Научная тема: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ КОНЦА XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В.»
Специальность: 09.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. «Новгородская ересь», которую иногда называют ересью «жидовская мудрствующих», как цельное и мощное духовное движение, затронувшее все слои общества, не является ересью в собственном смысле слова. На периферии этого движения возможно допустить существование немногочисленной религиозной секты отступников от христианства и неофитов иудаизма, но не она определяла суть духовных и социально-политических событий данного времени. За словом «ересь» скрывается одно из оригинальных и глубоких направлений русской религиозной мысли, которое можно назвать софийным, поскольку идея Премудрости Божией в значительной мере определяла его суть и смысл.
  2. Основные богословские идеи данного софийного направления заключаются в ином, нежели чем у Иосифа Волоцкого (иосифлян) и в большей части святоотеческой и современной богословской литературы, понимании смысла Искупления и Воплощения Логоса. Искупление было необходимо не столько для того, чтобы искупить грехи, сколько для того, чтобы человек смог стать богом по благодати. Для софийного направления характерно оригинальное представление о творении Богом мира и человека, так что слова Бога «создадим человека по образу и подобию Нашему» относятся не к ветхому человеку - Адаму, а к Иисусу Христу, как богочеловеку. Основными чертами этого направления являются динамизм, идея длящегося творения и стремление богословствовать не в статически догматическом стиле, что характеризует мировоззрение иосифлян, а исторически-динамически, воспринимая мир и историю (Руси в частности) как осуществление изначально предначертанного Замысла Бога. Религиозно-антропологические взгляды представителей софийного направления характеризуются идеями о величии и достоинстве человека.
  3. В области богопознания (религиозной гносеологии) софийное направление характеризуется единством апофатического и катафатического методов, основанных на соответствующем учении Дионисия Ареопагита и Григория Богослова. Данное направление религиозной мысли отмечено чертами субъективизма и номинализма и означало в целом начало фундаментальных изменений картины мира, переход от Средневековья к Новому времени, начало появления «новоевропейского субъекта». Эти изменения определяли и развитие соответствующих культурно-религиозных процессов, и оказали решающее воздействие на появление икон «нового письма».
  4. Иосифлянство как направление религиозной мысли противостояло софийному течению в русской мысли. Богословской основой воззрений Иосифа Волоцкого является исихазм паламитского толка. Для его религиозного учения (соответственно иосифлян) характерны онтологизм и идея освященности бытия. В области богопознания Иосиф Волоцкий исходит прежде всего из идеи о непосредственном явлении Самого Бога, так что Сама Истина в данном случае  является не предикатом логического суждения, а Субъектом - так что Сам Бог являет-Ся (Себя) пророкам. В этом смысле иосифляне отрицательно относились и критиковали попытки самостоятельного развития русской религиозной мысли. В социально-политическом смысле учение иосифлян следует охарактеризовать как идейно-религиозный консерватизм, как попытку продлить историю средневекового мира.
  5. Начало полемике нестяжателей и иосифлян положил спор в конце XV в. между Иосифом Волоцким и митрополитом-«еретиком» Зосимой. По этой причине Зосиму можно считать основоположником и идейным вдохновителем движения нестяжателей (другим основателем нестяжательства можно считать и Нила Сорского, но сам он в полемику, скорее всего, не вступал и, вероятно, по многим злободневным вопросам того времени был союзником, а не противником Иосифа Волоцкого).
  6. Формирование представлений о человеке средневековой Руси (конец XV - середина XVI в.) в значительной мере определялось характером решения основной богословской задачи того времени - спасения души, что позволяет определить в качестве специфической и одновременно сущностной черты этой задачи эсхатологическую направленность и антропологический характер и, помимо этого, ее обусловленность процедурными вопросами спасения.
  7. Сущность религиозных воззрений Иосифа Волоцкого (и соответственно иосифлян) заключается в утверждении идеи о решающей роли и значении для спасения поминальных служб, что предопределило его сомнения в ценности добрых дел (критика пелагианства) и данную им низкую оценку «человеческой природы», обусловившую его взгляды о необходимости для спасения принуждения, наказаний, послушания и других мер дисциплинарного характера.
  8. В противоположность этому религиозно-нравственные воззрения митрополита Зосимы (соответственно нестяжателей) характеризуются оптимистической оценкой природы человека и его усилий, совершаемых в стремлении к добродетельной жизни, что обусловило внимание митрополита к проблеме свободы воли, «благого и злого произволения», ответственности человека и осуждение им этической программы, предлагаемой волоцким игуменом.
  9. В духовной культуре Руси конца XV - первой половины XVI в. можно выделить отдельное направление религиозной мысли, которое характеризуется стремлением к освоению «внешних эллинских наук» и творческого наследия каппадокийской школы богословия, в первую очередь Григория Богослова и Василия Великого. Идейная направленность данного направления позволяет определить его как продолжение традиций византийского гуманизма на русской почве.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Григоренко А.Ю. Духовные искания на Руси конца XV – начала XVI в.: монография / А.Ю. Григоренко. – СПб.: Эйдос. 1999. – ISBN 5-88607-010-9. – (9, 5 п.л.)

2.Григоренко А.Ю. Духовная культура Московской Руси конца XV – первой половины XVI века: монография / А.Ю. Григоренко. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. 2012. – ISBN 978-5-9978-0381-0. – (20,4 п.л.).

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

3.Григоренко А.Ю. Идея Софии в древнерусской письменности / А.Ю. Григоренко // Вестн. Русской христианской гуманитарной академии: Научный журнал – СПб.: Изд-во РХГА. 2010. – Т. 11. Вып. 4. – С. 8-18 (0, 8 п.л.).

4.Григоренко А.Ю. Исихазм в пространстве русской религиозно-философской мысли / А.Ю. Григоренко // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал – СПб., 2010. – Т. 2. Философия. № 3. – С. 51-61 (0, 7 п.л.).

5.Григоренко А.Ю. Истоки нестяжательских воззрений Вассиана Патрикеева / А.Ю. Григоренко // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. гуманитарные науки. – СПб., 2010. Вып. 4(39). – С. 118-124 (0, 7 п.л.).

6.Григоренко А.Ю. Новгородско-московская ересь в историко-культурном контексте / А.Ю. Григоренко // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: Научный журнал – СПб., 2010. – Т. 2. Философия. № 4. – С. 162-172 (0, 7 п.л.).

7.Григоренко А.Ю. Проблемы иконографии на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. гуманитарные науки. – СПб., 2011. Вып. 4(47). – С. 73-77 (0,6 п.л.).

8.Григоренко А.Ю. Литература новгородских еретиков / А.Ю. Григоренко // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: Научный журнал – СПб., 2011. – Т. 2. Философия. № 1. – С. 184-191 (0, 5 п.л.).

9.Григоренко А.Ю. Религиозно-философское содержание полемики об иконах Св. Троицы на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: Научный журнал – СПб., 2011. – Т. 2. Философия. № 3. – С. 55-63 (0, 6 п.л.)

10.Григоренко А.Ю. Синодики в контексте полемики Иосифа Волоцкого и митрополита Зосимы / А.Ю. Григоренко // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. Гуманитарные науки. – СПб., 2012. Вып. 2 (54). – С. 153-164 (1,2 п.л.)

Избранные статьи в других изданиях

11.Григоренко А.Ю. Философская мысль на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Вестн. Ленинградского государственного университета. – Л.: Изд-во ЛГУ. – Сер. 6. 1986. № 5. – С. 98-101 (0,3 п.л.).

12.Григоренко А.Ю. Свободомыслие на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Вестн. ЛГУ. – Л.: Изд-во ЛГУ. – Сер. 7. 1987. № 7. – С. 103 (0,1 п.л.).

13.Григоренко А.Ю. Федор Курицын / А.Ю. Григоренко, Я.С. Лурье // Словарь книжников и книжности Древней Руси, вторая половина XIV-XVI в. – СПб.: Наука, 1988. Ч. 1. – С. 504-510 (0,4 п.л./0,1 п.л. - авт).

14.Григоренко А.Ю. История философии как единство текста и комментария / А.Ю. Григоренко // Философские науки. 1989. № 8. – М.: Изд-во Высшая школа. – С. 75-76 (0,1 п.л.).

15.Григоренко А.Ю. «Лаодикийское послание». – памятник русской культуры позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Матер. теоретической межвузовской конференции «Религия и атеизм в истории культуры». – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 132-133 (0,1 п.л.).

16.Григоренко А.Ю. «Лаодикийское послание» и его литературное окружение / А.Ю. Григоренко // Тр. отд. древнерусской литературы. – Л.: Изд-во Наука, 1990. Т. 35. – С. 324-330 (0,8 п.л.).

17.Григоренко А.Ю. Максим Грек: вера и знание / А.Ю. Григоренко // Матер. 2-го С.-Петербургского симпозиума историков русской философии. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. – С. 235-237 (0,1 п.л.).

18.Григоренко А.Ю. О двойственности русской культуры эпохи Петровских преобразований / А.Ю. Григоренко // Матер. научно-практической конференции «Культура России эпохи Петровских преобразований. – СПб.: Изд-во СПбГАК, 1995. – С. 174-178 (0,2 п.л.).

19.Григоренко А.Ю. Рукопись митрополита Зосимы как памятник русской средневековой культуры / А.Ю. Григоренко // Матер. Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. – С. 79-82 (0, 4 п.л.).

20.Григоренко А.Ю. Буквальные смыслы культурологи / А.Ю. Григоренко // Культурология как она есть и как ей быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. – СПб.: Изд-во Эйдос, 1998. – С. 89-95 (0, 5 п.л.).

21.Григоренко А.Ю. Иосифляне и нестяжатели — истоки противостояния / А.Ю. Григоренко // Вестн. Русского христианского гуманитарного института. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. № 3. – С. 89-95 (0,5 п.л.).

22.Григоренко А.Ю. У истоков историософии в России / А.Ю. Григоренко // Философский век. Альманах. – СПб.: 2000. № 14. – С. 175-187 (0,8 п.л.).

23.Григоренко А.Ю. Проблема спасения души в русской духовной культуре XV–XVII веков / А.Ю. Григоренко // Философский век. Альманах. – СПб., 2001. №. 10. – С. 68-73 (0,5 п.л.).

24.Григоренко А.Ю. Проблема общения в духовной культуре Древней Руси / А.Ю. Григоренко // Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. – СПб.: Эйдос, 2000. – С. 97-104 (0, 5 п.л.).

25.Григоренко А.Ю. Знание и вера в средневековой культуре / А.Ю. Григоренко // Проблемы развития человека и общества: Сб. ст. – СПб.: Изд-во ИНЖЭКОН, 2001. – С. 173-177 (0, 4 п.л.).

26.Григоренко А.Ю. Богословские споры на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: Сб. докл. – СПб.: Изд-во ИНЖЭКОН, 2005. – С. 44-46 (0,2 п.л.).

27.Григоренко А.Ю. Зосима и Артемий / А.Ю. Григоренко // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: Сб. докл. СПб.: Изд-во ИНЖЭКОН, 2006. – С. 72-74 (0,2 п.л.).

28.Григоренко А.Ю. Непонятный текст из рукописи митрополита Зосимы /А.Ю. Григоренко, М.И. Панфилова // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: Сб. докл. СПб.: Изд-во ИНЖЭКОН, 2006. – С. 53-55 (0,2 п.л./0,1 п.л. – авт.).

29.Григоренко А.Ю. Проблема исихазма в творчестве Иосифа Волоцкого / А.Ю. Григоренко // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. гуманитарные науки. – СПб., 2007. Вып. 1(14). – С. 160-165 (0, 6 п.л.).

30.Григоренко А.Ю. Иконографические споры на Руси позднего средневековья / А.Ю. Григоренко, Г.Ф. Сейфи // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. гуманитарные науки. – СПб., 2007. Вып. 1(14). – С. 121-127 (0,7 п.л./0,5 п.л. – авт.).

31.Григоренко А.Ю. О духовной культуре Московской Руси / А.Ю. Григоренко // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: Сб. докл. – СПб.: Изд-во ИНЖЭКОН, 2007. – С. 66-68 (0,2 п.л.).

32.Григоренко А.Ю. О культуре отечественных историко-философских исследований // Современная культура России: основные черты и характерные особенности: Сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2010. – С. 31-43 (0,8 п.л.).