Научная тема: «ГЕНЕЗИС, СПЕЦИФИКА И ТИПОЛОГИЯ ИНГУШСКИХ СКАЗОК»
Специальность: 10.01.09
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основании идейно-тематического анализа сказочного эпоса выявление особенностей генезиса, специфики и типологии ингушских сказок о животных. Исследуя фактический материал, приходим к выводу, что в эпоху  ранне-родового строя у ингушей существовал культ зверей, птиц и др. Сатирическая трактовка древнего божества в сказках о животных - явление более позднего времени, вследствие освобождения человеческого сознания из-под власти тотемного культа зверей. В современный период образы животных воспринимаются в сказке как аллегорическое изображение человека.
  2. Анализируя волшебные сказки ингушей, на защиту выносится освещение вопросов генезиса, жанровых особенностей, условий бытования, поэтики этого типа сказок. Выявлены отразившиеся в них социальные институты, адаты, следы древних форм сознания (анимизма, тотемизма, первобытной магии, культа предков), отзвуки архаичных форм общественной, родовой и семейной жизни (матриархата, патриархата, экзогамии...) На основании комплексного изучения данного типа сказок, сопоставляя ингушские волшебные сказки с мировыми, и, прежде всего, с северокавказскими сюжетами, сделан вывод, что они сложились в глубокую старину, когда человек обожествлял силы природы, поклонялся огню, грому, молнии, камням, различным животным... Сказка донесла до наших дней черты давно исчезнувших представлений и форм социальной жизни, говорит о единой материалистической и трудовой основе, на которой вырастает не только фантастика, но и каждое реальное достижение человеческой мысли.
  3. Исследуя социально-бытовые и новеллистические сказки, на защиту выносятся вопросы раскрытия генезиса, идейного содержания, основных образов, характеристики поэтических особенностей данных сказок. Проведя сравнительно-типологический анализ, мы приходим к выводу, что социально-бытовые и новеллистические сказки иногда близки к волшебным. Но, если волшебные сказки увлекают в чудесный мир воображения, то в бытовых на передний план выдвигаются социальные явления. Сказки рисовали реальные взаимоотношения между людьми и критиковали несправедливости в обществе. Главной особенностью сказок этого типа является сатирическая направленность.
  4. Раскрытие вопросов бытования разных жанров ингушского фольклора, в частности, сказок. Осмысление специфических особенностей носителей ингушских сказок, характеристика сказочников, приемы сказывания, анализ их репертуара и другие. Анализируя данные вопросы, приходим к выводу, что многие сюжеты дают ценнейший материал для изучения истории, экономики и быта ингушского народа на различных этапах его исторического и культурного развития и свидетельствуют о богатой культуре данного этноса.
  5. Выявление взаимосвязей сказок с другими жанрами фольклора ингушей, в частности, связь сказки с нартским героическим эпосом. Проанализировав многочисленные труды мировых и российских ученых-фольклористов по данной проблеме, показано определенное сходство между ними в некоторых мотивах, образах и др. (мотив чудесного рождения, непорочного зачатия, закаления, героической смерти...) Исследуя данные вопросы, мы приходим к выводу, что возможно некоторое заимствование в жанрах отдельных образов, мотивов, сюжетов, но, видимо, прямого заимствования как основной причины сходства не было. Эпос, сказки, песни, загадки и т.д. восходят к первобытному фольклору доклассового общества, которому присущ синкретизм. Отголоском такого синкретизма, очевидно, являются те совпадения, о которых говорилось выше.
Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Сказочный эпос ингушей. Нальчик: Изд. центр «Эль-фа», 2005. - 207 с.

2. Вайнахские сказки о животных (Происхождение вы-мысла в сказочном эпосе вайнахов). ХГИК. Харьков, 1986 - 98 с.

3.Волшебные сказки вайнахов. ХГИК. Харьков, 1988 - 101 с.

4.Социально-бытовые и новеллистические сказки вайнахов. ХГИК. Харьков, 1991 - 54 с.

II. Учебно-методические пособия:

5. Программа по ингушской литературе для 4-11 кл. Гроз-ный. Чеч.-Инг.кн.изд. 1974. - 56 с.

6. Учебник-хрестоматия по ингушской литературе для 4-го кл. Грозный. Чеч.-Инг.кн.изд. 1975. - 152 с.

7. Организация и некоторые формы самостоятельной рабо-ты студентов при изучении фольклора. ХГИК, 1981. - 29 с.

8. Опыт подготовки и проведения семинарского занятия по фольклору в форме конференции. ХГИК. Харьков, 1990. - 36 с.

9. Методика использования технических средств в преподавании фольклора и литературы в вузе. ХГИК, Харьков. 1993. - 23 с.

10. Краткий русско-ингушский словарь-справочник обще-ственно-экономических терминов. Назрань, 1998.-78 с.

11. Методические указания по фольклору и литературе в помощь абитуриентам. Саратов, 2000. - 49 с.

12.Мифологические корни сказочного эпоса ингушей // Сб.научных трудов ИнгГУ. Магас, 2002. Вып. 1.- 94 с.

13. ГIалгIай багахбувцам (ингушский фольклор). Учебное пособие. Магас: Сердало. 2004. 24,5 п/л – 588 с.

14. Жизненный и творческий путь ингушских писателей Муталиева Х-Б. и Ведзижева А.А. (инг.яз.) Учебное пособие Гриф УМО по классич.унив.образованию. Сердало. 2006 – 180 с.

III. Статьи:

15. Вопросы идеализации младшего сына в волшебных сказках ингушей // Вестник Санкт-Петербургского универси-тета. 2007. Вып.4, ч.11. С.62-67.

16. Поэтические особенности сказочного эпоса ингушей (Сказки о животных) // Культурная жизнь Юга-России. 2008. № 1. С.100-102.

17. Анимистические воззрения в фольклоре ингушей (эво-люция образов) // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С.79-83.

18. Поэтические особенности волшебных сказок ингушей // Вестник Санкт-Пе-тербургского университета. 2008. Вып. 3, ч.11.С.117-125.

19. Исторические корни образов социально-обездоленных героев в волшебных сказках ингушей // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2.

20. Генезис образов одиноких юношей-богатырей и недос-тупных дев-воительниц в волшебных сказках ингушей // Куль-турная жизнь Юга России 2009. № 3.

21. Волшебная сказка во взаимосвязях с другими жанрами фольклора ингушей // Вестник Адыгейского государственно-го университета . 2009. Вып. 2.

22. Сатирические сказки вайнахов // Утро гор. Грозный, 1970. № 2. С. 22.

23. Сказки вайнахов о друзьях-побратимах // Орга. Гроз-ный, 1970. № 4. С. 9.

24. Дагестано-чечено-ингушские связи // Дружба. Махач-кала, 1971. № 3. С. 6.

25. Тема труда в фольклоре вайнахов // Утро гор. Гроз-ный, 1971. № 4. С. 4.

26. Фольклор в романе И.Базоркина «Из тьмы веков» // Орга . Грозный, 1971. № 3. С. 4.

27. Общественно-политические мотивы в вайнахском фольклоре // Орга № 2. Грозный, 1972. С. 5.

28. Взаимосвязь фольклорных жанров // Орга. Грозный, 1973. № 4. С. 3.

29. Древнейшие мифологические корни волшебной сказки вайнахов // Сб. научных трудов Башгосуниверситета «Фольк-лор народов РСФСР» Уфа, 1975. Вып. 1. С. 178-182.

30. Тема гражданской войны в народном творчестве ингу-шей // Ученые записки ИнгНИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева. Магас, 2008. С. 77-94.

IV. Тезисы докладов:

31. Обычаи, нравы и традиции в фольклоре ингушей // Тезисы докладов II Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». ПГЛУ, Пятигорск. 1998. 15-20 сентября. С.69-72.

32. Образы социально-обездоленных в волшебных сказках вайнахов // Тезисы региональной научно-практической кон-ференции, посвященной 60-летию Чеченского государственно-го университета. Грозный, ЧГУ.1998. 11-12 октября. С. 29.

33. Вопросы бытования ингушских сказок и их носители // Тезисы докладов республиканской научной конференции «Со-временные подходы в исследовании проблем истории и языка ингушского народа». Магас. ИнгНИИ, 2002. 16 апреля. С. 27-31.

34. Поэтические особенности фольклора ингушей // Тези-сы докладов научно-практической конференции «Вузовское образование в современных условиях». Магас. ИнгГУ, 2002. 25 апреля. С/ 36-40.

35. Плоды коллективизации (Коллективизация глазами М.Шолохова и других писателей народов РФ) // Материалы научно-практической конференции «Неподнятая целина М. Шолохова (К 100-летию со дня рождения М. Шолохова». Орд-жоникидзевская, 2005. С.7-13.

36. Тема депортации в творчестве С. Чахкиева // Материа-лы Всероссийской научной конференции «Литература народов Северного Кавказа в контексте Отечественной и мировой культуры». Майкоп. АГУ, 2006. 11-14 октября и другие.

37. Миф и сказка (по материалам сказочного эпоса ингу-шей) // Тезисы докладов Международной научной конферен-ции «Наследие как система национальных ценностей: язык, культура, история». Махачкала, 2006. 4-5 мая.

38. Генезис мотивов идеализации младшего сына в волшеб-ных сказках ингушей // Материалы У1 Международной науч-ной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». Майкоп, 2008. С.275-277.

39. Генезис института побратимства в волшебных сказках ингушей // Тезисы докладов Международной научной конфе-ренции « Единая Калмыкия в единой России; через века в бу-дущее». Элиста, 2009, 13-18 сент.