Научная тема: «СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ПОМОГАЮЩЕГО ТИПА)»
Специальность: 19.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В системе регуляции состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа его психологические механизмы, генерализируя влияние системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов, обеспечивают трансформацию в новые психические явления - свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).
  2. Трансформация состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) реализуется в общих тенденциях и закономерностях его структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: в усилении уровня выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») состояния психического выгорания, тесноты и интегрированности взаимосвязей структурных элементов «психоэмоциональное истощение» («эмоциональное истощение») и «деперсонализация» («личностное отдаление»), интегрированности взаимосвязей всех структурных элементов между собой и со свойствами саморегуляции, а также во влиянии состояния психического выгорания на свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность).
  3. Общие тенденции и закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания в фазе «истощение» у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников, представителей экстремальных профессий), независимо от их меж- и внутрипрофессиональных различий, характеризуют типичность трансформации в свойства саморегуляции и обеспечиваются условиями и содержанием (профилем) профессиональной деятельности. Своеобразие трансформации состояния психического выгорания, проявляющееся в гетерохронности структурно-динамических изменений в фазах «напряжение» и «резистенция», обеспечивается длительностью профессиональной деятельности.
  4. Типичность трансформации состояния психического выгорания у всех представителей профессий помогающего типа (медицинских, педагогических, социальных работников) в свойства саморегуляции (безответственность и неорганизованность) в фазе «истощение» обеспечивается индукцией системы внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов как системы экстренальных и интернальных психологических механизмов. Ведущая роль в регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания принадлежит интернальным психологическим механизмам, полная индукция которых реализуется в закономерностях его структурно-динамических изменений. Неполная индукция экстернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания опосредованно, через интернальные психологические механизмы, обеспечивает во всех фазах лишь тенденции, направляя и ограничивая его структурно-динамические изменения.
  5. Содержательно-структурные и динамические характеристики интернальных психологических механизмов регуляции (стадии: возникновение, реализация и трансформация) состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа детерминируются условиями и содержанием профессиональной деятельности, её длительностью и экстернальными психологическими механизмами.
  6. Эффективная психопрофилактика состояния психического выгорания представителей профессий помогающего типа обеспечивается психологическими механизмами его регуляции при условии, что её системообразующим фактором являются общие закономерности структурно-динамических изменений состояния психического выгорания.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б, Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, генезис, феноменология, измерение. – Курск, 2007. – 381 с.

2.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Запесоцкая И.В., Дроздов А.Г. Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2010. –688 с.

3.Молчанова Л.Н. Ценностно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у представителей профессий «помогающего» типа в контексте внутрипрофессиональной дифференциации: [Электронный ресурс]. – КГМУ, 2011.  Регистрационное свидетельство № 22256 от 16 июня 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий № 0321101184.

4.Молчанова Л.Н. Психологические механизмы регуляции состояния психического выгорания медицинских работников.  Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития РФ, 2012. – 252 с.

Учебные пособия

5.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Недуруева Т.В., Ушакова Т.А. Психопрофилактика состояния выгорания специалистов социальной работы и социальных работников.– Курск: «Мечта», 2009. – 257 с.

Статьи, опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

6.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Интегративный подход к оценке состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала// Сибирский педагогический журнал. – №2. – 2009. – С.422–429.

7.Молчанова Л.Н. Внутрипрофессиональная дифференциация состояния выгорания в педагогической деятельности // Казанский педагогический журнал. – № 9-10. – 2009. – С.124–133.

8.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние выгорания социальных работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Ученые записки Российского государственного социального университета. – №2(65). – 2009. – С.176–181.

9.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние выгорания медицинских работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – №4(3).  2010. – С.134–141.

10.Молчанова Л.Н. Интегративно-дифференциальный подход к состоянию выгорания врачей // Вестник Томского государственного университета. – №346 (май). – 2011.  С.136–140.

11.Молчанова Л.Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы в генезе профессиональной успешности // Педагогическое образование в России. –№2(13). 2011. - С.87–94.

12.Молчанова Л.Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Томского государственного педагогического университета. – №6 (108). 2011. – С.139–143.

13.Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Философия. Психология. Педагогика». – №2. – 2011. – С.67–71.

14.Молчанова Л.Н. Состояние психического выгорания представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в боевых действиях // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». – Т.17(1). – №1. – 2011. – С.164–167.

15.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Состояние психического выгорания в феноменологическом пространстве профессиональной идентичности педагогов высшей школы // Вестник Череповецкого государственного университета. –№2 (29). –Т.2. – 2011. – С.144–148.

16.Молчанова Л.Н. Реализация состояния психического выгорания в структуре профессиональной идентичности педагогов высшей школы //Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. – №24. – 2011. – С.979–985.

17.Молчанова Л.Н. Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ// Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. – Серия «Педагогика и психология». – №2. – 2011. – С. 90–98.

18.Молчанова Л.Н. Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. – Серия «Педагогика и психология». – №4. – 2011. – С. 101–110.

19.Молчанова Л.Н. Рефлексия как механизм ценностно-смысловой регуляции состояния психического выгорания у врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Философия. Психология. Педагогика». – №1. – 2012. – С.64–68.

Статьи, методические материалы, опубликованные в других изданиях

20.Молчанова Л.Н. Роль системного подхода в изучении детерминации синдрома профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа// Молодежная наука и современность. 72-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. В 2-х частях. Часть II. – Курск: КГМУ, 2007. – С.293–295.

21.Молчанова Л.Н. Социально-психологические аспекты изучения профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа // Молодежная наука и современность. 72-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. В 2-х частях. Часть II. – Курск: КГМУ, 2007. – С.292.

22.Молчанова Л.Н. Коммуникативные аспекты профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа// Язык. Коммуникации. Культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск: КГМУ, 2007. – С.221–224.

23.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б., Ушакова Т.А. Влияние длительности опыта помогающих отношений на формирование профессионального выгорания у социальных работников // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т.3. – С.407–412.

24.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Роль отношения к профессиональной деятельности в социально-психологической детерминации профессионального выгорания у представителей профессий помогающего типа // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т.3. – С. 402–407.

25.Молчанова Л.Н. Социально-психологические детерминанты профессионального выгорания у социальных работников // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. –Т.3. – С. 290–294.

26.Молчанова Л.Н. Специфика профессионального выгорания у учителей и специалистов социальной работы // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 73-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – Т. 3. – С. 295–300.

27.Молчанова Л.Н. Специфика формирования профессионального выгорания у специалистов социальной работы с различной длительностью стажа профессиональной деятельности// Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 18-21 февраля 2008г.: в 2 т. / Науч. ред. А.Б. Мулик. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – Т 1. – С. 47–50.

28.Молчанова Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности у будущих специалистов социальной работы как фактор снижения риска выгорания // Личностно-профессиональное развитие студентов в системе высшего профессионального образования: Сборник материалов региональной научно-методической конференции (20 декабря 2007 года). – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 80–85.

29.Молчанова Л.Н. Опыт помогающих отношений как фактор выгорания у представителей профессий помогающего типа // Молодежная наука: от фундаментальной идеи до инновационных проектов. 73-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. 15-16 апреля 2008 года. В 2-х частях. Часть II. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 267–268.

30.Молчанова Л.Н. Выгорание как дезадаптационный феномен профессиональной деятельности у социальных работников// Молодежная наука: от фундаментальной идеи до инновационных проектов. 73-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых. 15-16 апреля 2008 года. В 2-х частях. Часть II. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – С. 268–269.

31.Молчанова Л.Н. Влияние индивидуально-личностных особенностей на возникновение состояния «выгорание» у представителей профессий помогающего типа // Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 74-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – Т. 3. – С.173–176.

32.Молчанова Л.Н., Никишина В.Б. Специфика генеза состояния «выгорание» у медицинских работников// Университетская наука: Теория, практика, инновации. Сборник трудов 74-й научной конференции КГМУ и сессии Центрально-Черноземного научного центра РАМН и отделения РАЕН. В 3-х томах. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. –Т. 3. – С. 189–193.

33.Молчанова Л.Н. Рефлексивные способности как барьер возникновения состояния «выгорание» специалистов социальной работы // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы региональной научно-методической конференции: в 2-х частях. – Ч.1. Курск. гос. техн. ун-т Курск, 2009. – С.116–120.

34.Молчанова Л.Н. Генезис состояния выгорания в контексте профессиональной дифференциации внутри помогающего типа профессий // Особенности Формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2009. – С. 95–100.

35.Молчанова Л.Н. Состояние выгорания у врачей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации// Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С.150–155.

36.Молчанова Л.Н. Роль особенностей ценностно-смысловой сферы в генезисе состояния выгорания у представителей профессий группы риска // Человек в трудной жизненной ситуации: сб. научн. статей III Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 16-17 апреля, 2009 г.). В 2-х частях. – Ч.2 /Под ред. Е.А. Петровой, Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск, 2009. – С. 15–18.

37.Молчанова Л.Н. Механизмы формирования выгорания у врачей-хирургов// Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А.Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С.156–160.

38.Молчанова Л.Н. Особенности проявления состояния выгорания у «молодых» представителей профессий помогающего типа // Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности: материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С. 160–164.

39.Молчанова Л.Н. Состояние выгорания медицинских работников в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации// Психологическое сопровождение лечебного процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75 -летию КГМУ и 10-летию кафедры и психологии. – Курск: КГМУ, 2010. – С.197–207.

40.Молчанова Л.Н. Профиль медицинской деятельности и психическое выгорание врачей // Человек в социокультурном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск, 2010. – С. 193–201.

41.Молчанова Л.Н. Влияние опыта участия в боевых действиях на возникновение состояния психического выгорания у представителей профессий группы риска// Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 8-9 апреля 2010 года). – Ч. 2. – Курск, 2010. – С.103–107.

42.Молчанова Л.Н. Структурно-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы // Развитие профессиональной субъектности представителей социономических и социотехнических профессий в условиях современного общества: материалы международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Ч.1: Психологический аспект. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. – С.153–158.

43.Молчанова Л.Н. Профессиональная идентичность как механизм регуляции состояния психического выгорания у педагогов высшей школы // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 31 марта-1 апреля 2011 года). – Ч.1. – Курск, 2011. – С.156–160.

44.Молчанова Л.Н. Регуляция состояния психического выгорания у специалистов социальной работы: социально-психологический аспект// Сборник материалов Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные аспекты социальной работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты».– г. Курск. – С. 134–141 [Электронное издание]. Регистрационное свидетельство № 23372 от 31 августа 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий 0321102300.

45.Молчанова Л.Н. Ценностно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у врачей // Сборник материалов Международной научно-практической Интернет-конференции «Современные аспекты социальной работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты». – г. Курск. – С. 145–152 [Электронное издание]. Регистрационное свидетельство № 23372 от 31 августа 2011 г. ФГУП НТЦ «Информрегистр». Федеральный депозитарий электронных изданий 0321102300.

46.Молчанова Л.Н. Закономерности рефлексивных механизмов регуляции состояния психического выгорания врачей в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Курск: КГМУ, 2011. – С. 252–257.

47.Молчанова Л.Н. Модель системы регуляции состояния психического выгорания у представителей профессий помогающего типа // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 29-30 марта 2012 года). – Ч.2. – Курск, 2012. – С.91–94.

48.Молчанова Л.Н. Зависимое поведение в профессиональной сфере и состояние психического выгорания: особенности их взаимосвязей // Аддикция в современном научном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск 12-13 апреля 2012 года). – Курск: изд-во КГМУ, 2012. – С.104–108.

49.Молчанова Л.Н. Реализация компетентностного подхода в элективном курсе «Коррекция эмоционального выгорания специалистов социальной работы» // Инновации и традиции в модернизации современного учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 77-летию Курского государственного медицинского университета (2 февраля 2012 года) / Под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, О.О. Куриловой, Т.А. Шульгиной, Н.С. Степашова. В 3-х томах. – Том II. – Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. – С.294–296.