- Дано авторское понятие социально-значимой отрасли региональной экономики как совокупности организаций и учреждений и выделен ряд признаков, позволяющих характеризовать ее как экономическую категорию, субъект экономики, для которой характерно производство и предоставление имеющих высокую социальную значимость услуг населению, на территории конкретного региона, характер оказания которых предусматривает их обязательное государственное регулирование.
- Введено понятие «зоны ближайшего развития» региональной экономики с учетом временного континиума, предусматривающее формирование комплекса текущих показателей развития конкретного региона и проецирование перспектив его развития с позиций их актуализации.
- Предложен авторский подход к формированию государственной региональной политики в рамках регулирования социально-значимых отраслей региональной экономики, основанный на изменении парадигмы развития социальной сферы региона с преобладающего предоставления государственных социальных услуг на комплексное регулирование системы государственно-частного партнерства.
- Выявлены особенности социально-значимых отраслей в сфере услуг региональной экономики и проведено ранжирование значимости данных отраслей в экономиках различных регионов на основе оценки их вклада в валовой региональный продукт.
- Доказана неэффективность современного управления государственной собственностью и в целях повышения эффективности управления предложен методический подход к оценке вероятных последствий корректировки отношений собственности на региональном уровне и разработана система управления рисками при изменении формы собственности организаций и учреждений субъектов РФ.
- Дана оценка системообразующего влияния государственной формы собственности на основные фонды в социально-значимых отраслях региональной экономики, а также роль воздействия трансформации отношений собственности на развитие социальной сферы региона.
- Доказана необходимость обоснованного использования в управлении иррациональных факторов в формировании спроса и предложения услуг социально-значимых отраслей региональной экономики, носящих особый характер в связи со спецификой складывающихся отношений, в условиях инновационного развития и экономической депрессии.
- Предложен комплекс мероприятий, расширяющих социальную направленность государственной политики в регионах, основанных на усилении регулирования социально-значимых отраслей с одновременным уменьшением доли государственных организаций и учреждений в социально-значимых сферах.
- Предложен алгоритм выявления и количественной оценки факторов, влияющих на эффективность деятельности государственных корпораций в регионах, включающий использование многоэтапной процедуры формирования системы показателей по основным направлениям обеспечения экономической стабильности региона и разработку модели оценки эффективности деятельности государственных корпораций, применение которых дает возможность измерить вклад исследуемых факторов в развитие экономики региона.
- Разработана методология государственного контроля и внутреннего аудита с целью совершенствования финансово-бюджетных отношений в социально-значимых отраслях региональной экономики, позволяющая выявить закономерности и проблемные звенья социально-экономического развития и разработать мероприятия по их устранению с обеспечением эффективности функционирования предложенной модели системы внутреннего аудита в государственных корпорациях и соответствующего контроля использования инвестиций.
- Предложена методология адаптивного государственного регулирования различных отраслей региональной экономики с учетом социальной значимости отрасли, институциональных условий и особенностей государственного регулирующего воздействия, сложившихся в конкретном регионе, предполагающая концентрацию ресурсов, создание институциональных, правовых, финансово-экономических и организационных предпосылок для развития региона, которые должны стать основными составляющими концепции устойчивого развития и модернизации хозяйственного комплекса регионов России.
1.Смирнов В.М. Государство и регионы: механизм управления государственным сектором экономики региона в условиях рыночной трансформации. Монография. М., «Дашков и К», 2007. - 9,5 п.л.
2.Смирнов В.М. Государственные корпорации в региональной экономике. М., ВГНА, Минфина России, 2010. – 13,6 п.л.
3.Смирнов В.М. Государственное регулирование социально-значимых отраслей экономики регионов России. Монографии. М., 2012. – 20,1 п.л.
4.Смирнов В.М. Государство в региональной экономике России. Раздел в коллективной монографии: Экономика. Управление. Финансы. Инвестиции. / Под общей редакцией А.П. Балакиной. М., 2007. – 20,4 п.л. (в том числе л.авт. – 4,8 п.л.).
5.Смирнов В.М., Винник К.С. Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в России. Монография. М., ВГНА, 2008. – 6,2 п.л. (в том числе л.авт. – 3,1).
6.Смирнов В.М., Годин А.М. Брендинг, его сущность и перспективы развития. М., ВГНА, 2009. – 8,0 п.л. (в том числе л.авт. – 4,0 п.л.).
7.Смирнов В.М. Развитие механизма финансирования технологических инноваций в России. Раздел в коллективной монографии: Теоретические и методологические проблемы формирования финансово-бюджетной системы в новых экономических условиях. / Под общ.ред. А.П. Балакиной. М., 2011. – 28,9 п.л. (в том числе л.авт. – 1,2 п.л.).
8.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Аносова Л.А. и др. Образование Экономика. Финансы. Модернизация. / Коллективная монография под общей редакцией А.П. Балакиной. М., 2009. – 70,6 п.л. (в том числе л.авт. – 5,4 п.л.).
9.Смирнов В.М. Эффективное управление экономическими стимулами в системе образования в России с учетом иррациональных аспектов. Раздел в коллективной монографии: Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем. / Под ред. С.Н. Силвестрова, И.Н. Рыковой. М., 2011. – 18,25 п.л. (в том числе л.авт. – 0,9 п.л.).
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
10.Смирнов В.М. Антикризисное управление государственной собственностью региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 6. – 0,5 п.л.
11.Смирнов В.М. Государственные структуры в управлении национальными экономическими системами // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 18(42) – 2010. – 1,2 п.л.
12.Смирнов В.М. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля на базовых предприятиях государственного сектора экономики // Экономика. Налоги. Право. № 2. 2011. – 1,0 п.л.
13.Смирнов В.М. Структурные аспекты проведения политики в сфере государственного регулирования предпринимательства в современной России // Региональные проблемы преобразования экономики. № 1(27). 2011 – 0,5 п.л.
14.Смирнов В.М. Иррациональные аспекты и базовые стимулы в экономике российского образования // Экономика. Налоги. Право. № 3. 2011. – 0,9 п.л.
15.Смирнов В.М. Проблема стимулов в современной экономической науке // Экономика. Налоги. Право. № 4. 2011. – 0,8 п.л.
16.Смирнов В.М. Системные закономерности и ошибки учета государственной помощи в российских и международных стандартах финансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 6 – 1,0 п.л.
17.Смирнов В.М. Принципы реализации государственной региональной политики в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. № 5. 2011. -0,8 п.л.
18.Смирнов В.М. Государственная региональная политика в современных условиях и социально-экономическая динамика развития регионов // Бизнес в законе. № 6. 2011. – 0,8 п.л.
19.Смирнов В.М. Разработка и оценка зоны ближайшего развития регионов Российской Федерации как инструмента региональных экономических исследований // Экономика. Налоги. Право. № 1. 2012. – 0,8 п.л.
20.Смирнов В.М. Структурный анализ потенциала социально-значимых отраслей (по материалам федеральных округов Российской Федерации) // Экономика. Налоги. Право. № 4. 2012. – 0,5 п.л.
21.Смирнов В.М., Винник К.С. Вопросы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России: итоги кризиса на алкогольном рынке в 2006 году // Вестник самарского государственного экономического университета. 2007. № 1 (27). – 0,6 п.л. (в том числе л.авт – 0,3 п.л.).
22.Смирнов В.М., Годин А.М. Типы коллективных брендов, существующих в странах развитой рыночной экономикой // Экономический анализ. № 19. 2009. – 1,0 п.л. (в том числе л.авт – 0,5 п.л.).
23.Смирнов В.М., Хажаев И.Г. Особенности создания и функционирования государственных корпораций в России // Региональная экономика. № 18. 2009. – 0,6 п.л. (в том числе л.авт – 0,3 п.л.).
24.Смирнов В.М., Попков С.Ю. Социально-экономические аспекты демографического бума в России: долгосрочные последствия сокращения численности работоспособного населения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16. – 0,6 п.л. (в том числе л.авт – 0,3 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках работ:
25.Смирнов В.М. Территории инновационного развития – типы и проблемы идентификации // Инновационный прорыв в развитии России и регионов. Материалы международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2006 года. М., 2007. - 0,4 п.л.
26.Смирнов В.М. Региональная экономика как объект государственного регулирования // Государственное регулирование экономики и безопасность бизнеса. Материалы межвузовской конференции 19-20 декабря 2003 г. М.,2004. – 0,3 п.л.
27.Смирнов В.М. Экономическое и политическое районирование в условиях институциональной трансформации федеративного устройства России // Государственное регулирование экономики на региональном уровне. Материалы региональной научно-практической межвузовской конференции. М.,2004. – 0,6 п.л.
28.Смирнов В.М. Административно-территориальное устройство России и региональный уровень государственного регулирования экономики // Вестник налоговой академии.№3 (11). 2004. – 0,6 п.л.
29.Смирнов В.М. Регион как объект синергетического исследования // Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления. Материалы III международного научно-практического семинара (5-7 декабря 2004 г.). М., 2005. – 0,2 п.л.
30.Смирнов В.М. Государственное унитарное предприятие в системе государственной собственности в РФ // Совершенствование предпринимательской деятельности и её правового обеспечения. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов. Выпуск 4. М., 2005. – 0,4 п.л.
31.Смирнов В.М. Кейнсианский и монетаристский подходы в современной теории налогов // Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2006. – 0,4 п.л.
32.Смирнов В.М. Налоговая политика государства в концепции теории экономики переложения // Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2006. – 0,2 п.л.
33.Смирнов В.М. Инновационное развитие территорий: зарубежный опыт // Экономика, финансы, право и управление: национальный и международный аспекты. Сборник научных трудов ВГНА Минфина России.М., 2006. 0,9 п.л.
34.Смирнов В.М. Современный опыт акцизного налогообложения алкогольной продукции в странах Европейского союза // Россия и ВТО: проблемы и перспективы. Сборник материалов Международной межвузовской научно-практической конференции 27-28 ноября 2007 года. М., ВГНА, 2008. – 0,5 п.л.
35.Смирнов В.М., Годин А.М. Особенности России в отношении регистрации коллективного знака и наименования мест происхождения товаров // Экономика. Налоги. Право. № 1. 2009. – 1,2 п.л. (в том числе л.авт. – 0,6 п.л.).
36.Смирнов В.М., Хажаев И.Г. Государственная собственность как категория управления развитием социально-экономических систем // Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией. Сборник материалов XI Международной межвузовской научно-практической конференции. М., 2010. - 0,5 п.л. (в том числе л.авт. - 0,2 п.л.).
37.Смирнов В.М. Формирование системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в России // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем. Вып. 43. СПб., 2010. – 2,2 п.л.
38.Смирнов В.М. Стратегия формирования крупного хозяйствующего субъекта на региональном уровне. // Стратегия развития экономики РФ и проблемы национальной безопасности. XIII Международная межвузовская научно-практическая конференция 24-25 ноября 2011 года. М.,2012. – 0,5 п.л.
Учебные комплексы:
39.Смирнов В.М., Лапина М.А., Воробьева Л.В. и др. Государственное управление. М., ВГНА, 2008. – 4,5 п.л. (в том числе л.авт. – 0,3 п.л.).
40.Смирнов В.М., Шмакова А.В., Осокина И.В. и др. Государственная служба Российской Федерации. М., ВГНА, 2008. – 4,6 п.л. (в том числе л.авт. – 0,3 п.л.).
41.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Привалов С.А. и др. Государственная служба Российской Федерации. М., ВГНА, 2008. – 4,1 п.л. (в том числе л.авт. – 0,4 п.л.).
42.Смирнов В.М., Демидов С.Р., Осокина И.В. и др. Налоги и налогообложение. М., ВГНА, 2008. – 2,8 п.л. (в том числе л.авт. – 0,2 п.л.).
43.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Осокина И.В. и др. Организационная и правовая основы противодействия коррупции. М., ВГНА, 2008. – 4,5 п.л. (в том числе л.авт. – 0,3 п.л.).
44.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Богданкевич Е.В. и др. Камеральные проверки. М., Финпол, 2009. – 17,6 п.л. (в том числе л.авт. – 3,4 п.л.).
45.Смирнов В.М., Осокина И.В., Демидов С.Р. и др. Выездные проверки. М., Финпол, 2009. – 15,22 п.л. (в том числе л.авт. – 3,1 п.л.).
46.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Осокина И.В. и др. Учет, анализ и прогнозирование налоговых поступлений. М., Финпол, 2009. – 13,7 п.л. (в том числе л.авт. – 2,8 п.л.).
47.Смирнов В.М., Мороз В.В., Богданкевич Е.В. и др. Совершенствование налогового администрирования. М., Финпол, 2009. – 16,5 п.л. (в том числе л.авт. – 1,2 п.л.).
48.Смирнов В.М., Аносова Л.С., Осокина И.В. и др. Совершенствование контроля налогообложения юридических лиц. М., Финпол, 2009. – 15,08 п.л. (в том числе л.авт. – 2,3 п.л.).
49.Смирнов В.М., Скрыпник Н.В., Попков С.Ю. и др. Совершенствование контроля налогообложения физических лиц. М., Финпол, 2009. – 17,46 п.л. (в том числе л.авт. – 3,8 п.л.).
50.Смирнов В.М., Мороз В.В., Мистинева Н.Ю. и др. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения. М., Финпол, 2009. – 16,43 п.л. (в том числе л.авт. – 2,9 п.л.).
51.Смирнов В.М., Микульская М.П., Рыкова И.Н. и др. Налогообложение кредитных организаций и валютный контроль ВЭД. М., Финпол, 2009. – 19,32 п.л. (в том числе л.авт. – 3,5 п.л.).
52.Смирнов В.М., Бабленкова И.И., Осокина И.В. и др. Урегулирование задолженности, взыскание недоимки и обеспечение процедур банкротства. М., Финпол, 2009. – 16,75 п.л. (в том числе л.авт. – 2,7 п.л.).
53.Смирнов В.М., Стрюкова И.О., Куракин А.В. и др. Антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления. М., ВГНА, 2010. – 6,4 п.л. (в том числе л.авт. – 1,5 п.л.).
54.Смирнов В.М., Супроткина В.И., Смирнова Н.В. и др. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М., Дашков и К, 2010. – 22,0 п.л. (в том числе л.авт. – 1,0 п.л.).
55.Смирнов В.М., Золотарева И.Л., Попков С.Ю. и др. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков. М., Дашков и К, 2010. – 22,25 п.л. (в том числе л.авт. – 2,5 п.л.).
56.Смирнов В.М., Демидов С.Р., Осипова О.С. и др. Юридическое сопровождение налогового администрирования. М., Дашков и К, 2010. – 11,02 п.л. (в том числе л.авт. – 0,8 п.л.).
57.Смирнов В.М., Ручкина Г.Ф., Барков А.В. и др. Лицензирование и контроль в сфере игорного бизнеса. М., Дашков и К, 2010. – 24,9 п.л. (в том числе л.авт. – 1,9 п.л.).
58.Смирнов В.М., Скрыпник Н.В., Попков С.Ю. и др. Налогообложение физических лиц. М., Дашков и К, 2010. – 20,0 п.л. (в том числе л.авт. – 1,2 п.л.).
59.Смирнов В.М., Демидов С.Р., Осипова О.С. и др. Налогообложение юридических лиц. М., Дашков и К, 2010. – 18,4 п.л. (в том числе л.авт. – 3,4 п.л.).
60.Смирнов В.М., Демидов С.Р., Осипова О.С. и др. Налогообложение кредитных организаций и валютный контроль ВЭД. М., Дашков и К, 2010. – 25,5 п.л. (в том числе л.авт. – 1,3 п.л.).
61.Смирнов В.М., Золотарева И.Л., Клименко Ю.С. и др. Организация работы с налогоплательщиками. М., Дашков и К, 2010. – 19,6 п.л. (в том числе л.авт. – 1,7 п.л.).
62.Смирнов В.М., Гавриленко Д.В., Луковцева А.К. и др. Изучение вопросов недропользования с целью повышения качества налогового администрирования. М., Дашков и К, 2010. – 15,5 п.л. (в том числе л.авт. – 1,1 п.л.).
63.Смирнов В.М., Бертовский Л.В., Колобкова Л.В. и др. М., Организация работы следственного органа по расследованию налоговых преступлений и процессуальный контроль. Дашков и К, 2010. – 25,2 п.л. (в том числе л.авт. – 3,3 п.л.).