- Развита теория управления в части расширения понятия стратегии в соединении с целевой ориентацией на перспективное социально-экономическое развитие учреждений профессионального образования и уточнения представления о роли и функциях управления перспективным развитием учреждений профессионального образования как инструментария организационно-экономического обеспечения достижения планируемых экономических результатов, повышения эффективности используемых ресурсов, адаптации к развитию рыночных отношений с учетом требований рынка труда.
- Разработаны и обоснованы организационно-экономические основания рационализации разноуровневых систем управления профессиональным образованием в регионе. Данные системы базируются на принципах обязательности соблюдения функционального назначения, целевой ориентации, наполнения функций, методов и стратегий региональной системы управления профессиональным образованием комплексными мерами для достижения поставленных целей в текущем и долгосрочном периодах.
- Сформулированы методические подходы к комплексному применению организационно-экономических и финансовых мер влияния на взаимодействие технологических элементов перспективного и стратегического управления развитием систем регионального профессионального образования. Предлагаемые меры призваны обеспечить ускорение перехода разноуровневых субъектов управления профессиональным образованием к модели взаимной ответственности, выявлению и использованию новых источников финансирования, обоснованию норм, нормативов и ответственному планированию затрат в деятельности учреждений профессионального образования.
- Сформулированы методических рекомендаций по использованию аналитического инструментария (анализа) как технологического элемента систем перспективного и стратегического управления развитием профессиональным образования.
- Обоснованы рекомендации по приведению в адекватное соответствие фактических объемов оказания образовательных услуг планируемым объемам, в принятии и реализации комплекса мер по предупреждению и нейтрализации негативных факторов влияния на развитие регионального профессионального образования.
- Сформулированы и обоснованы методические положения использования механизма управления социально-экономическим развитием учреждений профессионального образования, предоставляющие возможность субъекту управления профессиональным образованием региона предусматривать возникновение различных вариантов изменения образовательного процесса на основе влияния внешних и внутренних факторов, а также стимулировать достижение экономических и социальных результатов в стратегической перспективе. Предложена обобщающая методология изучения и использования стратегического планирования в системе управления профессиональным образованием на региональном уровне.
- Построен прогноз и получены прогнозные оценки экономических и социальных показателей развития профессионального образования регионов, определена ожидаемая среднесрочная прогнозная оценка изменений экономического результата развития учреждений профессионального образования на региональном уровне в вероятностных состояниях национальной экономики на долгосрочный период развития, в том числе сделан прогноз выпуска специалистов государственными профессиональными учебными заведениями и прогноз прироста объема инвестиций в основной капитал учреждений образования для каждой из республик-субъектов федерации в составе Приволжского федерального округа.
- Предложена и разработана стратегия долгосрочного развития профессионального образования региона, позволяющая субъекту перспективного и стратегического управления профессиональным образованием реализовывать организационно-экономические меры и технологические процедуры систем управления, направленные на идентификацию экономических и социальных процессов с ориентацией на достижение планируемых результатов в условиях неустойчивого состояния внешней среды.
- Разработаны и описаны методические принципы прогнозирования потребности рынка труда в специалистах с различным уровнем профессионального образования, базирующиеся на использовании комплексной оценки системы экономических и демографических показателей, а также показателей занятости и показателей оценки намерений населения региона в части получения профессионального образования. Предложен алгоритм прогнозных расчетов потребности рынка труда в специалистах разного уровня профессионального образования.
- Доказана необходимость внедрения и использования системы государственного регионального заказа на подготовку кадров как метода концентрации бюджетных средств и оптимизации их расходования в перспективе на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития экономики региона. Предложен и описан методический комплекс объективного и корректного формирования госзаказ на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования региона, включающий методики: определения ресурсного количества мест; сопоставления стоимостных затрат на профессиональную подготовку кадров; формирования контрольных цифр приема в государственные образовательные учреждения; учета заявок предприятий региона на подготовку специалистов.
1.Петров А.Н., Подшибякина Е.Н., Кураков А.Л. Региональная система образования: социально-экономическое управление. – М.: Вуз и школа, 2004. – 18,1 п.л. (вклад автора 5,0 п.л.).
2.Кураков А.Л. Профессиональное образование: планирование и прогнозирование его развития. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 22,3 п.л.
3.Кураков А.Л. Бизнес и высшая школа: их влияние на развитие российской экономики. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 16,9 п.л.
4.Кураков А.Л. Модернизация: социально-экономические и духовно-нравственные аспекты. – М.: Гелиос АРВ, 2011. – 25,0 п.л.
5.Кураков А.Л. Управление социально-экономическим развитием профес¬сионального образования: теоретические подходы и организационно-экономические основы. – СПб.: Изд-во ООО «Студия “НП-Принт”», 2011. – 7,4 п.л.
6.Кураков А.Л. Формирование системы и механизма управления профессиональным образованием в регионах. – СПб.: Изд-во ООО «Студия “НП-Принт”», 2012. – 10,3 п.л.
Статьи, опубликованные в журналах, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации
7.Кураков А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой профессионального образования // Вестник Чувашского университета. – 2004. – № 1. – 0,4 п.л.
8.Кураков А.Л. Конкурентоспособность как необходимое условие развития личности // Развитие личности. – 2004. – № 2. – 0,8 п.л.
9.Кураков А.Л. Влияние демографической обстановки на планирование и прогнозирование регионального профессионального образования // Семья в России. – 2005. – № 1. – 0,6 п.л.
10.Кураков А.Л. Совершенствование системы управления региональным профессиональным образованием // Регионология. – 2005. – № 2. – 0,7 п.л.
11.Кураков А.Л. Влияние факторов внешней и внутренней среды на состояние системы профессионального образования // Вестник Чувашского университета. – 2005. – № 1. – 0,4 п.л.
12.Кураков А.Л., Александров А.Ю., Кураков В.Л. Социальная защита студентов вузов // Семья в России. – 2005. – № 2. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
13.Кураков А.Л. Стратегии управления социально-экономическим развитием профессионального образования региона // Вестник Чувашского университета. – 2005. – № 3. – 0,5 п.л.
14.Кураков А.Л. Совершенствование управления профессиональным образованием: международный опыт // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 1. – 0,5 п.л.
15.Кураков А.Л. Теоретические основы рационализации разноуровневого управления профессиональным образованием в регионе // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 3. – 0,4 п.л.
16.Кураков А.Л. Демографическая обстановка и профессиональное образование // Семья в России. – 2006. – № 1. – 0,3 п.л.
17.Кураков А.Л. Формирование рационального механизма прогнозирования и планирования развития учреждений профессионального образования региона // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 4. – 0,5 п.л.
18.Кураков А.Л. Квалифицированные менеджеры новой генерации – гаранты динамического развития российского рынка // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 6. – 0,4 п.л.
19.Кураков А.Л., Александров А.Ю., Кураков В.Л. Проблемы совершенствования высшего образования и пути их решения // Семья в России. – 2006. – № 2. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
20.Кураков А.Л. Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования // Интеграция образования. – 2006. – № 4. – 0,4 п.л.
21.Кураков А.Л. К вопросу формирования конкурентной среды пред¬принимательской деятельности // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 7. – 0,5 п.л.
22.Кураков А.Л. Малый бизнес в экономике страны // Вестник Чувашского университета. – 2007. – № 1. – 0,4 п.л.
23.Кураков А.Л., Кураков В.Л. Некоторые вопросы совершенствования инвестиционной политики в России // Вестник Чувашского университета. – 2007. – № 3. – 0,5 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
24.Кураков А.Л., Кураков В.Л. Влияние демографии на профессиональное образование // Вестник Чувашского университета. – 2007. – № 4. – 0,5 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
25.Кураков А.Л., Дмитриева Е.А. Региональные аспекты социаль-но-экономического развития России // Вестник Чувашского университета. – 2007. – № 4. – 0,6 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).
26.Кураков А.Л., Дмитриева Е.А. Роль и значение государства в системе рыночной экономики // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 1. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
27.Кураков А.Л. Повышение эффективности функционирования региональной экономики // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 3. – 0,4 п.л.
28.Кураков А.Л., Александров А.Ю., Кураков В.Л. Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях // Вестник Чувашского университета. – 2008. – № 4. – 0,6 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
29.Кураков А.Л., Кузнецова Е.В. Мировой финансовый кризис: причины и пути его преодоления // Вестник Чувашского университета. – 2009. – № 3. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
30.Кураков А.Л., Аврелькин Г.А., Аврелькин В.А. Инновации как фактор антикризисного управления // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – 0,5 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).
31.Кураков А.Л., Бондаренко Н.В. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – 0,7 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).
32.Кураков А.Л. Экономические проблемы развития образования в условиях мирового финансового кризиса // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 2. – 0,2 п.л.
33.Кураков А.Л. Планирование экономических и социальных результатов деятельности учебный заведений профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. – 2010. – № 2. – 0,3 п.л.
34.Кураков А.Л. Совершенствование планирования и прогнозирования развития экономики как необходимое условие ее модернизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 28. – 0,4 п.л.
35.Кураков А.Л. Планирование и прогнозирование как системные элементы обоснования перспективного развития образовательных учреждений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 15. – 0,4 п.л.
36.Кураков А.Л. Взаимодействие функций пла¬нирования и прогнозирования в системе управления учреждениями профессионального образования // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 1. – 0,4 п.л.
37.Кураков А.Л. Роль человеческого капитала в модернизации экономики // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 3. – 0,5 п.л.
38.Кураков А.Л. Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профес¬сионального образования // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 4. – 0,4 п.л.
39.Кураков А.Л. Планирование и прогнозирование как инструменты ориентирования профессиональных учебных заведений на достижение необходимых экономических и социальных результатов // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 45. – 0,4 п.л.
40.Кураков А.Л. Управление деятельностью российских и зарубежных учреждений профессионального образования // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – 0,6 п.л.
41.Кураков А.Л. Стратегические направления развития регионального профессионального образования // Транспортное дело России. – 2011. – № 12. – 0,8 п.л.
Статьи и доклады, опубликованные в сборниках научных трудов
42.Кураков А.Л. Динамика уровня образованности населения в Российской Федерации // Методологические основы и механизмы реализации социально-экономической политики Российской Федерации на современном этапе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27-28 мая 2004 г.). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004 – 0,8 п.л.
43.Кураков А.Л. Механизм реализации социально-экономической политики в области образования в регионе // 21 век: образование, наука и экономика Чувашской Республики: сб. науч. тр. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,6 п.л.
44.Кураков А.Л. Начальное профессиональ¬ное образование: современ¬ное состояние и перспективы развития // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,7 п.л.
45.Кураков А.Л. Экономика и образование // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,5 п.л.
46.Кураков А.Л. Методологические и методи¬ческие основы модернизации системы образования // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 0,5 п.л.
47.Кураков А.Л. Повышение качества образования – главная задача реформы образования // Семья в России. – 2004. – № 3. – 1,7 п.л.
48.Кураков А.Л. Формирование стратегии социально-эко¬но¬миче-ского развития профессионального образования региона // Межвузовский сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. – 0,7 п.л.
49.Кураков А.Л. Управление социально-эко¬номическим развитием прфессионального образования региона // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. – 0,4 п.л.
50.Кураков А.Л. Особенности управления профессиональным образованием региона в условиях развивающегося рынка образовательных услуг // Межвузовский сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,4 п.л.
51.Кураков А.Л. Основные направления повышения эффективности профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование» // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,4 п.л.
52.Кураков А.Л. Взаимодействие образования и производства как фактор повышения эффективности их деятельности // Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. – 0,3 п.л.
53.Кураков А.Л. Некоторые вопросы повышения уровня доступности и качества высшего профессионального образования // Педагогическая наука Поволжья. – 2007. – № 1. – 0,4 п.л.
54.Кураков А.Л. Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. – № 1. – 1,0 п.л.
55.Кураков А.Л. Повышение эффективности финансирования системы образования // Финансовый мониторинг в инновационном развитии региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. – 0,3 п.л.
56.Кураков А.Л., Александров А.Ю. Совершенствование социальной и демографической политики как необходимое условие современного экономического развития // Семья в России. – 2009. – № 2. – 0,5 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).
57.Кураков А.Л. Методический подход к разработке регионального государственного заказа на специалистов // Межвузовский сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – М.: ЮниВестМедиа, 2012. – 0,3 п.л.
58.Кураков А.Л. Прогнозирование потребности регионального рынка труда в специалистах с профессиональным образованием // Межвузовский сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. – М.: ЮниВестМедиа, 2012. – 0,4 п.л.
59.Кураков А.Л. Прогнозирование социально-экономических показателей развития учреждений профессионального образования в регио¬нах // Инновационная экономика. – 2012. – № 1. – 0,6 п.л.