- Схожесть мотивно-образных систем не является релевантным признаком для отнесения разных поэтик к одному типу, при определении типологических соответствий главным критерием будет сходство структурных принципов их построения.
- Тип поэтики является «смысловой производной» от модели мира, которая обусловливает его функциональные особенности.
- Главной конституирующей категорией модели мира является категория пространства, поскольку оно, позволяя воссоздать целостный образ реальности, обусловливает ее систему ценностей и смыслов.
- Философская установка на понимание бытия как «единораздельной цельности» обусловливает структуру символистского поэтического пространства. Его главными признаками становится разделенность на сакральную и профанную сферы, маркированная семиотическими границами, и нейтрализация этой разделенности, осуществляющаяся через уничтожение этих границ.
- Общая «пространственная схема», лежащая в основе символисткой модели мира, обусловливает разительные мотивно-образные переклички между поэзией А.Белого и поэтическими системами И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова.
- Преодоление пространственных границ между разными сферами в лирике А.Белого, К.Кедрова, И.Жданова, Б.Гребенщикова осуществляется с помощью (1) сюжета, соотнесенного с определенным типом лирического героя; (2) образов-медиаторов, представляющих собой традиционные символы, которые соотносятся с пространственной структурой мира (гора, дерево, крест, храм и т.д.); (3) пространственно-онтологических метафор, соединяющих в акте метафорического означивания разные уровни реальности.
- «Основной символистский сюжет» в поэзии А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова, Б.Гребенщикова реализуется преимущественно в двух конкретных сюжетных схемах, обусловленных вертикальной организацией пространственного континуума: сюжете восхождения и сюжете нисхождения.
- Главная типологическая особенность образов-медиаторов в лирике анализируемых поэтов заключается в повышенной семантической значимости этих образов, которая объясняется тем, что они связывают разные типы пространств.
- Модель пространства, воплощенная в лирике А.Белого, И.Жданова, К.Кедрова и Б.Гребенщикова, является концептуальной основой для метафорических систем их поэзии.
1.Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии (случай Б.Гребенщикова). М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. 180 с.
2.Темиршина О.Р. Типология символизма: Андрей Белый и современная поэзия. М.: Изд-во ИМПЭ, 2012. 290 с.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных результатов докторских диссертаций
3.Темиршина О.Р. Картина мира Б.Гребенщикова и традиция русского символизма // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. 2008. № 4. С. 30-33.
4.Темиршина О.Р., Нурмухамедова Р.А. Лирический субъект Т.Кибирова и А.Блока и проблема литературной традиции («символистский текст» в «Балладе о деве белого плеса» Т.Кибирова) // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. 2008. № 2. С. 128-131.
5.Темиршина О.Р., Авилова Е.Р. Символистский код в поэзии Д.Ревякина: анаграмма как способ семантической организации // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. 2009. № 1 (2). С. 18-20.
6.Темиршина О.Р. «Глоссолалия» А.Белого: «мироздание речи». День первый // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А.Некрасова. 2010. № 2. С. 162-166.
7.Темиршина О.Р. Традиции символизма в лирике О.Седаковой // Вестник Костромского государственного ун-та им. Н.А.Некрасова. 2009. № 4. С. 61-64.
8.Темиршина О.Р. «Звуковая живопись»: «иконическая поэтика» А.Белого // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. 2012. № 2. С. 42-48.
9.Темиршина О.Р. «Мне музыкальный звукоряд отображает мирозданье…»: глоттогония и космогония в «Глоссолалии» А.Белого // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2012. № 3. С. 146-153.
10.Темиршина О.Р. Основы теории литературы. 4-е изд., испр. и доп. // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2005. № 3. С. 195 – 201.
11.Темиршина О.Р. Беллетристическая пушкиниана XIX-XXI веков. Современная наука – вузу и школе. Материалы Международной научной конференции 20-23 октября 2003 г. Псков: ПГПИ, 2004 // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. № 3. С. 158-164.
12.Темиршина О.Р. Брюсовские чтения 2002 года. Ереван: Лингва, 2004. 414 с. // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. № 1. С. 159 – 166.
13.Темиршина О.Р. Русская литература ХХ века. Закономерности исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии. Екатеринбург: УРО РАН, УРО РАО, 2005. 466 с. // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. № 4. С. 163-171.
14.Темиршина О.Р. Хализев В.Е. Теория литературы. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с. // Вестник Московского ун-та, сер. 9. Филология. 2010. № 5. С. 135-147.
Статьи в зарубежных рецензируемых изданиях
15.Temirshina O., Huttunen T. Päihdyttävät aineet Boris Grebenštšikovin rocklyriikassa // The Finnish Review of East European Studies. 2008. № 3. P. 48-66.
16.Темиршина О.Р. «Пневматосфера»: общие принципы построения символистской модели мира // Анна Ахматова: эпоха, судьба. Творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып.7. Симферополь: Крымский архив, 2009. С. 225-239.
Публикации в российских и зарубежных академических изданиях
17.Темиршина О.Р., Сафарова Т.В. Творчество В.Высоцкого в контексте рок-культуры и постмодернизма // Материалы I городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 25-летию г. Нерюнгри. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. С. 20 – 26.
18.Темиршина О.Р., Ткачева Н.Н. Становление авторской модели мира в стихотворении Б.Гребенщикова «Железнодорожная вода» // Уч. зап. Нерюнгринского технического ин-та. Вып. 1. Гуманитарные науки. Нерюнгри: ТИ(ф)ЯГУ, 2000. С. 37 – 40.
19.Темиршина О.Р. Традиции ОБЭРИУ в творческой практике «Аквариума» // Материалы II городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 25-летию г. Нерюнгри. Нерюнгри: ТИ(ф)ЯГУ, 2001. С. 236-238.
20.Темиршина О.Р. Специфика лирического субъекта в поэзии Т.Кибирова // Гуманитарные исследования. Вып. 6. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2002. С. 437 – 441.
21.Темиршина О.Р. «Демонические» инверсии феномена тела в поэзии Крученых // Проблемы поэтики русской литературы. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 83-87.
22.Темиршина О.Р. Тело и знак: К проблеме утопии и антиутопии в поздней поэзии В.Маяковского // Творчество А.Ахматовой и Н.Гумилева в контексте поэзии ХХ века. Материалы международной научной конференции. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2004. С. 273 – 281.
23.Темиршина О.Р. Концепция телесности в творчестве К.Вагинова // Художественный текст и культура V. Материалы международной научной конференции 2-4 октября 2003 г. Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004. С. 202-207.
24.Темиршина О.Р. Маяковский и Крученых: концепция тела // Маяковский в современном мире. Материалы межвузовской научной конференции. М.: Изд-во РУДН, 2004. С. 84-95.
25.Темиршина О.Р. Мифопоэтика Б.Гребенщикова: К вопросу о креативной семантике // Русская литература ХХ – ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 154-157.
26.Темиршина О.Р. Б.Г.: Логика порождения смысла // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Изд-во ТвГУ, 2005. С. 32 – 47.
27.Темиршина О.Р. «Я возьму свое там, где увижу свое»: интертекстуальность в творчестве Б.Гребенщикова // Русская литература ХХ – ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 124-127.
28.Темиршина О.Р. Поэтика загадки (семантические изотопии в творчестве Б.Гребенщикова) // 8 ½ Статьи о русской рок-песенности. Калининград: Изд-во РГУ. 2007. С. 32-45.
29.Темиршина О.Р. Символическая поэтика Б.Гребенщикова. Проблема реконструкции и интерпретации // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 9. Екатеринбург: Изд-во ТвГУ, УрГПУ, 2007. С. 168-185.
30.Темиршина О.Р. К вопросу об исследовании сложных семантических систем // Проблемы поэтики русской литературы - II. Материалы второй международной научной конференции. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 123-127.
31.Темиршина О.Р. Символы индивидуации в творчестве Б.Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 10. Тверь, Екатеринбург: Изд-во ТвГУ, УрГПУ, 2008. С. 216-224.
32.Темиршина О.Р. Загадка как форма поэтического текста: к вопросу о семантических изотопиях в творчестве Б. Гребенщикова // Филологическому семинару - 40 лет. Сб. тр. науч. конф. «Современные пути исследования литературы», посвященной 40-летию Филологического семинара (22-24 мая 2007 г). Т.1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2008. С. 301-310.
33.Темиршина О.Р. Символ. Грамматика истолкования // Русская литература ХХ – ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 158-162.
34.Темиршина О.Р. Б.Гребенщиков: поэтика символа // Филологические штудии. Вып. 12. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. С. 94-100.
35.Темиршина О.Р. Художественная модель мира и проблемы литературной традиции // «Res philologica». Ученые записки Северодвинского филиала ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова». Архангельск: Изд-во ПГУ. С. 5 – 9.
36.Темиршина О.Р. Проблема литературной традиции: типологический аспект // Россия: вопросы эффективного развития: научные труды ИМПЭ им. А.С.Грибоедова. М.: Изд-во ИМПЭ, 2010. С. 285-289.
37.Темиршина О.Р. Мифопоэтика жеста (о песне Джима Моррисона «The End») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 11. Екатеринбург, Тверь: Изд-во ТвГУ, УрГПУ, 2010. С. 250-263.
38.Темиршина О.Р. «Смещенная перспектива»: Андрей Белый о фантастике Гоголя // Актуальные проблемы филологии и культурологии. Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), май 2010 г. Хабаровск: Изд-во ДВВГУ, 2011. С. 167-172.
39.Темиршина О.Р. Метафора как способ организации семантического пространства (на примере альбома О.Арефьевой «колокольчики») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Екатеринбург, Тверь: Изд-во ТвГУ, УрГПУ, 2010. С. 181-191.
40.Темиршина О.Р. К.Кедров и А.Белый: типология символизма // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях. Материалы II международной научно-практической конференции 5-6 марта 2012 г. Пенза, Прага, Киев: Социосфера. С. 132-135.
41.Темиршина О.Р. Изобразительный код в «теоретической поэтике» А.Белого // Новое в современное филологии. Материалы III международной научно-практической конференции (23.09.2011). М.: Спутник+, 2011. С. 30-34.
42.Темиршина О.Р. Символистский код в стихотворении И.Жданова «До слова» // Перспективы развития современной филологии. Материалы II международной научной конференции. 20-21 января 2012 года, г. Санкт-Петербург. Петрозаводск: Петропресс, 2012. С. 36-40.
43.Темиршина О.Р. К вопросу о звукосимволизме в поэме А.Белого «Глоссолалия» // Россия: преобразование, развитие, инновации: научные труды ИМПЭ им. А.С.Грибоедова. М.: Изд-во ИМПЭ, 2011. С. 269-272.
44.Темиршина О.Р. Роль пространственной метафорики в процессе интерпретирования художественных произведений // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. С. 42-46.
45.Темиршина О.Р. Звук – образ – пространство: иконический компонент в метапоэтике А.Белого // «Как в прошедшем грядущее зреет…»: Полувековая парадигма поэтики Серебряного века. М.: Азбуковник, 2012. С. 58-71.
46.Темиршина О.Р. Символ и метаметафора. К вопросу о традиции символизма в современной поэзии: К.Кедров и А.Белый // Научные труды ИМПЭ им. А.С.Грибоедова. М.: Изд-во ИМПЭ, 2012. С. 57-63.