Научная тема: «ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИИ И ИНДИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 23.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Государственная политика в сфере свободы совести является особой разновидностью государственной политики, ярко выраженная специфика, которой проявляется в том, что эта сфера затрагивает наиболее сильные, иррациональные струны общественной психологии, способные мобилизовать большие массы людей, как верующих, так и неверующих. Данная сфера соответственно требует более взвешенного, стратегически и тактически выверенного подхода.

Государственная политика в сфере свободы совести - система действий государства, направленных  на обеспечение свободы совести, регулирование деятельности религиозных и атеистических организаций, сотрудничество с ними в решении государственно значимых задач в целях обеспечения стабильности политической системы.

2. Политическими функциями государственной политики в сфере свободы совести являются: легитимация политической власти; социализация верующих, включение религиозных сообществ в общественно-политическую жизнь; утверждение толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде; урегулирование межконфессиональных противоречий; социально-политическая интеграция; консолидация и мобилизация различных конфессий вокруг решения государственно значимых задач; обеспечение целостности и укрепление национальной  безопасности государства.

3. Эффективность государственной политики  в сфере свободы совести определяется локальными критериями развитости институциональных основ и механизма реализации указанной политики:

  • в области нормативно-правовой базы: наличие гарантий свободы совести и вероисповедания; положений о статусе, правах и обязанностях религиозных объединений, религиозных меньшинств в Конституции, федеральных и региональных законах, а также наличие концепции указанной политики;
  • в системе инструментов реализации: наличие федеральных и региональных программ в отношении различных конфессий; программ, затрагивающих вопросы деятельности религиозных объединений, а также специальных мер представительства религиозных групп в системе государственной власти;
  • в практической сфере: наличие центров межрелигиозного общения (межрелигиозные советы и т.д.); поддержка федеральными и региональными властями акций в религиозной сфере (фестивалей, религиозных праздников и т.п.); наличие религиозных СМИ; развитие религиозного образования и расширение знаний о религии; наличие нестандартных решений;
  • в области институциональных основ: наличие специальных структур в органах исполнительной власти по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений на федеральном и региональном уровнях;
  • в области финансового обеспечения: наличие мер для стимулирования экономической деятельности религиозных организаций; улучшения их материальной базы;

4. Общим для поликонфессионального пространства России и Индии является наличие в религиозном составе населения численно доминирующего конфессионального ядра (православные  - в России, индуисты - в Индии) и религиозных меньшинств, среди которых самыми многочисленным являются мусульмане. Специфика поликонфессионального пространства обеих стран заключается в степени религиозности населения; роли религиозного фактора в общественно-политической жизни; в политическом и правовом статусе различных религиозных групп. Главной предпосылкой устойчивости политической системы  поликонфессиональных и полиэтничных стран России и Индии является относительно высокая степень социокультурной гомогенности, в основе которой лежит цивилизационное единство.

5. И в России, и Индии напряженность в межконфессиональные отношения вносят дифференциация государством общества по религиозному признаку и различная степень его сотрудничества с конфессиями. Межконфессиональные конфликты редко возникают на теологической основе  - «в чистом виде». Как правило, религиозный фактор используется в конкретных целях различными политическими акторами. Использование в политическом процессе подобного рычага иногда приводит к трагическим последствиям, ярким примером чему является негативный опыт раздела британской колонии на Индостане в 1947 г. по конфессиональному признаку. Неотъемлемой составляющей сосуществования различных конфессий и религий в конкретном государстве и, как следствие, гарантией внутренней политической и социальной стабильности является межрелигиозный диалог.

6. Государственная политика России и Индии в сфере свободы совести прошла в своем развитии секулярный и постсекулярный этапы. В постсоветской России секулярный этап (1986 - 1997 гг.), включает  период формирования предпосылок для зарождения и становления сепарационной модели государственной политики в сфере свободы совести (1986-1990 гг.), период становления указанной модели (октябрь 1990 - декабрь 1993 гг.), а также период утверждения сепарационной модели государственной политики в сфере свободы совести (декабрь 1993 - 1997 гг.); постсекулярный этап (1997 - по настоящее время), который  характеризуется переходом к кооперационной модели государственной политики в сфере свободы совести, усилением консервативных течений, обозначением  государственных преференций в отношении «традиционных» конфессий. В Индии секулярный этап государственной политики в сфере свободы совести господствовал, начиная с правления Дж. Неру, и характеризовался исключением религии из политического процесса.  Постсекулярный этап (1985 - по настоящее время), включает следующие периоды: период отхода от политики секуляризма и усиления влияния религиозного фактора на политический процесс (1985 - 1998 гг.); период поддержки правящей партийной коалицией во главе с Бхаратия джаната парти индусского национализма хиндутвы (1998 - 2004 гг.); период протекционистской политики Объединенного прогрессивного альянса во главе с партией Индийский национальный конгресс (ИНК) в отношении религиозных меньшинств  (2004 - по настоящее время).

7. Общим для современной государственной политики России и Индии сфере свободы являются: светский характер государства; кооперационная модель указанной политики; дифференциация общества по конфессиональному признаку;  законодательно оформленная градация религиозных объединений и наличие разных уровней взаимодействия с ними государства; активное участие государства в религиозной жизни общества и попытки контролировать ее с помощью административного ресурса; косвенная и прямая материальная и финансовая поддержка основных конфессий.

Однако в каждой стране сложилась специфическая кооперационная модель. В России она имеет следующие особенности: 1) наличие рудиментов четырехуровневой градации вероисповеданий, существовавшей в Российской империи: с Русской православной церковью (Московский патриархат) на конфессиональной вершине и далее вниз по степени убывания «традиционности»; 2) элементов советской модели государственного регулирования духовной жизни населения страны: попыток контролировать духовную жизнь общества с помощью привлечения административного ресурса. В Индии особенность кооперационной модели заключается в наличии: 1) рудиментов колониальной политики противопоставления  индусов как общины большинства и мусульман как общины меньшинства; 2) представлений в необходимости защиты прав меньшинств; 3) конституционном закреплении коллективных прав религиозных меньшинств и использование инструментов  их защиты - позитивной дискриминации и других специальных мер.

8. Оптимальная модель государственной политики в сфере свободы совести должна обеспечиваться ориентированностью на соблюдение демократических принципов, прав и свобод граждан, а также на защиту национальных интересов государства и укрепление общественной стабильности. При этом необходимыми условиями эффективной политики любого поликонфессионального государства в сфере свободы совести являются: системный подход к выработке инструментов и механизмов государственной политики в сфере свободы совести; согласованность и координация принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях; наличие единого центра выработки, формирования и реализации политики и ее конкретных инструментов; наличие информационно-аналитического и экспертного обеспечения политики в данной области; продуманная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации государственной политики в сфере свободы совести; обеспечение государством прямого диалога религиозных конфессий с государственной властью; эффективное межрелигиозное взаимодействие в масштабе страны, направленное на социально значимую деятельность и укрепление согласия и стабильности в обществе.

9. Общими принципами осуществления политики государства в сфере свободы совести в России и в других поликонфессиональных странах должны стать: принцип светского характера государства; принцип свободы совести и вероисповедания; принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; принцип равенства религиозных объединений пред законом; принцип сотрудничества государства с религиозными объединениями; допустимость ограничений в сфере свободы совести и вероисповеданий, случаях предписанных законом и необходимых для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а так же основных прав и свобод других лиц.

Инструменты и механизмы государственной политики в сфере свободы совести должны вырабатываться с учетом характера государства, региональных особенностей, культурного и религиозного многообразия поликонфессиональных стран.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах и изданиях в соответствии с требованиями ВАК и Министерства образования и науки Российской Федерации

1.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Политика позитивной дискриминации и религиозные меньшинства в Индии // Вестник ВЭГУ. 2010. № 6 (50). С. 114-120.

2.Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Хабибуллина З.Р. Государственное регулирование хаджа в современной России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 4. С. 65-69. (Вклад диссертанта 0,3 п.л.)

3.Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Кляшев А.Н. Религиозные меньшинства России: теоретико-правовой и социальный аспекты // Вестник Башкирского университета. 2010. № 3. C. 776-781. (Вклад диссертанта 0,5 п.л.)

4.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Процесс формирования новой системы отношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан // Вестник Пермского университета. Серия политология. 2010. № 3. С. 49-59.

5.Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Хабибуллина З.Р. Россия и Индия: государственное регулирование хаджа // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 53-56. (Вклад диссертанта 0,6 п.л.)

6.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Модель государственной политики в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2011. № 2. С. 220-225.

7.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Государственные институты защиты прав меньшинств в Индии // Вестник ВЭГУ. 2011. № 2 (52). С. 122-129.

8.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Государственная политика в сфере свободы совести в России // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 1. C. 29-33.

Другие публикации:

9.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Формирование новой модели государственной политики в сфере свободы совести и ее реализация на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан). Уфа, АН РБ, Гилем, 2010. 156 с. Объем 9,1 п.л.

10.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Религиозные меньшинства в современной Индии. Уфа, Диалог. 2011. 100 с. 7 п.л.

11.Мухаметзянова Р. М. Свобода совести в международном и российском праве: опыт создания базы данных // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Уфа: РИО БашГУ, 2000. С. 72–84.

12.Мухаметзянова Р. М. Свобода совести в международном праве и российском законодательстве 1990–1997-х гг. // Свободомыслие и свобода совести в мировой истории: сб. ст. II студенческой научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарных исследованиях». Уфа: РИО БашГУ, 2001. С. 83–99.

13.Мухаметзянова Р. М. Религиозная толерантность на примере поликонфессионального Башкортостана // Межкультурный диалог на евразийском пространстве: Башкортостан – евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности: материалы международной научной конференции 30 сентября – 2 октября 2002 г., г. Уфа. Уфа: РИО БашГУ, 2002. С. 108–110.

14.Мухаметзянова Р. М. Ресурсы Интернет по проблеме правового обеспечения свободы совести в России в 1990-е годы // MODEN HISTORY: партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока: материалы ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 121-123.

15.Мухаметзянова Р. М. Построение модели государственно-религиозных отношений в современной России // MODEN HISTORY: партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока: материалы ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 18–21.

16.Мухаметзянова Р. М. Религиозная политика и религии в современном Башкортостане // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2003. С. 86–89.

17.Мухаметзянова Р. М. Этноконфессиональная ситуация и реализация свободы совести и вероисповедания в современном Башкортостане // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: Информреклама, 2004. С. 104–113.

18.Мухаметзянова Р.М. Политика современного российского государства в сфере свободы совести: Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. Уфа: РИО БашГУ, 2004. 22 с.

19.Мухаметзянова Р.М. Государственная политика в сфере свободы совести в современной России // Проблемы развития мира, человека и общества: традиции и современность: Сборник научных работ / Под ред. А.Ф. Кудряшева – Уфа: Диалог, 2004. С. 50 – 58.

20.Мухаметзянова Р.М. Меннониты Башкортостана: материальная и духовная культура // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: Гилем, 2005. С. 396–398.

21.Мухаметзянова Р.М. Особенности формирования новой системы государственно-религиозных отношений в Республике Башкортостан // Этносы и культуры Башкортостана: история и современность: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 9-16.

22.Мухаметзянова Р.М. «Новые» религии и государство: проблемы взаимоотношений // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 174-177.

23.Мухаметзянова Р.М. Свобода совести и вероисповедная политика в законодательстве Республики Башкортостан // Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Сборник научных статей / Ответ. ред. А. Малашенко. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 73-85.

24.Мухаметзянова Р.М. Мусульманское меньшинство в индийской религиозной мозаике // Ислам и государство: Сборник научных статей / Ответ. ред. А. Малашенко; Сост. А. Юнусова. М., Уфа, 2007. С. 64-79.

25.Мухаметзянова Р.М. Общество Сознания Кришны в Башкортостане // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2007. С. 102-106.

26.Мухаметзянова Р.М. Проблема гендерного равенства в современной Индии // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2007. С. 106-109.

27.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Векторы религиозной политики в эпоху глобализации // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения». Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Р. Г. Кузеева. Уфа, 2009. С.355-357.

28.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Индия сегодня: государство и благосостояние меньшинств // Проблемы востоковедения. 2009. №4. С.47-53.

29.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Политика в сфере свободы совести в Башкортостане на современном этапе // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы IV Всероссийской научной конференции. Уфа: ИИЯЛ, 2010. С. 179-182.

30.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. О реализации принципов свободы совести и вероисповедания в политике федеральных и региональных органов власти России // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике. Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) 14-15 апреля 2010 г. Ч.II./ ответ. ред. Р.Г. Абдеев. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 250-255.

31.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Конфессиональные меньшинства Индии: проблема статуса в прошлом и настоящем // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (1 июня 2010 г.). Т 1 / Отв. ред. Е.В. Тихонова. М.: РГСУ, 2010. С. 193-199.

32.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Политико-правовое и социальное положение женщин в современной Индии // Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы Третьей международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории) 1-3 ноября 2010 г., Череповец. М.: ИЭА РАН, 2010. Т. 1. С. 378-393.

33.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Государственные институты, реализующие политику в сфере свободы совести в России и Индии и перспективы научно-исследовательского сотрудничества по данной проблеме // Материалы VII Съезда российских востоковедов: (Звенигород, 13-16 сентября 2010 г.) / [редкол.: М.С. Мейер (председатель) и др.; сост.: Д.Д. Васильев, М.С. Мейер, А.А. Столяров]. Москва: Ключ – С, 2010. С. 173 – 177.

34.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Государство и ислам: регулирование хаджа в Республике Башкортостан (Россия) и штате Уттар-прадеш (Индия) // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. С. 137 – 141.

35.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Объекты поклонения мусульман в Башкортостане (Россия) и Раджастхане (Индия) // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 258-260.

36.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Государственно-религиозные отношения в Башкортостане современное состояние и перспективы развития // Современное развитие регионов России политико-трансформационные и культурные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2010. С. 268-273.

37.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Положение мусульманского меньшинства в Индии // Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Р.М. Асадуллина. Москва-Н.Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 90-95.

38.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Секуляризм в России и Индии: теоретический и практический аспекты // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2011. С. 127-133.

39.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Политика «позитивной дискриминации» в Индии как средство консолидации многонационального и многоконфессионального общества // Россия и ее регионы: в поиске гражданского единства и межнационального согласия / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 10 ноября 2011 г.). Уфа: БАГСУ, 2011. С. 223-227.

40.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Религиозный национализм в политической практике современной Индии // Национализм и национально-государственное устройство России: история и современная практика. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Б. Х. Юлдашбаева. Уфа: Диалог, 2011. С. 187-192.

41.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Религиозная мозаика в современной Индии // Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия: Сборник статей и материалов Международной научной конференции. Науч. ред. Н.И. Леонов; сост.-ред. А.Е. Загребин, А.В. Ишмуратов, Р.В. Кириллова; отв. ред. Д.И. Черашняя. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. С. 49-53.

42.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Становление новой системы государственно-конфессиональных отношений в Башкортостане // Ватандаш. 2011. № 7. С. 199-206.

43.Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Хабибуллина З.Р. Индия и Россия: государственное регулирование хаджа // Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. 2011. № 7. С. 169-176. (Вклад диссертанта 0,6 п.л.).

44.Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Общественно-правовое и социально-экономическое положение мусульманского меньшинства в Индии // Ислам в мультикультурном мире: материалы I-ого Казанского международного научного форума (г. Казань, 1-3 ноября 2011 г.). Казань, 2012. С. 83-94.