- Реформы в сфере образования являются феноменом общественного развития, продуцированным «вызовами» социума, истории и культуры человечества. Историко-педагогические основы реформ в системе российского образования базируются на понятии образования как области культуры, в целостном ее понимании, предполагающее комплексное изучение различных ее областей, характеризующих отдельные стороны процесса общественного развития. В каждом историческом периоде развития образования можно выделить собственную реформообразующую доминанту;
- Первым этапом в становлении и развитии реформ системы образования выделяется период Древней Руси. Образование развивалось в рамках религиозной парадигмы образовательной деятельности, этот период наиболее сложный и противоречивый в рамках историко-педагогического исследования. Пути развития образования в нашей стране определились историческим развитием самой страны. Русская методическая мысль развивалась в тесной связи и под влиянием мирового просвещения.
- В силу религиозно-профессиональной направленности образования на Руси допетровского периода, то реформообразующая домината этого периода может быть определена как конфессиональная, поскольку с XIV - по XVI века в основном юго-западная Русь была центром учености, здесь были созданы Киевско-Могилянская академия и «братские» религиозные училища, которые назывались школами греческого, славянского, русского, латинского и польского письма.
- Характерной чертой русской школы петровского этапа - было обучение специалистов для профессиональных целей, как государственных, так и духовных. Вот почему правительство в области реформ в сфере образования ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ, поэтому реформообразующую доминанту этого периода следует определить как профессиональную;
- К началу 60-х гг. XVIII столетия в России сложились политические и социальные предпосылки для перехода к массовому, народному образованию. Идеологической базой образовательной реформы 80-х гг. XVIII века явилась концепция просвещенного абсолютизма, сформулированная на основе естественно-правовой теории. Созданная в результате образовательной реформы система народных училищ характеризовалась общедоступностью, общеобразовательным характером, практической направленностью, целью которой было воспитание полезных государству граждан - опоры самодержавного имперского государства. Образовательная реформа XVIII века в целом достигла своих целей, хотя по причинам местного характера в отдельных регионах России реализовалась не вполне эффективно.
- Реформообразующей доминантой развития образования XIX века являлась борьба за школу и просвещение, между государством и общественностью, борьба за и против идей, которые несло с собой образование, борьба за использование силы образования, которую государственная власть могла бы употребить на служение своим целям.
- Политическое, культурное, экономическое развитие России на рубеже ХIХ - ХХ веков изменило по преимуществу сословный характер отечественного образования в сторону всесословности. Образование впитало в себя влияние социокультурных факторов, таких как патриотические изменения в общественном сознании деятельность российского феминизма, оживление умственных «сил» и влияние ценностей культуры «серебряного века». Развитие образования как всесословного и открытого происходит на рубеже веков в результате соединения усилий новой политики правительства, деятельности общественно - педагогического движения и развития проблем образования теоретиками «новой русской педагогики».
- Выявлено, что реформообразующей доминантой развития образования рубежа XIX-XX веков являлось усиление общественной инициативы, влияние общественного мнения на разработку программы народной школы и ее осуществления. Бюрократический строй школы, с ее религиозно-монархическими тенденциями, уступает место строю, основанному на все более широком участии общественной инициативы, с тенденциями светскими и демократическими.
- Система образования в начале ХХ века интегрирует эти факторы развития, которые взаимодополняют и обогащают друг друга. Правительство, научная общественность и частная инициатива в подходах к образованию декларировали различные по содержанию цели: политические и цивилизационные. По отношению к образованию государство осуществляло регулятивную надзорно-контролирующую функцию, а также функцию частичного финансирования; общественность выполняла функции инициирования, организации, научного обоснования и преимущественного финансирования школ и учреждений.
- Становление образования в XX-XXI веках, а также организаций, которые осуществляли реформаторскую деятельность в развитии образования, имело устойчивую тенденцию исторического развития в системе образования, обусловленную комплексом выявленных и проанализированных в исследовании социокультурных и историко-педагогических факторов: социальных, экономических и других.
1.Хабеев, Т.Н. Дискуссия о национальном сознании в истории отечественной педагогики на рубеже ХIХ-ХХ веков / Т.Н. Хабеев // Педагогика. - 2012 .- №4. – 0,6 п.л.
2.Хабеев, Т.Н. Специфика и современные проблемы национальной педагогики как гуманитарной науки / Т.Н. Хабеев // Современное право. – 2012. - №4. – 0,5 п.л.
3.Хабеев, Т.Н. Процесс становление русской школы как начальный этап развития отечественной национальной идеи в педагогике / Т.Н. Хабеев, Ю.В. Филиппов // Приволжский научный журнал.- № 3. -2012. – 0,5 пл.
4.Хабеев, Т.Н. Генезис и трансформация русской школы как факторы становления национальной идеи в отечественной педагогике Нового времени
/ Т.Н. Хабеев // Педагогика.- 2012 .- №5. – 0,6 п.л.
5.Хабеев, Т.Н. Роль и значение реформы среднего образования в Российской империи по уставу 1828 г. / Т.Н. Хабеев // Современное право. – 2012. - №7. – 0,5 п.л.
6.Хабеев, Т.Н. Реформы в отечественном образовании в первой половине XIX-го века / Т.Н. Хабеев // Современное право. - 2012 . - №8. – 0,6 п.л.
7.Хабеев, Т.Н. Роль и значение государственной политики в реформировании отечественного образования во второй половине XIX- начале XX века / Т.Н. Хабеев // Современное право. – 2012. - № 9. – 0,5 п.л.
Статьи в прочих изданиях
8.Хабеев, Т.Н. Недостатки правового регулирования производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах / Т.Н. Хабеев // Право и жизнь. - 2005 - № 79 (2). - 0,9 п.л.
9.Хабеев, Т.Н. Проблемы правовой квалификации вины как условия привлечения к ответственности за налоговое правонарушение / Т.Н. Хабеев //Право и жизнь . - 2005. - № 80 (3). - 0,8 п.л.
10.Хабеев, Т.Н. Проблемы определения понятия налогового правонарушения и его правового регулирования / Т.Н. Хабеев // Право и жизнь. - 2005. - № 81 (4).- 1,2 п.л.
11.Хабеев, Т.Н. Спорные вопросы практики применения законодательства, устанавливающего ответственность за налоговое правонарушение / Т.Н. Хабеев // Сборник научных работ Международной академии предпринимательства МАП. - 2006. - Вып. 3. - 0,8 п.л.
12.Хабеев, Т.Н. Сфера налоговых правонарушений как основания применения мер государственного принуждения / Т.Н. Хабеев // Сборник научных работ Международной академии предпринимательства МАП. – 2007. - Вып. 2. - 1,1 п.л.
13.Хабеев, Т.Н. Проблемы нормативного закрепления оснований и условий возбуждения дел о налоговых правонарушениях / Т.Н. Хабеев //Сборник научных работ Международной академии предпринимательства МАП. - 2008. - Вып. 1. - 1,2 п.л.
14.Хабеев, Т.Н. Национальная идея в отечественной педагогической мысли XIX – начала XX вв./ Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации, 2009.- № 1. [Электронный ресурс - http://paedagogia.ru/2009/74-01/148-habeev ] - 1,1 п.л.
15.Хабеев, Т.Н. Национальная идея в отечественной педагогической мысли XIX- начала XX вв. / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации. – 2009. - №1.- [Электронный ресурс http://www.paedagogia.ru/2010/43-06/100-habeev]. - 0,7 п.л.
16.Хабеев, Т.Н. Целевой капитал некоммерческих организаций: понятие, юридическое содержание и экономическая эффективность / Т.Н. Хабеев // Образование и право. - 2009. - № 10(2) - 0,8 п.л.
17.Хабеев, Т.Н. Эндаумент и образовательное учреждение: первые российские опыты / Т.Н. Хабеев // Образование и право. – 2009 - № 11(3.) - 0,4 п.л.
18.Хабеев, Т.Н. Целевой капитал образовательной организации: зарубежный опыт / Т.Н. Хабеев //Образование и право . - 2009. - № 12(4). - 0,4 п.л.
19.Хабеев, Т.Н. Проблемы юридической ответственности образовательного учреждения общего образования за неисполнение требований ФГОС/ Т.Н. Хабеев // Образование и право. - 2010 - № 1(14). - 0,4 п.л.
20.Хабеев, Т.Н. Юридическая ответственность образовательного учреждения общего образования за неисполнение требований ФГОС / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации, 2010, № 1, [Электронный ресурс - http://www.paedagogia.ru/2010/38-01/63-habeev] 1,1 п.л.
21.Хабеев, Т.Н. Зарубежный опыт использования целевого капитала образовательной организации / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации. -2010.- № 8. [Электронный ресурс - http://paedagogia.ru/2010/45-08/75-habeev] - 0,6 п.л.
22.Хабеев, Т.Н. Опыт использования эндаумента в российских образовательных учреждениях / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации . - 2010 . - № 6. - [Электронный ресурс http://www.paedagogia.ru/2010/43-06/100-habeev]. - 0,7 п.л.
23.Хабеев, Т.Н. Правовой статус участников образовательного процесса: обучающихся (на примере студентов-юристов) / Т.Н.Хабеев // Образование и право. – 2010. - № 1(14). - 0,9 п.л.
24.Хабеев, Т.Н. Образовательный термин как носитель специальной информации / Т.Н.Хабеев // Образование и право. - 2011 . - № 2(18). - 1,5 п.л.
25.Хабеев, Т.Н. Формирование национальной идеи в русской педагогической системе / Т.Н. Хабеев // Проблемы современного образования. - 2011. - №6.-[ Электронный ресурс – http:// www. pmedu.ru# 2011-6 ]
26.Хабеев, Т.Н. Проблемы генезиса этнопедагогики в системе этносоциума / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации. – 2011. - №10.- [Электронный ресурс http://www.paedagogia.ru/2010/43-06/100-habeev]. - 0,5 п.л.
27.Хабеев, Т.Н. Поликультурное образование как реализация национальной идеи в отечественной педагогике / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации. – 2011. - №11.- [Электронный ресурс http://www.paedagogia.ru/2010/43-06/100-habeev]. - 0,5 п.л.
28.Хабеев, Т.Н. Специфика становления отечественной педагогики в контексте особенностей этнической истории русского народа / Т.Н. Хабеев // Журнал научно-педагогической информации. – 2011. - №12.- [Электронный ресурс http://www.paedagogia.ru/2010/43-06/100-habeev]. - 0,6 п.л.
Учебно-методические работы
29.Хабеев, Т.Н. Правоведение. Учебное пособие / Т.Н.Хабеев. - М.: МАП, 2007. - 8,0 п.л. (в соавтр. с Усановым В.Е.)
30.Хабеев, Т.Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие / Т.Н.Хабеев.- М.: МАП, 2007. - 1,5 п.л. (в соавтр. с Усановым В.Е.)
31.Хабеев, Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие/ Т.Н.Хабеев.- М.: изд. Элит, 2007. - 16,0 п.л. ( в соавтр.с Усановым В.Е.).
Монография
32.Хабеев, Т.Н. Фактор влияния национальной идеи на развитие отечественной педагогики. Монография / Т.Н. Хабеев. – Н. Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2011. – 15, 3 п.л.