Научная тема: «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Роль и значимость практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса в современном постиндустриальном обществе.
  2. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса представляет собой многоуровневую педагогическую систему, характеризующуюся структурно-функциональной целостностью субъектов профессионального образования и образовательной среды, каждый уровень которой является совокупностью взаимосвязанных им как по горизонтали, так и по вертикали средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного обучения, воспитания и развития обучающегося с целью подготовки его к профессиональной жизнедеятельности в сфере малого бизнеса, культурному участию в процессах, происходящих в этой сфере, и формированию его как личности для участия в этой сфере и в обществе в целом. Такая система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для «реального» сектора сферы малого бизнеса симультанно (одновременно и параллельно) нацелена на получение специфических «образовательных продуктов», которыми являются: при реализации ее социальной функции - «личность», при реализации ее экономической функции - «работник», при реализации ее культурной функции - «индивидуальность».
  3. Модель инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, достижение результата в которой обеспечивается совокупностью взаимообусловленных, преемственно связанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе целевого, нормативно-содержательного, организационно-операционного блоков, комплекса педагогических условий.
  4. Эффективность практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса обеспечивается реализацией следующего комплекса педагогических условий, включающего в себя: педагогическое содействие развитию предприимчивости как интегрального социально-профессионального качества специалиста сферы малого бизнеса; обеспечение повышения квалификации профессионально-педагогического персонала на основе структурно-функциональной модели его готовности к педагогической деятельности по практико-ориентированной профессиональной подготовке кадров в колледже для сферы малого бизнеса; развивающую образовательную среду колледжа, ингерентную для взаимодействия и взаимообмена с окружающей рыночной средой, интегрирующую деятельность субъектов профессиональной подготовки, влияющую на профессиональное становление качеств личности специалиста сферы малого бизнеса и отношение студентов к обучению; использование психолого-педагогических технологий, которые инициируют процессы личностно-профессионального развития будущего специалиста, обеспечивают качественное достижение прогнозируемого результата профессиональной подготовки и предают образовательному процессу функциональный характер.
  5. Организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, обеспечивающие представление модернизированных образовательных ресурсов по усвоению необходимых уровней профессиональных компетенций таких специалистов.
  6. Критериально-оценочный аппарат эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса.
Список опубликованных работ
Монографии, научно-методические пособия, методические разработки и рекомендации

1.Северов, В. Г. Тенденции профессиональной подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования Иркутской области для сферы малого бизнеса: монография / В. Г. Северов. – Иркутск: ООО РК Глаза Мира, 2008. – 112 с. (1000 экз.).

2.Северов, В. Г. Профессиональная деятельность практико-ориентированных кадров в сфере малого бизнеса: содержание и особенности. Глава III. - С. 129-145. // Педагогика профессионального образования: перспективы развития: кол. монография / под ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – 345 с. (1000 экз.).

3.Северов, В. Г. Вехи истории Иркутского политехнического колледжа: от начального профессионального образования до профессиональной подготовки практико-ориентированных специалистов малого бизнеса: монография / В. Г. Северов.– Иркутск: ООО РК Глаза Мира, 2010. – 158 с. (1000 экз.).

4.Северов, В. Г. История развития педагогической мысли: от древнего мира до современной подготовки практико-ориентированных специалистов для малого бизнеса: монография / В. Г. Северов. – Иркутск: ООО РК Глаза Мира, 2010. – 190 с. (1000 экз.).

5.Северов, В. Г. История развития ремесел в России как фактор подготовки практико-ориентированных специалистов для малого бизнеса: монография / В. Г. Северов. – Иркутск: ИрПК, 2011. – 96 с. (1000 экз.).

6.Северов, В. Г. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса: монография / В. Г. Северов. – Иркутск: ООО РК Глаза Мира, 2012. – 420 с. (1000 экз.).

7.Северов, В. Г. Основы проектирования профессионального пути старшеклассников в школе: методическое пособие / В. Г. Северов. – Иркутск: ИрПК, 2000. – 32 с. (500 экз.).

8.Северов, В. Г. Особенности организации практики в профессиональном колледже в ходе профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса: методическое пособие / В. Г. Северов, И. Б. Накорякова. – Иркутск: ИрГСХА, 2003. – 15 с. (500 экз.).

9.Северов, В. Г. Иркутский государственный профессиональный колледж – инновационный путь развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров: научно-методическое пособие / В. Г. Северов. – Иркутск: Иркутская областная типография № 1 им. В. М Посохина, 2005. – 116 с. (500 экз.).

10.Северов, В. Г. Системообразующие категории проблемы исследования профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса: научно-методическая разработка / В. Г. Северов. – Иркутск: изд-во типография ИрПК, 2008. – 40 с. (500 экз.).

11.Северов, В. Г. История развития начального профессионального образования города Иркутска: исторический очерк. / В. Г. Северов. – Иркутск: Ангара, 2008. – 67 с.

12.Северов, В. Г. Разработка, проведение и анализ уроков теоретического и производственного обучения практико-ориентированных специалистов малого бизнеса: методические указания / В. Г. Северов, Т. М. Кудакова, Н. Ю. Субботина. – Иркутск: ИрПК, 2009. – 40 с. (500 экз.).

13.Северов, В. Г. Особенности профессиональной подготовки практико-ориентированных специалистов малого бизнеса: научно-методическая разработка / В. Г. Северов. – Иркутск: ИрПК, 2010. – 66 с. (500 экз.).

14.Северов, В. Г. Профессиональное (производственное) обучение практико-ориентированных специалистов малого бизнеса: метод проектов: научно-методическая разработка / В. Г. Северов, Г. П. Боева. – Иркутск: ИрПК, 2010. – 29 с. (500 экз.).

15.Северов, В. Г. Теоретическая концепция и модель управления качеством образовательного процесса практико-ориентированных специалистов малого бизнеса в ФГОУ СПО Иркутский политехнический колледж: научно-методическое пособие / В. Г. Северов. – Иркутск: ИрПК, 2010. - 27 с. (500 экз.).

16.Северов, В. Г. Методические основы профессиональной подготовки в колледже практико-ориентированных специалистов малого бизнеса: в помощь мастеру производственного обучения: научно-методическое пособие / В. Г. Северов. – Иркутск: Изд-во ООО РК Глаза Мира, 2011. – 132 с. (1000 экз.).

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

17.Северов, В. Г. Повышение качества обучения в процессе профессиональной подготовки / В. Г. Северов // Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 4. - С. 18-19.

18.Северов, В. Г. Интегративно-развивающий подход в системе подготовки кадров для малого бизнеса / В. Г. Северов // Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 6. - С. 28-30.

19.Северов, В. Г. Содержательные характеристики и особенности профессиональной деятельности практико-ориентированных кадров в сфере малого бизнеса / В. Г. Северов // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С. 120-127

20.Северов, В. Г. Профессиональное образование практико-ориентированных кадров - важнейший фактор экономического роста малого бизнеса / В. Г. Северов // Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 7. - С. 9-10.

21.Северов, В. Г. Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // «Профессиональное образование. Столица». – 2010. - № 6. - С. 47-54.

22.Северов, В. Г. Формирование социокультурной компетентности будущего практико-ориентированного специалиста малого бизнеса / В. Г. Северов, И. С. Баракова // Вестник Читинского государственного университета. - 2010. - № 6 (63). С. 40-43.

23.Северов, В. Г. Концепция системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. - 2010. - № 9. – С. 326-342.

24.Северов, В. Г. Развитие творческой активности студентов в Иркутском политехническом колледже / В. Г. Северов // Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 11. - С. 26-27.

25.Северов, В. Г. Особенности профессиональной деятельности кадров сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник Южно-уральского государственного университета. – 2011. - № 3 (220). - С 135-138.

26.Северов, В. Г. Системный подход к организации воспитательной деятельности в Иркутском политехническом колледже / В. Г. Северов, Т. Ю. Ильина // Известия самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. - № 2. – С. 62-66.

27.Северов, В. Г. Формирование социокультурной компетентности практико-ориентированного специалиста в Иркутском политехническом колледже / В. Г. Северов, И. С. Баракова // Вестник ИрГСХА. – 2011. – С. 20-24.

28.Северов, В. Г. Критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник ИрГСХА. – 2011. – С. 41-47.

29.Северов, В. Г. Основы дидактической модели профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Известия ИГЭА (БГУЭП). – 2011. С. 58-62.

30.Северов, В. Г. Педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник ИрГСХА. – 2012. – № 49. – С. 155-162.

31.Северов, В. Г. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса: основные результаты исследования / В. Г. Северов // Известия ИГЭА (БГУЭП). – 2012. – № 2 (82). – С. 197-201

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

32.Северов, В. Г. Опыт прогнозирования подготовки специалистов для новых отраслей народного хозяйства / В. Г. Северов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 3 (34). – С. 152-161.

33.Северов, В. Г. Исторический аспект интеграционных процессов в системе среднего и начального профессионального образования в ходе подготовки специалистов малого бизнеса / В. Г. Северов // Условия развития системы начального профессионального образования на этапе социально-экономических изменений общества: сб. науч. тр. – Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2004. – С. 70-79.

34.Северов, В. Г. Теория и практика управления качеством образовательного процесса: из опыта работы Иркутского государственного профессионального колледжа по подготовки практико-ориентированных кадров малого бизнеса / В. Г. Северов, Т. И. Коробкина // Модернизация управления довузовским профессиональным образованием в условиях регионализации и реструктуризации сети образовательных учреждений : сб. науч. тр. – Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2005. – С. 53-58.

35.Северов, В. Г. Теория и практика управления качеством образовательного процесса при подготовке специалистов малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 2 (38). – С. 123-127.

36.Северов, В. Г. Современные требования к деятельности и личности преподавателя ССУЗа, осуществляющего профессиональную подготовку практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 1 (42). – С. 129-131.

37.Северов, В. Г. В контексте формирования новых образовательных парадигм: профессиональная подготовка практико-ориентированных специалистов малого бизнеса / В. Г. Северов В.Г. // Кто есть Кто в образовании и науке. – Москва: Центр стратегического партнерства, 2009 – Вып. 3 (3). – С. 46-46.

38.Северов, В. Г. Ориентир - на рынок труда / В. Г. Северов //. Образование в России: Федеральный справочник. – Москва: Центр стратегического партнерства, 2009. – Вып. 6. - С. 293-293.

39.Северов, В. Г. Актуальность профессиональной подготовки кадров для малого бизнеса Российской Федерации / В. Г. Северов // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. – Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2010. – С. 88-93.

40.Северов, В. Г. Организационные формы профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Образование, наука и техника: XXI век: сб. науч. тр. - Ханты-Мансийск: ЮГУ ; Челябинск: ЧИРПО, 2010. - С. 83-87.

41.Северов, В. Г. Компетенции – важнейшая составляющая профессионализма предпринимателя малого бизнеса / В. Г. Северов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - Вып. 1(44). - С. 232-234.

42.Северов, В. Г. Мониторинг качества обучения студентов как средство управления образованием для обеспечения современных запросов многоукладной экономики / В. Г. Северов, Т. И. Коробкина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. – Иркутск: ГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2010. – Вып. 12. – С. 105-109.

43.Северов, В. Г. Развитие творческих способностей будущих специалистов малого бизнеса / В. Г. Северов // Аккредитация в образовании. – 2010. - № 44. – С. 86.-86.

44.Северов, В. Г. Новый принцип воспитания в Иркутском политехническом колледже и профессиональная сфера труда / В. Г. Северов // Психология образования: состояние перспективы. – Иркутск, 2010. – С. 15-20.

45.Северов, В. Г. Роль регионов в развитии сферы малого бизнеса и совершенствовании для нее профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров / В. Г. Северов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - Вып. 45. - С. 130-132.

Материалы выступлений на научных конференциях и семинарах

46.Северов, В. Г. Моделирование воспитательной системы в ССУЗе в ходе профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Права человека и правовое просвещение в пенитенциарной системе Иркутской области: материалы международ. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2003 - С. 107-112.

47.Северов, В. Г. Теория и практика управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже / В. Г. Северов, Т. И. Коробкина // Проблемы образования, науки и воспитания студентов в аграрных учебных заведениях: материалы международ. конф. – Чита, 2004 - С. 69-73.

48.Северов, В. Г. Отечественный и зарубежный опыт прогнозирования потребности в специалистах и организации их профессионального обучения / В. Г. Северов // Ключевые компетенции в подготовке кадров: материалы регион. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2004. - С. 62-69.

49.Северов, В. Г. Социальное партнерство ФГОУ СПО «Иркутский политехнический колледж» / В. Г. Северов, Г. П. Боева // Актуальные аспекты взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования с социальными партнерами: материалы межрегион. семинара. – Иркутск: ИПКРО, 2008. - С. 61-63.

50.Северов, В. Г. Подготовка специалистов в контексте формирования новых образовательных парадигм / В. Г. Северов // Проблемы модернизации СПО в современных условиях рынка труда: сб. докладов межрегион. конф. – Иркутск: ИрПК, 2009. – С. 4-7.

51.Северов, В. Г. О понятийном аппарате исследования проблемы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2010. - С. 47-51.

52.Северов, В. Г. Методологическое основание системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров / В. Г. Северов // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. – С. 84-90.

53.Северов, В. Г. Понятийно-терминологический аппарат исследования проблемы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Социальное партнерство в профессиональном образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МГППК, 2010. - С. 284-287.

54.Северов, В. Г. Проблемы качества образования в подготовке квалифицированных специалистов / В. Г. Северов // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов : материалы международ. науч.-практ. конф. – Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2010. – С. 210-212.

55.Северов, В. Г. Мониторинг обучения, как практико-ориентированный подход управления качеством образования в ССУЗе / В. Г. Северов // Новые принципы организации образовательного пространства. Современная система управления качеством образования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Курган: КТК, 2010. - С. 152-156.

56.Северов, В. Г. Специфические квалификационные требования к практико-ориентированным кадрам малого бизнеса / В. Г. Северов // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика : материалы II Всерос. науч.-практ. заочной конф. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - С. 398-399.

57.Северов, В. Г. Функциональная модель деятельности практико-ориентированного специалиста сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Теоретические и методологические проблемы современного образования : материалы межд. науч.-практ. конф. – Москва, 2010. - С. 195-197.

58.Северов, В. Г. Практико-ориентированные кадры малого бизнеса / В. Г. Северов // Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов I международ. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2010. –С. 62-64.

59.Северов, В. Г. Субъективная модель профессии в профессиональном становлении практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Актуальные вопросы современной педагогической науки : материалы II международ. науч.-практ. конф. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 221-226.

60.Северов, В. Г. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса – инновационное направление / В. Г. Северов // Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук : материалы III международ. науч.-практ. конф. - Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО Северо-Кавказский государственный университет, 2010. - С. 273-279.

61.Северов, В. Г. Концептуальная модель системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Тенденции развития педагогической науки: материалы международ. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2010. - С. 235-246.

62.Северов, В. Г. Выявление педагогический условий по повышению эффективности системы профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. – Пермь: Издательский центр ПГАТК, 2010. – С. 17-20.

63.Северов, В. Г. Некоторые детерминанты процесса профессионального становления личности практико-ориентированных кадров сферы малого бизнеса на этапе их профессиональной подготовки / В. Г. Северов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. 16-й Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - С. 176-177.

64.Северов, В. Г. Управление качеством процесса профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Инновационные технологии в профессиональном образовании: статьи докладов международ. науч.-практ. конф. – Иркутск: ИрГСХА, 2010. – С. 204-207.

65. Северов, В. Г. Предприимчивость – важнейшее интегральное социально-профессиональное качество практико-ориентированного специалиста малого бизнеса / В. Г. Северов // Наука и современность: сб. материалов IV международ. науч.-практич. конф. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С. 242-246.

66.Северов, В. Г. Об организации системы профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы международ. науч.-практич. конф. – Новосибирск, 2011. – С. 65-67.

67.Северов, В. Г. Модернизация среднего профессионального образования в целях поддержки малого бизнеса / В. Г. Северов // Национальные социокультурные особенности регионов в модернизации и развитии современного образовательного пространства : материалы международ. науч.-практич. конф. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный политехнический колледж, 2011. – С. 35-38.

68.Северов, В. Г. Особенности производственной практики в процессе подготовки специалистов для сферы малого бизнеса / В. Г. Северов // Проблемы и перспективы развития педагогики: материалы международ. науч.-практич. конф. – Новосибирск, 2011. – С. 42-45.

Диссертация, защищенная под научным руководством докторанта

1.Голубева, В. П. Компетентностно-ориентированная технология дистанционной подготовки менеджеров в колледже: дис. канд. пед. наук / В. П. Голубева. – Самара: ПГСГА, 2011. – 183 с.