Научная тема: «КОГНИТИВНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЯЗЫКУ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 09.00.08
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Движущей силой развития теории концепта является противоречие между онтологической сложностью концепта и эпистемологической сложностью его изучения. Генезис знания о концепте отмечен двумя главными тенденциями. Более ранний период характеризуется процессами дивергенции представлений о концепте в рамках дисциплинарных и мультидисциплинарных теорий. С установлением и упрочением интердисциплинарных связей проявилась обратная, конвергентная, тенденция как движение к интегрированию накопленных сведений о концептах. Современное состояние теории концепта характеризуется как переходное к подлинно интегрированной форме производства и упорядочения научного знания - трансдисциплинарности. Этому способствовал ряд предпосылок: философия эмерджентизма, общенаучные (пост-неклассическая наука, лингвосинергетика, когнитивная нейронаука, динамический подход к когниции), частнонаучные (постструктуралистская парадигма языкознания, когнитивно-дискурсивная парадигма лингвокогнитологии).
  2. Когнитивно-синергетический подход к языку (синоним - когнитивная лингвосинергетика) нацелен на изучение возникновения, функционирования и развития сложных языковых систем, в основе которых лежит взаимодействие тела, мышления и социокультурной среды в различных пространственно-временных масштабах. Он возникает путем синтеза принципа универсального эволюционизма, идеи системности, теории самоорганизации и когнитивного подхода к языку.
  3. Лингвосинергетика представляет собой постнеклассическую трансдисциплинарную сетевую структуру науки, где лингвистическое знание, варьируемое в зависимости от выбранной научной перспективы, и иное релевантное знание объединяются на основе эволюционно-синергетических принципов. Когнитивная лингвосинергетика является конкретной реализацией такой сети. Ее лингвистический «сетевой узел» задает когнитивный ракурс языка.
  4. Когнитивно-синергетическая картина языка представляет собой такую форму систематизации знания, которая задает его обобщенное видение в рамках общенаучной эволюционно-синергетической картины мира. В ней интегрированы традиционные идеи исторической, структурной, прагматической и когнитивной парадигм языкознания (системность языка, его изменчивость, изоморфность, коммуникативная функциональность, когнитивная природа и др.), которые, однако, в свете эволюционно-синергетических представлений получают либо частично иную интерпретацию путем внесения уточнений и смещения акцентов, либо развитие. В систему исходных когнитивно-синергетических принципов вошли: 1) принцип когнитивности; 2) принцип системности;3) принцип (само)подобия (фрактальности); 4) принцип многомерности;5) принцип динамичности.
  5. Поскольку когнитивные сущности практически не доступны непосредственному наблюдению, метод моделирования, силой разума проникающий в глубинные слои человеческой психики, является ведущим средством когнитивно-синергетического познания. Он позволяет не только воссоздать, но и объяснить микромир «невидимых» связей языка и мышления.
  6. Создание когнитивно-синергетических моделей путем синтеза эволюционно-синергетического и лингвокогнитивного знания предопределяет их метафорическую природу. Главным критерием (а среди них традиционная логичность, аргументированность, связность и др.) оценки научности моделей-метафор является их прагматическая адекватность - соответствие поставленным исследовательским задачам (здесь - описанию и объяснению динамики концептов).
  7. Конструирование когнитивно-синергетической модели-метафоры не является самостоятельным познавательным актом, а входит в структуру комплексного кейс-исследования. Общий алгоритм исследования когнитивно-синергетических кейсов включает следующую последовательность действий: 1) формулирование проблемы; 2) стратегическое планирование кейс-исследования: выбор конкретного случая, методики сбора данных, логики их анализа, теоретической модели для метафорической интерпретации (ими, как правило, служат абстрактные понятия из области глобального эволюционизма, теории динамических систем, теории самоорганизации, теории катастроф и пр.); 3) сбор данных, представляющих выбранный кейс, осуществляется путем наблюдения за дискурсивными событиями в естественных условиях коммуникации; 4) различные виды анализа данных: интерпретативный, дискурсивный, контекстуальный, количественный, а также системный анализ, который конкретизируется в форме системно-структурного, системно-функционального и системно-динамического анализа; 5) конструирование модели-метафоры; 6) оценка модели по критерию прагматической адекватности; 7) вербальное представление проведенного исследования.
  8. В качестве ценностно-нормативных ориентиров когнитивно-синергетической научной деятельности выступают: диалогичность (коммуникативность), символичность и конструктивистский характерзнания, прагматическая полезность, плюралистичность, множественность режимов научной коммуникации (от моно- до трансдисциплинарности), толерантность и когнитивная ответственность ученого.
  9. Динамика концептов раскрывается посредством следующих когнитивно-синергетических моделей-метафор: КОНЦЕПТ ЕСТЬ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (является базовой, поскольку в ней закладываются самые общие представления о динамике концептов); ДИНАМИКА КОНЦЕПТА ЕСТЬ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (позволяет увидеть концепт в качестве циклически развивающейся адаптивной системы и показывает роль в ее развитии дискурсивной среды); ЦЕЛЬ ДИНАМИКИ КОНЦЕПТА ЕСТЬ АТТРАКТОР (предоставляет функционально-целевое объяснение концептуальной динамики, отвечая на вопрос «К какому результату направлена динамика концепта в дискурсе?»);ДИНАМИКА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЕСТЬ САМООРГАНИЗАЦИЯ (описывает механизм и раскрывает причины возникновения в дискурсе новых структур концептов). Языковые концепты демонстрируют сложность динамики, сущность которой сводится к совокупности разнообразных изменений их структуры и функции, происходящих под влиянием множества факторов. В масштабе дискурсивного акта сложность динамики концептов проявляется в следующих формах: как множество неоднородных циклических состояний, через которые проходят концепты в дискурсивном акте; как множество целей динамики концептов в дискурсивном акте; как множество причин, влияющих на динамику концептов в среде дискурсивного акта.
Список опубликованных работ
Монографии (26,7 п. л.)

1.Динамическая сложность концепта в дискурсе: когнитивно-синергетический подход: моногр. – Краснодар: Изд-во Краснодар. ЦНТИ – филиала ФГУ «Объединение «Росинформресурс», 2010. – 252 с. (14,7 п. л.).

2.Когнитивно-синергетический подход к языку: философско-методологический анализ: моногр. – Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2013. – 192 с. (12 п. л.).

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях (8,7 п. л.)

1.Когнитивная лингвосинергетика – новый этап в науке о языке и мышлении // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Филология и искусствоведение. – 2008. – Вып. 10. – С. 34–36 (0,25 п. л.).

2.Природа концепта: «ментализм – дуализм – физикализм» или новый взгляд на проблему? // Вопр. когнитив. лингвистики. – 2009. – № 1. – С. 13–20 (0,9 п. л.).

3.Язык как система: размышления о природе языка в когнитивно-синергетическом контексте // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. – 2009. – № 2 (36). – С. 12–15 (0,4 п. л.).

4.В поисках единицы речевого общения (когнитивно-синергетический фильтр идей) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. – 2009. – № 106. – С. 83–89 (0,55 п. л.).

5.На пути к постижению многомерности языка (размышления в духе лингвосинергетики) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. Сер.: Филология. – 2009. – № 3. – С. 70–80 (0,65 п. л.).

6.Язык как эмерджентный феномен: к проблеме языковой целостности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. – 2009. – № 5 (39). – С. 16–20 (0,4 п. л.).

7.Познавательные ориентиры когнитивной лингвосинергетики // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. – 2009. – № 7 (41). – С. 57–60 (0,4 п. л.).

8.Лингвосинергетика в постнеклассическом контексте познания // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. Сер.: Филология. – 2009. – № 4, т. 2. – С. 153–160 (0,5 п. л.).

9.О фрактальном самоподобии в языке // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филол. науки. – 2009. – № 10 (44). – С. 15–19 (0, 4 п. л.).

10.Понятие аттрактора и лингвистическая теория: о трудностях интеграции научного знания (на примере дискурсивного акта) // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер.: Филология. Искусствоведение. – 2009. – Вып. 39, № 43 (181). – С. 21–26 (0,62 п. л.).

11.Сложность концепта и эволюция его научной теории // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер.: Филология. Искусствоведение. – 2010. – Вып. 42, № 11 (192). – С. 22–26 (0,56 п. л.).

12.Моделирование в ракурсе когнитивной лингвосинергетики: метафорическая сущность и прагматическая ценность // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Сер.: Обществ. науки. – 2010. – № 4 (158). – С. 120–124 (0,58 п. л.).

13.Типы аттракторов концептов в дискурсе // Вестн. Майкоп. гос. технолог. ун-та. – 2010. – Вып. 4. – С. 91–96 (0,5 п. л.).

14.Самоорганизация концепта в дискурсе: кейс-стади [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2011. –

№ 1. – Шифр Информрегистра: 0421100093/0067. – URL: http://teoria-practica.ru/-1-2011/filologiya/ bronnik.pdf.

15.Дискурсивный акт в эволюционном аспекте // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 11–13 (0,4 п. л.).

16.Метод кейс-стади и его применение в когнитивно-синергетических исследованиях [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – Шифр Информрегистра: 0421100093143. – URL: http://teoria-practica.ru/-2-2011/filologiya/bronnik.pdf.

17.Концепт как объект исследования когнитивной лингвосинерге-тики // Когнитивные исследования языка. – 2011. – Вып. IX: Взаимодействие когнитивных и языковых структур. – С. 165–174 (0,6 п. л.).

18.Когнитивно-синергетическая теория концепта: основные принципы [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1. – URL: http://hses-online.ru/2012/01/konf/39.pdf.

Разделы в коллективных монографиях (3,7 п. л.)

1. «Что значит знать о языке?», или Эпистемологические рамки лингвосинергетики // Слово. Предложение. Текст: кол. моногр. / под ред. Т.В. Бахваловой, Л.Д. Беднарской, А.Р. Поповой. – Орел: Изд-во Орл. гос. ун-та, 2009. – С. 108–113 (0,5 п. л.).

2.Когнитивно-синергетический подход к языку: некоторые базовые принципы // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: моногр. / Л.В. Бронник [и др.] / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – Кн. 7. – С. 149–179 (2 п. л.).

3.Дискурс как процесс: лингвистические и лингвокогнитивные следствия «дискурсивного поворота» // Исследования по теоретической и прикладной лингвистике: кол. моногр. / под ред. Е.Н. Рядчиковой. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2009. – С. 177–209 (1,2 п. л.).

Прочие публикации (8,1 п. л.)

1.Знаниецентрическая модель концепта: к постановке вопроса // Лингвистика XXI века: актуальные направления: сб науч. тр. / отв. ред. Н.А. Сребрянская. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 160–165 (0,4 п. л.).

2.Синергетические идеи в когнитивной лингвистике: предпосылки и перспективы // Проблемы современной когнитологии и семантики: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Язык, литература и межкультурная коммуникация» (Чебоксары, 6–7 нояб. 2007 г.) / отв. ред. Н.Ю. Шугаева, Н.В. Кормилина. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 3–7 (0,3 п. л.).

3.Концепт как система синергетического порядка // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, дек. 2007 г.) / под общ. ред. Т.А. Румянцевой. – Пенза: РИО ПГСХА, 2007. – С. 3–6 (0,18 п. л.).

4.Культурно-когнитивные основания концепта «одежда»: теоретические размышления // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2007. – Вып. 2. – С. 13–16 (0,18 п. л.).

5.Концепт как динамический феномен: философские основания // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, март 2008 г.) / под общ. ред. Т.А. Румянцевой. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – С. 14–17 (0,18 п. л.).

6.Концепт как динамический феномен: к постановке вопроса // Концепт и культура: материалы III Междунар. науч. конф. (Кемерово, 27–28 марта 2008 г.) / отв. ред. Г.И. Лушникова, Л.П. Прохорова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – С. 195–200 (0,3 п. л.).

7.Когнитивно-синергетический взгляд на метафору // Русский язык: человек, культура, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. Т.В. Попова, Ж.А. Храмушина, Ю.С. Подлубнова. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – С. 221–224 (0,25 п. л.).

8.Концепт как единица картины мира (из опыта реконструкции фрагмента мира «одежда») // Картина мира: язык, литература, культура: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.И. Доронина. – Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2008. – Вып. 3. – С. 162–165 (0,25 п. л.).

9.Онтология концепта в дискурсивном измерении // Национально-культурные особенности дискурса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 9–10 апр. 2008 г.) / под ред. Л.Г. Ерасовой [и др.]. – Воронеж: АНО МОК ВЭПИ, 2008. – С. 15–18 (0,12 п. л.).

10.Концепт как онтология сложности // Общетеоретические и практические проблемы языкознания и литературоведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24–25 апр. 2008 г.) / под ред. Т.А. Знаменской. – Екатеринбург: Трикс, 2008. – С. 32–35 (0,2 п. л.).

11.Концепт как динамический феномен: нейрокогнитивные основания // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. IV Междунар. науч. конф. (Челябинск, 25–26 апр. 2008 г.) / отв. ред. Л.А. Нефедова. – Челябинск: РЕК-ПОЛ, 2008. – Т. 1. – С. 56–60 (0,3 п. л.).

12.Лингвосинергетическая картина языка: новый взгляд на языковую реальность // Актуальные проблемы филологии: сб. ст. межрегион. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Рубцовск, 7 июня 2008 г.) / отв. ред. Э.П. Леонтьев, К.Г. Анисимов. – Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – Вып. 2. – С. 3–9 (0,5 п. л.).

13.Дискурсивно-динамический подход к языку в постструктуралистской парадигме языкознания // Основные проблемы современного языкознания: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Астрахань, 30 сент. 2008 г.) / под ред. О.Б. Смирновой. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. – С. 144–147 (0,25 п. л.).

14.Когнитивная наука: от интердисциплинарности к трансдисцип-линарности? // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. науч. тр. (Тамбов, 8–10 окт. 2008 г.) / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 366–368 (0,2 п. л.).

15.Становление синергетической парадигмы в лингвистике: лин-гвосинергетика в России // Актуальные задачи лингвистики, лингводи-дактики и межкультурной коммуникации: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 8–10 окт. 2008 г.) / отв. ред. Н.С. Шарафутдинова. – Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 20–25 (0,3 п. л.).

16.Концепт как ментальная репрезентация: быть или не быть? // Актуальные вопросы когнитивной семантики и организации текста: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Актуальные вопросы филологии и лингводидактики» (Чебоксары, 6–7 нояб. 2008 г.) / отв. ред. Н.Ю. Шугаева, Н.В. Кормилина. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед ун-та, 2008. – С. 9–13 (0,35 п. л.).

17.Языковой изоморфизм в когнитивно-синергетическом ракурсе // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: материалы Междунар. науч-практ. конф. (Иваново, 16–17 окт. 2008 г.) / отв. ред. А.Н. Портнов. – Иваново: Изд-во «Иваново», 2008. – С. 189–190 (0,1 п. л.).

18.Самоорганизация языка: между аттракторами и бифуркациями // Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Тамбов, 1 дек. 2008 г.) / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Р.Г. Державина, 2008. – С. 131–133 (0,2 п. л.).

19.Принцип динамичности и эволюционно-синергетическая картина языка // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, дек. 2008 г.) / под общ. ред. Т.А. Румянцевой.. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – С. 6–8 (0,5 п. л.)

20.Язык в аспекте сложности // Основные проблемы лингвистики и лингводидактики: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15 дек. 2008 г.) / под ред. Е.Ю. Бубновой. – Астрахань: Изд-во «Сорокин Р.В.», 2009. – С. 54–58 (0,35 п. л.).

21.Принцип когнитивности в современном научном контексте // В поисках смысла: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.А. Клепикова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2010. – С. 62–66 (0,3 п. л.).

22.Когнитивно-синергетический подход к языку: предпосылки, сущность, терминология и статус // Синергетическая лингвистика vs. лингвистическая синергетика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 8–10 апр. 2010 г.) / отв. ред. Н.Л. Мышкина. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – С. 31–40 (0,43 п. л.).

23.Динамика концепта и метафора жизненного цикла // Когнитивная лингвистика и вопросы языкового сознания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25–26 нояб. 2010 г.) / отв. ред. Е.Н. Рядчикова. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2011. – С. 16–18 (0,6 п. л.).

24.Самоорганизация концепта в сознании искусственного билингва // Язык, коммуникация, перевод: контрасты и параллели: материалы V Междунар. науч. конф. (М., 1 июля 2011 г.) / ред. Н.В. Иванов. – М.: Книга и бизнес, 2011. – С. 311–320 (0,5 п. л.).

25.Динамическая сложность концепта как актуальная проблема трансдисциплинарного когнитивно-синергетического исследования // Язык и речь в междисциплинарном пространстве: сб. материалов Меж-дунар. науч.-практ. конф. (СПб., 12–13 мая 2011 г.) / редкол.: И.Б. Ру-берт [и др.]. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2011. – С. 13–18 (0,3 п. л.).

26.Лингвосинергетика, когнитивная теория билингвизма и обучение иностранным языкам: перспективы взаимодействия // Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 25 окт. 2011 г.) / редкол.: О.И. Уланович (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 149–152 (0,2 п. л.).

27.Эмерджентная целостность как принцип новой онтологии языка // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сб. ст. и тез. докладов II Всерос. науч. конф. (Липецк, 18 нояб. 2011 г.) / редкол.: А.К. Погодаев [и др.]. – Липецк–Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2012. – С. 147–150 (0,2 п. л.).

28.Возможна ли целостная теория концепта? // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сб. ст. и тез. докладов III Всерос. науч. конф. (Липецк, 18 нояб. 2012 г.) / науч. ред. Л.П. Станкевич. – Липецк–Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. – С. 154– 156 (0,2 п. л.).