Научная тема: «ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКТСЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 09.00.13
Год: 2009
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Решение задач, связанных с обоснованием путей построения единого образовательного пространства, включающего в себя множество функционирующих и инновационных образовательных систем и моделей, существенно изменяет и усложняет функции парадигмального подхода в образовании на современном этапе. Основной вектор изменений можно обозначить как переход от методологического обслуживания процессов решения теоретических и практических задач в рамках отдельных развиваемых парадигмальных подходов к построению общей онтологии и метатеории образования. Возникает необходимость рассматривать образовательные системы и модели не просто как рядоположенные, различные или противопоставляемые друг другу, а как разные ступени развития общей сферы образования, рассматриваемого в качестве культурного феномена.
  2. Системное исследование образования в контексте философии культуры дает возможность рассматривать его как общий феномен и одну из важнейших сторон культуры в целом и одновременно как особую сферу человеческой деятельности, связанную с процессами трансляции и воспроизводства культуры, находящейся в определенных сложных отношениях и взаимодействиях с природой, обществом и человеком. Такой контекст позволяет осуществить системно-деятельностный и комплексный анализ современных парадигмальных ориентаций и моделей образования и выйти за рамки поисков одной приоритетной модели образования, открывает возможность исследования и построения единых метаоснований для определения действительного места и роли различных и противоположных по своей фундаментальной направленности образовательных парадигм, путей их гармонизации и интеграции в составе единого образовательного пространства.Реконструкция и определение содержания общего понятия «парадигма» с обобщающей философско-культурологической точки зрения в рамках современного системно-деятельностного подхода позволяет обнаружить связи и в то же время самостоятельный статус таких нормативных ориентиров, как «образец», «модель», «формализованные обобщенные предписания» «теория», «метатеория», «онтология», «ценности» в составе культурных ориентировочных оснований функционирующей и развивающейся деятельности.
  3.  Выделение и сравнительный анализ различных образовательных парадигм необходимо осуществлять с учетом всех существенных их элементов, включая, в первую очередь, дисциплинарные матрицы (включающие основополагающие и зачастую неосознаваемые ценности, онтологические конструкты, эпистемологические представления), а также затем теории, образцы и модели. При этом важно иметь в виду и меняющуюся динамику функций и роли этих элементов парадигмы в составе целостной системы нормативных требований к деятельности в зависимости от стадии ее зрелости, общего характера того режима (функционирования или развития), в котором она протекает.
  4. Применительно к сфере образования понятие «парадигма» имеет свою специфику, связанную с необходимостью отражения сложного многофункционального структурного ее строения как системы социально-организованной и культурно-оформленной деятельности. В этой связи возникает необходимость выделять и исследовать отдельно парадигмы организации научной деятельности в области построения теорий образования и парадигмы организации и реализации практической образовательной деятельности. В то же время, существует сложная опосредованная связь между этими парадигмами, обусловленная кооперативными отношениями между всеми участниками сферы образовательной деятельности.
  5. Применение к образованию в качестве основных онтологических категорий общих философских понятий бытия и небытия, становления и наличного бытия, или качества, формы и материала, хаоса и организованности, при наличии их существенно различных и противоположных содержательных интерпретаций предопределяют во многом и различия в понимании его сущности, специфики основного содержания, процесса и результатов, являются основополагающими в формировании различных или прямо противоположных парадигмальных ориентаций в построении теории и практики образования в целом. Они во многом определяют его преимущественную ориентацию на учет и реализацию требований того или иного типа бытия.
  6. Общий системно-деятельностный подход к исследованию образования и образовательных парадигм, осуществленный с позиций и в контексте категориального аппарата философии культуры, позволяет преодолеть ограниченные возможности предметно-ориентированных версий теории деятельности (психологической и социотехнической, или методологической), интегрировать эти во многом противоположные исследовательские позиции. Таком синтезирующий подход дает возможность рассматривать образование в его различных парадигмальных проявлениях как феномен культуры, имеющий сложное строение, в котором социально-организованная и индивидуальная исполнительская или творческая деятельность взаимно связаны, но содержательно существенно отдичаются друг от друга. Развитие этих взаимоотношений и связей характеризует при этом различные уровни зрелости как общественной образовательной практики, так и возможностей проявления и личностной самореализации самих ее субъектов. Процесс образования должен быть изоморфным по своей функциональной структуре основным требованиям культурного становления и развития человека: как исполнителя и носителя культуры многообразных видов поведения и деятельности, как субъекта, способного самостоятельно овладевать новыми культурными нормами и ценностями, средствами и способами, и как самостоятельного творца культуры. Эти различные требования и преимущественная ориентация на одно из них нередко становится основанием для появления и развертывания существенно различных и при этом односторонних, противопоставляемых друг другу парадигм образования, не учитывающих необходимости обеспечивать системную целостность в процессе культурного становления человека.
  7. Системно-структурный анализ образовательных парадигм позволяет построить их достаточно полную типологию и выделить в качестве основных четыре группы, ориентированные преимущественно на один из основных типов бытия: культуру, общество, человека (как индивида, личность или индивидуальность) и природу (реализацию задатков и так называемых врожденных потребностей и способностей). При этом природоориентированные, или «природосообразные», и культуроориентированные образовательные парадигмы и системы, а также, соответственно, социоцентристсткие и персоноцентристские парадигмы образуют пары, обычно противопоставляемые друг другу и находящиеся в отношениях более или менее острой оппозиции. Каждая из противоположностей при этом, как правило, может сближаться с одной из парадигм, представляющих другую пару. Таким образом, появляются «смешанные» парадигмальные ориентации, взаимно дополняющие и обосновывающие друг друга.
  8. Анализ содержания противоположностей, различий и взаимодействия образовательных парадигм позволяет увидеть их внутренние структурно-системные отношения и связи, дающие возможность рассматривать эти группы парадигм как различные ступени зрелости в теории и развитии практики образования, проявляющиеся в едином по своей сущности целостном развивающемся процессе образования как феномена культуры. Социоцентристские и персоноцентристские парадигмы образования являются не только противоположными, но и необходимыми элементами и сторонами единого образовательного процесса как феномена культуры, находящегося в определенных связях и отношениях как с обществом, так и с отдельным человеком. Системно-структурная связь содержаний, представленных природоориентированными и культуроориентированными образовательными парадигмами, может быть правильно понята при условии учета различений природных задатков и способностей, их специфики, чтобы иметь затем возможность на этом фундаменте создавать условия для органичного надстраивания над ними и выращивания наиболее оптимальным и эффективным образом высших собственно культурных слоев и типов человеческих потребностей и способностей.
  9. Полипарадигмальность современной образовательной практики, множественность теорий и дисциплинарных матриц, на которые она опирается - одно из конкретных проявлений синергетической многолинейности процессов функционирования и развития сложных антропосоциокультурных систем. Системно-синергетический подход позволяет выявить наличие объективной потребности в воспроизводстве целостности культуры, которая в той или иной мере должна быть обеспечена в ходе образовательного процесса и сделать вывод о возможности и необходимости гармонизации или синтеза современных образовательных практик, интеграции обосновывающих их теорий и лежащих за ними парадигмальных оснований.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК:

1.Агапова Н.Г. Парадигма: культурологическое содержание понятия и особенности его применения к сфере образовательной деятельности // Обсерватория культуры. – 2007. – № 5. – 0,6 п.л.

2.Агапова Н.Г. Системно-деятельностный подход к исследованию образования в контексте философии культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2007. – № 9 (53). – 0,6 п.л.

3.Агапова Н.Г. Специфика системного исследования современных образовательных парадигм в контексте философии культуры // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – 0,6 п.л.

4.Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации современного образования в контексте философии культуры: оппозиции, различия и системно-структурные связи // Вопросы культурологии. – 2008 . – № 6. – 0,5 п. л.

5.Агапова Н.Г. Роль социокультурных факторов в формировании потребностей и способностей человека // Вестник Московского государственного института культуры и искусств (МГУКИ). – 2008. – № 4. – 0, 45 п.л.

6.Агапова Н.Г. Социоцентристская и персональноцентристская образовательные парадигмы (культурологический анализ) // Личность, культура, общество. – 2008. – Т.10. Вып. 5–6 (44–45). – 0,6 п.л.

7.Агапова Н.Г. Феномен образования в контексте общих философских онтологических категорий // Вестник Московского государственного института культуры и искусств (МГУКИ). – 2008. – № 2. – 0,5 п.л.

8.Агапова Н.Г. Феномен смены образовательных парадигм в истории культуры // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – 0,65 п.л.

Монография: 9.Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры). – Рязань : Изд-во Рязанского гос. ун-та, 2008. – 26 п.л.

Работы, опубликованные в иных изданиях:

10.Агапова Н.Г. Место и роль преподавания предметов культурологического цикла в подготовке социальных педагогов // Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности : материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Рязань : Изд-во РИРО, 1992. – 0,2 п.л.

11.Агапова Н.Г. Проблемы перестройки преподавания дисциплин гуманитарного и культурологического цикла в учебных заведениях нового типа // Образование, повышение квалификации и региональное развитие : материалы международной конференции (13–15 декабря 1994 г.) : в 2 т. – Минск, 1994. – Т. 1. – 0,1 п.л.

12.Агапова Н.Г. Философско-методологические проблемы определения специфики научного и учебного предметов культурологии как нового компонента содержания образования // Развитие региональных систем образования: методология, теория, практика : тезисы докладов региональной научно-практической конференции (18–20 марта 1996 г.). – Рязань : Изд-во РИРО 1996. – 0,2 п.л.

13.Агапова Н.Г. Культурологические аспекты экологического образования // Проблемы экологического образования : материалы межрегиональной научно-практической конференции (10–11 июня 1998 г.); под ред. А.В. Миловзорова. – Рязань, 1998. – 0,1 п.л.

14.Агапова Н.Г. Детство человечества. Мир античной культуры // Человек в мире культуры : учебник : в 2 ч.; под ред. В.Г. Ерохина. – Рязань : Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та им. С.А. Есенина, 2000. – Ч. 1. – 3,15 п.л.

15.Агапова Н.Г. Рациональная доминанта новоевропейской культуры // Человек в мире культуры : учебник : в 2 ч.; под ред. В.Г. Ерохина. – Рязань : Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та им. С.А. Есенина, 2001. – Ч. 2. – 4,6 п.л.

16.Агапова Н.Г. Толерантность как культурная ценность и условие цивилизации // Взаимодействие органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и борьбы с экстремизмом в российском обществе : материалы международной научно-практической конференции (21 мая 2002 г., Московский институт МВД России, Рязанский филиал). – Рязань, 2002. – 0,25 п.л.

17.Агапова Н.Г. Культура общения, коммуникативного и управленческого взаимодействия педагога с учащимися как важный фактор формирования здоровьесберегающих образовательных технологий // Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий : материалы межрегиональной научно-практической конференции (25–26 марта 2003 г.). – Рязань, 2003. – 0,5 п.л.

18.Агапова Н.Г. Методологические аспекты разработки понятия толерантности как важного направления модернизации содержания образования // Методология, теория и практика отечественных и зарубежных педагогических систем : материалы межрегиональной научной конференции ( 17–18 апреля 2003 г.); отв. ред. А.А. Романов. – Рязань : Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 2003. – 0,2 п.л.

19.Агапова Н.Г. Категориальные основы организации и существления культурологических исследований в рамках системно-деятельностного подхода // Культурология в контексте гуманитарного мышления : материалы всероссийской межвузовской конференции (5–6 октября 2004 г., МГУ им. Н.П. Огарева). – Саранск, 2004. – 0,3 п.л.

20.Агапова Н.Г. Культурологические аспекты современной системы образования // Вопросы экономики, права и образования : материалы межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной 10-летию Рязанского филиала Московского института экономики, менеджмента и права (15 апреля 2004 г.). – Рязань, 2004. – 0,25 п.л.

21.Агапова Н.Г. Культурологические исследования в контексте системно-деятельностного методологического подхода // Актуальные проблемы экономики и права на современном этапе : сб. науч. тр. – М. : Изд. группа «Юрист», 2004. – 0,4 п.л.

22.Агапова Н.Г. Перспективы развития методологии культурологических исследований в контексте системно-деятельностного подхода // Тенденции развития отечественной философской мысли в ХХ веке и перспективы регионального обществоведения : труды 2-й Российской научно-практической конференции (28–29 сентября 2004 г.). – Рязань, 2004. – 0,3 п. л.

23.Агапова Н.Г. Предмет культурологии: философско-методологические проблемы определения // Образование и культура в эпоху постмодерна : материалы международной научно-практической конференции (15 апреля 2005 г.). – Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та, 2005. – 0,2 п.л.

24.Агапова Н.Г. Актуальность парадигмального подхода к образованию в условиях глобализации мира // Человек перед лицом глобального вызова : сб. науч. ст. / отв. ред. Г.В. Мелихов. – Казань, 2006. – 0,3 п.л.

25.Агапова Н.Г. Методология культурологической парадигмы образования в контексте системно-деятельностного подхода // Человек в мире культуры: проблемы исследования : материалы второго международного философско-культурологического симпозиума (15–17 ноября 2005 г.). – Рязань, 2006. – 0,3 п.л.

26.Агапова Н.Г. Общее понятие парадигмы и его применение к сфере образовательной деятельности // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования : материалы всероссийской методологической конференции-семинара : в 2 ч. – Краснодар, 2006. – Ч.1. Парадигма педагогики в контексте развития научного знания. – 0, 35 п.л.

27.Агапова Н.Г. Актуальность парадигмального подхода к современным процессам развития образования и необходимость его философско-методологического обоснования // Проблемы социодинамики культуры в современном обществе : материалы международной научной конференции. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2007. – 0,35 п.л.

28.Агапова Н.Г. Культура общения и коммуникации в современных образовательных парадигмах //Язык и коммуникация в контексте культуры : материалы 2-й международной научно-практической конференции (26–27 марта 2007 г.). – Рязань, 2007. – 0,3 п.л.

29.Агапова Н.Г. Культуроориентированные подходы в современном отечественном образовании // И.И.Срезневский и история славяно-русской филологии: тенденции в науке, образовании и культуре : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения академика И.И. Срезневского (25–27 мая 2007 г.). – Рязань, 2007. – 0,3 п.л.

30.Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации современного образования в контексте философии культуры: оппозиции, различия и системно-структурные связи // Вестник Рязанского государственного университета. Научно-теоретический журнал. – 2007. – № 12. – 1,3 п.л.

31.Агапова Н.Г. Парадигмальный подход в образовании: причины формирования, задачи, перспективы // Человек в мире культуры: общество и образование : материалы третьего международного философско-культурологического симпозиума (10–12 октября 2006 г.). – Рязань, 2007. – 0,6 п.л.

32.Агапова Н.Г. Российское образование и новые цивилизационные вызовы // Русский вопрос: история и современность : материалы VI международной научно-практической конференции (1–2 ноября 2007 г.). – Омск, 2007. – 0,2 п.л.

33.Агапова Н.Г. Философия постмодернизма и крайности понимания культурологического содержания личностно-ориентированной парадигмы образования // Человек в мире культуры: общество и образование : материалы третьего международного философско-культурологического симпозиума (10–12 октября 2006 г.). – Рязань, 2007. – 0,3 п.л.

34.Агапова Н.Г. Информационное общество и вызовы образованию // Человек в мире культуры: вызовы современности : материалы четвертого международного философско-культурологического симпозиума (29–30 ноября 2007 г.). – Рязань, 2008. – 0,3 п.л.

35.Агапова Н.Г. Новые парадигмальные ориентации отечественного образования в условиях цивилизационных вызовов современности // Человек в мире культуры: национальная культура и современность : материалы пятого Международного философско-культурологического симпозиума (29–30 января 2009 г.). – Рязань, 2008. – 0, 6 п.л.

36.Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации современного образования с позиций философии культуры // Человек в мире культуры: вызовы современности : материалы четвертого международного философско-культурологического симпозиума (29–30 ноября 2007 г.). – Рязань, 2008. – 0,4 п.л.

37.Агапова Н.Г. Ценностные ориентации, языки общения и коммуникации как культурные факторы формирования потребностей и способностей человека // Язык и коммуникация в контексте культуры : материалы 3-й международной научно-практической конференции (21–22 марта 2008 г.) – Рязань, 2008. – 0,5 п.л.