- Горьковский автозавод являлся ведущим автомобилестроительным предприятием Советского Союза, был важнейшим промышленным объектом страны по производству военной и специальной техники. С началом его работы в стране возникло массово-поточное производство автомобилей. На предприятии сложилась советская автомобильная конструкторская школа. Продукция ГАЗа составляла основу автомобильного парка СССР.
- ГАЗ - первое предприятие автомобильной отрасли страны с конвейерной системой организации труда, в основе которой лежали принципы производственной системы компании «Форд». В советских условиях они подверглись значительной корректировке. В предвоенный период и в годы войны происходят изменения в системе мотивации труда: наряду с принуждением возрастает роль морально-нравственного фактора. В послевоенный период важнейшими механизмами повышения производительности труда стали хозрасчет и движение за коммунистический труд.
- По концентрации трудовых ресурсов ГАЗ являлся крупнейшим машиностроительным предприятием страны. Рабочие автозавода представляли собой типичную категорию трудящихся промышленных новостроек первой пятилетки. Преимущественно - это были вчерашние крестьяне. Они отличались по своим социальным параметрам, культуре труда, образу жизни от коллективов заводов старых (таких, как Сормово). Трудовые ресурсы автозавода имели свою специфику: во-первых, часть специалистов прошла обучение на заводах «Форда», составив основу высококвалифицированных кадров автомобилестроительной отрасли страны, во-вторых, на автозаводе работала большая группа иностранцев, которые привносили на завод западную культуру. В годы войны коллектив обновился за счет неквалифицированных рабочих. В 1950-е - начале 1960-х годов завершилось формирование кадров с точки зрения их социокультурных характеристик (уровня образования, профессиональных качеств, образа жизни).
- 4.Соцгород автозавода стал одним из важнейших урбанистических проектов периода индустриализации. В его основе лежали идеи создания уникальной модели города как единой социокультурной среды, в которой будет формироваться новый советский человек. Рабочий город автозавода рассматривался в качестве экспериментальной площадки по созданию социалистической модели организации общества. Из-за нехватки финансовых и трудовых ресурсов, и, прежде всего, из-за начавшейся войны, первоначальный проект Соцгорода не был воплощен в жизнь.
- Советская власть обращала самое пристальное внимание на вопросы формирования нового типа человека труда. ГАЗ рассматривался в качестве передового промышленного объекта, на котором будет проходить процесс культивации нового советского рабочего. Ускоренными темпами здесь осуществлялись ликвидация безграмотности, приобщение рабочих к отечественной и мировой художественной культуре. В кратчайшие сроки удалось значительно повысить уровень образования трудящихся, большие изменения произошли в области секуляризации общественного сознания и формирования научной картины мира.
- Взаимоотношения власти и трудящихся завода носили сложный, противоречивый характер. Зачастую местная власть в силу объективных обстоятельств не могла адекватно проводить политику центра.
- Власть формировала в общественном сознании образ рабочего класса как ведущий силы советского общества, создавала позитивные представления о труде и человеке труда, стимулировала чувство гордости за свой завод. С другой стороны, реальная действительность приводила к появлению критических настроений в среде трудового коллектива.
1. Гордин, А. А. От антирелигиозной пропаганды к союзу государства и церкви: трансформация подачи советским трудящимся религиозной темы в к. 1920-х – нач. 1940-х гг. (историческая романистика, радио, общественные организации) / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: религия, pro et contra : монография. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. М. М. Прохорова ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 175-198.
2.Гордин, А. А. Культурно-просветительская работа как важнейший инструмент формирования «homo soveticus» в 1930-е годы (на материалах Горьковского автозавода) / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: бытие и мышление (реальное, мнимое, симулятивное) : монография / под ред. М. М. Прохорова ; Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – С. 231-244.
3.Гордин, А. А. Горьковский автомобильный завод. 1932-2012: история и современность / А. А. Гордин. – Н. Новгород : Кварц, 2012. – 320 с.
Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК:
4. Гордин, А. А. Политические настроения рабочих и инженеров в годы «хрущевской оттепели» (на материалах Горьковской области) / А. А. Гордин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». –2008. – № 3. – С. 43-51.
5.Гордин, А. А. Чехословацкие события 1968 г.: советская пропаганда и настроения российской провинции / А. А. Гордин // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 108-116.
6.Гордин, А. А. Дневник инженера И. А. Харкевича / А. А. Гордин, Р. Е. Глинер, Н. В. Колесникова // Вопросы истории. – 2009. – № 10. – С. 73-86 ; № 11. – С. 61-76.
7.Гордин, А. А. «Весь народ сильно сдал телом»: дневник инженера И. А. Харкевича / А. А. Гордин, Р. Е. Глинер, Н. В. Колесникова // Российская история. – 2009. – № 6. – С. 53-70.
8.Гордин, А. А. «…Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки»: События 17 сентября 1939 г. (советская пропаганда и общественные настроения) / А. А. Гордин // Родина. – 2010. – № 9. – С. 8-9.
9.Гордин, А. А. «И во всю такую блажь / Я не верю, и шабаш!»: механизм, формы и методы проведения в СССР антирелигиозной кампании в 1930-е годы / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Клио. – СПб., 2011. – № 7 (58). – С. 84-88.
10.Гордин, А. А. Военная продукция Горьковского автозавода в 1941-1945 гг. / А. А. Гордин // Военно-исторический журнал. – 2011. – № 2. – С. 36-39.
11.Гордин, А. А. Историческая романистика и общественные организации как средство формирования у советских трудящихся отношения к религии (конец 1920-х – начало 40-х гг. / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2011. – № 1. – С. 144-147.
12. Гордин, А. А. Формы массовой работы с читателями библиотеки Горьковского автозавода в 1930- е годы / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Библиотековедение. –2011. – № 4. – С. 66-70.
13. Гордин, А. А. «Война и нас покрыла своим крылом»: Немецкие авиационные удары по Горьковском по автозаводу (1941-1943 гг.). / А. А. Гордин, Н. В. Колесникова // Военно-исторический журнал. – 2011. – № 11. – С. 27-33.
14.Гордин, А.А. Социалистический город Горьковского автозавода в 1930 –е годы: от идеи к реальности. / А.А. Гордин // Архитектурное наследство. №56 – М, 2012 – С.489 - 515.
В иных изданиях:
15.Гордин, А. А. Запад глазами советского общества в 1920-1930-е годы / А. А. Гордин // Четвертая Нижегородская сессия молодых ученых / Нижегор. гуманитар. центр. – Н. Новгород, 2000. – С. 79-81.
16.Гордин, А. А. Газетные публикации о Западе в начале 1930-х годов и их роль в формировании представлений о Западе / А. А. Гордин // Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов: «Архитектура и строительство-2000» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2000. – Ч. 1. – С. 6-7.
17.Гордин, А. А. 17 сентября 1939 года: официальная пропаганда, восприятие и реакция населения ( к событиям перехода границы Польши РКА. По материалам Автозаводского района г. Горького) / А. А. Гордин // Шестая Нижегородская сессия молодых ученых / – Н. Новгород, 2002. – С. 85-90.
18. Гордин, А. А. Мемуары советских инженеров о пребывании на Западе в годы первых пятилеток / А. А. Гордин // Отечественная история XIX-ХХ веков: историография, новые источники : материалы регион. межвуз. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т / А. А. Гордин. – Н. Новгород, 2003. – С. 244-247.
19. Гордин, А. А. Иностранные специалисты в СССР в период индустриализации / А. А. Гордин // Сборник трудов аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2003. – С. 3-6.
20. Гордин, А. А. Социологические зарисовки к портрету советского специалиста командируемого заграницу в годы первых пятилеток (по материалам ГАЗа) / А. А. Гордин // Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов: «Архитектура и строительство -2003» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2004. – Ч. 1. – С. 6-8.
21.Гордин, А. А. Формирование образа Германии в предвоенное десятилетие в СССР / А. А. Гордин // Клио. – СПб., 2004. – № 3. – С. 116-120.
22.Гордин, А. А. Первомайские лозунги как источник представлений о Западе / А. А. Гордин // Век ХХ: историография, источниковедение, региональная история России / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2004. – С. 212-222.
23. Гордин, А. А. Формирование среди рабочих ГАЗа представлений о капиталистическом мире газетой «Автогигант» в 1930-е годы / А. А. Гордин // Лествица : материалы науч. конф. по проблемам источниковед. и историогр. памяти проф. В. П. Макарихина / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. – Н. Новгород, 2005. – С. 319-327.
24. Гордин, А. А. Дневник В. А. Лапшина: источниковедческий аспект / А. А. Гордин // История России XIX-XX вв.: историография, новые источники : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2005. – С. 199-203.
25. Гордин, А. А. Дневник советского инженера В. А. Лапшина / А. А. Гордин, Н. В. Колесникова // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т рос. истории РАН. – М., 2005. – Т. 2. – С. 763-818.
26. Гордин, А. А. Военная «повседневность» глазами автозаводцев / А. А. Гордин, Н. В. Колесникова // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т рос. истории РАН. – М., 2005. – Т. 3. – С. 750-913.
27. Гордин, А. А. Повседневная жизнь в годы войны в дневниках тружеников Горьковского автозавода / А. А. Гордин // Единство фронта и тыла в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 апр. 2005 г. / – М., 2005. – С. 464-469.
28. Гордин, А. А. Промышленные рабочие: условия жизни и общественные настроения (на материалах Горьковского автозавода) / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т рос. истории РАН. – М., 2007. – Т. 4, Ч. II. – С. 7-96.
29. Гордин, А. А. Запад в восприятии советского общества (источники формирования и содержание) / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т рос. истории РАН. – М., 2007. – Т. 4, Ч. II. – С. 485- 554.
30. Гордин, А. А. «Квартирный вопрос» в рабочем районе в 1950-1960-е гг. ( на материалах Автозаводского района г. Горького) / А. А. Гордин // Россия в XX веке, общество и власть: проблемы региональной истории, историография и источниковедение : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 12 дек. 2007 г. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2007. – С. 209-215.
31. Гордин, А. А. Американская производственная культура глазами советских специалистов (конец 20-х- 30-е гг.) / А. А. Гордин // Россия и мир глазами друг друга: история взаимовосприятия : тез. докл. Всерос. науч. конф. (Москва, 25-26 нояб. 2008 г.) / Ин-т рос. истории РАН. – М., 2008. – С. 153-158.
32. Гордин, А. А. Социологические зарисовки к портрету начальника цеха периода «развитого социализма» / А. А. Гордин // Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России (к 80-летию со дня рождения и ко дню памяти) : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов, 30 сент. 2008 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – Т. 2. – С. 59-61.
33. Гордин, А. А. Городские рабочие, жизнь, быт, настроения, общественная активность в годы «стабильности» / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т. Рос. истории РАН. – М., 2008. – Т. 5. – С. 516- 594.
34. Гордин, А. А. Внешняя политика и отношение к ней населения / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция / Ин-т. Рос. истории РАН. – М., 2008. – Т. 5. – С. 672-748.
35.Гордин, А. А. Методы формирования антрелигиозных представлений у советских трудящихся в к. 1920-х – нач.1930-х гг. (литература, радио, общественные организации) / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии: религия, ее сторонники и оппоненты : сб. тр. VI Всерос. науч. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 39-41.
36.Гордин, А. А. «Воспитание…постоянной мобилизационной готовности»: формирования патриотизма у советских рабочих с помощью исторической романистики и общественных организаций (во второй половине 1930-х годов) / А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Социально-экономические перспективы развития высшего профессионального образования : сб. ст. или сб. материалов VI межвуз. конф. преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, 30 сент. 2009 г. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2009. – С. 124-125.
37. Гордин, А. А. Городские рабочие: труд, общественная жизнь и настроения / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т. рос. истории РАН. – М., 2010. – Т. 6. – С. 463-527.
38. Гордин, А. А. Внешний мир и советское общество: контакты и образы / А. А. Гордин // Общество и власть. Российская провинция : в 6 т. / Ин-т. рос. истории РАН. – М., 2010. – Т.6. – С. 654-681.
39. Гордин, А. А. «Мы у станка стоим, как у орудий. Мы в цехе, как на линии огня!»: Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / А. А. Гордин // Великая война и великая Победа народа. – М., 2010. – Ч. II. – С. 104-150.
40.Гордин, А. А. Встречи с писателями на Горьковском автозаводе в 30-е годы как важная форма популяризации литературы / А. А. Гордин, Е. Д Гордина // Мировоззренческая парадигма в философии. Современное взаимодействие философии и науки : Материалы Всерос. науч. конф. / Волж. гос. инженер.-пед. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 40-41.
41.Гордин, А. А. Соцгород автозавода / А. А. Гордин // «Коммунальный авангард», каталог-путеводитель по соцгородам автозавода и Уралмаша в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге / ред.-сост. Е. Белова, А. Савицкая. – Изд. Приволж. фил. Гос. центра соврем. искусства. – Н. Новгород, 2011. – С. 9-32.
42. Гордин, А.А. Горьковский завод автомобильных моторов / А.А. Гордин // Нижегородская энциклопедия промышленности и предпринимательства / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев – Н.Новгород: «Кварц», 2011 – С. 121.
43. Гордин, А.А. Завод штампов и пресс-форм / А.А. Гордин // Нижегородская энциклопедия промышленности и предпринимательства / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев – Н.Новгород: «Кварц», 2011 – С. 165.
44.Гордин, А.А. Завод коробок скоростей / А.А. Гордин // Нижегородская энциклопедия промышленности и предпринимательства / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев – Н.Новгород: «Кварц», 2011 – С. 157-158.