Педагогическими характеристиками воинского социума являются общие (историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, полисферность, институциональность, организационность, стратификационность, ментальность) и специфические (нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность). Указанные характеристики воинского социума взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархически соподчиненными, а рядоположенными, так как одновременно в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельность всех его элементов и устремлены к личности военнослужащего и ее развитию в социальной военной среде.
Педагогический потенциал воинского социума есть атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых может быть направлено на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума при определенных педагогических средствах и условиях. При этом основной целью выступает профессионализм военнослужащих-контрактников.
Педагогический потенциал воинского социума характеризуется как сложно и системно организованный социальный феномен, в структуре которого выделяются три составляющие: обучающая (обеспечивает военнослужащим контрактной службы овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений и личностно-деятельностных качеств, необходимых для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, существующими требованиями и обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке), воспитывающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам боевые, волевые, нравственные и другие качества, отношения, взгляды, убеждения, способы поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности) и развивающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, военно-профессиональной деятельности и личностных качеств).
Основное содержательное наполнение указанных составляющих происходит за счет сущностных характеристик воинского социума, которые проявляются в функциях педагогического потенциала воинского социума - нормативной самореализации, ценностного самоутверждения и смыслового самоопределения. Так, обучающая составляющая реализует функцию нормативной самореализации личности и соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как историческая преемственность, традиционность, ритуальность, нормативно-правовая обусловленность. Воспитывающая составляющая реализует функцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельности и соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как социокультурность, полисферность, институциональность, ментальность. Развивающая составляющая реализует функцию смыслового самоопределения в военной профессии и соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как системность и социоструктурность, организационность, стратификационность.
2. Теоретическое обоснование педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума составляет определение цели и системы принципов деятельности командиров воинских подразделений.
Под профессионализмом военнослужащего контрактной службы как цели его подготовки понимается акмеологическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума. Результат этого продвижения - целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях.
Основными функциями профессионализма являются ценностно-смысловая, определяющая роль его ценностей и смыслов; коммуникативная, обеспечивающая реализацию действий, связанных с повседневными отношениями военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе военно-профессиональной деятельности; нормативная, ориентированная на обеспечение решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно-одобряемого способа военно-профессиональной деятельности, ее индивидуальному обогащению; преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений, процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений.
В структуре профессионализма указанной категории военнослужащих выделяются следующие компоненты: деятельностный - владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; личностный - соответствие высокому призванию быть системообразующим приоритетом во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-контрактника; коммуникативный - познание, обмен информацией и удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей, основанные на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащего-контрактника с другими военнослужащими в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности и обеспечивающие ему взаимосвязи в воинском коллективе.
Система принципов формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума состоит из принципов обучения, воспитания и развития, направленных на реализацию соответствующих составляющих педагогического потенциала воинского социума. Ведущим среди них является принцип воспитания, так как именно он направлен на положительное изменение внутренних убеждений военнослужащего-контрактника, отношения к формированию профессионализма, морально-волевых качеств, позиций воина-профессионала, профессиональной деятельности, мотивации к овладению профессионализмом. Данный принцип в целом влияет на принципы обучения и развития. Действуя в единой структуре, они определяют стратегию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и воинского коллектива в целом.
3. Экспериментальная апробация педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума состоит из успешной реализации модели формирования профессионализма военнослужащих указанной категории в условиях воинского социума на основе определенных критериев оценки ее эффективности.
Модель формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях повседневной военно-профессиональной деятельности воинского социума описывает закономерное прохождение определенной последовательности взаимообусловленных этапов: эмоционально-мотивационного (развитие мотивов, интересов, определяющих формирование профессионализма, продвижение к собственной вершине в воинском труде), когнитивного (накопление положительного опыта военно-профессиональной деятельности по боевому слаживанию воинских подразделений), действенно-практического (высокоэффективный и творческий воинский труд по предназначению в любых условиях и ситуациях, боевое слаживание воинских подразделений, приобретение прочных привычек поступать в соответствии с требованиями профессионализма, умения поддерживать свое доброе имя и преодоление недостатков воинской службы), акмеологического (стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования военнослужащих-контрактников в военно-профессиональной деятельности) в единстве их внутренней структуры: цели, задачи, основные средства их реализации.
Критерием оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума выступает уровень сформированности профессионализма: низкий (неразвитая мотивация к формированию профессионализма; фрагментарные знания, умения и навыки по своей военно-учетной специальности; низкая эффективность военно-профессиональной деятельности), допустимый (осознание значимости и необходимости формирования профессионализма; наличие знаний, умений и навыков по своей военно-учетной специальности при неактивном и безынициативном выполнении воинского обязанностей), стабильный (реализация воинского труда при недостаточном умении анализировать, организовывать и корректировать свою деятельность по самосовершенствованию), высокий (полная реализация в военной профессии, положительный опыт самосовершенствования в воинском труде). Каждый уровень отличается положительной динамикой профессионально-личностного роста в структуре личности военнослужащего указанной категории.
4. Основные направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума неразрывно связаны с деятельностью всего воинского социума по выполнению служебных и учебно-боевых задач. Управленческая поддержка при этом направлена на обеспечение ориентировки офицеров различных управленческих звеньев в современной структуре воинского социума, а также на:
- педагогизацию воинского социума воинской части, основанную на динамичном, целостном и управляемом процессе взаимодействия воинского социума с социальной военной средой с целью создания благоприятных условий для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников;
- профессионализацию офицеров, понимаемую нами как процесс формирования у офицерского состава воинской части (корабля) социально-педагогической культуры в ее деятельностном аспекте, выражающую стремление офицера к непрерывному совершенствованию своей социально-педагогической деятельности, выступающую как норма поведения офицера и комплексная программа его дальнейшего социально-педагогического и духовно-нравственного развития;
- развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом, представляющей собой организованную поэтапную целенаправленную активизацию внутренних побуждений (мотивов) военнослужащего-контрактника для усиления профессионально-личностного роста в воинском труде, путем преднамеренного создания стимулов (внешних побуждений);
- технологизацию педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы, проявляющуюся в оптимальной детально спроектированной деятельности воинского социума воинской части (диагностирование и оценивание, прогнозирование и моделирование, проектирование и программирование, планирование, реализация, обратная связь, информационное обеспечение).
1. Митрахович В.А. Специфические характеристики военного социума // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2007. № 5(47). С. 91–99 (0,75 п.л.).
2. Митрахович В.А. Об актуальности развития педагогического потенциала военного социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. № 1(25). С. 122–125 (0,56 п.л.).
3. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. № 9(33). С.16–20 (0,56 п.л.).
4. Митрахович В.А. Научно-педагогические характеристики военного социума // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. 2009. № 7(64). С. 95–104 (0,75 п.л.).
5. Митрахович В.А. Сущность профессионализма военнослужащих контракт¬ной службы Вооруженных Сил России // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2009. № 3(43). С. 115–122 (1,25 п.л.).
6. Митрахович В.А. Педагогический потенциал воинского социума как научная проблема // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2009. № 4(44). С. 192–199 (1,19 п.л.).
7. Митрахович В.А. Модель реализации педагогического потенциала воинского социума по развитию профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2010. № 4(48). С. 32–36 (0,63 п.л.).
8. Митрахович В.А. Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2010. № 1(45). С. 182–189 (1,25 п.л.).
9. Митрахович В.А. Функции педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2010. № 2(46). С. 169–176 (1,0 п.л.).
10. Митрахович В.А. Критерии и уровни сформированности профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2011. № 1. С. 189–194 (0,63 п.л.).
11. Митрахович В.А. Технологии развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 5(19). С. 88–93 (0,94 п.л.).
12. Митрахович В.А. Концепция развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. № 3. С. 77–81 (0,63 п.л.).
13. Митрахович В.А. О профессионализации офицеров // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 6(20). С. 87–91 (0,94 п.л.).
14. Митрахович В.А. Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Учен. зап. Орл. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6(44). С. 439–446 (0,75 п.л.).
15. Митрахович В.А. Мониторинг реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2012. №1(21). С. 128–134 (0,94 п.л.).
Монографии
16. Митрахович В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: моногр. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. 129 с. (7,3 п.л.).
17. Митрахович В.А. Профессионализм военнослужащих контрактной службы: сущность, процесс формирования: моногр. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2011. 150 с. (9,0 п.л.).
18. Митрахович В.А. Развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы: моногр. / науч. ред. Н.М. Борытко. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. 411 с. (24,0 п.л.).
Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций
19. Митрахович В.А. Ратный труд как средство формирования воинской чести военнослужащих срочной военной службы // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, М.В. Корепановой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. Вып. 17. С. 113–117 (0,3 п.л.).
20. Митрахович В.А. Специфика чести офицера Вооруженных Сил России (философский аспект) // Гуманитарные исследования: журн. фунд. и прикл. исследований. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2004. № 1(9). С. 76–82 (0,6 п.л.).
21. Митрахович В.А. Характеристика системы средств формирования чести офицера Вооруженных Сил России // Гуманитарные исследования: журнал фунд. и прикл. исследований. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2004. № 4(12). С. 73–79 (0,65 п.л.).
22. Митрахович В.А. К вопросу о роли русской православной церкви в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ // Экологические и социально-экономические аспекты устойчивого развития региона Нижней Волги / сост. и ред. А.А. Жилкин, В.П. Зволинский, А.Ф. Туманян [и др.]. М.: Изд-во «Современные тетради», 2005. С. 513–520 (0,7 п.л.).
23. Митрахович В.А. Социальное воспитание военнослужащих в первичном коллективе // Научный поиск –2005: новые направления и результаты исследований. Доклады пленарного заседания. Гуманитарные науки: материалы X гор. науч.-практ. конф. преп. и студ., проведенной на базе ЮСИЭПИ (18–19 марта 2005 г.). Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСИЭПИ, 2005. Ч. 1. С. 59–66 (0,5 п.л.).
24. Митрахович В.А. О взаимодействии военной организации государства и гражданского общества в современной России // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона. Т. III. Проблемы социально-устойчивого развития Каспийского региона: материалы III Междунар. науч. конф. 21–22 апр. 2005 г.; сост. Н.В. Подвойская, Л.Я. Подвойский. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 183–188 (0,6 п.л.).
25. Митрахович В.А. О переподготовке офицерских кадров для социально-педагогической работы в военном социуме // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Юб. Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию Междунар. акад. наук пед. образования. г. Москва, 15–17 сент. 2005 г.: в 2 ч. М.: МАНПО, 2005. Ч. 2. С. 128–132 (0,25 п.л.).
26. Митрахович В.А. Использование педагогического потенциала средств массовой информации в воспитании военнослужащих ВС РФ // Труды Минского института управления. 2005. № 2. С. 99–105 (0,8 п.л.).
27. Митрахович В.А. Прогностическая модель социального воспитания в условиях воинской среды // Образование и качество подготовки кадрового потенциала Сахалинской области в содружестве стран АТР: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегический курс развития экономики и кадрового потенциала Сахалинской области в континууме стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (г. Южно-Сахалинск, 22–24 сент. 2005 г.): сб. науч. докл. и выступл. Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСИЭПИ, 2005. Ч. III. С. 75–82 (0,5 п.л.).
28. Митрахович В.А. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ и Русской Православной Церкви в современных условиях // Гуманитарные исследования: журн. фунд. и прикл. исследований. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. № 2(14). С. 46–52 (0,65 п.л.).
29. Митрахович В.А. Социально-педагогическая деятельность воспитательных структур в условиях военного социума // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы Междунар. науч. конф. (6–8 дек. 2005 г.): в 2 т. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. Т. 2. С.44–45 (0,2 п.л.).
30. Митрахович В.А. Профессиональная компетентность как проявление профессионализма военнослужащего // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7 / под ред. З.Г. Нигматова, Р.Ш. Маликова. Казань: Тат. кн. изд-во, 2006. С. 42–46 (0,45 п.л.).
31. Митрахович В.А. Факторы социального воспитания личности военно¬служащих // Социальная педагогика: диалог теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.А. Морозовой-Дорофеевой, Н.П. Кириленко, Т.Н. Черняевой. Саратов: Науч. книга, 2006. С. 120–123 (0,25 п.л.).
32. Митрахович В.А. Возникновение и становление российского военного социума, опыт социального воспитания военнослужащих // Создание и развитие полигона «Капустин Яр» – героическая страница истории Астраханской области (к 60-летию 4-го Государственного центрального межвидового полигона Министерства обороны Российской Федерации (ГЦМП МО РФ)): сб. ст. науч. конф. 21 апр. 2006 г. / сост. В.В. Ишин, В.А. Пятин; под науч. ред. В.В. Ишина. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2006. С.48–60 (0,75 п.л.).
33. Митрахович В.А. К вопросу о сущности воинских ритуалов // Человек. Культура. Образование: материалы науч. конф., посвящ. 15-летию каф. культурологии Башк. гос. пед. ун-та. Уфа. 2006. С. 92–96 (0,25 п.л.).
34. Митрахович В.А. Сущность культуры межнационального общения: социальные основы и особенности формирования в воинском коллективе // Проб¬лемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса: материалы 51-й науч.-метод. конф. преп. и студ. «Университетская наука – региону», посвящ. 75-летию Ставроп. гос. ун-та (17 апр. – 17 мая 2006 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. С. 91–95 (0,32 п.л.).
35. Митрахович В.А. Социально-педагогическая культура военнослужащих в современном военном социуме // Традиции и инновации в образовании: проб¬лемы управления: межвуз. сб. науч. тр., посвящ. 70-летию проф. Г.Г. Габдуллина / сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2006. Вып. 8. С. 69–71 (0,32 п.л.).
36. Митрахович В.А. Руководство деятельностью педагогического коллектива воинского микросоциума // Социальная педагогика как синтез науки и практики: ведущие тенденции и динамика развития: сб. ст. / под ред. М.А. Валеевой, С.В. Сальцевой, Ю.П. Яблонских. Оренбург: Изд-во «Принт–Сервис», 2006. С. 217–222 (0,32 п.л.).
37. Митрахович В.А. Духовные основы воинского воспитания // Проблемы духовного воспитания: гуманитарно-целостный подход: материалы «круглого стола». 20 сент. 2005 г. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волго-град: ТЦ «Оптим», 2006. С. 71–78 (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 8) (0,44 п.л.).
38. Митрахович В.А. Критерии эффективности социального воспитания военнослужащих // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: материалы «круглых столов», 2005–2006 гг. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «Оптим», 2006. С. 48–55 (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 9) (0,5 п.л.).
39. Митрахович В.А. Уклад воинской жизни и воспитание воинской чести // Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: материалы «круглых столов», 2005–2006 гг. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «Оптим», 2006. С. 98–102 (Сер. «Актуальные проблемы современного воспитания». Вып. 9) (0,32 п.л.).
40. Митрахович В.А. Организационная структура социума // Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / Т. I: Методология науки и актуальные проблемы исследования сложных систем. 9–10 февр. 2007 г. М.–Уфа: Изд-во АТиСО, 2007. С. 120–124 (0,32 п.л.).
41. Митрахович В.А. О научно-педагогических характеристиках социума // Социальные технологии в различных сферах жизнедеятельности: теория и практика: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Муром. ин-та (филиала) Владимир. гос. ун-та. Муром, 11–13 апр. 2007 г. М.: Изд-во РГСУ. 2007. С. 159–164 (0,5 п.л.).
42. Митрахович В.А. Полисферность и институциональность как научно-педагогические характеристики социума // Социальная педагогика: проблемы социализации детства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 29–31 марта 2007 г. Саратов: ООО «Изд. центр “Наука”», 2007. С. 59–63 (0,32 п.л.).
43. Митрахович В.А. О педагогическом потенциале воинского социума // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. Казань: Изд-во Тат. гуманит.-пед. ун-та, 2008. Вып. 10. С. 181–183 (0,32 п.л.).
44. Митрахович В.А. Формирование психолого-педагогической компетентности офицерского состава в условиях воинского социума полка // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвуз. сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. Казань: Изд-во Тат. гуманит.-пед. ун-та, 2008. Вып. 11. С. 86–89 (авт. – 0,16 п.л.).
45. Митрахович В.А. Толерантность в военном социуме // Мультикультурное образование: состояние и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 24–25 окт. 2008 г. / сост. Г. В. Палаткина, Е. А. Лукьяненко, Д. С. Батарчук. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2008. С. 164–168 (0,32 п.л.).
46. Митрахович В.А. Традиционность и ритуальность как специфические характеристики воинского социума // Сталинградская битва. Взгляд через 65 лет: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 1–2 февр. 2008 г. / ред. кол.: Загорулько М.М. и др. Волгоград: Издатель, 2008. С. 486–490 (0,32 п.л.).
47. Митрахович В.А. Функции профессионализма военнослужащих контракт¬ной службы Вооруженных Сил России // Инновационные образовательные технологии / Частное учреждение образования «Минский институт управления». 2009. № 3(19). С. 19–26 (0,88 п.л.).
48. Митрахович В.А. Специфика воинского социального воспитания // Педагогические аспекты социального воспитания молодежи: моногр. / С.Х. Ахмедова, И.Ф. Бережная, Н.М. Борытко [и др.]; под ред. Г.В. Палаткиной. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. С. 135–149 (1,0 п.л.).
49. Митрахович В.А. Традиции в социальном воспитании военнослужащих // Южно-Уральский педагогический журнал. 2009. № 2. С. 78–83 (0,5 п.л.).
50. Митрахович В.А. Социально-педагогическая характеристика системы воспитательной работы в военном социуме с военнослужащими-контрактниками // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: материалы методол. семинара памяти проф. В.С. Ильина. Вып. 9: в 2 ч. Ч. 2 : Целостный педагогический процесс в профессиональном образовании / науч. ред. Н.К. Сергеев; сост. К.Ю. Грачев. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. С.148–154 (0,38 п.л.)
51. Митрахович В.А. Роль педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих-контрактников // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 28–29 апр. 2010 г.: в 2 ч. Саратов: ООО «Изд. центр “Наука”», 2010. Ч. II. С. 430–434 (0,25 п.л.).
52. Митрахович В.А. Смысловое самоопределение в военной профессии // Выбор профессии: самоопределение, конкуренция, успех: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Санкт-Петербург, 23 марта 2011 г.) / под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 35–39 (0,25 п.л.).
53. Митрахович В.А. Технологический цикл развития педагогического потенциала воинского социума полка в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Научно-методическое обеспечение реализации междисциплинарных связей в высшем военном учебном заведении: сб. межвуз. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 22 апр. 2011 г. СПб.: С.-Петерб. военный ин-т внутренних войск МВД России, 2011. С. 83–87 (0,25 п.л.).
54. Митрахович В.А. Ценностное самоутверждение в военной профессии // Социальное учение Церкви и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Социальное учение Церкви и современность» (12–13 мая 2011 г.). Орел: Издатель Александр Воробьев, 2011. С. 162–166 (0,31 п.л.).
55. Митрахович В.А. Нормативная самореализация в военной профессии // Теоретико-методологические основы творческой самореализации студентов физкультурных вузов в процессе обучения: тр. Междунар. науч.-метод. конф. Волгоград, 20–21 окт. 2011 г. / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ; Волгогр. гос. акад. физ. культуры. Волгоград : Принт, 2011. С. 173–179 (0,31 п.л.).
56. Митрахович В.А. Условия реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих конт¬рактной службы // Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 11–12 нояб. 2010 г. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2011. С. 226–231 (0,38 п.л.).
57. Митрахович В.А. Оценка реализации педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы // Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского / под ред. М.М. Пенькова. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2011. Вып. 633. С. 146–155 (0,63 п.л.).
Методические пособия
58. Митрахович В.А. Организация в воинском подразделении процесса формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы: метод. реком. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. 34 с. (1,3 п.л.).
59. Митрахович В.А. Технологические основы развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военно¬служащих контрактной службы: науч.-метод. пособие. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2011. 51 с. (3,0 п.л.).