- В дореволюционный период государственная образовательная политика осуществлялась разными путями. Царская администрация, руководствовавшаяся в своей культурно-просветительской деятельности интересами русификаторской политики, поощряло христианское миссионерство. Не только в Калмыкии, но и в других национальных районах Поволжья, внедрялась педагогическая система Н.И. Ильминского. Помимо Астраханского калмыцкого училища по инициативе министерства народного просвещения и при опоре на местные силы было учреждено ещё пять «инородческих учительских учреждений» в Казанском и Оренбургском округах: Казанская учительская семинария, Симбирская центральная чувашская школа (во главе со знаменитым просветителем чувашского народа И.Я. Яковлевым), Бирская инородческая учительская школа, Казанская крещёно-татарская школа и Уфимская школа. Значительную роль в деле просвещения национальных меньшинств сыграли просветители, представители русской и национальной интеллигенции (в Калмыкии - А.М. Позднеев, Т.Д. Юркова, Х.Б. Кануков; в Татарии - Ш. Марджани, Каюм Насыри, Г. Баруди, Г. Махмудов, И. Хальфин; Мордовии - М.Е. Евсевьев, В.Хохряков, И.Н. Ульянов; Чувашии - И.Я. Яковлев; в Марийском крае - В.М. Васильев, Г.Эвайн; в Удмуртии - К.А. Андреев, Т.Борисов, И.С. Михеев и т.д.). Они хорошо понимали нужды своего народа, его стремление к знаниям и всеми доступными им средствами и мерами поддерживали это стремление.
- После 1917 г. государство приступило к созданию новой системы народного образования. Основные направления государственной политики в сфере школьного образования России имели четкий и жесткий характер: идеологический приоритет; классовый подход; «директивное» (сверху) планирование и административно-командный способ проведения преобразований. К 1920 г. эта система полностью сложилась, прошла проверку в центральных районах страны и в качестве руководящей модели была перенесена и в Калмыкию.
- В 30-е годы ХХ века одним из важнейших условий поступательного развития страны стала ликвидация неграмотности среди детей и взрослого населения. Власти впервые разработали государственную программу преодоления массовой неграмотности и развернули широкое общественное движение по ее реализации. Автор полагает, что ликбез поднял уровень элементарной культуры взрослого населения, хотя при этом допускались серьезные просчеты и нерациональное расходование ресурсов.
- Государственная политика в области подготовки кадров состояла в планомерном увеличении их численности и повышении квалификации. В Калмыкии сложилась система педагогического образования, включавшая в себя педагогический техникум, учительский институт, педагогический институт, университет с педагогическими факультетами. Она способствовала формированию национальной интеллигенции, улучшению школьного образования. Высшее педагогическое учебное заведение в довоенный период находилось вне её административной территории.
- Политикой государства в содержании образования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлось воспитание патриотизма. Основная задача по сохранению сети школ в период Великой Отечественной войны, снижению отсева учащихся, проведению в жизнь закона о всеобщем обучении общими усилиями народа была решена.
- В советский период происходила реформа школы и дальнейшее совершенствование системы школьного образования. В то же время в развитии советской школы имелись негативные тенденции. Их накоплению способствовали «остаточный принцип» финансирования со стороны государства, идеологизация учебного процесса, перегруженность учебных предметов. Реформы школьного дела основывались на принципах общедоступности и демократизации, связи школы с жизнью, с политикой Коммунистической партии, проводились под непосредственным контролем КПСС и осуществлялись с целью преодоления имевшихся недостатков в обучении, демократизации школьной системы.
- Проблема развития национальных школ России, в том числе в Калмыкии и в республиках Поволжья, имеет свою непростую историю. В 1920-30-е гг. государственная политика шла по пути поддержки развития национальной школы. В 1950-80-е гг. в условиях приоритетного развития русского языка происходит смена парадигмы национальной школы. В 1990-е годы в условиях реформирования общества органами государственной власти были поставлены задачи возрождения национальной системы образования.
1.Сартикова, Е.В. «Факторы выживания» малочисленных народов / Е.В. Сартикова // Азия и Африка сегодня. – 2004. - № 11. – С. 15 (0,3 п.л.).
2.Сартикова, Е.В. Подготовка кадров высшей квалификации в Калмыкии (20-30-е годы ХХ в.) / Е.В. Сартикова // Научная мысль Кавказа. – 2006. - № 3. – С. 62-68 (0,8 п.л.).
3.Сартикова, Е.В. Кампании по ликвидации неграмотности калмыцкого народа и их результаты / Е.В. Сартикова // Культурная жизнь юга России. – 2008. - № 4. – С. 71-76 (0,7 п.л.).
4.Сартикова, Е.В. Осуществление всеобщего среднего образования: задачи и проблемы (1965–1975 гг.) / Е.В. Сартикова // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. - № 4/1. – С. 181-188 (0,9 п.л.).
5. Сартикова, Е.В. Состояние народного образования в Калмыцкой степи к началу ХХ в. / Е.В. Сартикова // Вопросы истории. – 2009. - № 5. – С. 144-149 (0,5 п.л.).
6. Сартикова, Е.В. Религиозное образование в Калмыкии: вчера и сегодня / Е.В. Сартикова // Азия и Африка сегодня. – 2009. - № 10. – С. 70-73 (0,5 п.л.) .
7. Сартикова, Е.В. Школьное образование Калмыкии в годы Великой Отечественной войны / Е.В. Сартикова // Военно-исторический журнал. – 2010. - № 6. – С. 73-76 (0,5 п.л.).
8. Сартикова, Е.В. Система образования и деятельность русской интеллигенции в Калмыцкой степи в конце XIX – начале ХХ вв. / Е.В. Сартикова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Вып. 8. – С. 114-120 (0,5 п.л.).
9. Сартикова, Е.В. Народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии (20-30-е гг. ХХ в.) / Е.В. Сартикова // Власть. – 2010. - № 12. – С. 134-136 (0,5 п.л.).
10. Сартикова, Е.В. Обеспечение образовательной системы Калмыкии педагогическими кадрами (1920-1941 гг.) / Е.В. Сартикова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – Том 13. - № 3. – С. 129-132 (0,5 п.л.).
11. Сартикова, Е.В. Учительские кадры в Калмыцкой степи в начале ХХ в. / Е.В. Сартикова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2011. - № 1. – С. 97-100 (0,5 п.л.).
12. Сартикова, Е.В. Роль А.М. Позднеева в развитии системы образования Калмыкии / Е.В. Сартикова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. - № 2 (8): в 3-х ч. – Ч. 1. – С. 163-166 (0,4 п.л.).
13. Сартикова, Е.В. Кадровое обеспечение образовательной системы Калмыкии / Е.В. Сартикова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». – 2011. - № 3 (57). – С. 86-89 (0,4 п.л.).
14. Сартикова, Е.В. Религиозное образование народов Поволжья в начале ХХ в. / Е.В. Сартикова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2011. - № 2. – С. 42-46 (0,5 п.л.).
Монографии
15. Сартикова, Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление / Под ред. Ю.С. Борисова / Е.В. Сартикова. – Элиста: АПП «Джангар», 2000. – 160 с. (10 п.л.).
16. Сартикова, Е.В. Развитие школьного образования в Калмыкии в ХХ веке: Монография. / Е.В. Сартикова; Отв. ред. К.Н. Максимов. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. – 407 с. (23, 71 п.л.).
Разделы, главы в коллективных монографиях
17. Сартикова, Е.В. Просвещение калмыцкого народа до 1917 г. / Е.В. Сартикова // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Раздел III. Гл. 1. – Элиста: Изд-во «Герел», 2009. – С. 363-380 (2,0 п.л.).
18. Сартикова, Е.В. Образование в 1917-1943 годах / Е.В. Сартикова // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Раздел III. Гл. 2. – Элиста: Изд-во «Герел», 2009. – С. 380-408 (3,0 п.л.).
19. Сартикова, Е.В. Дальнейшее развитие системы образования (1958-2000 годы) / Е.В. Сартикова // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Раздел III. Гл. 3. – Элиста: Изд-во «Герел», 2009. – С. 408-426 (2,0 п.л.).
Публикации в других изданиях
20. Сартикова, Е.В. Роль народного образования в преодолении культурной отсталости калмыцкого народа / Е.В. Сартикова // Проблемы взаимодействия национальных культур. Сб. тезисов регион. науч. конф. Ч. 2. – Астрахань: Изд-во Астр-го пед. инс-та, 1995. – С. 115-116 (0,3 п.л.).
21. Сартикова, Е.В. Развитие народного образования – способ выживания малого народа в условиях “империи”: опыт Калмыкии первой трети ХХ века / Е.В. Сартикова // - М.: Risk, 1996. – 44 с. (2,0 п.л.).
22. Сартикова, Е.В. …А еще была «поэзия рабочего удара» / Е.В. Сартикова // Теегин герл («Свет в степи»). – 1996. - № 3. – С. 118-122. (0,5 п.л.); - № 4. – С. 113-114 (0,3 п.л.).
23. Сартикова, Е.В. Через образование – к выживанию: опыт Калмыкии первой трети ХХ века / Е.В. Сартикова // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сб. материалов международной научной конференции. – Элиста, 1997. – С. 167-169 (0,3 п.л.).
24. Сартикова, Е.В. Через образование – к планетарному единению и выживанию: опыт Калмыкии / Е.В. Сартикова // Банзаровские чтения – 2. Тез. и докл. межд. науч. конф. – Улан-Удэ, 1997. – С. 241-243 (0,3 п.л.).
25. Сартикова, Е.В. Ламаизм и хурульные школы в Калмыкии / Е.В. Сартикова // Цыбиковские чтения-7. Мат-лы науч. конф. – Улан-Удэ, 1998. – С. 114-115 (0,3 п.л.).
26. Сартикова, Е.В. Духовно-нравственный раскол национальной элиты: калмыцкая интеллигенция между “красными” и “белыми” в революциях 1917 года / Е.В. Сартикова // Бюллетень общества востоковедов. Вып. 2: Мат-лы Всеросс. науч-орг. съезда “Отечественное востоковедение на пороге ХХI в.”. – М.: Институт востоковедения РАН, 1999. – С. 138-139 (0,3 п.л.).
27. Сартикова, Е.В. Калмыцкая интеллигенция в Отечестве и эмиграции: единство национальной идеи и маятник раскола (фев. 1917 – дек. 1943 гг.) / Е.В. Сартикова // Проблемы современного калмыковедения. Сб. науч. тр. КГУ. – Элиста, 2001. – С. 136-137 (0,4 п.л.).
28. Сартикова, Е.В. Религиозное образование калмыков в первой трети ХХ века / Е.В. Сартикова // История и культура монгольских народов: источники и традиции. Тез. и докл. Межд. науч. конф. – Элиста, 1999. – С. 101-102 (0,3 п.л.).
29. Сартикова, Е.В. Выживание в условиях “империи” / Е.В. Сартикова // История и культура монгольских народов: источники и традиции. Тез. и докл. Межд. науч. конф. – Элиста, 1999. – С. 100-101 (0,3 п.л.).
30. Сартикова, Е.В. Хурульные буддийские школы в Калмыкии / Е.В. Сартикова // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. Мат-лы межд. науч. конф. – СПб, 2000. – С. 137-139 (0,3 п.л.).
31. Сартикова, Е.В. Народное образование Калмыкии в условиях войны / Е.В. Сартикова // Великая Отечественная война. События. Люди. История. Сб. науч. тр. – Элиста, 2001. – С. 182-201 (1,0 п.л.).
32. Сартикова, Е.В. Национальное образование: региональный аспект / Е.В. Сартикова // Вестник КИГИ РАН. – Вып. 16. – Элиста, 2001. – С. 219-228 (0,5 п.л.).
33. Сартикова, Е.В. Национальное образование в контексте духовного пространства полиэтнического региона / Е.В. Сартикова // Кочевая цивилизация Великой степи: современный контекст и историческая перспектива. Мат-лы межд. науч. конф. – Элиста, 2002. – С. 325-331 (0,4 п.л.).
34. Сартикова, Е.В. Школа Калмыкии на рубеже ХIХ – ХХ вв. (на материале Большедербетовского улуса) / Е.В. Сартикова // Вестник КИГИ РАН. – Вып. 17. – Элиста, 2002. – С. 160-170 (0,5 п.л.).
35. Сартикова, Е.В. Образовательный уровень населения как стратегический фактор / Е.В. Сартикова // Вклад трудящихся Калмыкии в победу над фашистской Германией (1941-1945 гг.). КГУ: Сб. науч. трудов. – Вып.2. – Элиста, 2002. – С. 51-56 (0,4 п.л.).
36. Сартикова, Е.В. Двигатель модернизации: становление национальной системы образования Калмыкии / Е.В. Сартикова // Докл. и мат-лы межрегион. научно-практ. конф., посвященной 10-летию национальной системы образования. – Элиста, 2003. – С. 44-46 (0,3 п.л.).
37. Сартикова, Е.В. Значение опыта советской системы образования Калмыкии в 20-30-х гг. ХХ века / Е.В. Сартикова // Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения. Мат-лы межд. науч. конф. – Элиста, 2003. – С. 129-130 (0,3 п.л.).
38. Сартикова, Е.В. Народное образование как фактор развития национальной культуры Калмыкии в первой трети ХХ века / Е.В. Сартикова // ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение. Мат-лы Всерос. Науч. конф. 11-16 октября 2000. – Махачкала, 2003. – С. 610-615 (0,5 п.л.).
39. Сартикова, Е.В. Образование как фактор «выживания» малочисленного народа в современном обществе / Е.В. Сартикова // Мат-лы Междунар. конгресса востоковедов «ICANAS-XXXVII». Т. II. – М.: Наука, 2004. – С. 557-559 (0,4 п.л.).
40. Сартикова, Е.В. Реформа школы в Калмыкии после восстановления национальной автономии (1958-1964 гг.) / Е.В. Сартикова // «Калмыкия – субъект Российской Федерации: история и современность». Мат-лы рос. науч. конф. – Элиста: КГУ, 2005. – С. 389-397 (0,5 п.л.).
41. Сартикова, Е.В. Буддийская церковь и хурульные школы в Калмыкии в начале ХХ в. / Е.В. Сартикова // Илтгэлуудийн товчлол. Summaries of congress papes. – Ulaan-baatar 8-12 august 2006. – С. 147-148 (0,3 п.л.).
42. Сартикова, Е.В. Место просвещения калмыков в колониальной политике «падающего» царизма / Е.В. Сартикова // Мат-лы V Всероссийского съезда востоковедов. 26-27 сентября 2006 г. – Уфа, 2006. – С. 245-247 (0,4 п.л.).
43. Сартикова, Е.В. Через образование – к единению и выживанию / Е.В. Сартикова // Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 8-12 октября 2007 г. – Пятигорск, 2007. – С. 45-47 (0,3 п.л.).
44. Сартикова, Е.В. Развитие культуры Калмыкии в первой трети ХХ века / Е.В. Сартикова // Материалы Международного конгресса востоковедов. (ICANAS-38. 9-15 сентября 2007 г.). – Ankara (Turkive), 2007. – С. 266-267 (0,3 п.л.).
45. Сартикова, Е.В. Совершенствование общеобразовательной системы в Калмыкии: трудности и достижения (1970-е гг.) / Е.В. Сартикова // Востоковедные исследования в Калмыкии. – Элиста: КГУ, 2008. – С. 170-186 (0,9 п.л.).
46. Сартикова, Е.В. Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. ХХ в. / Е.В. Сартикова // Вестник КИГИ РАН. – 2008. - № 1. – С. 89-94 (0,5 п.л.).
47. Сартикова, Е.В. Проблема письменности и методы осуществления ликбеза населения Калмыкии / Е.В. Сартикова // «Тод усэг-360» (Олон улсын эрдэм шинжилгээний бага хурлын илтгэлийн эмхтгэл). Соёмбо принтинг. ХХК. – Ховд (МНР), 2008. – Х. 174-182 (0,5 п.л.).
48. Сартикова, Е.В. Этапы развития национальный школы в Калмыкии (1993 – 2003 гг.) / Е.В. Сартикова // Вестник КИГИ РАН. – 2009. - № 2. – С. 41-45 (0,5 п.л.).
49. Сартикова, Е.В. Развитие школьного образования в Калмыкии в ХХ в.: историческая динамика / Е.В. Сартикова // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г.). Ч. 1. – Элиста, 2009. – С. 226-231 (0,5 п.л.).
50. Сартикова, Е.В. Ликвидация неграмотности народов Поволжья в 20-30-е гг. ХХ в. / Е.В. Сартикова // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие. Мат-лы междунар. науч. конф. – Элиста: КИГИ РАН, 2011. – С. 116-120 (0,5 п.л.).