     природные     ресурсы и т.д. Это соответствует формированию «эгоистичной» модели поведения территориального сообщества. Для задействования технологий и методов стратегического управления, реализации управленческого и кадрового потенциалов как источников сбалансированного развития необходимы новые подходы, механизмы и инструменты управления РСЭС.
  2.  Как известно,  методологической основой развития региональных социально-экономических систем служит концепция сбалансированной динамики РСЭС и  совокупность ее базовых категорий. Современные концепции и подходы к управлению  развитием РСЭС условно подразделяются на две группы:  первая представлена подходами с движущей силой развития в виде преобразования структуры системы управления (включая формирование программ, концепций и стратегий социально-экономического развития регионов, центров стратегического управления, инновационных механизмов устойчивого развития), вторая  опирается на изменения приоритетов в действующей системе (включая комплексный,  системный, функциональный, прогнозно-адаптивный, кластерный подходы и концепцию поиска баланса), что дает возможность формирования эффективной программы развития РСЭС.
  3. Сформулированы основные принципы на основе согласования развития  системы с законами диалектики управления сбалансированным развитием (РСЭС) (законами равновесия, законом смещения, законом противоположностей) и состоят  в РСЭС  открытой диссипативной (неравновесной) системе, стремящейся к поддержанию баланса, соблюдению равновесия между внешними и внутренними  составляющими, внутренней структурной сбалансированности экономики; целенаправленности обеспечения процессов устойчивого развития и реформирования экономики страны;  эффективности и разумного сочетания рыночных механизмов и программно-целевого регулирования органами власти. Следование этим принципам и есть концептуальная основа управления сбалансированным развитием РСЭС.
  4. Для выявления степени сбалансированности социально-экономического развития РСЭС необходимы критерии ее определения, которые можно разделить на: 1) критерии баланса системы в целом, включая положительную сукцессию, динамичное наращивание потенциала территории за счёт синергетического эффекта; 2) критерии управленческого воздействия на достижение системой и ее элементами баланса, в том числе мотивацию экономических агентов; гармонизацию целевых интересов субъектов РСЭС;  соответствие долгосрочных стратегических целей, среднесрочных тактических задач и краткосрочных оперативных заданий и адекватность методов, инструментов и мер их решения; эффективность распределения ресурсов РСЭС; 3) критерии экономического баланса РСЭС, куда входят встроенность подсистем РСЭС в механизм удовлетворения общественных потребностей,    экономическое равновесие элементов РСЭС и её подсистем,  соответствие объемов производимой продукции конкретной отрасли потребностям сопряженных с ней отраслей.
  5. Модель управления сбалансированным развитием РСЭС, построенная  согласно выработанной методологии управленческого воздействия на изменения в РСЭС, содержит субъект реализации совокупности элементов управленческого воздействия, главные инструменты воздействия (в зависимости от принятой системы управления) и объекты, реализующие принятые стратегические решения, основные критерии сбалансированного развития РСЭС и ключевой параметр, определяющий ее состояние как сбалансированное, если РСЭС, развиваясь,  своевременно преодолевает и не накапливает диспропорций, обеспечивая стабильный прирост реального национального дохода. Такая модель открывает возможности для принятия эффективных решений в условиях неопределенности с учетом социально-экономических, экологических, территориальных, политических и институциональных аспектов гармоничного функционирования региона.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Ханалиев, Г.И. Механизм сбалансированного развития транспортного комплекса [Текст]/ Г.И. Ханалиев. – Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула», 2012. – 170 с. – 10,0 п.л.

2.Ханалиев, Г.И. Сбалансированное развитие региональной социально-экономической системы[Текст]/ Г.И. Ханалиев. – Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула», 2011. – 256 с. – 13,73 п.л.

3.Ханалиев, Г.И. Инновационное развитие транспортного комплекса Юга России [Текст]/ Г.И. Ханалиев.// Особенности управления инновационным развитием социально-экономических систем в современных условиях: коллективная монография / под ред. проф. В.Н. Парахиной – Ставрополь: СевКавГТУ, ИИЦ «Фабула», 2011. – 256 с. – 13,73 / 0,42 п.л.

4.Ханалиев, Г.И. Развитие управления региональным транспортным комплексом в современных условиях[Текст] / В.Н. Парахина, Г.И. Ханалиев, А.А. Конов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – 201 с. – 7,5 / 2,5 п.л.

5.Ханалиев, Г.И. Особенности управления стратегическим развитием региональных транспортных комплексов [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Современные подходы к управлению стратегическим развитием организации: коллективная монография / под ред. проф. В.Н. Парахиной. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 216-224.– 14,18 / 0,5 п.л.

6.Ханалиев, Г.И. Система управления адаптацией предприятий автомобильного транспорта в современных условиях [Текст]/ Г.И. Ханалиев, А.Ч. Ионов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. – 192 с. – 11,75 п.л. / 5,87 п.л.

7.Ханалиев, Г.И. Оценка сбалансированности развития региональных социально-экономических систем юга Российской Федерации [Текст]/ Г.И. Ханалиев, В.Н. Парахина // Современные проблемы региональной экономики: монография. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.– c.65-75. –13,0/ 0,34 / 0,17 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

8.Ханалиев, Г.И. Управление адаптацией предприятий автомобильного транспорта в условиях нестабильности внешней среды [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007, Т. 5, № 2, часть 3.– 0,40 п.л.

9. Ханалиев, Г.И. Региональный маркетинг транспортных услуг [Текст] / Г.И. Ханалиев //Вестник университета. № 9. 2010. М.: ГУУ, 2010. – 0,50 п.л.

10.Ханалиев, Г.И. Оценка сбалансированности развития региональных социально-экономических систем юга РФ [Текст]/ Г.И. Ханалиев, А.В. Перов // Вестник АКСОР. -№ 5. 2010. – 0,52 / 0,26 п.л.

11.Ханалиев, Г.И. Стратегическое управление изменениями в региональных транспортных комплексах [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Вестник университета. № 15. 2010. М.: ГУУ, 2010. – 0,52 п.л.

12.Ханалиев, Г.И. Проблемы соответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития страны [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Terra economicus. -№ 4. −Том 8. 2010. М.: ЮФУ, 2010. – 0,37 п.л.

13.Ханалиев, Г.И. Развитие системы сбалансированного управления предприятием автомобильного транспорта в условиях изменяющейся экономической среды [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. - №3 (15). – 0,56 п.л.

14.Ханалиев, Г.И. Подходы к оценке уровня адаптации и сбалансированности развития предприятия [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Вестник ИДНК. − 2010. −№ 4.– 0,35 п.л.

15.Ханалиев, Г.И. Формирование механизма управления сбалансированным развитием транспортного комплекса [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Финансовая аналитика. 2011. № 15. – 0,70 п.л.

16.Ханалиев, Г.И. Концептуальные вопросы управления сбалансированным развитием регионов [Текст]/ В.Н. Парахина, Г.И. Ханалиев // Вестник СевКавГТУ. −2011. −№3. – 0,44 / 0,22 п.л.

17.Ханалиев, Г.И. Сбалансированное развитие региональных социально-экономических систем: ключевые позиции [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Вестник СевКавГТУ. −2011. − №3. – 0,49 п.л.

18.Ханалиев, Г.И. Критерии сбалансированного развития транспортного комплекса региона/ Г.И. Ханалиев // Вестник университета. № 10. 2011. М.: ГУУ, 2011. – 0,50 п.л.

19.Ханалиев, Г.И. Концепция использования программно-целевого управления для обеспечения сбалансированного развития регионального транспортного комплекса [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Terra economicus. № 2. Том 8. 2011. М.: ЮФУ, 2011. – 0,35 п.л.

20.Ханалиев, Г.И. Северо-Кавказский федеральный округ: проблемы сбалансированного развития [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Вестник АКСОР, № 2 (13), 2011. – 0,58 п.л.

21.Ханалиев, Г.И. Проблемы стратегического развития транспортного комплекса СКФО [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, №2(40), часть 2, Нальчик, 2011. – 0,46 п.л.

22.Ханалиев, Г.И. Модель управления сбалансированным развитием региона [Текст] / Г.И. Ханалиев // Вестник ИДНК, № 2, 2011. – 0,51 п.л.

23.Ханалиев, Г.И. Устойчивость, пропорциональность и адаптивность развития региональной системы [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Социально-экономические явления и процессы, № 8, 2011. – 0,44 п.л.

24.Ханалиев, Г.И. Моделирование сбалансированного развития транспортного комплекса [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Социально-экономические явления и процессы, № 3, 2012. – 0,40 п.л.

Статьи в других научных изданиях

25.Ханалиев, Г.И. Степень эффективности адаптации автотранспортных предприятий [Текст]/ Г. И. Ханалиев, М. А. Геиев // Сев.-Кав. гос. техн. ун-т, Ставрополь, 2006. Деп. ВИНИТИ РАН, №544 - В2006. – 0,4 / 0,2 п.л.

26.Ханалиев, Г.И. От кризиса к устойчивому развитию [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Сев.-Кав. гос. техн. ун-т, Ставрополь, 2005. Деп. ВИНИТИ РАН, №1123 - В2005. – 0,4 п.л.

27.Ханалиев, Г.И. Адаптационный процесс автотранспортных предприятий [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Сев.-Кав. гос. техн. ун-т, Ставрополь, 2005. Деп. ВИНИТИ РАН, №1122 - В2005. – 0,3 п.л.

28.Ханалиев, Г.И. Оценка уровня адаптации предприятия [Эл.ресурс]/ Г.И. Ханалиев // CЭTC/ Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. Набережные Челны: КамПИ, 2006. №11(27).// http:www.kampi.ru/sets. – 0,4 п.л.

29.Ханалиев, Г.И. Уровень адаптации предприятия как важнейший фактор конкурентоспособности и экономической безопасности [Текст]/ Г. И. Ханалиев, К. А. Парахин // Сб. трудов научно-практической конференции «Безопасность Ставрополья: гуманитарно-экономические проблемы». Ставрополь, 2006. – 0,15 / 0,07 п.л.

30.Ханалиев, Г.И. Повышение адаптационных возможностей автотранспортных предприятий [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Материалы Х1 научно-технической конференции «Вузовская наука –Северо-Кавказскому региону», Ставрополь, 2007. – 0,2 п.л.

31.Ханалиев, Г.И. Анализ сущности кризиса в транспортном комплексе [Текст] / Г.И. Ханалиев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Грозный, 2007. – 0,5 п.л.

32.Ханалиев, Г.И. Подвижность внешней среды предприятий в условиях рынка как основной фактор, определяющий необходимость их адаптации [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Материалы V Международного экологического фестиваля «Здоровье человеку и природе», Пятигорск, 2008. – 0,5 п.л.

33.Ханалиев, Г.И. Развитие и рациональное размещение АЗС в промышленном регионе [Текст]/ Г.И. Ханалиев, М.А. Геиев// Сборник трудов ГГНИ, выпуск 8. Грозный, 2008. – 0,4 / 0,2 п.л.

34.Ханалиев, Г.И. Организационно-экономическое управление процессами адаптации автотранспортных предприятий [Текст]/ Г. И. Ханалиев, М. А. Геиев // Сборник трудов ГГНИ, выпуск 8. Грозный, 2008. – 0,4/0,2 п.л.

35.Ханалиев, Г.И. Развитие методических подходов к оценке уровня адаптации предприятий транспорта [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Сборник трудов ГГНИ, выпуск 8. Грозный, 2008. – 0,5 п.л.

36.Ханалиев, Г.И. Механизм управления стратегическими изменениями в региональной социально-экономической системе [Текст]/ Г. И. Ханалиев, В.Н. Парахина // Приоритеты и пути развития теории и практики управления социально-экономическими системами в современной России / Сборник научных трудов кафедры менеджмента СевКавГТУ, под ред. профессора В.Н. Парахиной. – Ставрополь: Издательство «Графа», 2009. – 0,26 /0,13 п.л.

37.Ханалиев, Г.И. Тенденции структурных изменений в экономике РФ и ее транспортном комплексе [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Приоритеты и пути развития теории и практики управления социально-экономическими системами в современной России / Сборник научных трудов кафедры менеджмента СевКавГТУ, под ред. профессора В.Н. Парахиной. – Ставрополь: Издательство «Графа», 2009. – 0,26 п.л.

38.Ханалиев, Г.И. Механизм управления стратегическим развитием региональной социально-экономической системы как совокупности отраслевых и функциональных комплексов [Текст] / В.Н. Парахина, Г.И. Ханалиев // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований -2010». Том 7. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2010. – 0,32 / 0,16 п.л.

39.Ханалиев, Г.И. Инновационность и сбалансированность в стратегическом управлении регионом [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2010». Том 17. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2010. – 0,18 п.л.

40.Ханалиев, Г.И. Сбалансированность бюджетов региональной системы [Текст]/ Г.И. Ханалиев, В.Н. Сизов // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2010». Том 17. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2010. – 0,26 / 0,13 п.л.

41.Ханалиев, Г.И. Подходы и принципы управления развитием региональных транспортных комплексов [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции / под ред. проф. Безруковой Т.Л. - М.: КноРус, 2010. – 0,3 п.л.

42.Ханалиев, Г.И. Исследование изменений транспортных потребностей в системе регионального маркетинга [Текст]/ В.Н. Парахина, Г.И. Ханалиев// Управление изменениями в социально-экономических системах. Сборник статей девятой международной научно-практической конференции/ Под ред. д.э.н., проф. В.П. Бочарова , д.э.н., проф. И.Е. Рисина, д.э.н., проф. Ю.И. Трещевского. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 0,26 / 0,13 п.л.

43.Ханалиев, Г.И. Оценка адаптации и сбалансированности развития транспортного предприятия [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их применение. Современное состояние и пути развития- 2010». Том 9. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2010. – 0,31 п.л.

44.Ханалиев, Г.И. Механизм проектного управления сбалансированным развитием транспортного комплекса региона [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и на транспорте-2010». Т. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2010. – 0,25 п.л.

45.Ханалиев, Г.И. Факторы социально-экономического развития Ставропольского края [Текст]/ Г.И. Ханалиев // Материалы научно-практической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – 0,15 п.л.

46.Ханалиев, Г.И. Проблемы развития региональных социально-экономических систем юга РФ [Текст]/ Г.И. Ханалиев, В.Н. Парахина // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом». Ставрополь: Издательство «СевКавГТУ», 2010. – 0,2 / 0,1 п.л.

47.Ханалиев, Г.И. Методика оценки сбалансированности развития социально-экономических систем [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом». Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – 0,11 п.л.

48.Ханалиев, Г. И. Анализ направлений стратегического развития транспортной системы России и ее регионов [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Модернизационный потенциал российской экономики и общества / Материалы Международной научно-практической конференции; Институт Дружбы народов Кавказа. Ч.3.– Ставрополь: РИО ИДНК, 2011. – 0,2 п.л.

49.Ханалиев, Г. И. Сбалансированное управление развитием региональных отраслевых комплексов [Текст]/ Г. И. Ханалиев // Сборник материалов 2-й международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы» Монголия, Улан-Батор, 2011. – 0,2 п.л.

50.Ханалиев, Г.И. Роль инновационности и сбалансированности в обеспечении роста конкурентоспособности организации [Текст]/ Г.И. Ханалиев, Л.Н. Панькова //Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты: материалы Международной юбилейной научно-практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012. - М.: ВГЛТА, 2012. – 19,25 /0,18 / 0,09 п.л.