- в отличие от предшествующих исследователей, предпринята попытка рассмотреть историко-философской концепции таджикских мыслителей, живших до Ахмада Дониша, как важнейшей предпосылки зарождения просветительского движения в Средней Азии;
- показано, что развитие просветительской социальной философии Ахмада Дониша прошло два этапа: на первом этапе в наиболее яркой форме проявился либерально-реформаторский характер просветительской философии мыслителя, а на втором этапе он почти вплотную приблизился к идеям революционного демократизма;
- впервые и совершенно по-новому проанализированы взгляды просветителей на структуру социального деления населения эмирата. Внимание акцентируется на взаимоотношениях придворной элиты между собой и к другим сословиям общества. Показано, что клановые и родоплеменные отношения мангитов были определяющей основой формирования социальной иерархии и замкнутости сословного характера социально-политических отношений в эмирате;
- определены особенности реформаторских и демократических идей Ахмада Дониша в условиях Бухарского ханства, свидетельствующие о его стремлении к обновлению патриархально-феодальных устоев эмирата, к развитию просветительского движения среди учеников и единомышленников. Эти идеи впоследствии стали основой возникновения новых общественно-политических течений в Центральной Азии;
- выявлены идейные истоки возникновения джадидизма, социальное происхождение его представителей, их роль в пробуждении народных масс. Доказано, что успехи и неудачи просветительского движения были обусловлены не только убогим идейно-образовательным состоянием эмирата, но и укоренившимися в обществе отсталыми патриархальными социальными отношениями. Дан сопоставительный анализ социально-экономической и культурной жизни независимой Республики Таджикистан и современного Афганистана;
- подчеркнуты значимость и актуальность демократических идей просветителей для современного независимого национального государства Таджикистан, для формирования национального самосознания таджиков, их единства и самоопределения.
1. Некоторые проблемы «Политического трактата» Ахмада Дониша о государстве. – Душанбе: Изд. ТАУ, 1997. - 30 с.
2. Социально-реформаторские взгляды Ахмада Дониша. – Душанбе: Санадвора, 2000. – 154 с.
3. Воззрения Ахмада Дониша и впечатления зарубежных путешественников о социальной структуре Бухарского эмирата. – Душанбе: Деваштич, 2006. – 80 с.
4. Социально-философский анализ взглядов таджикских просветителей о структуре социальных отношений конца Х1Х и начала ХХв. – Душанбе: «Ирфон», 2007. - 258с.
Статьи
5. Принципы справедливого отношения к населению и защита его прав с точки зрения Мухаммеда Газзали и их влияние на политические взгляды Ахмада Дониша //Влияние общественного мнения на реализацию прав человека и развитие демократии в современном мире. – Душанбе, 1997. - С. 121 – 124.
6. Проблема семьи и этика брака в учении Ахмада Дониша //Фируза. - 1998. – №11. – С. 16 – 18.
7. Решение продовольственной программы – важное условие укрепления независимости //Сб.тезисов конференции молодых учёных и исследователей ТАУ. – Душанбе, 2001. – С. 68 – 70.
8. Аджзи – последователь просветительских воззрений Ахмада Дониша //Сб. тезисов комитета молодёжи РТ. – Душанбе, 2001. – С. 56 -59.
9. Вода - источник жизни //Сб. тезисов конференции молодых учёных ТАУ. – Душанбе, 2002. – С. 4 – 6.
10. Формы орошения земли в эпоху государства Саманидов//Сб. тезисов конференции учёных ТАУ. – Душанбе, 2003. – С. 6 – 9.
11. Осознание понятия социальной системы общества в учениях таджикских мыслителей //Тољикистон. - 2004. - №12. – С. 25 – 29.
12. Самосознание – источник регулирования семьи //Сб. тезисов научно- практической конференции преподавателей кафедры общественных наук. – Душанбе, 2003.- С. 16 – 19.
13. Авиценна и Ахмад Дониш о семье и этике семейной жизни //Тезисы докладов международной научной конференции «Абу Али ибн Сина и мировая цивилизация». – Душанбе, 2005. – С. 48 – 50.
14. Анализ социальной структуры Бухарского эмирата и роль социальных слоёв общества в учении Ахмада Дониша //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. – 2005. - № 1 – 4. – С. 200 – 209.
15. Армениус Вамбери и его сведения о составе населения и структуре власти Бухарского эмирата //Кишоварз. – Душанбе, 2006. - №1 (17). – С. 51 – 55.
16. Национальная суверенность и ее особенности в учениях Ахмада Дониша и его единомышленников //Омузгор. - 2006. - 31 авг.
17. Ахмад Дониш и его последователи об экономике Бухарского эмирата //Экономика Таджикистана: стратегия развития. – Душанбе, 2008. - №3. – С. 108 - 115.
18. Реформирование некоторых аспектов социально-экономической структуры и эффективное использование природных ресурсов Бухарского эмирата с точки зрения Ахмада Дониша //Доклады Таджикской Академии сельскохозяйственных наук. – Душанбе, 2008. - № 2.- С. 57 - 63.
19. Ханыков Н. и Армениус Вамбери о составе и занятости населения Бухарского эмирата XIX - начала XXв. //Вестник Таджикского государственного национального университета. – Душанбе, 2008. - №2. – С. 86 – 94.
20. Решение некоторых аспектов экономической сферы Бухарского эмирата с точки зрения Ахмада Дониша и последующих таджикских мыслителей //Вестник Таджикского государственного национального университета. – Душанбе, 2008. - №2. – C. 82 – 90.
21. Историческая заслуга Садриддина Айни в развитии демократизации духовной жизни таджикского народа //Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. – 2008. - № 2. - С. 29 – 34.
22. Осознание понятий единства и национального самосознания с точки зрения Ахмада Дониша и последующих мыслителей таджикского народа//Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и правоведение. – 2008. - № 2. – С. 21 – 28.