- Выявлены и систематизированы особенности развития молодежного сегмента рынка труда в РФ, а именно: раскрыта специфика молодежного сегмента рынка труда как особого сегмента совокупного рынка труда, определены субъекты и институты этого сегмента рынка труда, показаны основные проблемные поля, обусловливающие возникновение напряженности на данном сегменте рынка труда, в том числе структурные диспропорции, вызванные несоответствием в современных условиях спроса и предложения рабочей силы в качественном и количественном соотношении. На основе эмпирических исследований выявлена специфика теневого рынка труда молодежи, детерминированы и представлены особенности базовой профессиональной ориентации и трудовой мотивации современной российской молодежи; обусловлена роль профессионального образования как фактора социальной защищенности молодежи.
- Предложено определение понятия «профессиональные компетенции», которое методологически характеризуется, как мера приобретенных индивидом способностей приносить доход, включающих в себя на базе имеющихся (врожденных) способностей, приобретенные в течение жизни знания, умения, навыки посредством профессионального образования, а также полученные в рамках трудовой деятельности (обучение на рабочем месте) в соответствии с достигнутым профессиональным уровнем. В определении сделан акцент на экономическую и инвестиционную составляющую результатов профессиональной подготовки молодежи с учетом качественной оценки процесса применения профессиональных компетенций, а именно занятости по профилю подготовки и количественной, а именно - удовлетворения инвестиционных ожиданий молодежи посредством трудового дохода в соответствии с полученным профессиональным образованием.
- Представлена социально-экономическая оценка образовательных услуг высшего профессионального образования как экономического блага, включенного в систему потребления населения, доказана доступность экономического блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» в современных социально-экономических условиях в рамках принятого в исследовании ракурса рассмотрения данного вопроса. Выявлена функциональная зависимость факторов: доля обучающихся в системе ВПО на платной основе; среднедушевой денежный доход населения в регионах РФ, удельный вес численности населения с денежным доходом менее прожиточного минимума по регионам РФ, квинтильное распределение населения по доходным группам в регионах РФ.
- Обоснована социальная составляющая высшего профессионального образования, отражающая восприятие молодежью вуза как агента трудовой социализации, а высшего профессионального образования как ценности, имеющей глубинное общественное значение в ценностной иерархии современного общества. Представлены современные особенности общественного восприятия учреждений высшего профессионального образования в системе трудовой социализации молодежи и профессионального образования как ценности в процессе формирования ею профессиональных компетенций.
- На основе общей функции спроса на экономическое благо путем верификации факторов, выявлена функциональная зависимость спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования для современных социально-экономических условий в РФ и даны ее экономические характеристики. В исследовании предложено два варианта множественной регрессии в соответствии с выбранными факторами.
- Обобщены и систематизированы особенности инвестиционных ожиданий молодежи от процесса формирования профессиональных компетенций. На основе результатов авторского мониторинга детерминированы и методологически интерпретированы основные типы поведенческих установок молодежи РФ в отношении инвестиций в высшее профессиональное образование. Раскрыты качественные и количественные характеристики особенностей подгрупп. По итогам систематизации полученных данных о потребительских и инвестиционных ожиданиях современной российской молодежи от формирования профессиональных компетенций предложена типология доминантных моделей поведения молодежи в отношении инвестиций в профессиональное образование.
- Разработаны направления развития молодежного сегмента рынка труда; определена схема взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в современных социально-экономических условиях; представлен комплекс мероприятий макро- и микроэкономического регулирования развития молодежного сегмента рынка труда в процессе формирования профессиональных компетенций; обоснованы особенности внедрения предложенного комплекса мероприятий для развития молодежного сегмента рынка труда с учетом современных социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
1.Гневашева, В. А. Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) [Текст] / В. А. Гневашева, С. В. Луков, О. О. Намлинская // Знание. Понимание. Умение. 2006. №3. С. 189–198. (1,2 п. л. / 0,4 п.л.)
2.Гневашева, В. А. «Общественное благо» и формирование рынка образовательных услуг[Текст] / В.А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. 2006. №4. С. 73–77. (0,4 п. л.)
3.Гневашева, В.А. Становление профессиональной позиции личности [Текст] / В.А. Гневашева, Э.В. Сукталиева, Н.Ф. Терпугова // Знание. Понимание. Умение. М., 2007. № 3. С. 60-64. (0,5 п.л. / 0,2 п.л.)
4.Гневашева, В. А. Функция спроса на занятость в применении к отраслевым рынкам труда РФ [Текст] / В. А. Гневашева // Горный информационно – аналитический бюллетень. М., 2008. № 8. С. 66-72. (0,5 п.л.)
5.Гневашева, В. А. Значимость понятия «общественное благо» при формировании рынка образовательных услуг [Текст] / В. А. Гневашева // Экономические науки. М., 2008. № 10(47). С. 445-449 (0,5 п.л.)
6.Гневашева, В. А. Социально-экономическая значимость понятия образования как «общественного блага» [Текст] / В. А. Гневашева // Экономика образования. М., 2008. № 6 (49). С. 33-45. (0,5 п.л.)
7.Гневашева, В. А. Образование как фактор производства в условиях постиндустриального общества [Текст] / В. А. Гневашева // Горный информационно – аналитический бюллетень. М., 2009. № 1. С. 68-73. (0,5 п.л.)
8.Гневашева, В. А. Высшее образование в условиях новых социально-экономических формаций российского общества [Текст] / В. А. Гневашева // Экономический вестник. Ростов-на-Дону, 2008. № 4 (3). С. 384 – 387. (0,5 п.л.)
9.Гневашева, В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи [Текст] / Вал. Луков, В. Гневашева, Н. Захаров, Вл. Луков, С. Луков, О. Намлинская // Alma mater : Вестник высшей школы. 2008. №2. С. 46–56. (1,2 п. л. / 0,4 п.л.)
10.Гневашева, В.А. Образование как фактор производства в информационном обществе [Текст] / В. А. Гневашева // Alma Mater. Вестник Высшей Школы. 2009. № 4. С. 5-14. (0,5 п.л.)
11.Гневашева, В. А. Трансформация рынка труда в изменяющемся российском обществе [Текст] / В. А. Гневашева // Terra Economicus. Ростов-на-Дону, 2009. № 1 (2). С. 5-9. (0,5 п.л.)
12.Гневашева, В. А. Социальный образ студенческой молодежи России [Текст] / В. А. Гневашева // Труд и социальные отношения. М., 2009. № 1. С. 84 – 88. (0,5 п.л.)
13.Гневашева, В. А. Образовательный потенциал российских вузов [Текст] / В. А. Гневашева // Федерализм. М., 2009. № 1(53). С. 192 – 195. (0,5 п.л.)
14.Гневашева, В. А. Возможности применения инверсионной производственной функции для оптимизации занятости в секторе «образование» [Текст] / В. А. Гневашева // Экономика образования. М., 2010. № 4. С. 37-45. (0,5 п.л.)
15.Гневашева, В. А. Доступность блага «образовательные услуги высшего профессионального образования» в современной России [Текст] / В. А. Гневашева // Экономика образования. М., 2010. № 3. С. 23-38. (0,5 п.л.)
16.Гневашева, В. А. Роль образования в развитии российского общества [Текст] / В. А. Гневашева // Народонаселение. М., 2009. №4(44). С. 45-52. (0,5 п.л.)
17.Гневашева, В. А. Типология образцов инвестиционного поведения молодежи РФ [Текст] / В. А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. 2010. №2. С. 237-242. (0,5 п.л.)
18.Гневашева, В. А. Роль высшего профессионального образования в процессе формирования трудовых ресурсов в РФ: предпосылки формирования молодежного рынка труда [Текст] / В. А. Гневашева // Горный информационно – аналитический бюллетень. М., 2011. № 6. С. 345-350. (0,5 п.л.)
19.Гневашева, В. А. Образовательный потенциал вуза – человеческий потенциал студента [Текст] / В. А. Гневашева // Горный информационно – аналитический бюллетень. М., 2011. № 7. С. 350-356. (0,5 п.л.)
20.Гневашева, В. А. Структурная безработица как следствие отсутствия интеграции рынка труда и сектора образовательных услуг высшего профессионального образования [Текст] / В. А. Гневашева // Экономика образования. М., 2011. № 4. С. 38-50. (0,75 п.л.)
21.Гневашева, В. А. Образование в условиях инновационной экономики: проблема определения [Текст] / В. А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. 2011. №1. С. 34–39. (0,5 п.л.).
22.Гневашева, В. А. Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи [Текст] / В. А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. С. 126–130. (0,5 п.л.).
23.Гневашева, В.А. Сущность и будущность «экономики знаний» [Текст] / В. А. Гневашева // Международные процессы. 2011. Том 9. № 3(27). С. 67-77. (0,5 п.л.)
24.Гневашева, В.А. Особенности формирования спроса на программы высшего профессионального образования в современной России [Текст] / В. А. Гневашева // Вестник ВЭГУ. Уфа. № 1 (57). С. 2012. С. 28-32. (0,5 п.л.)
25.Гневашева, В.А. Доступность высшего профессионального образования в процессе формирования рабочей силы в современных российских социально-экономических условиях [Текст] / В. А. Гневашева // Вопросы статистики. № 5. 2012. С.62-69. (0,5 п.л.)
Монографии
1.Гневашева, В. А. Рынок труда: особенности социально-экономического моделирования [Текст] / В.А. Гневашева. М.: МосГУ, 2007. (15,25 п.л.)
2.Гневашева, В.А. Социально-экономическая значимость образования в развитии современного общества [Текст] / В.А. Гневашева. М.: МосГУ, 2010. (11,75 п.л.)
3.Гневашева, В.А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования [Текст] / В.А. Гневашева. М.: МосГУ, 2011. (19 п.л.)
Коллективные монографии
1.Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке [Текст] / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Б. Г. Юдин, В.А. Гневашева [и др.] ; под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. (25 п.л./2,0 п.л.).
2.Marijatta Vanhala – Aniszewski and Lea Siilin (eds.) Voices and Values of Young People – Representations in Russian Media // Youth and Mass Media: Interaction, Trust and Expectations [Gnevasheva V., Namlinskaia O.] // Finland. Aleksanteri Series 6 / 2007. (14,4 п.л./1 п.л.).
3.Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке [Текст] / Под общ. ред. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М.: МосГУ, 2009. (48,6 п.л./2,0 п.л.)
4.Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: монография [Текст] / С.В. Луков, Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский. М.: МосГУ, 2010. (16,25 п.л./2,0 п.л.)
5.Методология исследований систем управления [Текст] /А.М. Афонин, О.О. Баканова, В.П. Борисенко, В.А. Гневашева, Ю.Е. Ефремова, С.А. Заркова, Е.О. Прозорова, Э.А. Смирнов, В.А. Соловьев, Ю.Н. Царегородцев. М. : МосГУ, 2011. (12,75 п.л./1,5 п.л.)
Публикации в зарубежных изданиях
1.Gnevasheva V.A. The Role of Education in the Development of Russian Society // Russian Education and Society. Vol. 53, no 4. 2011. Pp.84-96. ISSN 1060-9393. (0,5 п.л.)
2.Europe Forum Philosophy Documentations / Eds.: Werner Busch, Edgar Fuhrken. Deutschland, 2011. Pp.58. ISBN 2225-0425 // Gnevasheva V.A. Social Value Orientations of Russian Youth: the Thesaurus Conception. (3 п.л. / 0,5 п.л.)
3.Gnevasheva V.A. The Role of Education in the Development of Russian Society // Russian Education and Society. Vol. 53, no 4. 2011. Pp.84-96. ISSN 1060-9393. (0,5 п.л.)
4.Gnevasheva V.A. The Thesaurus Conception of Russian Youth // Sociology Study ISSN 2159-5526. 2011. Volume 1, Number 2. (0,5 п.л.).
5.Gnevasheva V.A. Priority Directions of National Policy of Regulation of Mutual Relations between Youth and Mass Media: The Theoretical and Empirical Researches // Sociology Study ISSN 2159-5526. 2011. Volume 1, Number 3. (0,5 п.л.).
6.Gnevasheva V.A. Education as the merit and private economic good: empirical results of monitoring research (Russia 2001-2010) / Publications EDULearn11 – International Conference on Education and New Learning Technologies. Spain – Valencia. 2011 (0,5 п.л.).
7.Gnevasheva V.A., Falkovskaya K.I. Education in the value orientations system of Russian youth / Publications EDULearn10 – International Conference on Education and New Learning Technologies. Spain – Valencia. 2010 (0,5 п.л./ 0,25 п.л.).
8.Marijatta Vanhala – Aniszewski and Lea Siilin (eds.) Voices and Values of Young People – Representations in Russian Media // Youth and Mass Media: Interaction, Trust and Expectations [Gnevasheva V., Namlinskaia O.] pp. 17-33 // Finland. Aleksanteri Series 6 / 2007. (14,4 п.л./1 п.л.).
Других публикаций по теме диссертации 69, общим объемом 137 п.л., из них автора 75,9 п.л., в том числе:
1.Гневашева, В. А. Особенности занятости и безработицы в российской экономике в переходный период [Текст] / В. А. Гневашева // Социально-экономическая политика : уровень жизни населения РФ. Научная конференция аспирантов ВЦУЖ. Тезисы докладов. М. : ВЦУЖ, 2002. С. 57-59 (0,25 п.л.)
2.Гневашева, В. А. Применение методов прогнозирования на рынке труда: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / В. А. Гневашева // Уровень жизни регионов России. М. : ВЦУЖ, 2003. № 4. С. 61-63 (0,25 п.л.)
3.Гневашева, В. А. Рынок труда и тенденции занятости в переходной российской экономике [Текст] / В. А. Гневашева // Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 14.05.2003 г. № 57986. (2,6 п.л.)
4.Гневашева, В. А. Прогнозирование занятости в экономике: методы и оценки [Текст] / В. А. Гневашева // Научная разработка. М.: Оракул-Ключ. 2003. (2,25 п.л.)
5.Гневашева, В. А. Прогнозирование спроса на труд в экономике [Текст] / В. А. Гневашева // Научная конференция аспирантов ВЦУЖ. Тезисы докладов. М. : Изд-во ВЦУЖ. 2003. С. 13-18 (0,25 п.л.)
6.Гневашева, В. А. Тенденции изменения уровня занятости в период реформ [Текст] / В. А. Гневашева // Сборник трудов молодых ученых МУМ : Проблемы реформирования современной российской экономики. В. 1. М. : Изд-во МУМ. 2003. (0,25 п.л.)
7.Гневашева, В. А. Образование и образованный человек в XXI веке [Текст] / В. А. Гневашева // Реферативный обзор. М. : МосГУ. 2004. № 1 (1). (1,6 п. л.).
8.Гневашева, В. А. Прогнозирование занятости как возможность оптимизации структуры государственных расходов в социальной сфере [Текст] / В. А. Гневашева // Государство и общество: философия, экономика, культура: Доклады и выступления на международной научной конференции 14–15 апреля 2005 г. М. : ЛЕНАНД, 2005. (0,3 п. л.).
9.Гневашева, В. А. Проблемы занятости молодежи [Текст] / В. А. Гневашева // Актуальные проблемы гуманитарных исследований : Доклады и материалы научной конференции, проведенной Институтом гуманитарных исследований 21 декабря 2004 г. в рамках научной сессии, посвященной 60-летию МосГУ, 2004 / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : МосГУ, 2004. С. 37-41. (0,35 п. л.).
10.Луков, Вал. А. Федеральная целевая программа «Дети села Центрального федерального округа Российской Федерации» : проект [Текст] / В. А. Луков, В. А. Гневашева. М., 2005. (6,0 п. л. / 3,0 п.л.).
11.Гневашева, В. А. «Общественное благо» и формирование рынка образовательных услуг[Текст] / В. А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение. 2006. №4. С. 73–77. (0,4 п. л.) То же : Интернет : www.mosgu.ru [2006]
12.Гневашева, В. А. Исследовательский университет (проблема определения) [Текст] / В. А. Гневашева // Брошюра. М. : МосГУ. 2006. (2,5 п. л.).
13.Гневашева, В. А. Российский студент: социальный облик (по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») / Вал. А. Луков, В.А. Гневашева. М. : МосГУ, 2008. (3,5 п.л. / 1,75 п.л.).
14.Гневашева, В. А. Человеческий капитал как гуманитарная константа [Текст] / В. А. Гневашева // Гуманитарные константы : материалы конференции Ин-та гуманит. исследований Моск. гуманит. ун-та, 16 февр. 2008 г. : сб. науч. статей. М. : МосГУ, 2008. (0,5 п.л.).
15.Гневашева, В. А. Студент МосГУ: социализационная динамика (сравнительный анализ материалов мониторинга) / Вал. А. Луков, В.А. Гневашева. М. : МосГУ, 2008. (1,5 п.л. / 0,75 п.л.).
16.Гневашева, В. А. Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования как ресурс построения инновационной экономики [Текст] / В. А. Гневашева // Молодежь и инновационное развитие России. Научная конференция. М. : МосГУ, 2008. (0,5 п.л.).
17.О тенденциях в развитии университетского образования в России и мире: научно-аналитический доклад / Авт.: Вал.А. Луков, Вл.А. Луков, В.А. Гневашева, Н.В.Захаров, Г.Ю. Канарш, Б.Н. Гайдин, С.В. Луков, О.В. Долженко; под общ.ред. Вал.А. Лукова. М.: Изд-во Моск гуманит. ун-та, 2009. (3,5 п.л./ 0,5 п.л. автора).
18.Гневашева, В. А. Теоретико-методологические особенности образования в России как социально-экономического фактора развития человеческого потенциала нации [Текст] / В. А. Гневашева // Очерки по методологии комплексного изучения человека / отв. ред. Б. Г. Юдин ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук. Отд. гуманит. наук Рус. секции. М. : МосГУ, 2009. (1 п.л.)
19.Гневашева, В. А. Образование как фактор технологического развития общества [Текст] / В. А. Гневашева // Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. Москва, 19-21 ноября 2009 г. : доклады и материалы. Ч. 1 / под общ. Ред. И.М. Ильинского. М. : МосГУ, 2009. (0,5 п.л.).
20.Гневашева, В. А. Инновационное образование и проблемы создания распределенного университета [Текст] / В. А. Гневашева // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18-20 ноября 2010 г. : доклады и материалы. Ч. 1 / под общ. ред. И.М. Ильинского. М. : МосГУ, 2010. С. 244-254. (0,5 п.л.)