- установлено, что кульминационной точкой развития методологического содержания иронии является философия немецкого романтизма, в которой выделяются методологические функции иронии, связанные с ее пониманием как способа «живого» мышления, способа поиска истины и способа познания бесконечной реальности;
- уточнена специфика иронического противоречия (исходя из романтической трактовки методологических функций иронии) и обнаружено, что его структура делает невозможной предметную «положительную» дефиницию бесконечного, однако в то же время именно эта структура способствует возникновению чувства и настроения бесконечного;
- предложено понимание иронического метода философствования как метода постижения бытия на основании исследования противоречивой структуры антиномистического метода познания непостижимого и формирования более сложного (по сравнению с традиционно-романтическим) вида иронического противоречия, включающего в себя дополнительную процедуру отрицания по отношению к исходной романтической форме этого противоречия;
- обнаружена целесообразность использования иронического метода философствования в тех метафизических учениях, которые трактуют метафизику как сферу особого рода вопросов, а не ответов, связанная с тем, что метафизическое «вопрошание» о непостижимом (трансцендентном, бытии и т.д.) в той или иной мере предполагает иронизирование по поводу любых конечных дефиниций бесконечного;
- выделены условия успешного применения иронического метода философствования в «антиметафизических» концепциях в тех случаях, когда безусловным основанием «антиметафизической» теории является непостижимое;
- задан антропологический горизонт исследования иронического метода философствования за счет переключения внимания со сферы философского дискурса на фигуру философа и осуществлен поиск понятийного образования, соответствующего более или менее адекватному описанию жизни философа и его дискурсу о самом себе, ведущемуся от первого лица (этим понятийным образованием является концепт «Я-философ-ироник»);
- выяснены основание и условия формирования концепта «Я-философ-ироник», определяющиеся принципом непостижимости человека и мира и способностью философского конструирования «возможных миров», являющейся важным компонентом творческой деятельности философа;
- разработана дефиниция концептуального образования «Я-философ-ироник», согласно которой этот концепт трактуется как творческая субъективно-речевая форма понимания и создания структурного образования «Я-философ-ироник» (строящегося на основе понятия «Я-философ-ироник»), реализующаяся посредством актов схватывания, обнаружения и связывания смыслов структурной композиции «Я-философ-ироник» в единое целое того или иного дискурса;
- определен основной каркас смысловой структуры концепта «Я-философ-ироник», включающий в себя следующие обязательные смысловые элементы: «Я как философ-ироник, стремящийся стать мудрецом»; «Я как философ-ироник, способный творить, наблюдать, представлять и анализировать свои ценностные ориентации и экзистенциальный опыт»; «Я как творец своей иронической философской концепции и своего иронического философского дискурса»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника»; «Я как философ, выстраивающий взаимосвязи между своим ироническим философским дискурсом и своей жизнью философа-ироника».
- выявлено, что реализация иронического метода философствования в концепте «Я-философ-ироник» позволяет ироническому методу изменять свой традиционный вид, вследствие чего данный метод получает возможность быть охарактеризованным с позиций философско-антропологического плана (позиции иронического дискурса, иронической концепции, жизни философа-ироника), переходя с уровня всеобщности и обезличенности на уровень индивидуальности и конкретности;
- обнаружены возможности, способствующие достижению состояния мудрости философами-ирониками и связанные со спецификой иронического философского дискурса и теми духовными упражнениями, которые вытекают из прямого и косвенного влияния этого дискурса на жизнь философствующего ироника.
1.Черданцева И.В. Ирония: от понятия к методу философствования, или до чего доводят философов насмешки. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999 – 166 с. (9,6 п.л.).
2.Черданцева И.В. Ирония: от метода философствования к концепту «Я-философ-ироник». Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 312 с. (18 п.л.).
II) Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
3.Черданцева И.В. Возможности иронического метода философствования и экзистенциальная метафизика // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. № 43. Март 2005. Проблемы социогуманитарного знания.– Томск: ТГУ, 2005. С. 52-57. (0,5 п.л.).
4.Черданцева И.В. Ирония как способ мышления: проблема ценностного преобразования жизнедеятельности человека // Труд и социальные отношения. - № 3 (39). – М., 2007. – С. 148-153. (0,5 п.л.).
5.Черданцева И.В. Философ как преподаватель, стремящийся к мудрости // Философия образования. – Специальный выпуск № 1. – Новосибирск, 2007. – С. 103-108. (0,5 п.л.).
6.Черданцева И.В. Иронический метод философствования: антропологический аспект // Труд и социальные отношения. - № 4 (40). – М., 2007. – С. 157-160. (0,5 п.л.).
7.Черданцева И.В. (в соавторстве с Ельчаниновым В.А.) «Ирония истории» как аспект исторического бытия и метод исторического познания // Известия Алтайского государственного университета. - № 4/3 «История» (серия ВАК). – Барнаул, 2007. – С. 67-75. (авторский вклад 0,8 п.л.).
8.Черданцева И.В. Стиль поведения как фактор, влияющий на исход переговоров // Труд и социальные отношения. - № - 11 (53). – М., 2008. – С. 61-65. (0,5 п.л.).
9.Черданцева И.В. Философ как образованный человек: античное и современное представление // Философия образования - № 4 (25). – Новосибирск, 2008. – С. 115-120. (0,5 п.л.).
III.)Другие научные публикации:
10.Черданцева И.В. Ирония как метод философствования: постановка проблемы // Актуальные проблемы философии и политологии. Ч.1. Рубцовск, 1994. – С. 50-52. (0,1 п.л.).
11.Черданцева И.В. Ироник ли Сократ? (Лев Шестов о философии Сократа) // Труды Рубцовского индустриального института. Вып. 3. «Гуманитарные науки». Рубцовск, 1995. – С. 117-125. (0,5 п.л.).
12.Черданцева И.В. Почему Сократ молчал, или ирония как метод постижения бытия // Пробуждающееся сознание. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. – С. 107-115. (0,5 п.л.).
13.Черданцева И.В. Категория романтической иронии: попытка поиска первоначальных смыслов // Аналитика сознания. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. – С. 164-172. (0,5 п.л.).
14.Черданцева И.В. (в соавторстве с Кощей Л.А., Илинским В.К., Голобородовой Т.Н.) «Страсти по Хосе», или что хотел сказать и чего не сказал Ортега-и-Гассет // Горизонты философской рефлексии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. – С. 157-170. (авторский вклад 0,2 п.л.)
15.Черданцева И.В. (в соавт. с Максимовой Т.И.) К проблеме интериоризации языка философских учений // Гуманитарное образование в высшей школе: вызовы и ответы. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 61-62. (авторский вклад 0,1 п.л.)
16.Черданцева И.В. Ирония как философское понятие: генезис и основные характеристики сократовской иронии (о знании незнающего Сократа и о незнании знающего Кьеркегора) // Философские дескрипты. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 269-278. (0,6 п.л.).
17.Черданцева И.В. «Истинный» философ и преподаватель философии: гармония взаимоопределения (на примере раннего периода творчества М. Хайдеггера) // Высшая школа в современной социокультурной ситуации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. – С. 89-96. (0,5 п.л.).
18.Черданцева И.В. Философская форма «знания-вопроса»: основания, возможности, перспективы // Философские дескрипты. Вып. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – С. 238-246. (0,6 п.л.).
19.Черданцева И.В. Специфика понимания совершенной жизни в философии раннего даосизма // Загадки жизни и парадоксы познания. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2003. - С. 37-41. (0,5 п.л.).
20.Черданцева И.В. Проблема «Я» и способы ее решения в философских учениях раннего буддизма и Д. Деннета // Известия Алтайского государственного университета. – № 4 (30). - Барнаул, 2003. – С. 85-90. (0,5 п.л.).
21.Черданцева И.В. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания: возможности постижения непостижимого // Философские дескрипты. Вып. 3. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – С. 239-248. (0,7 п.л.).
22.Черданцева И.В. Парадигматические фигуры ироников в философских учениях Кьеркегора и Рорти: попытка сравнительного анализа // Философские дескрипты. Вып. 3. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. – С. 248-258. (0,8 п.л.).
23.Черданцева И.В. Некоторые размышления о пользе иронии для метафизики // Известия Алтайского государственного университета. – № 4 (44). - Барнаул, 2004. – С. 93-95. (0,5 п.л.).
24.Черданцева И.В. Особенности постмодернизма как антиметафизической формы философствования и возможности иронии // Известия Алтайского государственного университета. – № 4. - Барнаул, 2005. – C. 100-106. (0,5 п.л.)
25.Черданцева И.В. Проблема определения философии. Философия и метафизика // Философские дескрипты. Вып. 4. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 128-142. (1 п.л.)
26.Черданцева И.В. Особенности понимания метафизики в экзистенциальной философии. Постановка проблемы философствования как проблемы постижения бытия // Философские дескрипты. Вып. 4. Барнаул; Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 143-160. (1,2 п.л.).
27.Черданцева И.В. Специфика философии как феномена философской жизни и рефлексия понятия «феномен философской жизни» // Философия, методология, история знаний: Тр. Сиб. ин-та знаниеведения. Барнаул, М., 2005. – С. 93-96. (0,3 п.л.).
28.Черданцева И.В. Проблема постижения бытия и возможность применения иронического метода философствования в экзистенциальной метафизике М. Хайдеггера // Материалы IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации (24 – 28 мая 2005 г.). Т.2. Москва: Современные тетради, 2005. – С. 132-133. (0,1 п.л.).
29.Черданцева И.В. Концепт «Я-философ-ироник» и его основные смыслы // Философские дескрипты. Вып. 5. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – С. 242-250. (0,7 п.л.).
30.Черданцева И.В. Статья, рассказывающая о том, как может быть создан и представлен смысловой элемент «Я как философ, стремящийся стать мудрецом» (входящий в концепт «Я-философ-ироник») в процессе беседы двух философов, интересующихся не только тем, что они думают и говорят, но и тем, как они живут // Философские дескрипты. Вып. 5. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – С. 250-263. (1 п.л.).
31.Черданцева И.В. Человек и ирония. Концепт «Я-философ-ироник» и его философские возможности // Человек: философская рефлексия. Вып. 1. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С.54-56 (0,5 п.л.)
32.Черданцева И.В. Иронический метод философствования как метод постижения бытия // Философские дескрипты. Вып. 6. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – С. 151-167. (1,3 п.л.).
33.Черданцева И.В. Концепт «Я-философ-ироник»: конструирование смысловых элементов «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции» и «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника» // Философские дескрипты. Вып. 6. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – С. 168-183. (1,2 п.л.).
34.Черданцева И.В. Методологические функции романтической иронии // Философские дескрипты. Вып. 7. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – С. 245-253. (0,5 п.л.).
35.Черданцева И.В. Человек, стремящийся к мудрости, как проблема философии // Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов. Вып. 2. – Барнаул: ООО «Полиграф-Сервис», 2008. – С. 34- 37. (0,5 п.л.).
36.Черданцева И.В. Проблема философского содержания понятия «идентичность» // Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов. Вып. 2. – Барнаул: ООО «Полиграф-Сервис», 2008. – С. 258-260. (0,3 п.л.).