Научная тема: «ОНТОЛОГИЯ МИФА В ТЕКСТАХ В. РОЗАНОВА КАК ГЕНЕЗИС «ДРУГОЙ» ЛИТЕРАТУРЫ»
Специальность: 10.01.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В.В. Розанов, остро воспринявший необходимость новой парадигмы сознания и творчества, явился подлинным модернистом. Феномен В. Розанова ‑ писателя и мыслителя раскрывается через категорию мифа как непосредственного обращения к онтологическим основам жизни. Целостность его восприятия мира обусловлена синергетическим единством и взаимодействием различных систем: культуры, природы, общества, литературы, философии. Миф В. Розанова не творится им, а переживается во всём многообразии и противоречивости, что предполагает в творчестве писателя и мыслителя «другую» логику - логику парадокса.
  2. Генетической основой феномена «другой» литературы В. Розанова является онтология мифа. В дискурсе онтологии «частная жизнь», о которой писал В. Розанов как о цели своего творчества, приобретает особый статус: в ней осуществляются космические процессы. Так рождается «физиокосмос», а «физиология» подобно древним грекам трактуется как постижение жизни. На этом понимании основано неприятие В. Розановым тенденции в европейской и российской культуре декаданса, ведущей к тотальной эстетизации действительности, её подмене иллюзорной художественной реальностью, утратившей жизненный смысл.
  3. Основные онтологические темы в произведениях В. Розанова скрепляют единство его разнообразного творчества, устремлённого к поискам путей к Богу, достижению бессмертия через освоение исторического опыта культуры.
  4. Понимание творческого процесса В. Розановым может быть интерпретировано через эпифанию как осуществление первоформы. Сопоставление розановской трактовки творчества с идеями Вяч. Иванова, П. Флоренского убеждает в её уникальности: В. Розанов не пишет свои произведения для читателя, а осуществляет своё восхождение к онтологическим основам жизни вместе с ним.
  5. Всё творчество В. Розанова являет собой метатекст, в основе единства которого лежат символы, обладающие свойством порождать мифологические сюжеты. Лирическое воплощение мифа осуществляется в собственно художественных произведениях писателя, феномене «другой» литературы.
  6. Своеобразие поэтики «другой» литературы составляют:
    • отказ от художественности как иллюзорности,
    • освобождение от риторики,
    • повышенное внимание к внутренней форме слова,
    • индивидуальные синтаксис и пунктуация,
    • активное обращение к невербальным средствам создания образа (поэтика запахов, фонетика, визуальная графичность текста, осязание),
    • множественность точек зрения на предмет как свобода от линейной логики, актуализация фрагмента ‑ структурного элемента теста;
    • непреднамеренность структуры текста как самоорганизующегося хаоса.
  7. Становление символов в произведениях В. Розанова осуществляется через освоение пространства общекультурных символов, их проживание, концептуализацию образа, мифологизацию исторической реальности.
  8. Термин «эпифания» определяет жанр розановских произведений - лирических миниатюр, воплощающих момент восприятия онтологических сущностей, включая и моменты обращений к Богу.
  9. Жанровая природа «переписки писателей» (книга «Литературные изгнанники») является вариантом филологического романа.
  10. В творчестве В. Розанова реализуются следующие мифологические сюжеты: «Русская литература», «История как трагический миф бытия», «Апокалипсис как борьба за космос». В результате их исследования выявляется сложность восприятия жизни автором, его личностный миф жизни в Боге.
  11. Миф как зеркало личности В. Розанова отражает цельность его натуры, стремящейся найти космические основания жизни.
Список опубликованных работ
1. Кашина Н.К. Миф в текстах Василия Розанова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 274 с. (13,7 п.л.).

2. Кашина Н.К. «Мысль изреченная есть ложь»?: Размышления о природе слова // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова. – 1996. – №2. – С.17-19 (0,4 п.л.).

3. Кашина Н.К. Культура как моделирование пространства // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. – 2004. – Вып.1 (43). – С.94-97 (0,4 п.л.).

4. Кашина Н.К. Эрос мысли П. Флоренского // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Культурология»: Энтелехия: научно-публицистический журнал. – №10. –2005. – С.61-66 (0,5 п.л.).

5. Кашина Н.К. Балансирующий Розанов: проблема религиозного творчества в произведениях писателя // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – № 6. Часть 2. – 2009. – С.59-65 (0,5 п.л.).

6. Кашина Н.К. Проблема понимания онтологии творчества В. Розановым в контексте русской литературы Серебряного века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. – №4. – 2009. – С.285-288 (0,5 п.л.).

7. Кашина Н. К. Метафора жанра в текстах В. Розанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. – №3. – 2010. – С.131-137 (0,4 п.л.).

8. Кашина Н.К. О границах и горизонтах формализма (к проблеме восприятия розановских текстов) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: научно-методический журнал. – №4. – 2010. – C. 79-84 (0,45 п.л.).

9. Кашина Н. К. Проблема понимания розановских текстов [о книге Я.В. Сарычева «В.В. Розанов: логика творческого становления (1880-1890 годы)»] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «гуманитарные науки»: Энтелехия. Научно-публицистический журнал. – №21. – 2010. С.151-155 (0,45 п.л.).

10. Кашина Н.К. Мифологизация власти в произведениях В. Розанова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. – № 6 (12). Часть III. – 2011. – С.104–106 (0,5 п.л.).

11. Кашина Н.К. Мифологема «Дом» в произведениях В. Розанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. – №3. – 2011. – С.105-107 (0,3 п.л.).

12. Кашина Н.К. Молитва В. Розанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. – №5-6. – 2011. – С.93-98 (0,35 п.л.).

13.Кашина Н.К. Трансформация концепта «Вечная Женственность» в творчестве Фета и Розанова // Обсерватория культуры: научный информационно-аналитический журнал. – №2. – 2012. – С. 115-121 (0,5 п.л.).

14. Кашина Н.К. Переписка писателей как прообраз филологического романа (по письмам В.В. Розанова) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «гуманитарные науки»: Энтелехия. Научно-публицистический журнал. – №23. – 2011. – С.39-42 (0,32 п.л.).

15. Кашина Н.К. Функционирование мифологического сюжета в культурно-историческом контексте // Культура и текст: Материалы международной научной конференции 10-11 сентября 1996 г. – СПб-Барнаул, 1997. – Вып.1. Литературоведение. Ч.1. – С.25-29 (0,45 п.л.).

16. Кашина Н.К. Еще раз о фетовских реминисценциях в поэзии русских символистов/Н. К. Кашина // А. Фет. Поэт и мыслитель: К 175-летию со дня рождения А.А. Фета: Сб. научных трудов. – М: ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – 1999. С.91-100 (0,5 п.л.).

17. Кашина Н.К. Миф в зеркале «Серебряного века»: (В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, А. Ф. Лосев) // Энтелехия: научно-публицистический журнал. – №1 – 2000. С.47-51 (0,4 п.л.).

18. Кашина Н.К. А. Фет и В. Розанов: к вопросу о мифологизме сознания // Василий Розанов в контексте культуры. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. – С.88-97 (0,5 п.л.).

19. Кашина Н.К. Мифическое в художественном сознании культуры «Серебряного века» // Культура и текст – 99: Пушкинский сборник. – СПб-Самара – Барнаул. – 2000. – С.198-208 (0,5 п.л.).

20. Кашина Н. К. В. Розанов и Ю. Айхенвальд в споре о В. Белинском: об основах русской критики // Энтелехия: Научно-публицистический журнал. – №1(3). – 2001. – С.45-50 (0,45 п.л.).

21. Кашина Н. К. Мифопоэтическое в «Снегурочке» А.Н. Островского //«Снегурочка» в контексте драматургии А.Н.Островского: Материалы научно-практической конференции. – Кострома. – 2001. – С.43-49 (0,35 п.л.).

22. Кашина Н.К. «Рукописность» В. Розанова и «воплощенная множественность» Р. Барта (диалог совпадений) // Славянский мир: прошлое и современность / Под ред. Г.П. Козубовской. – СПб – Самара – Барнаул: БГПУ – 2001. – С.206-212 (0,4 п.л.).

23. Кашина Н.К. «Благодушный» Некрасов В. Розанова // Н. А. Некрасов: Современное прочтение: К 180-летию со дня рождения русского национального поэта: Материалы межвузовской научн. конференции. Кострома, 5-6 дек. 2001г. – Кострома. – 2002. – С.117-124 (0,35 п.л.).

24. Кашина Н. К. «Все мы стали немножко "метерлинками"…»: (О генетической связи идеи и мифологемы) // Энтелехия: научно-публицистический журнал. – №5. – 2002 С.47-53 (0,45 п.л.)

25. Кашина Н.К., Едошина И.А. «Тропой философов» в Сергиевом Посаде // Энтелехия: научно-публицистический журнал. – №5. – 2002. – С.128-131 (0,3 п.л.).

26. Кашина Н.К. От телесности к целостности: (П. Флоренский о познании) // Незавершенная энтелехийность: отец Павел Флоренский, Василий Розанов в современной рефлексии: Сборник статей. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2003. – С. 95-108 (0,6 п.л.).

27. Кашина Н.К. Архетип в поэтике А. Н. Островского // А.Н. Островский в новом тысячелетии: Материалы научно-практической конференции 15-16 апреля 2003г. – Кострома. – 2003. – С. 38-43 (0,35 п.л.).

28. Кашина Н. К. Миф и текст в творчестве А. Ф. Лосева // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Третьей научно-практической конференции памяти А. Ф. Лосева. – Москва: МПГУ. – 2003. – С.25-28 (0,3 п.л.).

29. Кашина Н.К. А. Чехов, В. Розанов и М. Фуко: диагностика цивилизации // 100 лет после Чехова. Научный сборник: Материалы научно-практической конференции (Ярославль, май 2004). – Ярославль. – 2004. – С.53-57 (0,4 п.л.).

30. Кашина Н.К. Космогония «Апокалипсиса нашего времени» В. Розанова // Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. Выпуск 5. – Барнаул. – 2005. – С.78-85 (0,5 п.л.).

31. Кашина Н.К. Философия и физиология текста в интуициях В. Розанова и П. Флоренского // Грехневские чтения: сборник научных трудов. – Н.Новгород: НГУ им. Н. И. Лобачевского. – 2006. – Выпуск 3. – С.242-245 (0,3 п.л.).

32. Кашина Н.К. Рождение символа в розановском тексте // Проблемы семантики языковых единиц в контексте культуры (лингвистический и лингвометодический аспекты): Международная научно-практическая конференция, 17-19 марта 2006г. – М., Кострома. – 2006. – С.311-314 (0,3 п.л.).

33. Кашина Н.К. Розановский текст как порождающая структура // Художественный текст и культура: материалы шестой международной научной конференции. – Владимир: ВГПУ. – 2006. – С.344-347 (0,3 п.л.).

34. Кашина Н.К. Миф и символ в рефлексии русской литературы ХІX века (А.А. Фет, А.Н. Островский, А.А. Потебня) // Грехневские чтения: сборник научных трудов. – Н. Новгород: НГУ им. Н. И. Лобачевского. – 2007. – Выпуск 4. – С.99-103 (0, 4 п.л.).

35. Кашина Н.К. Апокалипсические сюжеты и картины вечной жизни в русской культуре ХІX – начала ХХ века // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. научных статей. В 2ч. Ч.І. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2007. – С.277-285 (0,5 п.л.).

36. Кашина Н.К. Симптомы умирающей культуры (А. Тулуз-Лотрек, А. Чехов и В. Розанов) // Диалог культур – культура диалога: материалы международной научно-практической конференции. Кострома, 3-7 сентября 2007г. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова. – 2007. – С.129-130 (0,1 п.л.).

37. Кашина Н.К. Органолептическая филология или невербализированный символ в поэтике модернизма // Грехневские чтения: сборник научных трудов. Вып. 5. – Н.Новгород: Изд. Ю.А. Николаев. – 2008. – С.201-204 (0,3 п.л.).

38. Кашина Н.К. Категория телесности в античной и христианской традиции // Античность и христианство в литературах России и Запада. Материалы международной научной конференции «Художественный текст и культура VІІ» 4-6 октября 2007г. – Владимир: Владимирский государственный гуманитарный университет. – 2008. – С.129-132 (0,3 п.л.).

39. Кашина Н.К. Вечный филолог В.В. Розанов об онтологии слова //Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / Науч. ред. Ю.В. Лебедев; отв. ред. А.К. Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – С. 231-234 (0,3 п.л.).

40. Кашина Н.К. Культурема в образной системе «Песни Судьбы» А. Блока // Шахматовский вестник: материалы Блоковских конференций «Стихия и культура» (2008) и «А. Блок и Италия» (2009). Вып. 10-11 / Отв. ред. И.С. Приходько. – М.: Наука – 2010. – С. 95-107 (0,4 п.л.).