Научная тема: «СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ РОЛЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02; 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Эффективной методологической базой формирования ИКТ-компетенций в непрофильном вузе может стать концепция ролевого информационного моделирования, которая соединяет в себе преимущества информационного моделирования в педагогической деятельности и ролевого подхода, повышает эффективность информационно-профессиональной подготовки студентов в системе высшего профессионального образования. Эта концепция позволяет не только целенаправленно формировать у студентов общеучебные умения информационного моделирования, включая умения ставить задачи, для решения которых целесообразно привлекать новые информационные технологии, но и готовить их к выполнению различных социальных ролей и взаимодействию с людьми, выступающими в различных социальных ролях; помимо задач обучения студентов способствует развитию у них самостоятельного критического мышления и положительных личностных качеств; повышает мотивацию студентов к освоению учебного материала, способствует активизации их познавательной деятельности; повышает конкурентоспособность будущих выпускников на основе развития умений анализа потребительских предпочтений.

2. Методическая система формирования ИКТ-компетенций в непрофильном вузе строится исходя из следующих принципов, которые определяют содержание, методы, формы и средства обучения.

2.1. Принцип многовекторной интерактивности: в учебном процессе студенты активно взаимодействуют не только с преподавателем, но и с другими обучающимися. Такое взаимодействие происходит, прежде всего, на этапе защиты разработанных информационных моделей (студенты выступают в различных социальных ролях заказчиков моделей).

2.2. Принцип чередования ролей: каждый студент выступает в разных ролях, мотивы которых по оцениванию одной и той же информационной модели объективно отличаются (студент - преподаватель; разработчик - заказчик и т.д.). Чередование ролей позволяет студентам сопоставлять свое ролевое поведение с ролевым поведением других участников педагогического процесса, что помогает формированию умений оценки и самооценки личностных качеств, проявление которых необходимо при исполнении ролей.

2.3. Принцип целесообразной пропорциональности учебной деятельности по представлению и преобразованию информации, который заключается в коррекции существующей на сегодняшний день практики существенного преобладания обучения способам обработки информации над обучением способам ее релевантного представления. Ролевое информационное моделирование позволяет студентам убедиться в том, что время, потраченное на создание релевантной информационной модели, позволяет существенно минимизировать время по ее обработке (преобразованию).

2.4. Принцип триплексного исследования информационных моделей. Различные роли обусловлены различными мотивами и приводят, в общем случае, к различным информационным моделям (ИМ), однако существуют и инвариантные требования, которые заключаются в требованиях: наглядности ИМ; адаптивности ИМ к изменению исходных данных; защите ИМ от неосторожной эксплуатации другими людьми. Поэтому студентам, выступающим как в роли разработчиков, так и в роли заказчиков ИМ, необходимо проводить их триплексное исследование с указанных выше позиций.

2.5. Принцип параметричности, заключающийся в том, что в разрабатываемых компьютерных информационных моделях необходимо выявлять существенные параметры, значения для которых должны задаваться однократно. Этот принцип основан на идее академика В.М.Глушкова об однократном вводе данных в системы обработки информации и используется нами в качестве принципа обучения, позволяющего как на этапе проектирования, так и на этапе анализа полученных решений с точки зрения разных социальных ролей оптимизировать разработанные студентами компьютерные информационные модели. Данный принцип нацелен на оценку не только результата выполнения работы, но и способов ее выполнения.

2.6. Принцип предупреждения возможных ошибок. Этот принцип опирается на выявленные нами типичные ошибки студентов в усвоении нового учебного материала. Такие ошибки связаны с плохим освоением выпускниками школ некоторых базовых понятий информационных технологий, прежде всего, из разделов: «Формальные исполнители», «Электронные таблицы», «Информационное моделирование», «Компьютерные телекоммуникации». Практическое применение в педагогическом процессе названный принцип находит в системном моделировании ситуаций, приводящем к таким ошибкам в рамках ролевого информационного моделирования. Это позволяет уменьшить риски появления ошибок в разрабатываемых студентами информационных моделях.

3. Определены принципы реализации построенной методической системы обучения в виде многоуровневой системы моделей, основу которых образуют инструментальные ролевые модели (ИРМ). На первом уровне (концептуально-функциональном) происходит отбор приоритетных ролевых функций, которые должны выполнять проектируемые модели учебной информации. На втором уровне (аксиологическом) происходит построение выбранных аксиологических шкал для конкретизации образовательных целей. Третий, интегративный уровень - это уровень конструирования инструментальных ролевых моделей с ориентацией на сформированный набор целевых функций. На четвертом, проектировочном уровне проектируется учебно-методический комплекс по определенной теме.

4. Продуктивному обучению в рамках методической системы формирования ИКТ-компетенций на основе ролевого информационного моделирования способствует выполнение ряда педагогических условий, наиболее важные из которых таковы:

4.1. Выбор социальных ролей должен быть, с одной стороны, детерминирован решаемыми дидактическими задачами, а с другой - быть личностно-значимым для обучаемых.

4.2. Создаваемые с помощью различных ролей познавательные трудности должны соответствовать интеллектуальным способностям обучаемых.

4.3. На первоначальном этапе обучения у студентов должны быть сформированы операционные умения решения модельных проблемных задач.

4.4. Студенты должны быть обеспечены оперативным доступом к источникам информации, содержащим данные, необходимые для решения проблемных ситуаций, возникающих при вариации субъектов моделирования на основе различных социальных ролей.

4.5. Серии задач, отобранные для практической реализации, должны объективно предполагать наличие более одного способа решения, а также способствовать формированию активного отношения студентов к учебе и активизации познавательной деятельности обучаемых.

5. Основным методическим инструментом в формировании ИКТ-компетенций в рамках разработанной методической системы являются системы задач (всего предлагается более двадцати серий задач, для каждой из которых разработаны соответствующие модельные примеры, составляющие основу банка развивающих и активизирующих задач «Образ»). Наиболее важные классы задач таковы:

5.1. Задачи на анализ содержания постановок (проверка условий: на непротиворечивость, на наличие взаимопроникающих элементов, на распознавание эвфемизмов, на наличие избыточных данных и т.д.).

5.2. Задачи на гибкость мышления (решение задач с меняющимся содержанием, решение прямых и обратных задач и т.д.).

5.3. Задачи на различные представления и преобразования информации (решение одной задачи несколькими способами).

5.4. Нестандартные задачи (софизмы, псевдософизмы, аналогии и т.д.).

5.5. Фасетные и псевдофасетные задания.

6. Инструментальные ролевые модели могут иметь две доминирующие функции: обучающую конкретным учебным элементам и воспитывающую, способствующую развитию положительных личностных качеств у студентов (бифункциональные информационные компьютерные модели). Такие задания оказывают ассертивное скрытое управление с целью развития позитивных личностных качеств обучаемых.

7. Основным средством обучения в рамках разработанной методической системы формирования ИКТ-компетенций является универсальная инструментальная компьютерная среда, основу которой составляют современные процессоры электронных таблиц, которые представляют собой интуитивно понятное для студентов всех специальностей компьютерное приложение, востребованное на рынке труда, что приводит к повышению мотивации для его изучения.

8. Предлагаемый подход, наряду с демонстрацией объективной значимости изучаемого материала, оказывает воздействие и на эмоциональную сферу студентов, что играет существенную роль в эффективности учебного процесса. При этом в теории ролевого информационного моделирования выполняется условие о том, чтобы «эмоциональность вызывалась не внешними средствами, а изнутри насыщала объективно значимый материал» (С.Л.Рубинштейн). Такое воздействие может заключаться в применении: специальных видеоуроков по освоению программных сред; дидактических игр, конструируемых обучаемыми; информационных моделей, реализующих шуточные задачи и требующих привлечения нестандартных возможностей применяемых компьютерных сред; занимательных историй, шуток и афоризмов, выступающих в роли «опорных сигналов» и помогающих: раскрыть сущность обсуждаемых понятий в информационно-профессиональной подготовке студентов; установить и поддерживать контакт с аудиторией.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Ролевое информационное моделирование в педагогической деятельности – Краснодар: ККИДППО, 2010. – 151 с.

2.Информационно-профессиональная подготовка студентов вузов на основе ролевого информационного моделирования – Краснодар: ИнЭП, 2011. – 200 с.

3.Обучение информатике на основе ролевого информационного моделирования (теоретическое обоснование и практические рекомендации). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. Kg, Heinrich-Bocking-Str, 6-8, 66121 Saarbrucken, Deutschland, 2012. – 216 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ

4.Учебные информационные модели для MS Excel // Информатика и образование. – 2003. – №2. – С. 61 – 65. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

5.Программирование без программирования в среде MS Excel // Информатика и образование. – 2003. – №11. – С. 7 – 12. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

6.Функции баз данных MS Excel 97: работа в режиме реального времени // Информатика и образование. – 2003. – №12. – С. 56 – 62. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

7.Конструирование заданий с нарастающей степенью сложности при изучении MS Excel // Информатика и образование. – 2004. – №9. – С. 18 – 26. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

8.Нам Excel шутить помогает // Информатика и образование. 2005. №3. – С. 83 – 90.

9.Шесть способов решений одной задачи в MS Excel // Информатика и образование. – 2005. – №6. – С. 33 – 41. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

10.Тестирование остаточных знаний по MS Excel // Информатика и образование. – 2005. – №11. – С. 77 – 89. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

11.Microsoft Excel 2003: анализ данных, расположенных на разных листах // Информатика и образование. – 2006. – №4. – С. 17 – 24. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

12.Игровые информационные модели в MS Excel и NetMeeting // Информатика и образование. – 2006. – №10. – С. 58 – 69. (в соавт. Акиньшина В.А. – 50%).

13.Проблемы преподавания информатики: серьезно и не очень // Информатика и образование. – 2007. – №4. – С. 98 – 102.

14.Работа над ошибками в Excel // Информатика и образование. – 2007. – №6. – С. 103-113. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

15.Конструирование черных ящиков в среде Excel // Информатика и образование. – 2007. – №8. – С. 58 – 64. (в соавт. Юнова Н.Н., Фешина Е.В. – 33%).

16.Шесть способов решения одной задачи в Microsoft Word // Информатика и образование. – 2008. – №1. – С. 41 – 48. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

17.Конструирование задания на автоматизированное устранение ошибок в текстовом документе // Информатика и образование. – 2008. – №4. – С. 31 – 35. (в соавт. Бабич Н.В. – 50%).

18.О содержательной линии «Компьютерные телекоммуникации» в обучении информатике // Информатика и образование. – 2008. – №8. – С. 3 – 8. (в соавт. Теленьга А.П. – 50%).

19.Один из подходов к обучению VBA в среде MS Word // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 73 – 76. (в соавт. Бабич Н.В. – 50%).

20.О принципе историзма в обучении информатике // Информатика и образование. – 2009. – №1. – С. 52 – 53.

21.Об одном принципе академика В.М. Глушкова // Информатика и образование. – 2009. – №8. – С. 50 – 52. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

22.Фасетные и псевдофасетные тестовые задания в измерениях качества информационной подготовки // Информатика и образование. 2010. – №3. – С. 35 – 38.

23.К вопросу о содержательных линиях курса информатики и ИКТ // Информатика и образование. – 2010. – №6. – С.94 – 96.

24.О сериях развивающих задач в системе образования // Информатика и образование. – 2010. – №9. – С.81 – 93.

25.О воспитании школьников на занятиях по информатике // Воспитание школьников. – 2010. – №7. – С. 37 – 39. (в соавт. Юнова Н.Н., Фешина Е.В.– 33%).

26.Воспитательные возможности ролевого информационного моделирования // Вестник РУДН. Серия: информатизация образования. – 2011. – №2. – С. 60 – 63. (в соавт. Фешина Е.В.– 50%).

27.Информационно-профессиональная подготовка студентов вузов на основе теории ролевого информационного моделирования // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 7. С. 88 – 97. (в соавт. Архипова А.И., Грушевский С.П. – 33%).

28.Ролевое информационное моделирование как подход к информационно-профессиональной подготовке студентов вузов // Информатика и образование. – 2011.– №7. С. 32 – 36.

29.Теоретические аспекты ролевого информационного моделирования // Информатика и образование. – 2011.– №8. С. 25 – 30.

30.Практические аспекты ролевого информационного моделирования // Информатика и образование. – 2011.– №9. С. 19 – 24.

Учебно-методические пособия, указания, видеозаписи

31.Контрольные работы по программированию (методические указания). – Краснодар: Изд. «Юрис», 1995 г. – 107 с. (в соавт. Тлюстен В.Ш.– 50%).

32.Типовые задачи по технике алгоритмизации (практикум по программированию). – Краснодар: Изд. Кубанский госуниверситет, 1997. – 40 с. (в соавт. Гаркуша О.В., Добровольская Н.Ю., Кольцов Ю.В., Осипян В.О., Седых С.П., Тлюстен В.Ш.– 14%).

33.Сборник заданий по основам компьютерных технологий (методические указания). Краснодар: Кубанский госуниверситет, Институт экономики, права и естественных специальностей. Изд. «Просвещение Юг», 1997 г. – 42 с. (в соавт. Седых С.П. – 50%).

34.Microsoft Word. Основы практической работы [Видеозапись] / С.В. Юнов, творческая группа «Наир-ТВ». – Краснодар, 1998. – 1 вк.

35.Компьютер. Уроки для начинающих. [Видеозапись] / С.В. Юнов, творческая группа «Наир-ТВ». – Краснодар, 1997. – 1 вк.

36.Сборник практических заданий по основам компьютерных технологий (методические указания). Краснодар: Кубанский госуниверситет, Институт экономики, права и естественных специальностей. Изд. «Просвещение Юг», 1998 г. – 31 с. (в соавт. Седых С.П. – 50%).

37.Компьютерный минимум (методические указания) – Краснодар: Изд. «Советская Кубань», 1998 г. – 32 с.

38.Интернет – Краснодар: Изд. «Советская Кубань», 1999 г. – 32 с.

39.Видеолекции: компьютер. Уроки для начинающих – Краснодар: Институт экономики, права и естественных специальностей, 2002. – 78 с.

40.Видеолекции: основы работы с Microsoft Word – Краснодар: Институт экономики, права и естественных специальностей, 2002. – 82 с.

41.Практикум по основам информационных технологий. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2001 – 72 с. (в соавт. Седых С.П. – 50%).

42.Краткий курс практической информатики в вопросах и ответах: Учебное пособие. Краснодар: Институт экономики, права и естественных специальностей, 2002. – 60 с. (в соавт. Бабич Н.В., Лось Е.С., Юнова Н.Н.– 25%).

43.Сборник заданий по Microsoft Excel. Краснодар: Институт экономики, права и гуманитарных специальностей, 2006. – 40 с. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

44.Я могу работать с Microsoft Excel. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 280 с.

45.Основы информационных технологий в вопросах и ответах. Краснодар: ИнЭП, 2007 – 84 с. (в соавт. Бабич Н.В. – 50%).

46.Сборник заданий по основам информационных технологий. Краснодар: Изд. «Экоинвест», 2007 – 60 с. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

47.Разбор решений некоторых задач ЕГЭ-2010 по информатике // Тематический информационно-методический бюллетень №3 2009 – 2010 уч. год (приложение к журналу "Кубанская школа"), Краснодар. – 2009. – 8 с. (в соавт. Попова Г.И. – 50%).

48.Сборник тестовых заданий для проверки качества информационной подготовки студентов вузов. Краснодар: ИнЭП. – 2010. – 60 с.

49.Практические задания на разработку информационных моделей в среде процессора электронных таблиц (учебно-методическое пособие). Краснодар: ИнЭП. – 2012. .– 60 с.

50.Практические задания по основам информационных технологий (учебно-методическое пособие). Краснодар: ИнЭП. – 2012. .– 67 с.

Другие статьи в журналах и сборниках научных трудов

51.Практические вопросы разработки педагогических программных средств // Сб. науч. трудов, представленных на всероссийскую научно-практическую конференцию-выставку «Информатизация образования 96».– Ставрополь, 1996 г.– С. 47 – 49. (в соавт. Седых С.П. – 50%).

52.Применение новых информационных технологий для формирования виртуальной среды обучения в ИнЭП // Сб. науч. трудов Всероссийской науч. конф. "Научный сервис в сети Интернет". – Новороссийск, 2001 г. – С. 97 – 98. (в соавт. Седых С.П., Щепелев М.А. – 33%).

53.Система информационных моделей для MS Excel // Сб. тр., представленных на XII Междунар. конф. – выставку «Информационные технологии в образовании». Ч. 2. – М.: МИФИ, 2002. – С. 135. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

54.Учебные компьютерные модели как эффективное средство для организации обобщающего повторения при углубленном изучении процессора электронных таблиц // Сб. науч. работ, представленных на междунар. науч. конф. «56-е Герценовские чтения». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 263 – 265. (в соавт. Юнова Н.Н., Семенко Е.А. – 33%).

55.Методическая система обучения электронным таблицам студентов гуманитарных специальностей вузов // Сб. тр., представленных на XIII Межд. конф. «Информационные технологии в образовании». Ч. 3. – М.: Просвещение, 2003. – С. 245 – 246. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

56.Информатика в лицах: кроссворды для учителей информатики // Наука Кубани. – 2004. – №1. – С. 102 – 107. (в соавт. Черных Н.М. – 50%).

57.О принципах отбора содержания учебного материала при обучении информатики студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений // Наука Кубани. – 2004. – №1. – С. 98 – 101. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

58.Особенности подхода к разработке системы практических заданий по информационным технологиям на младших курсах высших учебных заведений. // Сб. трудов, представленных на XIV Междунар. конф. «Информационные технологии в образовании». – 2004. – С. 143 – 145. (в соавт. Акиньшина В.А., Бабич Н.В., Юнова Н.Н.– 25%).

59.Проблемный подход к изучению элементов управления в среде MS Excel. // Сб. трудов, представленных на XV конференцию - выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «Бит про», 2005. – С. 135 – 136. (в соавт. Акиньшина В.А. – 50%).

60.О новой строке в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. // Сб. трудов, представленных на XV конференцию - выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «Бит про», 2005. – С. 56 – 62. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

61.Методика проверки остаточных знаний студентов математиков по информатике. // Сб. науч. работ, представленных на международную научную конференцию «58-е Герценовские чтения». - СПб.: изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. – С.342 – 344. (в соавт. Уртенов М.Х., Юнова Н.Н. – 33%).

62.О маркетинговой концепции в процессе преподавания информатики в высшей школе // Сб. науч. трудов, представленных на VI научно-практическую конференцию-выставку «Информационные технологии в образовании-2006». Ростов н/Д: Ростиздат, 2006. – С. 76. (в соавт. Акиньшина В.А., Бабич Н.В. – 33%).

63.О важности учета ролевого фактора при разработке компьютерных информационных моделей студентами гуманитарных специальностей вузов // Сб. науч. трудов, представленных на XVI конференцию - выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «Бит про», 2006. – С. 141. (в соавт. Акиньшина В.А. – 50%).

64.Обобщенные информационные модели турнирных таблиц спортивных соревнований в среде MS Excel // Школьные годы. – 2006. – №10. – С.42 – 48. (в соавт. Юнова Н.Н., Акиньшина В.А. – 50%).

65.Воспитание, эвфемизмы, информатика // Сб. науч. трудов, представленных на XIV годичное собрание Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогические чтения Юга России Часть IV. – Ростов н/Д: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – С. 287 – 290. (в соавт. Юнова Н.Н., Фешина Е.В. – 33%).

66.Информационная модель «Список изданий ВАК» в среде MS Excel // Информатика. Математика. Моделирование. Методика. – Выпуск 1. – Краснодар, 2007. – С. 103 – 108. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

67.Ролевое информационное моделирование как эффективное содержательно - методическое средство обучения информатике студентов вузов // Информатика. Математика. Моделирование. Методика. – Выпуск 1. – Краснодар, 2007. – С. 100 – 102. (в соавт. Акиньшина В.А. – 50%).

68.А нужен ли компьютер? // Информатика. Математика. Моделирование. Методика. – Выпуск 1. – Краснодар, 2007. С. 93 – 99. (в соавт. Акиньшина В.А. – 50%).

69.Информатика для гуманитариев: опыт преподавания // Сб. трудов, представленных на XVII конференцию- выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «Бит про», 2007. С. 128 – 129. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

70.Об информационной составляющей в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений // Сб. науч. трудов, представленных на XIX конференцию - выставку «Информационные технологии в образовании». Часть II. – М.: «Бит про», 2009. С. 57 – 58. (в соавт. Акиньшина В.А., Семенко Е.А. – 33%).

71.Предварительный анализ результатов ЕГЭ-2009 по информатике в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2009 – 2010 учебного года // Готовимся к ЕГЭ-2010. Математика. Физика. Информатика. Приложение к журналу "Кубанская школа". Краснодар, ККИДППО, № 4. – 2009. С.65 – 87. (в соавт. Попова Г.И. – 50%).

72.Ролевое информационное моделирование как методология для формирования требований к качеству информационной подготовки работников образовательных учреждений // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления качеством образования в процессе подготовки к итоговой аттестации учащихся по дисциплинам естественно-научного цикла». «Просвещение-Юг». Краснодар, 2009. С.35 – 37.

73.Юмор как опорный сигнал // Педагогическая техника. – 2010. – №3. – С. 26 – 29.

74.Создание инновационных учебных материалов на основе теории ролевого информационного моделирования // Школьные годы. – 2011. – № 35. С. 53 – 61. (в соавт. Архипова А.И., Грушевский С.П. – 50%).

75.Основные принципы ролевого информационного моделирования. Материалы XIX межвузовской научно-практической конференции «Инновации в науке – путь к прогрессу». Краснодар: ИнЭП, 2011. С. 93 – 95.

76.Педагогические условия применения ролевого информационного моделирования. Матер. XIX межвузовской научно-практической конференции «Инновации в науке – путь к прогрессу». Краснодар: ИнЭП, 2011. С. 96 – 97.

77.Занимательность как педагогическое средство учителя // Информатика в школе. 2011. №7. С. 60 – 61.

78.Технология обработки данных педагогического эксперимента // Образовательные технологии. – 2011. – № 4. С. 120 – 125. (в соавт. Юнова Н.Н. – 50%).

79.ЕГЭ по информатике: аргументы «за» и «против». Всероссийский съезд учителей информатики. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 24 – 26 марта 2011: Тезисы докладов. – М.: Издательство Московского университета, 2011. С.536 – 537.