- Детско-юношеский учебно-творческий коллектив на основе музыкально-исполнительского класса в системе непрерывного образования является универсальным компонентом профессиональной деятельности педагога-музыканта независимо от его профиля, так как представляет собой оптимальную форму научно-теоретической и экспериментально-практической деятельности в любой области педагогического поиска, проверки инновационных идей, их практической апробации и доказательства. Музыкально-исполнительский класс - динамичное образование, предполагающее варьирование содержания, принципов, методов и форм учебно-воспитательной деятельности.
- Система непрерывного образования в силу личностно-ориентированного систематического характера и вариативности профессионально-образовательных моделей является оптимальной с точки зрения организации учебно-творческой деятельности детско-юношеского коллектива и масштабной реализации его педагогического потенциала. Более того, непрерывное образование предполагает не только обучение в одном или нескольких учебных заведениях от поступления до выпуска, но и даёт ориентацию на последующее систематическое самообразование, моделирующее данную систему в её индивидуально-личностном варианте.
- При сохранении традиционной классно-урочной системы музыкально-исполнительский класс - объединение учащихся разных возрастных категорий, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе профессионального обучения музыке в системе непрерывного образования, ─ предполагает перекрестную работу с ним преподавателя, самостоятельную учебно-воспитательную и творческую деятельность внутри класса.
- Обязательным условием эффективности работы музыкально-исполнительского класса является многоаспектное педагогическое взаимодействие педагога и учащихся, учащихся внутри коллектива, педагога и родителей. Педагогические условия непрерывного образования позволяют объединить все звенья педагогического процесса в единую взаимосвязанную систему и обеспечить её эффективное функционирование.
- Деятельность детско-юношеского коллектива учащихся в масштабе непрерывного образования будет только тогда успешна, когда объединение этого коллектива происходит на основе общечеловеческих ценностей, художественно-объединяющих идей, совместного творчества. С этой точки зрения художественно-творческая деятельность представляет собой оптимальное поле совместной деятельности, где искусство выступает ценностным объектом освоения, личностных устремлений, жизненного и профессионального целеполагания.
- Углубление профессионально-личностного потенциала каждого субъекта детско-юношеского коллектива достигается с помощью введения в учебный процесс материалов, связанных с другими видами искусства, а также использования традиционных и инновационных форм обучения (индивидуальной, мелкогрупповой, и коллективной) в их целесообразном сочетании, и, кроме того, применения эффективных методов универсального характера, сформированных в опыте корифеев общей и музыкальной педагогики, включая ведущих педагогов-музыкантов других специальностей.
- Профессиональная деятельность педагога-музыканта в масштабах непрерывного образования будет эффективной при следующих условиях:
- инновационном, проблемно-поисковом и динамичном характере профессиональной деятельности;
- опоре на детско-юношеский коллектив, состоящий из учащихся разных возрастных категорий, создании для него как поля совместной жизнедеятельности на основе исполнительского творчества, так и педагогических условий, необходимых для поддержания мотивации к постоянному росту профессионально-личностного потенциала каждого субъекта коллектива;
- организации широкомасштабной и многомерной творческой деятельности музыкального класса в контексте непрерывного образования;
- обеспечении динамичного образования, при котором выпускник учебного заведения будет способен к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности и самообразованию.
- Система непрерывного образования заключается не только в линейной последовательности необходимых образовательных звеньев, но и во взаимосвязанной деятельности всех участников образовательного процесса, включая педагога, концертмейстера, учащихся, коллег-преподавателей, родителей. Реализация этих многомерных взаимосвязей обеспечивает в итоге востребованный сегодня уровень профессионального образования, его эффективность и перспективный характер.
1.Смирнов, А.В. О роли интерпретатора в судьбе авторского музыкального произведения, или история одной рукописи [Текст] / А.В. Смирнов // Искусство в школе. – 2003. – № 6. – С. 74–78.
2.Смирнов, А.В. Новые пути профессионального и личностного развития юного музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – М.: ЗАО «Миратос», 2006. – № 3. – С. 36–42.
3.Смирнов, А.В. Преподаватель инструментального класса-коллектива как организатор процесса познания и освоения ценностного объекта – музыки [Текст] / А.В. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – М.: ЗАО «Миратос», 2006. – № 3. – С. 44–47.
4.Смирнов, А.В. Современные подходы к проблемам обучения и воспитания учащихся-музыкантов [Текст] / А.В. Смирнов // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. ─ Минск: РУП «Выдавецтва “Адукацыя i выхаванне”», 2009. – № 1 (27). – С. 56–58.
5.Смирнов, А.В. Современные подходы к воспитанию музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Высшее образование в России. – М.: ЗАО «Академический печатный дом», 2009. – № 2 (09). – С. 45–47.
6.Смирнов, А.В. К проблеме разработки инновационных принципов и технологий системы непрерывного многоуровневого музыкального образования [Текст] / А.В. Смирнов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – № 3. – С. 164–167.
7.Смирнов, А.В. Технология воспитания как обязательный компонент учебно-творческого взаимодействия педагога-музыканта с учащимися-инструменталистами [Текст] / А.В. Смирнов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – № 3. – С. 167–169.
8.Смирнов, А.В. Воспитательная работа с учащимися-инструменталистами ─ неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога-музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. ─ Минск: РУП «Выдавецтва “Адукацыя i выхаванне”», 2010. – № 1 (31). – С. 62–64.
9.Смирнов, А.В. К проблеме развития профессионально-личностного потенциала учащегося-музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // «Вестник МГУКИ». – 2012. – № 3. – С. 34–36.
10.Смирнов, А.В. Развитие профессионально-личностного потенциала учащихся музыкально-исполнительского класса через различные формы обучения [Текст] / А.В. Смирнов // «Вестник МГУКИ». – 2012. – № 4. – С. 18–21.
Монографии, учебные пособия и авторские программы:
11.Смирнов, А.В. Некоторые аспекты обучения игре на виолончели [Текст]: учебное пособие / А.В. Смирнов. – М.: «Прометей» МПГУ, 2000. – 76 с.
12.Смирнов, А.В. Преподавание виолончели как специального инструмента в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ-двенадцатилеток [Текст]: авторская программа / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2001. – 176 с.
13.Смирнов, А.В. Проблемы посадки виолончелиста [Текст]: учебное пособие / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2003. – 38 с.
14.Смирнов, А.В. Переходы при смене позиций ─ важная часть технологии игры на виолончели [Текст]: учебное пособие / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2003. – 34 с.
15.Смирнов, А,В. Творческая лаборатория педагога-виолончелиста [Текст]: монография / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2003. – 135 с.
16.Смирнов, А.В. Организация творческой лаборатории преподавателя-музыканта в системе среднего профессионального образования [Текст]: авторская программа / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2005. – 152 с.
17.Смирнов, А.В. Педагогические условия организации творческой лаборатории преподавателя-музыканта в системе непрерывного художественного дополнительного и среднего профессионального образования [Текст]: монография / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2006. – 333 с.
18.Смирнов, А.В. Специальный инструмент (виолончель) [Текст]: авторская программа. Специальность 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 «Оркестровые струнные инструменты»). Колледж. Повышенный курс / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2008. – 27 с.
19.Смирнов, А.В. Специальный инструмент (виолончель) [Текст]: многофункциональная разноуровневая авторская программа деятельности творческой лаборатории в системе непрерывного довузовского художественного образования. Специальность 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 «Оркестровые струнные инструменты»). Школа-колледж. Повышенный курс / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2008. – 63 с.
20.Смирнов, А.В. Теоретическая основа профессиональной деятельности педагога-музыканта [Текст]: монография / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2009. – 165 с.
21.Смирнов, А.В. Оркестровый класс [Текст]: авторская программа по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 “Оркестровые струнные инструменты” и 070102.03 “Оркестровые духовые и ударные инструменты”). Базовый курс / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2009. – 18 с.
22.Смирнов, А.В. Чтение нот с листа [Текст]: авторская программа по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (070102.02 “Оркестровые струнные инструменты”). Факультатив / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2009. – 17 с.
23.Смирнов, А.В. Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося-музыканта [Текст]: монография / А.В. Смирнов. – М.: МПГУ, 2011. – 160 с.
Статьи в журналах и сборниках научных трудов:
24.Смирнов, А.В. Интерпретация сюит И.С. Баха для виолончели соло: исторический аспект [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2003. – № 19. – С. 171–176.
25.Смирнов, А.В. Роль музыканта-педагога в деле эстетического воспитания школьников [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2003. – № 21. – С. 194–200.
26.Смирнов, А.В. К проблеме интерпретации в музыке [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2003. – № 18. – С. 171–175.
27.Смирнов, А.В. К проблемам обучения и воспитания учащихся в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Актуальные проболемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2004. – № 24. – С. 181–186. (авторский вклад 50%).
28.Смирнов, А.В. Единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив – как основа создания творческой лаборатории в условиях дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2004. – № 25. – С. 137–144.
29.Смирнов, А.В. Содержание и формы учебно-воспитательной работы с инструментальным классом в условиях дополнительного школьного образования [Текст] / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. – М.: «Прометей» МПГУ, 2004. – № 26. – С. 193–202. (авторский вклад 50%).
30.Смирнов, А.В. Помиловать автора! [Текст] / А.В. Смирнов // Филармоник. – M., 2004. – № 3. – С. 67–72.
31.Смирнов, А.В. Творческая лаборатория педагога-музыканта в сфере дополнительного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского: Материалы международной научно-практической конференции, состоявшейся 24 декабря 2004 года. – М.: МГПУ, 2005. – С. 108–114.
32.Смирнов, А.В. Возрастная дифференциация и этапы индивидуального обучения студентов музыкально-театрального колледжа / А.В. Смирнов // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице: материалы научно-практической конференции. [Текст]: [посвящ. 10-летию Московского городского педагогического университета]. – М.: МГПУ, 2006. – С. 55–60.
33.Смирнов, А.В. В защиту авторских прав И.С. Баха [Текст] / А.В. Смирнов // Сборник материалов о жизненном и творческом пути А.П. Стогорского / Сост. Н.С. Щербаков. – Минск: Ковчег, 2007. – С. 96–106.
34.Смирнов, А.В. К вопросу профессионального обучения и воспитания учащихся-инструменталистов в условиях непрерывного довузовского художественного образования / А.В. Смирнов, Н.О. Лякина // Современные проблемы педагогики искусства: материалы научно-практической конференции. [Текст]: [посвящённой памяти педагога и учёного Л.В. Горюновой]. – М.: МГПУ, 2007. – С. 30–36. (авторский вклад 50%).
35.Смирнов, А.В. Патриотическое воспитание учащихся-инструменталистов в условиях непрерывного довузовского художественного образования / А.В. Смирнов // Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшегося 18–19 декабря 2006 года. [Текст] – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2008. – С. 68–73.
36.Смирнов, А.В. Воспитание учащихся-инструменталистов в сфере непрерывного довузовского художественного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Проблемы подготовки студентов в системе среднего профессионально-художественного образования: cборник научно-методических статей. – Выпуск 1. – М.: НП АПО, 2008. – С. 6–12.
37.Смирнов, А.В. Дополнительное художественно-эстетическое образование ─ новое поле деятельности педагога-музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодёжи как фактор социализации личности в меняющемся мире: сб. науч. статей. – М.: ИХО РАО, 2008. – С. 249–251.
38.Смирнов, А.В. К проблемам модернизации музыкального образования в современной России / А.В. Смирнов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство [Текст]: тез. V междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов, Гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова, 2009. – С. 117–119.
39.Смирнов, А.В. Об исполнительской редакции произведений педагогического репертуара для струнных смычковых инструментов [Текст] / А.В. Смирнов // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях. – М.: МГПУ, 2009. – С. 180–183.
40.Смирнов, А.В. О развитии непрерывного довузовского художественного образования [Текст] / А.В. Смирнов // Проблемы подготовки студентов в системе среднего профессионально-художественного образования: сборник научно-методических статей. – Вып. 2. – М.: Типографский отдел ООО «Центр высоких технологий “Ориентир”» , 2009. – C. 29–33.
41.Смирнов, А.В. Творческая лаборатория как педагогическая модель преподавания специального музыкального инструмента [Текст] / А.В. Смирнов // Проблемы современного музыкального образования и воспитания: по материалам Международной научно-практической конференции в Московской консерватории (6 мая 2008 года): сб. статей / Ред.-сост. Е.А. Доленко. – М.: Издатель Доленко, 2010. – С. 94–103.
42.Смирнов, А.В. Новая репертуарная политика в контексте деятельности творческой лаборатории педагога-музыканта [Текст] / А.В. Смирнов // Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции / Ред. колл.: Е.А. Бодина, Е.Г. Артёмова. – М.: МГПУ, 2011. – С. 166–172.