Научная тема: «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Этнокультурный подход к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений является одним из важнейших подходов, обеспечивающих процесс этнокультурной социализации подрастающего поколения и рассматривается как совокупность принципов этнокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, реализующихся в образовательном процессе и обеспечивающих на основе освоения этнических культур становление школьника как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде.

2. Этнокультурный подход к социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования представляет собой реализацию принципа этнокультурности, обеспечивающего (в сочетании с другими принципами) в процессе освоения музыкального искусства своего народа, народов России и мира формирование у школьника этномузыкальной культуры, готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, показателями которой являются гражданская и этническая идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному общению.

3. Концептуальными основами реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе музыкального образования выступают:

  • методологическая обусловленность этнокультурной направленности музыкального образования как фактора социализации актуальными положениями о культуре как основе жизнедеятельности личности и общества, о человеке - «эпицентре культуры», о взаимосвязи культуры и социума, о национальной основе становления и развития культуры, об этнической культуре как сосредоточении духовных, материальных и эстетических ценностей, важнейшем гаранте сохранения жизнедеятельности этносов, факторе социализации личности, о необходимости базирования образования на общечеловеческих, национальных (российских) и этнических ценностях, об этнокультурной направленности образования и социализации школьников на современном этапе;
  • целевая установка на становление и развитие личности как российского гражданина, любящего малую и большую Родину, представителя этноса, члена мирового сообщества, обладающего готовностью к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, этномузыкальной культурой, в ходе освоения родной музыкальной культуры и музыки народов России, мира;
  • многофункциональность содержания, включающего в себя опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, этномузыкальные знания, умения, навыки, опыт этномузыкально-творческой деятельности, образцы музыкальной культуры русского народа, народов России, мира;
  • педагогическая модель реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений  в  ходе музыкального образования, в которой выделены целевой, содержательный, процессуальный, критериально-диагностический компоненты; разработанное и в условиях общеобразовательной школы апробированное научно-методическое обеспечение этномузыкального образования школьников, способствующее сохранению преемственности данного процесса с дошкольным этномузыкальным образованием.

4. Эффективность реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования обеспечивается при учете педагогических условий. К ним относятся: организация взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьников; реализация межпредметных связей при освоении этнокультурного компонента содержания музыкального образования; создание в общеобразовательном учреждении этномузыкальной образовательной среды; использование проектных, игровых, информационно-коммуникационных, этномузыкальных технологий; осуществление совместной деятельности учащихся и родителей, старшего поколения по изучению музыки своего народа и других народов.

5. Положительным результатом реализации этнокультурного подхода как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений в процессе музыкального образования является формирование у школьников готовности к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде, включающей гражданскую и этническую идентичность, толерантность, способность к межэтническому и межкультурному  общению, а также этномузыкальной культуры личности (эмоционально-ценностные отношения, этномузыкальные знания и умения, опыт этномузыкально-творческой деятельности, этномузыкальные способности).

Список опубликованных работ
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ЖУРНАЛАХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК

1.Карпушина. Л. П. Личностная этномузыкальная культура / Л. П. Карпушина // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. – 2007. – №2. – С. 105–111.

2.Карпушина, Л. П. Проблема целеполагания в этномузыкальном образовании: исторический аспект / Л. П. Карпушина // Образование и общество. – 2009. – № 2 (55). – С. 100–103.

3.Карпушина, Л. П. Использование этнокультурного подхода в музыкальном образовании школьников / Л. П. Карпушина // Искусство и образование. – 2009. – № 2. – С. 125–130.

4.Карпушина, Л. П. Методика разучивания фольклорных музыкальных игр / Л. П. Карпушина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 116–121.

5.Карпушина, Л. П. Концептуальные основы этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений / Л. П. Карпушина // Интеграция образования. – 2009. – № 2. – С. 71–75.

6.Карпушина, Л. П. Этномузыкальное мышление личности как проблема / Л. П. Карпушина // Вестник ТГУ: общенауч. журнал. – 2009. – № 327. – С. 175–181.

7.Карпушина, Л. П. К проблеме становления принципа этнокультурности / Л. П. Карпушина // Вестник Тамбовского ун-та: науч.-теоретич. и прикладной журнал широкого профиля. Сер. Гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 11 (79). – С. 274–277.

8.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса / Л. П. Карпушина // Интеграция образования: научно-методический журнал. – №3. – 2010. – С. 63–66.

9.Карпушина Л. П. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина // Сибирский педагогический журнал: научно-практическое издание. – 2010. – № 7. – С. 292–298.

10.Карпушина Л. П. Этнокультурная подготовка студентов высших педагогических учебных заведений / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина // Высшее образование сегодня: рецензируемое издание ВАК России в области психологии, педагогики и социологии. – № 10. – 2010. – С. 75–77.

11.Карпушина, Л. П. К вопросу о сущности этномузыкального образования / Л. П. Карпушина // Наука и школа. Общероссийский научный журнал по педагогике, психологии, истории. – № 4. – 2010. – С. 91–95.

12.Карпушина, Л. П. Социализация молодежи в ходе этнокультурной подготовки в вузах / Л. П. Карпушина, Л.Е. Бабушкина // Alma mater. – № 2. – 2011. – С. 77–82.

13.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к подготовке будущих учителей музыки / Л. П. Карпушина // Преподаватель XXI век. – № 3. – 2010. – С. 63–69.

14. Карпушина, Л. П. Методический аспект проведения урока музыки с этнокультурным компонентом / Л. П. Карпушина // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 117–122.

15.Карпушина, Л. П. Особенности проведения урока музыки с этнокультурным компонентом / Л. П. Карпушина // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 4. – С. 86–89.

16.Карпушина, Л. П. Этнокультурная образовательная среда как фактор социализации школьников / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова // Образование и общество. – 2011. – № 4 (69). – С. 125–129.

17.Карпушина, Л. П. Социализация школьников в условиях этнокультурной образовательной среды / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова // В мире научных открытий. – 2011. – № 9.3 (21). – С. 712–725.

18.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов / Л. П. Карпушина // Фундаментальные исследования. – № 12 (часть 2). – 2011. – С. 302–305.

19.Карпушина, Л. П. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова //Современные проблемы науки и образования. – №1. – 2012 [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.science-education.ru/101-5097

МОНОГРАФИИ, ГЛАВЫ В МОНОГРАФИЯХ

20.Карпушина, Л. П. Этномузыкальное образование: сущностная характеристика (глава монографии) / Л. П. Карпушина // Педагогика: семья-школа-общество. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГПУ. – 2008. – С. 73–85.

21.Карпушина, Л. П. Этнокультура и ее значение для полноценного функционирования общества / М. А. Якунчев, И. Ф. Маркинов, Л. П. Карпушина // Методология и теория этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвуза): монография / под ред. М. А. Якунчева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – С. 25–43.

22.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений: монография / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 131 c.

23.Карпушина, Л. П. Теория, история и практика реализации этнокультурного подхода к общему музыкальному образованию: монография / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 211 c.

24.Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: монография / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова, И. А. Кудаева, Л. Е. Бабушкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 181 c. (авт. 30 %)

25.Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: глава монографии / Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Монография. Кн. 3. Отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – С. 224–238.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ, ТЕЗИСЫ

26.Карпушина, Л. П. О проблеме выделения национально-регионального компонента музыкального образования детей в национальных школах Мордовии / Л. П. Карпушина // Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования: материалы региональной науч.-практич. конф. – Саранск, 1996. – С. 70–72.

27.Карпушина, Л. П. Фольклор как компонент содержания музыкального образования народов Среднего Поволжья / Л. П. Карпушина // История, образование и культура народов Среднего Поволжья : материалы всерос. науч.-практ.конф. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,1997. – С. 118–120.

28.Карпушина, Л. П. Этнопедагогическая концепция музыкального образования в национальных школах Мордовии / Л. П. Карпушина // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Ч. 2. – Саранск, 1998. – С. 100–102.

29.Карпушина, Л. П. Педагогические основы этномузыкального образования: исторический аспект / Л. П. Карпушина // История музыкального образования как наука и как учебный предмет, V Междунар. науч.-практич. конф. – М. : МПГУ, 1999. – С. 113–118.

30.Карпушина, Л. П. Национальное музыкальное образование средствами мордовского музыкального искусства / Л. П. Карпушина // Финно-угорский мир: История и современность: материалы II Всеросс. науч. конф. финно-угроведов. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2000. – С. 350–351.

31.Карпушина, Л. П. Национальная музыкальная культура личности как педагогическая проблема «Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебно-воспитательного процесса» / Л. П. Карпушина // межвуз. науч. конф.-семинар студентов, аспирантов и молодых ученых МПГУ «Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебно-воспитательного процесса. – М. : МПГУ, 2004. – С. 35–37.

32.Карпушина, Л. П. О сущности личностного этномузыкального мышления / Л. П. Карпушина // Музыка в школе. – № 1. – 2007. – С. 25–52.

33.Карпушина, Л. П. Методика освоения народной песни //Искусство в школе / Л. П. Карпушина. – 2007. – № 2. – С. 23–27.

34.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности проблемы / Л. П. Карпушина // VII Конгресс этнографов и антропологов России: доклад и выступления. – Саранск, 2007. – С. 397

35.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию школьников / Л. П. Карпушина // Управление качеством образования в условиях его модернизации: материалы VII республ. науч.-практич. конф. по инновационной работе. – Саранск, 2007. – С. 106–109.

36.Карпушина, Л. П. Воспитание патриота и гражданина в ходе освоения музыкального искусства Мордовии / Л. П. Карпушина // Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их реализации : материалы межрегион. науч-практич. конф. – Саранск, 2007. – С. 77–79.

37.Карпушина, Л. П. К вопросу о личностной этномузыкальной культуре / Л. П. Карпушина // Музыка в школе. – 2007. – № 5. – С. 33–37.

38.Карпушина, Л. П. К вопросу о сущности этномузыкального образования / Л. П. Карпушина // Цивилизация – культура – образование: из прошлого в будущее. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – Ч. 1. – С. 132–137.

39.Карпушина, Л. П. К проблеме использования этнокультурного подхода в музыкальном образовании школьников / Л. П. Карпушина // Приоритетные направления профессиональной подготовки педагогов художественно-творческих специальностей: сборник. – Шымкент, 2009. – С. 96–99.

40.Карпушина, Л. П. Формирование этномузыкально-педагогической компетентности в процессе подготовки будущего учителя музыки / Л. П. Карпушина // Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона: материалы III Междунар. научно-метод. конф. – Псков: ПГПУ, 2009. – С. 371–373

41.Карпушина, Л. П. К проблеме этнокультурного образования учащихся общеобразовательных учреждений / Л. П. Карпушина // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Традиция и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран Ближнего Зарубежья. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – С. 117–119.

42.Карпушина, Л. П. Теория и методика этномузыкального образования: к сущности проблемы / Л. П. Карпушина // Музыкальное искусство и музыкальное образование. – Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 41–49.

43.Карпушина, Л. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе этномузыкального образования / Л. П. Карпушина // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – С. 94– 97.

44.Карпушина, Л. П. Этномузыкальная образовательная среда как фактор социализации детей и подростков / Л. П. Карпушина // Материалы VII Междунар. науч.-практич. конф. «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство». – Тамбов, 2011. – С. 161–164.

45.Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в ходе этномузыкального образования / Л.П. Карпушина // Современное музыкальное образование. – Спб. : ЛЕМА, 2011. – С. 32–35.

46.Карпушина, Л. П. Формирование готовности личности к межэтническому и межкультурному общению в ходе освоения народного музыкального искусства / Л. П. Карпушина // Актуальные проблемы культурологии и педагогики. – СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2011. – С. 44–48.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

47.Карпушина, Л. П. Фонохрестоматия по музыке для учителей и учащихся 1–4 классов мокшанских школ: Аудиозапись. Куйбышевский ИПКРО / Л. П. Карпушина. – Куйбышев, 1990. – 90 мин.

48.Карпушина, Л. П. Фонохрестоматия по музыке для учителей и учащихся 1-4 классов эрзянских школ: Аудиозапись. Куйбышевский ИПКРО / Л. П. Карпушина. – Куйбышев, 1990. – 90 мин.

49.Карпушина, Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора: учеб. пособие с нотным материалом / Л. П. Карпушина. – Саранск : Изд-во Мордов. ИУУ, 1996. – 106 с.

50.Карпушина, Л. П. Мордовская музыка в школе: программа / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 1998. – 22 с.

51.Карпушина, Л. П. Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: учебное пособие / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2000. – 121 с.

52.Карпушина, Л. П. Музыкальная этнография: программа и методические рекомендации / Л. П. Карпушина // Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 1999. – 37 с.

53.Карпушина, Л. П. Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе (1–8 классы): программа / Л. П. Карпушина // Народное образование РМ: науч.-методич. и информационный журнал. – 1999. – № 4–5. – 2000. – № 1–4. – 65 с.

54.Карпушина, Л. П. Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии: программа / Валдоня (Светлячок): Программа и методические рекомендации / Л. П. Карпушина, Н. А. Адаева, О. С. Ерюшкина. – Саранск: Тип «Красный Октябрь», 2001. – С. 47 – 72.

55.Карпушина, Л. П. Русский музыкальный фольклор в школе: программа и методические рекомендации / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т.– Саранск, 2003. – 33 с.

56.Карпушина, Л. П. Педагогические основы изучения мордовской музыки в школе: программа и методические рекомендации / Л. П. Карпушина / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2004. – 24 с.

57.Карпушина, Л. П. Уроки музыки и МХК: из опыта работы педагогов Мордовии / Л. П. Карпушина. – Саранск : копи-центр «Референт», 2004. – 108 с.

58.Карпушина, Л. П. Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент (1–8 классы)» / О. Ф. Асатрян, Л. П. Карпушина // Теория преподавания музыки: учеб. пособие. – Саранск : Полиграф, 2004.

59.Карпушина, Л. П. Освоение мордовского музыкального искусства в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / Л. П. Карпушина // МО РМ, МРИО, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : копи-центр «Референт», 2004. – 182 с.

60.Карпушина, Л. П. Преподавание мордовского музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. Часть I / Л. П. Карпушина // МО РМ, МРИО, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : копи-центр «Референт», 2004. – 186 с.

61.Карпушина, Л. П. Преподавание мордовского музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие. Часть II. / Л. П. Карпушина // Мо РМ, МРИО, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск : копи-центр «Референт», 2004. – 147 с.

62.Карпушина, Л. П. Волшебный мир мордовского музыкального театра: программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов МО РМ, МРИО / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск : Рузаевский печатник, 2006.

63.Карпушина, Л. П. Музыкальное искусство Мордовии: программа (9 класс) / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск : Мордовиястат, 2007. – 87 с.

64.Карпушина, Л. П. Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / Л. П. Карпушина. – Саранск : Мордовиястат, 2007. – 165 с.

65.Карпушина Л. П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): для дошкольных образов. учреждений / Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина. – Саранск : Тип «Рузаевский печатник», 2007. – 257 с.

66.Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»» (для ДОУ, для 1–4 классов, для 5–9 классов). Диск 1–4. / сост. Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск : Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2009.

67.Карпушина, Л. П. Теория и методика изучения мордовской музыки в школе: учебно-методическое пособие / под ред. М. А. Якунчева. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2009. – 374 с.

68.Карпушина, Л. П. Теория и методика изучения мордовской музыки в школе: программа и методич. рекомендации / под ред. М. А. Якунчева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 74 с.

69.Карпушина Л.П. Концепция этномузыкального образования и ее реализация в общеобразовательных учреждениях РМ: учебное пособие / под ред. М. А. Якунчева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 170 с.

70.Карпушина, Л. П. Освоение музыкального искусства Мордовии в ДОУ: учебное пособие / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2009. – 200 с.

71.Карпушина, Л. П. Освоение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2009. – 371 с.

72.Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию и воспитанию школьников: программа и методич. рекомендации / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 46 с.

73.Карпушина, Л. П. Теория и методика изучения музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие / Л. П. Карпушина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 223 с.