Научная тема: «МОДАЛЬНОСТЬ И ТОНАЛЬНОСТЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА И РАННЕГО БАРОККО»
Специальность: 17.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна может быть оценена в нескольких отношениях: 1. разработка методов анализа гармонии и теоретических работ во французской музыке второй половины XVI и XVII веков, которые могут быть применены при изучении других национальных школ; 2. определение того нового, что внесла Франция в общеевропейский процесс эволюции науки о гармонии во второй половине XVI и в XVII веках, рассмотрение французских теоретических работ этого времени как компонентов французской национальной школы теоретического музыкознания.

К числу новых методов исследования мы относим последовательное рассмотрение комплекса теоретических положений, сложившихся в XVI-XVII веках, как импульсов воздействия на композицию того времени - на гармонию и музыкальную форму, и их интерпретацию в XXI веке в условиях современных теоретических представлений. Это выявление воздействия сольмизационной системы на структуру модальной гармонии: ее роль в трактовке ладов, в отборе хроматических звуков и их распределения в контексте (рассредоточенный хроматизм). Мы фиксируем внимание на замене Echelle générale как диатонической основы письма на хроматический звукоряд, а затем - на утверждение двенадцати уровней транспозиции, на преобразования гексахордовой системы мутации в семиступенный звукоряд мажора и минора. В диссертации выявлена специфика модального хроматизма и его преобразование в хроматизм тональный, обнаружены мелодические и гармонические формулы, сопровождавшие этот процесс, в том числе при замене интервальной структуры письма на аккордовую.

В диссертации рассмотрена роль «ложных отношений» в двух аспектах: при развитии системы вводнотоновсти и при формировании диссонирующих аккордов. Приведены примеры сочетания увеличенной кварты и уменьшенной квинты с проходящими звуками и формирования на этой основе аккордового диссонанса: сначала обращений, а затем основного вида малого мажорного септаккорда и малого с уменьшенной квинтой. Прослежен путь переоценки «ложных отношений» в теоретических трудах, путь «оседания» неаккордового звука в аккорд в музыке того времени. Мы даем новые обобщения, акцентируя внимание на тех процессах, которые не фиксировались старинной теорией, но оказались ведущими на пути перерождения гармонии от модальной к функционально-гармонической.

В диссертации прослежено воздействие на гармонию стихосложения, музыкальной формы. В этой связи нами предложена новая классификация старинных музыкальных форм с позиций воздействия строчной формы и периода имитационного строения на весь дальнейший процесс формообразования. Строчная форма представлена как своего рода единица измерения в музыке XVI-XVII веков, как исходный фактор становления периода, рондо, двухчастной и трехчастной безрепризных форм. Рассмотрены «переходные» формы: строчная форма с чертами периода и период с чертами строчной формы. Отсутствие тематической повторности и неквадратность структур оценены как важнейшая особенность французской музыки этого времени. Период имитационного строения рассмотрен как предшественник фуги и малого и большого мотета. Модальная имитация трактована как фактор модальной гармонии. Прослежены особенности применения имитации, начиная от точной - имитации-транспозиции, и далее - имитации в плагальном ладу, модальной имитации и перерастание имитации в мотивное и тональное развитие. Все указанные приемы рассмотрены применительно к французской музыке, но их вполне можно применить для анализа любой национальной музыкальной культуры того времени.

Список опубликованных работ
СТАТЬИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВАК

1.Глядешкина З. Взаимодействие религии, науки и теории музыки (Декарт – Мерсенн) // Музыка и время. 7/2001, с.33-35. 0,55 п.л.

2.Глядешкина З. Луи Буржуа и музыка французских композиторов-гугенотов (к 500-летию со дня рождения автора первого трактата по теории музыки на французском языке). – Музыкальная жизнь. 12/2010, с.20-21. 0,3 п.л.

3.Глядешкина З. Марен Мерсенн: наука о музыке и музыкальная практика во Франции первой половины XVII века в трудах выдающегося мыслителя. – Музыкальная академия. 4/2010, с.174-181. 0,8 п.л.

4.Глядешкина З. Модальная гармония во французской музыке XVII века: ее критерии и обоснование в трудах Жерара Жея (Франция, СМВV). – Музыковедение. 7/2010, с.2-7. 0,45 п.л.

5.Глядешкина З. Музыка в Версале. – Музыкальная жизнь. 7/2010, с.31-32. 0,6 п.л.

6.Глядешкина З. Трактовка тональности в трудах французских ученых XVIII-XIX веков. – Вестник МГУКИ, 6/2010, с.231-235. 0,5 п.л.

7.Глядешкина З. Тональность как категория музыкального восприятия. – Вестник МГУКИ, 1/2011, с.224-227. 0,6 п.л.

8.Глядешкина З. Учение о модуляции. Первые шаги. – Музыка и время, 3/2011, с.25-30. 0,3 п.л.

9.Глядешкина З. Фантазии Луи Куперена. – Музыкальная жизнь, 5/2010, с.26. 0,1 п.л.

10.Глядешкина З. Вопросы формирования тональности во французской теории музыки второй половины XVI и XVII веков // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2011, с.70-74. 0,6 п.л.

11.Глядешкина З. Французская музыка второй половины XVI века: особенности композиционного строения. – Музыковедение, 10 / 2010, с.2-10. 0,6 п.л.

12.Глядешкина З. Хоровая музыка во Франции позднего Возрождения и начала барокко: пути становления крупной формы. – Обсерватория культуры, 2011, с.134-139. 0,65 п.л.

ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ ДОКЛАДОВ З.ГЛЯДЕШКИНОЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРОЧИТАНЫ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ

13.Глядешкина З. Гармония мира как принцип музыки (по страницам “L’harmonie universelle” Марена Мерсенна) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы международной научно-практической конференции. 1999 г. – М., 2000, с.92-101. 0,6 п.л.

14.Глядешкина З. «Компендиум музыки» Декарта как источник сведений по методике обучения музыке во Франции начала XVII века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы международной научно-практической конференции 29-30 октября 1996 г. / Ред.-сост. Л. С. Дьячкова. РАМ им. Гнесиных. – М., 1999, с.52-61. 0,8 п.л.

15. Глядешкина З. Музыка для лютни Жана-Батиста Безара. Особенности гармонии и музыкальной формы // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции 31 октября – 2 ноября 2006 г. – М., 2008, с.56-77. 1,1 п.л.

16.Глядешкина З. Музыкально-теоретические идеи в свете философско-религиозных представлений во Франции начала XVII века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы научно-практической конференции 17-21 ноября 1992 г. / Ред.-сост. Л.С.Дьячкова. РАМ им. Гнесиных. – М., 1994, с.75-81. 0,5 п.л.

17.Глядешкина З. О сольмизационной системе во Франции XVI века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы международной научно-практической конференции 25-29 октября 1994 г. – М., 1997, с.116-126. 0,6 п.л.

18.Глядешкина З. Понимание лада и тона во французском теоретическом музыкознании начала XVII века // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. Материалы международной научной конференции 21-23 октября 2008 года. – М., 2009, с.226-240. 1,0 п.л.

19.Глядешкина З. Учение Декарта о страстях и его предпосылки в «Компендиуме музыки» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы международной научно-практической конференции 25-27 октября 2000 г. – М., 2003, с.128-138. 0,6 п.л.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ З.ГЛЯДЕШКИНОЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ДРУГИХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ

20.Глядешкина З. Гармония мира как принцип музыки согласно “L’harmonie universelle” (1636) Марена Мерсенна). Цикл лекций по курсу «Музыкально-теоретические системы». Т.4. – М., 2008. 40 п.л.

21.Глядешкина З. Музыкально-теоретические системы. Тематический план и литература. – М., 1991, 1,75 п.л. (28 стр.)

22.Глядешкина З. Рене Декарт и его время. Компендиум музыки. Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI-XVIII веков. – М., 2001, 9 п.л. (143 стр.)

23.Глядешкина З. Система сольмизации во Франции XVI века. Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI-XVIII веков. Т. 1. – М., 1999, 10 п.л. (158 стр.)

24.Глядешкина З. Сольмизация и гамма. Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI-XVIII веков. Т. 3. – М., 2002, 11 п.л. (167 стр.)

25.Глядешкина З. Учение о технике композиции во французской музыке XVII века. Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI-XVIII веков. Т. 5. – М., 2006, 13 п.л. (214 стр.)

26.Глядешкина З. Ф.-О. Геварт и теория хроматической тональности. – М., 1993, 5,25 п.л. (83 стр.)