Данная концепция включает несколько взаимодействующих сфер: 1) Ценностно-целевая сфера включает цели и задачи такого взаимодействия, ведущие факторы, определяющие потенциал применения теоретических позиций в педагогической практике. 2) Содержательная сфера: описание основных компонентов сущностного содержания этого процесса; принципы его эффективного осуществления; педагогические условия. 3) Инструментально-технологическая сфера: технологии формирования самосознания, модель организации социально-культурного учебно-воспитательного пространства-времени; виды педагогического сопровождения; формы занятий; методы и методические приемы продуктивного взаимодействия социально-культурного пространства времени, творческой самореализации и т.д.; педагогические ситуации.4) Критериально-результативная сфера отражает сформированность необходимого и достаточного уровня формирования самосознания молодежи, готовность к творческой самореализации в социально-культурном пространстве времени, мотивацию к культуротворческой деятельности. 5) Методологическая сфера содержит концептуальные позиции, обосновывающие актуальность и основные опорные точки выделенной проблемы, а также сформулированные на этой основе перспективы повышения уровня взаимодействия социально-культурного пространства-времени и процесса формирования самосознания учащейся молодежи в условиях учреждений образования и культуры.
Ведущими факторами эффективного влияния социально-культурного пространства-времени на процесс формирования самосознания учащейся молодежи являются: общение, основанное на высоком уровне коммуникативной культуры; имеющее ценностный характер; обращенное к проблемам духовного мира человека, его связи с культуротворчеством; познание, направленное на освоение высших гуманистических ценностей культуры, обогащение эстетического сознания, эстетического и культурного опыта; самопознание; активизация самостоятельной творческой деятельности, которая позволяет повысить мотивацию на личностную и профессиональную самореализацию; раскрыть стремление стать самоактуализирующейся личностью; создать устойчивую, гибкую и позитивную Я-концепцию; повысить уровень творческой активности.
Базовые принципы продуктивного взаимодействия социально-культурного пространства-времени и формирования самосознания учащейся молодежи: принцип признания самобытной творческой природы растущего человека в качестве исключительной ценности; развития и свободного проявления личностного целеполагания, важнейших внутренних убеждений; концентрации на позитивном начале в каждой личности; принцип развития ресурсов самосознания и личностных изменений; принцип создания целостного учебно-воспитательного пространства-времени, творчески формирующего, эмоционально насыщенного, включающего содержательно и эстетически увлекательную атмосферу обучения и воспитания, направляющего личность на формирование самосознание и стремление к самореализации.
Педагогическими условиями, позволяющими реализовать эти принципы наиболее четко, являются: 1) событийная наполненность выстроенного на основе триединой системы «общество - человек - культура» пространства-времени учреждений образования и культуры; 2) внедрение в образовательный процесс инновационных моделей и технологий раскрытия творческого потенциала личности в условиях взаимодействия с различными учреждениями образования и культуры; 3) организация педагогического сопровождения продуктивного взаимодействия пространства-времени и формирования самосознания учащейся молодежи как основы корректирующего педагогического участия, педагогической поддержки, создания ситуации полипозиционного общения в пространственно-временном континууме учреждений образования и культуры.
Вершиной влияния социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи является профессиональная самоактуализация, т.к. на этом этапе происходит гармонизация всех компонентов личностного развития, при этом стержнеобразующим оказывается мотивационно-ценностный компонент, стимулирующий учащуюся молодежь к дальнейшему профессиональному и личностному совершенствованию.
1. Калянов А.В. Национальные проекты как инновационная форма развития региональной социальной сферы // Региональные проблемы преобразования экономики. - №1 (14) (март). - Махачкала: ДГУ, 2008. – С. 48-57. – 0,8 п.л.
2. Калянов А.В. Рейнбфх Е.Ю. Некоторые аспекты формирования систем менеджмента качества в вузе (публикация в журнале, рекомендованном ВАК Минобрпауки России). Образование и общество. -№ 5 (52) (сентябрь-октябрь). – Орел: ОАО «Типография «Труд», 2008. – С. 113-122. – 0,5 п.л.
3. Калянов А.В. Влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность культуры и образования по формированию самопознания у учащейся молодежи // Вестник МГУКИ, 2010. - № 6. – С. 116-123. – 0,8 п.л.
4. Калянов А.В. Социально-культурные факторы формирования самосознания учащихся// Педагогика искусства: электронный научный журнал, № 1, 2011. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/kalyanov_18_mart.pdf - 0, 5 п.л.
5. Калянов А.В. Теоретические основы исследования самосознания учащейся молодежи. Орел: Образование и общество. - №5 (70) (сентябрь-октябрь) 2011. – С. 59-64.
6. Калянов А.В. Социально-культурное пространство-время как фактор формирования самосознания учащейся молодежи // Вестник МГУКИ, 2011. - №6. – С. 124-131. – 0,8 п.л.
7. Калянов А.В. Становление самосознания учащейся молодежи в соответствии с категориями пространства-времени // Мир науки, культуры, образования. Барнаул. – 2011. - №6 (31). – С. 170-173. – 0,7 п.л.
8. Калянов А.В. Социально-культурный аспект пространства-времени как проблема современной педагогики // Инициативы XXI века, №1, 2012. – С. 171-176. – 1,0 п.л., Образование и общество, №3 (74), май-июнь. – 2012, С. 107-112. – 0,8 п.л.
9. Калянов А.В. Влияние социально-культурного пространства-времени на формирование личности // Орел
10. Калянов А.В. Ценностное содержание социально-культурного хронотопа и его педагогический потенциал // Вестник МГУКИ, (июль-август) 2012. -№ 4. – С. 131-142. – 0,7 п.л.
11. Калянов А.В. Социально-культурное пространство – время в педагогическом аспекте // Барнаул. Мир науки, культуры, образования. – 2012. - №1 (32). – С. 181-185. – 0,8 п.л.
II. Монографии:
12. Калянов А.В. Социально-культурное пространство – время как фактор формирования самопознания учащейся молодежи. – М., МГУКИ, 2010. – 181 с. – 11,3 п.л.
13. Калянов А.В. Теоретико-методологические основы влияния социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования в формировании самосознания у учащейся молодежи. – М: МГУКИ, 2011. – 200 с. – 15 п.л.
III. Другие публикации по теме диссертационного исследования:
14. Калянов А.В. Показатели оценки производственных мощностей учреждений культуры (статья). Сборник научных трудов. Вып.2. - Орел: ОРАГС, 2003.-0,5 п.л.
15. Калянов А.В. Формирование критерия эффективности управленческих решений (статья). Сборник научных трудов. Харьков: Харьковская академия информатики. 2003. - 0,5 п.л.
16. Калянов А.В. Классификация и основные разновидности понятий и показателей производственной мощности учреждений культуры, их подразделений и отдельных структурных рабочих мест (статья). Сборник научных трудов. - Харьков: Харьковская академия информатики, 2004. - 0,5 п.л.
17. Калянов А.В., Никитин С.А. Резервы деятельности учреждений культуры и их обоснование (статья). Сборник научных трудов, кН. 1. – Харьков: Харьковская академия информатики, 2005. - 0,5 п.л.
18. Калянов А.В. Модели управления в системе учреждений культуры (тезисы). Сборник научных трудов. Вып. 4. – Орел: ОРАГС, 2004. – 0, 5 п.л.
19. Калянов А.В., Никитин С.А. К вопросам управления учреждений культуры (статья). Сборник научных трудов, кН. 1. – Харьков: Харьковская академия информатики, 2005. - 0,5 п.л.
20. Калянов А.В. К вопросу оптимизации деятельности образовательных учреждений (статья). Государственное и муниципальное управление: территориальный аспект. – Орел: ОРАГС, 2005. – 0,5 п.л.
21. Калянов А.В. Управление деятельностью учреждений культуры в условиях рыночных отношений (статья). Журнал «Экономика производства», 2005. - 0,5 п.л.
22. Калянов А.В. Развитие социально-культурной сферы региона на основе технологизации управления (статья). Экономика России XXI век: международный сборник научных трудов (выпуск 9). - Воронеж: ВШУ. 2007.-0,5 п.л.
23. Калянов А.В. К проблеме выбора активных методов обучения в учебном процессе (тезисы). Гуманитарные науки и образование: новые пути интеграции: материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. - Орел, 6-7-фёвр. 2008. - 0,2 п.л.
24. Калянов А.В. Музей как научная база культурологической практики (тезисы). Духовное и нравственное образование и воспитание молодежи: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Орел, 2008. -0,2 п.л.
25. Калянов А.В., Гольцов Г.Г. Воспитание социальной ответственности предпринимателя (статья). Общество, культура, образование: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Орел, 19-20 марта 2009. - 0,5 п.л.
26. Калянов А.В. Социально-культурное пространство-время: педагогический аспект // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 3. М: МГУКИ, 2011, С. 1 18-125. -1,0 п.л.
27. Калянов А.В. Формирование самосознания учащейся молодежи как актуальная проблема психолого-педагогической науки // Продуктивные модели современного образования. Сб. науч. статей. Юсовские чтения 1-3 ноября 2011 г., М.: Российская академия образования. - 2011. - С. 183-188. – 1,0 п.л.
IV. Учебно-методические материалы
28. Калянов А.В. Организация, экономика туризма и экскурсионного дела. – Орел: ОГИИК, 2008. – 0,5 п.л.
29. Калянов А.В. Платные услуги сферы культуры (учебная программа). - Орел: ОГИИК, 2008. - 0,5 п.л.